Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Если мы не можем найти любви и взаимопонимания со своими близкими, то какие же мы христиане?

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Если мы не можем найти любви и взаимопонимания со своими близкими, то какие же мы христиане?

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Как не впасть в уныние от осознания своей греховности?».

– Через покаяние. Покаяться, забыть о своих грехах: «Покайся, иди и больше не греши». Уныние почему появляется? Человек не хочет исправляться от своего греха, который он ощущает, и не может в нем принести искреннего покаяния. А если человек имеет веру в Бога, он не унывает – он молится, просит у Господа, чтобы Господь его укрепил. Согрешил – опять кайся, проси у Господа прежде всего желания избавиться от греха, который вводит в уныние, и, конечно, избавить от самого уныния. Не надейся только на свои силы: когда человек начинает надеяться только на себя, на свои силы, тогда и получается уныние, отчаяние и нет исправления.

Да. Иногда еще тебя жалеют: «Как все плохо…». Кстати, говорят, саможаление – это проявление гордости: если ты часто акцентируешь внимание, как тебе плохо, – это проявление гордыни.

– Это непринятие воли Божией. Мы никогда не узнали бы, что такое горькое, если бы не узнали сладкого, и наоборот – не знали бы, что такое сладко, если бы не было горя, не знали бы, что такое соленое, если бы не пробовали его. Так и здесь: зачем унывать, зачем отчаиваться, зачем себя жалеть в этой ситуации? Да, мы люди, нам это свойственно. Наверное, и мне в какой-то мере это свойственно иногда, но не надо поддаваться этому состоянию, застревать в нем. Бежать надо от него: промелькнуло это – перекрестился, помолился, и дальше надо двигаться.

Мы говорим о проявлении воли Божией и ее принятии: мы не всегда можем принять то, что нам предлагают обстоятельства и Промысл Бога. Как научиться принимать то, что тебе дается, и, даже принимая какие-то решения против себя, не унывать, получить радость от того, что ты сделал?

– Просить Господа об укреплении в вере прежде всего. Если будет крепость веры, тогда будет и все остальное. Если мы унываем, если не можем принять волю Божию – это прежде всего маловерие. Пример для нас, я считаю, – Иов Многострадальный: вот умение принимать волю Божию, ибо были вера в Бога, упование на Бога. А мы в малой беде уже считаем, что Господь нас оставил.

Вопрос очень простой: что такое послушание? Можно его расширить: что такое церковное послушание, одно и то же ли?

– Это послушание прежде всего воле Божией.

Даже если оно исходит от руководства, например?

– Начальство – от Бога: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Я всегда говорю: «Не нравится начальство – пишите заявление, уходите. Чего критиковать начальника? Ищите другую работу». Бывает часто – на Исповедь приходят: «Все плохо, начальство такое-то», – но уходить-то никто не хочет. Я говорю: «Тогда ищите». – «Нет, меня работа устраивает». – «Раз устраивает, работай. Устраивает зарплата, значит, начальство должно устраивать». Послушание ли это воле Божией? В какой-то мере да. Здесь общий вопрос. Сказать, как это должно быть, очень сложно: к каждой конкретной ситуации надо подходить с конкретным действием.

Святые тоже нам часто показывают опыт. Иногда они противились воле Божией, и в жизни все начинало совершаться немножко по-другому: когда они начинали принимать волю Божию (казалось, с точки зрения человеческой, они правильно поступали, – но нет, оказывается, надо было принять эту волю), потом Господь, как говорят, скорбь в радость претворит – мне недавно так один человек сказал (я тоже немножко поскорбел, а мне сказали: ничего, отец, твоя скорбь твоей радостью будет). Надо стараться… Почему все это появляется в нашей жизни? Потому, что мы не верим в волю Божию, не верим в Бога до конца.

Если Господь считает, что для нашего смирения нам нужен плохой начальник, нам дают плохого начальника. Если Господь считает, что нам надо поболеть для нашего духовного здоровья, физически помучиться, – наверное, надо это принять, пострадать, но не уйти от Бога, от молитвы, от общения с Ним, чувствовать Его всегда в своем сердце. Тогда все будет по-другому. А мы вроде бы верующие, верим в Бога, а считаем, что Господь-то считает по-другому. А откуда же мы знаем, как думает Господь? Он же попустил что-то, какое-то событие в нашей жизни, и нам его надо было принять. Иногда нет сил принять, но проходит время, мы успокаиваемся. Иногда происходит так: когда ты это принял, успокоился, скорбь переходит в радость.

Вопрос телезрителя: «О власти апостол Павел написал в Послании к Римлянам: какую власть он имел в виду? Допустим, Нерон, по приказу которого ему отрубили голову, получается, делал добрые дела, а злом был Павел? Ведь „начальствующие... не для добрых дел, а для злых“. Получается, те, кто противился власти Гитлера, противились Божию установлению (я не говорю уже о большевиках)? Как это все сочетается с властью?».

Спасибо. Это наш постоянный слушатель Евгений – он всегда задает интересные вопросы, которые иногда даже в ступор нас вводят, но мы все равно пытаемся отвечать.

– Конечно, Нерон не был святым. Но апостол Павел принял волю Божию. Через свои страдания он проповедовал слово Божие. Не принял бы он свои страдания – неизвестно, что было бы. Нужно было в свое время извести из темницы апостола Петра – Господь послал ангела и извел Петра из темницы. Господь посчитал, что здесь, сегодня, для той Церкви, которую он заповедовал, нужны страдания Павла. А они готовы были к этим страданиям, они шли к ним, они хотели пострадать как Христос.

Власть Гитлера – конечно, плохая власть, недостойная. Но Господь человечеству для чего-то дал это. Люди же сами его избрали, немецкий народ. Всему всегда дается воздаяние, в том числе и тем, кто поступает неправедно: Господь посылает людей, которые остановят зло и прекратят то или иное событие. Русскому народу Господь дал силы противостоять этому злу и убрать фашизм и с нашей земли, и с немецкой. Поэтому надо уповать на Бога. Господь все знает. Попустил же Господь в свое время Москву взять полякам? Но в нужный момент: сами были виноваты, у самих было много грехов в те времена. И от Бога где-то отворачивались, а как повернулись – сразу Минин и Пожарский появились. Когда услышали голос святителя Ермогена, принимавшего мученическую кончину в подвалах Чудова монастыря, тогда все получило новый поворот.

И трехдневный пост держали…

– Конечно, и поститься начали. Знаете, иногда в нашей жизни мы плачемся: «Почему так тяжело, почему Господь от нас отвернулся, почему у нас все так плохо устроено?»… А почему должно быть по-другому? Надо благодарить Бога за то, что хотя бы так есть сегодня, а не совсем плохо. А мы-то где? С Богом ли мы? Иногда в большие церковные праздники или в воскресный день входишь в храм на службе – и хочется плакать от горя: «Где же люди? Господь вас призывает: „Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Где вы? Вас нет». А почему тогда должно быть у нас лучше? Вот поэтому принимаем то, что есть.

Вопрос: «Знаю, что сплетники будут гореть в аду. Какие обсуждения можно назвать сплетнями, а какие отнести к категории „учиться на чужих ошибках, обсуждая чужую жизнь“?».

– Сплетни вообще – это чаще всего ложь, неправда, которая разносится людьми. Когда сказали правду – это уже не совсем сплетня, наверное. Поэтому говорите правду всегда и не слушайте лжи. Пропускайте ложь мимо ушей, не задерживайте в своей голове то, что не нужно, если не уверены в правдивости этого – тогда и не будете сплетниками. Если кто-то вам что-то сказал нехорошее о каком-то человеке, а вы его знаете совсем с другой стороны, не поддавайтесь сразу на провокации, а старайтесь свое мнение сохранить при себе. Не факт, что человек, который вам это говорит, прав во всем: мы можем обвинять кого-то, рассказывать о каком-то грехе того или иного человека, не будучи свидетелями этого греха. Тот, кто вам об этом рассказывает, сам этого не видел, но слышал от кого-то.

Как можно осуждать или обсуждать того, кого мы не знаем, о ком знаем понаслышке, или того, о ком у нас сложилось свое мнение? Господь каждого из нас создал индивидуальным, создал личностью. Поэтому имейте свою точку зрения, свое мнение, не поддавайтесь злым слухам, сплетням, которые разносятся в разные стороны, не поддавайтесь людям, которые их разносят, тогда и не будете сплетниками – тогда хотя бы за этот грех не придется отвечать перед Богом в день Страшного Суда. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс