Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №32 (1025) 2019 г.
Вопрос: «Как бороться с искушениями в интернете, когда понимаешь, что это плохо, но оторваться сразу не можешь?».
– С интернетом очень непросто все. Человеку и в мире спасаться тяжело, потому что в мире много всего, разный, как сейчас принято говорить, контент, то есть наполнение. Человек сам выбирает, что ему брать, а что не брать. Многие люди сейчас в отпуске, ездят на курорты. Там есть такая услуга – «шведский стол». Подходишь и выбираешь.
Представьте себе, что на шведском столе помимо вкусной снеди лежит что-то гнилое, протухшее, куски грязи. Нужно иметь вкус, обоняние, осязание, слух, чтобы уметь различать: это мне надо, а вот это совсем не надо.
Одна девочка на Исповеди у меня спросила: «Вот я смотрю в интернете ролики. Как мне определить, что мне полезно, а что нет?». Я говорю: «Знаешь, как я в детстве определял? Если я могу это показать родителям и мне не захочется спрятаться, не будет стыдно, значит, это уже неплохо. А если хочется показать родителям – это что-то хорошее. Вообще, культура должна нас приближать к Богу. А если вы смотрите в интернете что-то, что вас не только не приближает к Богу, но отдаляет даже от ваших близких?.. Заходит мама в дверь, а вы: «Мама, уйди, видеть тебя не хочу, хочу только смотреть то, что в интернете»… Наверное, это не совсем правильно.
Как себя от этого оторвать? Нужно себя воспитывать. Нужно качать мышцы, простите, тренировать силу воли, чтобы мы могли сказать: нет, не буду, не хочу нажимать эту кнопку. Чтобы, когда вас позвал близкий человек, вы могли нажать на кнопку, выключить телефон и пойти. Чтобы это не было чем-то поработившим вас настолько, что вы готовы пожертвовать живыми, реально существующими близкими вам людьми ради какой-то машинки.
Вопрос: «Я знаю, что Вы многодетный папа, несмотря на Ваш молодой возраст… Как подготовить ребенка в семь лет к первой Исповеди? Читать ли ему Покаянный канон, какие-то молитвенные правила?».
– Я не знаю такого, чтобы ребенок семи лет читал Покаянный канон…
Мы с дочерью готовимся, но Покаянный канон – это многовато. Это какие-то молитвы. Ребенок до десятилетнего возраста готов держать внимание около трех минут. Самое хорошее, если ребенок сам попробует помолиться, сам что-то сказать. Вы ему можете прочесть какую-то одну молитву. Самое главное, чтобы он понимал, зачем он это делает. И чтобы пробуждать у него инициативу. Понятно, есть момент воспитания. Вода течет туда, куда проще, и самому ребенку иногда тяжело себя дисциплинировать или к чему-то понудить. Тут нужно помочь. Не заставить, а помочь, это разные вещи с очень разными оттенками. Чтобы помочь, нужно больше усилий, в том числе эмоциональных, больше времени. Заставить проще, но в долгосрочной перспективе это гораздо хуже. Мы можем у ребенка отбить вообще все желание обращаться к Богу, молиться.
А подготовка к первой Исповеди – это смотря как ребенок сам себя ощущает.
Вопрос: «Почему у Иисуса Христа не было семьи? Ведь семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям».
– Многие настолько изумлялись этому, что потом даже возникли мифологические теории, которые особенно популяризировались.
Сначала книги писали, потом фильмы снимали. Но это пошли уже откровенные спекуляции, это не подтверждается Евангельским свидетельством. Это только на уровне апокрифов.
Христос не гнушался брака. Христос пришел в Кану Галилейскую и освятил брак. Если бы это было плохим мероприятием, Он бы туда не только не пришел, но и не сотворил бы там чуда. Потом Христос повторяет то, что мы знаем из Книги Бытия: «Оставит человек отца и матерь свою, прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину. Что Бог сочетал, человек да не разлучает». Христос повторяет эту очень важную формулу. Он говорит о прелюбодействе: человек, который не только изменил своей жене, но и посмотрел с вожделением на другую женщину, уже прелюбодействует. Христос говорит о ценности брака, не гнушается им. Но есть служение, в том числе то, которое появляется потом у некоторых апостолов, остававшихся девственниками (как Иоанн Богослов) и никогда не вступавшими в брак. Этот подвиг потом стали повторять. Иоанн Креститель тоже был девственником, никогда не вступал в брак.
Потом возникает монашество как подражание этому подвигу, монах дает обет безбрачия. Не потому, что брак – это что-то скверное. Монахи выбирали другой путь. По-моему, апостол Петр говорит: кто может, как я, не жениться, тот пусть не женится. В Евангелии тоже об этом говорится – кто может. Но невступление в брак – удел очень немногих. Христос пришел сюда, чтобы послужить, Он Сам об этом сказал: «Я пришел в этот мир, чтобы служить. Не чтобы вы Мне служили, а чтобы Самому послужить». И Он максимально исполняет мессианское служение, служение жертвы Собой ради нас, людей. Он выбрал путь служения, который выбирают сейчас в том числе и монахи.
Семья требует времени. Это отдельное поприще, очень серьезное, важное. К нему нельзя относиться походя. Нет. Это очень серьезная вещь. Человеку, который хочет посвятить всю свою жизнь служению Богу, заниматься только молитвой, будет тяжело сочетать это с семейной жизнью. Поэтому такие подвижники, как Варсонофий Великий, Антоний Великий, Макарий Великий, уходили в пустыню и жили в одиночестве. Не только без семьи, но даже не общаясь с людьми. Серафим Саровский тоже ушел в лес. И Сергий Радонежский. Это желание быть одному, одному молиться Богу. Христос полностью Себя положил на служение нам, людям. Если в Ветхом Завете рассказывается, как люди служили Богу, то в Новом Завете рассказывается, как Бог принес в жертву Себя нам, людям, которых Он любит. Так Бог возлюбил людей, что отдал Сына Своего Единородного, как писал Иоанн Богослов.
Вопрос телезрителя: «Мешает ли разум вере в Бога?».
– Это рациональная составляющая, разумная сила души. Это в нас вложено Богом. Разум – то, что есть у Самого Бога.
Разум ни в коем случае этому не противоречит. Разум – тоже дар Божий. Бог Сам разумное Существо, Он дал нам разум. Люди могут разум использовать не там, где надо. Есть бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума». Человек может, к сожалению, поддаться искушению рацио, то есть все пытаться объяснить, всему придать материальное осмысление, точное измерение. Это тупик. Мы не можем все измерить в материальных категориях. Даже если человек пытается это сделать, не получается. Это заканчивается трагедией.
Но не мешает. Наоборот, некоторые, занимаясь наукой, приходили к пониманию, что мы ограничены. По-настоящему ученый человек сталкивается со своей ограниченностью, с ограниченностью мира. Очень многие крупные ученые говорят, что мы знаем только четыре процента из того, что существует в мире, какие-то крохи. Многие люди через это приходят к мысли о Боге. Настолько все гениально, премудро устроено! Что уж говорить, многие ученые были христианами и в западном мире, и на Востоке. Им это не только не мешало, наоборот, они, понимая все величие природы, зная точные науки, изучая их, понимали, что все это не дает ответа на другие очень важные вопросы, которые беспокоят каждого человека: кто мы, откуда идем, кто светит нам путеводным огнем, что вообще происходит, что будет после смерти, как я могу преодолеть смерть? Некоторые пытаются научно на это ответить, но пока никому не удалось.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.