Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1026) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Хорошее настроение

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Хорошее настроение

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Мелхиседек, причины хорошего настроения могут быть разные: кто-то рад своему материальному положению, кто-то – своим успехам, достижениям, но все это не духовные причины хорошего настроения.

– Кто-то рад отпуску, хорошей погоде (которая никак не наступает)...

Каковы духовные причины хорошего настроения?

– Вообще-то у нас настроение – как погода: настолько неуловимая стихия… На него что-то может, конечно, влиять. Но лучше иметь такое устроение, чтобы на наше настроение как можно меньше было влияний извне. Главное – стремиться, чтобы внутри были настроение, стержень: цель, дело, которое ты призван делать как христианин, как специалист, как семейный человек. И не зависеть от погоды, от того, вовремя пришел транспорт или нет, что там было в метро (уехал ты на первой электричке или пришлось ждать)… Как можно меньше зависеть от внешних обстоятельств – это первое, к чему нам всем надо стремиться.

Далее. Мне понравилась у старца Паисия такая мысль: он говорит, что в жизни каждый человек может испытывать две радости – человеческую и Божественную. Как раз от радости бывает и хорошее настроение – то есть это все созвучно. Он говорит, что, когда человек что-то получает (помощь, внимание, заботу, звонок, улыбку, поздравление), он испытывает человеческую радость, а ты можешь испытать еще и радость Божественную, когда будешь источником этой радости, когда ты сам и позвонил, и похлопал по плечу, и улыбнулся, и спросил, как дела, и сделал конкретное доброе дело – как апостол Павел сказал, дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Тогда и может появиться хорошее настроение, когда ты становишься источником этого настроения. Однажды Сократ сказал: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя».

Мы с Денисом перед передачей пробежались по вопросам – и нашли такой: «Как молиться, чтобы сыну нашлась хорошая жена?». Это тоже относится к добрым делам – молитва о сыне. И я даю практический совет: все, кто хочет создать добрую семью, приходите в наш Покровский храм в Ясеневе. У нас много молодежи, есть опыт: за 10 лет 60 пар мы повенчали только в нашем храме.

Когда у одного священника спросили, как найти вторую половину, он из своего личного опыта сказал: надо молиться и делать добрые дела – они не только создают хорошее настроение, но могут решить многие проблемы в жизни и сделать ее счастливой. Как апостол Павел говорит, что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро.

И мы на этот вопрос, как вымолить сыну хорошую жену, ответим: пусть сын молится и делает добрые дела. Тогда у него будет хорошее настроение, тогда он приобретет навык, как жить не эгоистом – в семье счастье может найти только тот, кто побеждает свой эгоизм.

Кто-то из мудрых людей сказал: в нашей жизни побеждает тот, кто победит свой эгоизм, свою лень и свое нерадение – вот кто побеждает. Надо самому быть источником радости, хорошего настроения, тогда у тебя точно будет хорошее настроение. И сейчас в нашей печально-унылой Москве с ураганами, цунами и дождями с наводнениями надо быть друг для друга солнышками предупредительными.

Вопрос телезрителя: «В молитве Иисусовой есть такое монашеское правило – пятисотница. Как мирянам выполнять это правило, придерживаясь золотой середины, ведь там и поклоны, и другое?».

– Есть такой совет для мирских людей: все начинать постепенно и поэтапно. Лучше утром выделить время, чтобы перед иконами 50 Иисусовых молитв совершить (ровно 10-ю часть от пятисотницы). Не торопясь, произнести их вслух перед Господом с 5-ю поясными поклонами… И этот навык пусть потихонечку прививается. Для этого надо не так уж и много времени.

Кстати, откуда нам взять время? Надо переменить свой режим. Мы все почему-то привыкли ложиться поздно и вставать поздно. Надо всем в духовной жизни стараться переключиться, чтобы было как можно больше времени утром перед работой, перед началом трудового дня – это наилучшее время, когда мы со свежими силами, мыслями, чувствами. Порой мы спим до последнего, а духовная жизнь все-таки предполагает начинать день с молитвы и со времени, посвященного своей душе: это и несколько строчек Евангелия (а лучше глава), потом утренние молитвы, у кого-то, может быть, еще дополнительные молитвы.

Но начните хотя бы с 50-ти Иисусовых молитв, раз есть желание и намерение, а потом постепенно, через месяц, прибавьте 10, еще через месяц – 10. И так продержитесь какое-то время, чтобы понять, что это вам по силам: важно не уменьшать, а по миллиметру прибавлять – это первое правило духовной жизни.

Как говорил наш покойный архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, гайка духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, но никак не раскручиваться. Не набирайте себе много правил, чтобы не начать их уменьшать: это будет означать, что гайка начала раскручиваться. Лучше прибавлять по миллиметру, чем по миллиметру убавлять.

Есть представление, что серьезно относящийся к жизни человек задумчив и даже мрачноват, а о человеке, пребывающем в хорошем настроении, часто говорят, что он легкомысленный, поверхностный. Как совместить хорошее настроение и серьезное, глубокое отношение к жизни?

– Если у человека глубокое, серьезное отношение к жизни, то у него всегда будет и хорошее настроение. Серьезное, глубокое отношение к жизни свидетельствует, что у человека правильное устроение; надо отличать хорошее настроение от веселости, эйфории, от восторженности. Угрюмость, как нам кажется, еще вовсе не означает, что у человека плохое настроение. Если вы начнете с ним говорить, то может оказаться все иначе.

Человек может быть внимательным, задумчивым, сосредоточенным на каком-то внутреннем переживании. В конце концов, многие христиане даже в миру являются теми самыми делателями молитвы Иисусовой (я знаю много таких людей) и когда с человеком разговариваешь, думаешь, что он какой-то задумчивый. Нет, он не задумчивый, у него просто идет глубокая внутренняя работа, и необязательно на лице должна быть внешняя веселость. Не всегда это бывает и не всегда это признак хорошего настроения.

Хорошее настроение может быть и без внешних выражений, особенно это свойственно мужчинам. Женщина проявляет свое хорошее отношение эмоциями, улыбкой, мимикой и прочим, а мужчина чаще всего скуп на мимику, слова, на внешнее выражение. Это вовсе не означает, что у него плохое настроение, что он тебя не любит, не уважает, не ценит. Поэтому надо, конечно, не переносить свое женское отношение к жизни на мужчин, не надо этого требовать от мужской натуры. Мужскую улыбку, внимание и доброе слово надо умножать на 10, а не думать, что если вдруг серьезность, собранность или замкнутость, то это признак, что человеку плохо и у нас с ним плохо. Внешние проявления далеко не отображают внутреннего состояния человека.

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему после молитвы происходит все наоборот: ответ на просимое получаю, но результат прямо противоположный?».

– Немного путаный вопрос. Часто так бывает у новоначальных людей: молилась, молилась о муже, чтобы меньше стал пить, а он в запой ушел, молилась еще о чем-то – и ровно противоположный результат. Это, конечно же, стечение обстоятельств и действие лукавого духа, чтобы человеку в начале его духовной жизни показать, что в ней как бы нет смысла – мало того, будет только хуже, чтобы человек преткнулся, заранее сдал свои позиции.

Не перестаем молиться о родных и близких, о деле, когда хотим, чтобы оно совершилось, о тех обстоятельствах жизни, которые должны управиться. Но мы должны знать: под лежачий камень вода не течет – мы должны сделать один шаг навстречу Господу, а Господь делает навстречу нам 9 шагов… Попутный ветер не дует тому, кто никуда не движется, поэтому надо сначала начать движение вперед. Кто-то сказал: «Знаете, что надо, чтобы достичь цели? Главное и непременное условие – двигаться по направлению к цели хотя бы по миллиметру». И в деле спасения то же самое: не можешь идти по пути спасения – ползи по пути к спасению, не можешь ползти по пути к спасению – хотя бы лежи в этом направлении.

Как часто бывает в нашей жизни: всякие лукавые предлоги и увертки в духовной жизни – «устал, настроение»... Вечерние молитвы надо прочесть, а был трудный день – ладно, кратенькое правило Серафима Саровского. Дай Бог, если так, а, может быть, и вообще никак. Но человек перекрестил лоб, лег в кровать и все-таки старается. И даю такой совет: когда уже совсем ничего не хочется, но что-то сделать все-таки надо, возьмите четки, которые есть в книжном магазине в любом храме, – тридцаточку (можете сами сделать, из ниток навязать узелочки), и хотя бы 30 Иисусовых молитв лежа в кровати прочитайте. Вот это и будет исполнение совета «когда не можешь ползти по пути к спасению, то хотя бы лежи в этом направлении». Не получилось по-настоящему помолиться – хотя бы перед сном хоть что-то сделай ради любви Господа, ради твоей собственной души.

Еще вопрос от нашей телезрительницы: «Мне 65 лет. Ровно год назад я умерла на несколько минут, была в реанимации, но Господь помиловал меня. Потом была операция, и я жива. Прошел год, отнимались ноги, Бог дал мне силы, я хожу. Я пытаюсь воцерковляться, пела в хоре на клиросе, но проблема в том, что я с трудом запоминаю, только все порчу. Нарушена координация, быстро устаю, даже на службе не каждое воскресенье бываю из-за немощи. Чем я могу отблагодарить Бога?».

– Жертвой хвалы. Пусть в течение дня уста произносят: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе!». И выбрать из Псалтири места, в которых больше всего слов благодарности – это 102-й и 145-й псалмы, они предначинательные на Божественной литургии. Благослови, душе моя, Господа – так начинается первый из них, Хвали, душе моя, Господа – второй. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих – 33-й псалом. Выберите благодарственные псалмы из Псалтири. Бывает, что нам в порыве благодарности своих слов не хватает или же, чтобы перейти к своим словам благодарности, надо сначала «печку» разогреть. Она разогревается молитвословием по книге – это Псалтирь, акафист или канон благодарственный. Как хотите, но Бога благодарите – это и будет вашей жертвой хвалы, которая прославит Его.

Если в храме можете что-нибудь делать, то в храме посильный труд может быть. О том, что не запоминаете, надо было тоже переговорить с регентом. А если возможность есть, желание, ревность такая, может быть, какой-то народный хор существует... То есть в храме нужно быть не только пассивным прихожанином, но и стараться тоже служить.

Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Почему у человека есть постоянные жалобы на жизнь? Его одолевают злые духи?».

– Он сам себя одолевает. Недавно подходит прихожанка в нашем храме Покровском уже преклонного возраста, далеко за 70. Я спрашиваю: «Татьяна Сергеевна, как дела? Как жизнь? Как здоровье?». Она говорит: «По возрасту». Думаю: «Господи, ну какая мудрейшая женщина! Ну какое может быть здоровье после 70-ти, после 75-ти лет? Понятно, что у многих никакого. И человек трезво оценивает свою жизнь – „по возрасту”».

Ропотная жизнь – это когда человек не оценивает ни своих сил, ни своих возможностей, ни того, что имеет, и будет ценить это только тогда, когда потеряет. Многим из вас хотел сказать одно мудрое наблюдение, которое и выразила однажды наша прихожанка Покровского храма. (Кстати, в этот храм всех приглашаем – в нем 2 500 м византийской мозаики, нижний храм Михаила Архангела имеет копии величайших христианских святынь – Гроба Господня, места Рождества Христова, Гробницы Божией Матери, Камня помазания, водоноса из Канны Галилейской и пр. – когда-нибудь выберите время: в Иерусалим не всякий человек может выбраться, а в наш храм может выбраться любой. Кстати, наш храм зовут Иерусалимом на окраине Москвы: Ясенево – это самая южная точка.)

Как раз прихожанка этого храма и сказала мудрую мысль: «Мое состояние по возрасту». А еще мы должны благодарить Бога не только за то, что имеем, но за то, что имеем, а сами не ценим. И она мне однажды сказала: «Батюшка, Вы знаете, и 70 лет – нормальный возраст. Но об этом я узнала в 80». Поэтому давайте сразу благодарить и за 20, 30, 40, 50, 60: о том, что было все хорошо, мы узнаем только лет через 10 – что полоса, о которой мы думали, что она у нас черная, оказывается, была не черной, а белой. Надо ценить то, что сейчас имеем.

Вопрос: «Как перестать бояться смерти? Не только своей, но и близких людей? Я понимаю, что есть и рай, и ад, но очень страшно, что после смерти ничего не будет. Очень сложно поверить в существование таких мест в современном технологичном мире. Еще и современная медицина это подтверждает. Как с этим справиться? Каждый вечер думаю о смерти и рыдаю, сил больше нет».

– Непонятно, при чем здесь технологичный мир, при чем медицина: как могут технология и медицина опровергнуть воскресение? Бояться надо своей дальнейшей судьбы там, в вечности, но надо и твердо верить. Любая христианская душа читает в Символе веры каждый день: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Что значит «чаю»? Жду с нетерпением. Самое главное, чего надо просить у Господа, это вера: верю, Господи, помоги моему неверию. И апостолы говорили: «Господи, умножь в нас веру». Боязнь смерти и мысли о сомнении в жизни будущего века, сомнения в рае и аде – это признак маловерия. И сам дар веры – великая милость и чудо Божие, его надо просить: «Господи, я понимаю, что так должно быть, но до конца в этом нет абсолютной уверенности».

У Бога надо веры просить. Один человек пишет: «Я стал умирать и подумал: слава Богу, что наконец-то пришел всему конец. А когда открылись мои глаза после смерти (имеются в виду глаза не телесные), я понял, что это только начало. И как же было жалко, что перестало биться сердце». Это, наверно, был человек, который, как и женщина, на несколько минут умирал. Наверно, это тоже посмертный опыт человека, который сказал «конец», а оказалось – только начало.

Кто-то из наших писателей сказал, что для многих людей было бы выгодно (и они так хотят), чтобы ничего не было. Но на самом деле все есть: и добрый рай, и ад, и Милосердный Господь. Феофан Затворник однажды сказал: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание – миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». С этой надеждой и надо жить, что Господь смерти не сотворил: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых», «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» – это слова нашего Господа, а они непреложны… Переживать за себя и за своих близких, безусловно, надо, чтобы вдруг не оказаться среди безумных козлищ, а оказаться среди овец Христовых, чтобы не оказаться по левую сторону, а по правую. А выбор в этой жизни за нами.

Кто-то из духовных людей сказал: «Знаете, что такое ад и что такое рай? Рай – это место, где человек сказал Богу: да будет воля Твоя. Ад – место, где Бог сказал человеку: да будет воля твоя». Никого Господь не определяет ни в рай, ни в ад – сам человек уже при жизни предопределяет себе место: жил с Богом – и будешь жить с Богом, жил здесь без Бога – и там, к сожалению, окажешься без Него, и это будет твой личный выбор.

Господь до бесконечности стучится в сердце каждого человека, а взломать эту дверь Он не может – она открывается только изнутри.

То, что мы пришли к вере, имеем веру среди миллионов неверующих людей, – это, конечно, великий дар Божий. Когда возникает мысль, пойти на всенощное бдение или нет, в воскресенье пойти в храм или нет, надо не просто пойти – надо бежать. Кто не может бежать – тот ползет, кто не может ползти, тогда смотри телеканалы «Союз», «Спас», которые транслируют богослужения, проведи утреннее время с благодарностью Богу, с благодарным сердцем за великий дар веры.

Как сказал Григорий Богослов, если бы мы, кроме веры и кроме Христа, не имели в этой жизни ничего, мы с верой и со Христом уже имеем все. И вот за это все – за богатство веры и за богатство внутренней жизни – Бога день и ночь мы должны благодарить, а если у нас еще есть немного денег, немного работы, немного здоровья смотреть телеканал «Союз», «Спас», слушать радиостанцию «Радонеж», молиться, книжку читать, видеть, слышать, то мы просто вообще счастливые люди!

Мы на сегодняшний вечер и на целую неделю желаем вам, дорогие мои, хорошего настроения. Поэтому молимся, делаем добрые дела и стараемся, чтобы людям с нами было хорошо, а тогда и нам самим будет хорошо, и Господь будет радоваться, что мы Его дети – дети любви и веры.

Записали:
Елена Кузоро
и Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс