Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Священник Стахий Колотвин: Свобода нас приближает к Богу, совершенствует

Священник Стахий Колотвин: Свобода нас приближает к Богу, совершенствует

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Не так много времени прошло с последней нашей встречи, и вновь Вы с нами, вновь будем отвечать на вопросы, которые нам присылают в большом количестве. Первый вопрос: «Есть выражение: на все воля Божия. Так почему же в мире страдает столько людей? Что за несправедливость?».

– За свободу надо платить. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!» – Гете вместе с Фаустом напоминают нам эту истину, Евангельскую правду. Мы созданы по образу и подобию Божию, Господь нас сотворил свободными, и Он эту свободу хранит. Главная воля Божия – чтобы мы жили свободно. Если мы хотим по своей свободе исполнять заповеди Божии, приближаться к Нему – Господь рад. Если мы по своей свободе уходим в грех, в какие-то злодеяния – Господь печалится, но Его воля – нашу свободу хранить. Наша свобода такой дар, которым надо уметь пользоваться. Если ты, свободное существо, навредил кому-то из окружающих ближних, то это не получится списать на Бога.

Иногда, чтобы дать нам подсказку, как из этой дилеммы выбраться, говорят: «Что-то происходит по воле Божией, а что-то – по Божию попущению» – Господь, конечно, контролирует ход бытия, но что-то и попускает. Это противоречит Его благой воле о нашем спасении, о нашем счастье, но все равно это в полном соответствии с Его волей о сохранении нас подобными Ему: если бы Господь ограничил нашу свободу, мы перестали бы быть как Он. Бог абсолютно свободен – ограничив нашу свободу воли, Бог показал бы, что Он Сам несвободен. Так что нам своей свободой надо очень бережно распоряжаться.

Свобода – многоценный дар, поэтому мы ни в коем случае не можем ее порабощать греху и сатане. Можно сказать: что это за дар, который такие несчастья в мир приносит? Нет, свобода нас приближает к Богу, совершенствует. Если ангелы могут только воспевать Спасителя на Небесах, могут выполнять прямые указания Божии (апостол Павел говорит, что ангелы – служебные духи, посылаемые на служение для имеющих наследовать спасение), то венец творения – человек – сам творец, и он может своим творчеством прославлять Господа.

А можно, наоборот, несчастьем мир наполнить. Иногда сатана просто на нас надевает шоры, говорит: «Какой мир жестокий». Но нет, мы же говорим: человек свободен, Бог по Своей воле дал человеку свободу и все контролирует. Несмотря на то, что люди все портят, сколько замечательного в мире! Если б не было этого замечательного, мы бы все на себя руки наложили. Но все-таки так поступают только люди совсем безумные – либо в психическом плане, либо те, у кого душа уже совсем помрачена. Мы же все-таки, как бы у нас ни была тяжела жизнь, радуемся. Мы видим, насколько прекрасен мир, пусть и со смогом городов. Вроде нам тяжело дается труд, мы устаем, но все равно – мы отдыхаем, наслаждаемся, встречаемся с друзьями. И это перевешивает суету или тяжелую рутину нашего труда. В мире, несмотря на то, что человек все портит, гармония Божественная всегда есть.

А если мы все-таки хотим попасть в то место, где воля Божия уже на сто процентов исполняется, нам тогда надо не попасть туда, где исполняется Божие попущение. Разве Господь рад, если кто-то пойдет на добровольные мучения? В ад не Господь загоняет – в ад загоняет человек. То есть тот, кто своей свободой распоряжался так, чтобы жить не по Божией воле, а по Божиему попущению, и попадет в то место, где действительно все будет по Божиему попущению. Господу никакой радости ад не принесет. Но если человек выбрал его для себя, то это будет. А мы же стараемся. И если мы волю Божию сейчас исполняем, то и попадем туда, где воля Божия совершается, где абсолютная любовь, где нет вражды, а непрестанная радость и очень-очень интересно и здорово.

Вопрос: «Что такое епитимья? И что происходит, если ее не выполнить? По каким причинам допускается ее невыполнение?».

– Епитимья – духовное упражнение, которое само по себе не имеет самостоятельной ценности. Когда ребенок пишет в прописях, это никак не сказывается на том, что он будет когда-то потом подписывать важные государственные документы или бизнес-план транснациональной корпорации, которую он построит. Это именно только для того, чтобы чуть-чуть почерк устоялся, чтобы научиться первым навыкам письма.

Так же когда человек делает физические упражнения – никакого смысла в самом по себе приседании, отжимании нет. Но есть смысл в том, что тело получает физическую крепость. Если на первом уроке английского заучишь какие-то слова, это не значит, что это самые важные слова в английском языке. Просто это такое начало, упражнение. Точно так же и епитимья.

И кому больше надо делать упражнения? Кто допускает больше ошибок. Если человек спортивный, подтянутый – может, ему меньше физических нагрузок надо регулярно. Если человек пишет грамотно и с почерком все нормально – он будет меньше письменных упражнений делать. Если человека в уме легко считает (просто живой калькулятор), то ему не надо сидеть и решать бесконечные примеры, у него и так все это работает.

Точно так же и в духовной жизни. Грех в переводе с греческого «промах». То есть мы в цель не попали, совершили ошибку… И чтобы немножко закрепиться в каком-то своем делании после духовного падения, нам дается епитимья как духовное упражнение.

Человек после травмы сначала ходит на костылях. Так и с людей новоначальных не требуют, как с людей, которые ходят в храм давно, они еще могут на какие-то свои послабления опираться, как на костыли. Но если тебе сняли гипс с руки?.. Помню, в детстве ломал руку, мне сняли гипс, а я по-прежнему после этого еще некоторое время иногда все равно клал ее в повязку. Особенно в общественном пространстве – боялся, что кто-то заденет и будет больно. И нас с мамой даже пропустили без очереди к мощам целителя Пантелеимона, которые тогда, в 1994 году, первый раз привезли на Русскую землю с Горы Афон. Все увидели мальчика со сломанной рукой – и мы сразу попали к мощам.

Но надо сломанной рукой работать... Епитимья чаще всего – последствие тяжелого греха, который не просто как болезнь, а как ампутация, например. Но ты должен вставать и идти. Вставать на протезы, натирать мозоли – это неприятно, но это то упражнение, которое тебе поможет. Епитимья тоже воспринимается как духовное упражнение.

Однако тут нет никаких универсальных моментов. У разных людей разные способности организма, и им нужны разные упражнения. Что-то для одного нормально, а другой просто надорвется. Так и священник порой может не разобраться и дать очень тяжелую епитимью, с которой можно подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, не могу я столько поклонов класть». Или: «Я вычитываю молитву, как вы сказали, но это для меня просто буквы – я читаю текст, но никакого общения с Богом нет». Или: «Батюшка, Вы мне запретили причащаться полгода, но я уже исправился – и моя душа жаждет. Уже три месяца прошло, можно я причащусь? Правда, я этого хочу. А то боюсь остыть и вообще не прийти даже через полгода». И нормальный священник к этому прислушается.

Или, например, человек приехал в монастырь, в другую епархию, к священнику, который не относится к его приходу. И в монастыре монах, который не привык к реалиям мирской жизни, к тому, как люди на приходах живут, – на чужое духовное чадо накладывает епитимью. Тут надо помнить: вы ее вообще не то что не обязаны исполнять, а исполнять вам ее запрещено. Это непослушание своему приходскому духовнику, что вы у кого-то другого берете епитимью.

Даже этот монах – молитвенник, что по ночам на камне молится, человек святой жизни, – не сможет понять, что сейчас человеку полезно, а вы знаете, что он вынесет, что не вынесет, что ему полезно, что вредно. Поэтому, если вы что-то вне своего прихода получили, к своему приходскому батюшке подойдите и попросите вас от этой епитимьи освободить.

Если епитимья тяжелая и наложил ее на вас именно ваш приходской священник, то тут можно обратиться к духовнику епархии. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Татьяна Муравьёва
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс