Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1026) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Отражение Неба на земле

Иеромонах Макарий (Маркиш): Отражение Неба на земле

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №32 (1025) 2019 г.

Вопрос философский, но он имеет место: «Что такое душа и что такое дух? И чем они отличаются?».

– Вопрос непростой. Одновременно и философский, и связан со Священным Писанием. Дело в том, что по тексту Нового Завета можно сделать два разных вывода. Имеются две составляющие части личности – материальная и нематериальная (тело и душа). Или три: апостол Павел кое-где упоминает отдельно душу и дух. Но никакого догматического вывода мы тут сделать не можем. С некоторыми взглядами мы соглашаемся в том, что есть две части (дихотомия) человеческой личности, а по некоторым другим взглядам – это трихотомия.

Различие терминологическое, словесное: что относить к духу, если это какая-то особая третья часть, а что относить к каким-то другим частям или компонентам души, которые к духу не относятся? Разные могут быть мнения. Понятно, что слова «духовный», «дух» – это ассоциации с Духом Святым, нечто, связывающее человека с Богом в той или иной форме. Но, как мы знаем, личность целиком связана с Богом, ничто в человеке не противоположно Богу (кроме греха). А все, что свободно от греха, направляется к Господу, потому что Господь Иисус Христос – Спаситель тела. Это тоже не надо забывать. У нас нет противоположности между душой и телом. Душа спасается, а тело никому не нужно – это неправда. Это ошибочное суждение. В связи с этим трехчастность или двухчастность человеческой души не оказывает прямого воздействия на наше христианское миросозерцание, мировоззрение.

Следующий вопрос: «Я преподаватель психологии, православный человек. Недавно услышал, что психология – это лженаука и не стоит заниматься ею православному человеку. Что делать? Сменить профессию?».

– Бедный человек. Он же психолог, все-таки грамотный человек, разумный и говорит: «Недавно услышал...». Иной раз услышишь такие своеобразные слова, что не знаешь, куда от них деваться. Ну нельзя ни психологу, ни кому-либо вестись на то, что недавно услышал, надо познакомиться с факультетом психологии в Свято-Тихоновском институте, да и не в нем одном. Психология и ее применение в Православии или, наоборот, воздействие православного богословия, православной антропологии, православной аскетики на психологию – исключительно важные процессы.

Есть препятствия на этом пути. В любом деле есть препятствия, в любом деле есть недостатки, в любом деле есть люди, которые оказываются ниже требований, что к ним предъявляются. Но, как в басне Крылова, в семье не без урода, только не надо по уродам судить о семье. Посмотрите в интернете тему «Православие и психология» и увидите массу полезнейших примеров того, что сегодня делается.

Следующий вопрос: «Можно ли молиться шепотом (читая утренние и вечерние молитвы, правило ко Причастию и так далее)?».

– Если я, священник, совершаю богослужение в храме, если я – регент хора, псаломщик или диакон, значит – веду молитву так, как принято в церкви. Если же это молитва моя личная, то я ее совершаю так, как лучше для меня, насколько это приносит больше пользы в создавшихся условиях. Помните очень важное правило: не я для молитвы, а молитва для меня. Святитель Феофан Затворник говорит даже еще ярче: не будьте рабом своего молитвенного правила, пусть правило будет вашим рабом, пусть оно вам служит, пусть оно вам приносит пользу.

Представим себе, что жена и дети спят, а муж говорит: «Нет, надо молиться громко, в голос, как диакон». Это же смешно. Тем более, мы прекрасно знаем из опыта святых отцов, что во многих случаях молитва совершается просто в уме. Так что я бы сказал нашему вопрошателю, что сомнения о его личной молитве он должен рассеивать со своим приходским священником, рассказывать ему, что у него происходит, просить конкретного совета по конкретным обстоятельствам.

Следующий вопрос: «Заниженная самооценка человека и смирение: как это сочетается, как понимается? Смирение никак не связано с самооценкой или у смиренного человека низкая самооценка?».

– Вопрос серьезный. Это один из глубоких вопросов, на которые сходу не ответишь. Самооценка идет у нас из психологии, смирение – из православного образа мыслей, православной аскетики, если точнее выразиться. Конечно, они друг с другом связаны. Смирение – безусловное достоинство личности. Это не то чтобы какая-то здравая мера смирения. Нельзя сказать: надо быть смиренным, но до определенной грани, а дальше уже не надо быть смиренным. Такого мы никогда не скажем, потому что смирение само по себе – это действительно достоинство, действительно благодатный дар.

А что касается самооценки как психологического фактора, как трезвого взгляда не столько на свою личность, сколько на свое место в обществе, на свои функции, на свои контакты с окружающими людьми, то я встречал таких людей, которым скажешь: «Будьте любезны, помогите с этим простым делом», а они: «Нет, я не могу: кто я такой (или такая)?». Женщины часто говорят: «Я такая неуклюжая, я слабая...». Мы прекрасно понимаем, что она просто кокетничает. Но это кокетство входит в пакет низкой самооценки и тем самым приносит человеку вред. Это не смирение.

Смирение – это разумное понимание своих духовных задач, тех даров, которые даны человеку Богом для того, чтобы этот человек достиг Неба. На что опирается оценка этих даров? На слова Спасителя: «Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей волею твоею, всей крепостью твоею и ближнего своего, как самого себя». Вот это отношение к ближнему, любовь к нему, способность его любить, то есть трудиться ради блага других (во многих случаях пренебрегая собственным благом), и служит основой смирения. Начиная от каких-то высоких подвигов (военных, гражданских или родительских) и кончая абсолютно повседневными делами, без всяких ссылок на самооценку.

Пришли люди в ресторан и говорят: «Давайте закажем говядину». А другой говорит: «Мне бы хотелось баранину». А ему отвечают: «Нет, давайте всем говядину». И смиренный человек скажет: «Давайте, не буду ни с кем спорить, съем говядину, если есть такая возможность».

Следующий вопрос: «Разъясните, пожалуйста, значение слов: ударили по одной щеке, подставь другую?».

– Очень хорошее значение. Оно имеет прямое отношение к вашим личным контактам с вашими близкими людьми. Вы женатый, а я монах, мне как-то не приходится такие вещи применять в жизни, а вам приходится. Вот жена вас возьмет и чем-то обидит, а вы возьмете и поцелуете ее в ответ.

На самом деле для женатого человека это должно быть не тяжело, а радостно, потому что вы тем самым приводите Христа в свой дом. Тот, кто в ответ на обиду сам отвечает обидой, выгоняет Христа из своего дома. А тот, кто поступает по заповеди Нагорной проповеди (как сказал Спаситель в 5-й и 6-й главах Евангелия от Матфея), как раз и приводит, приглашает Христа в свой дом.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс