Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1023) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Через таинства Церкви дается благодать Господня

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Через таинства Церкви дается благодать Господня

№30 (1023) / 5 августа ‘19

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Когда лучше венчаться: сразу или по прошествии какого-то времени в браке?».

– Что значит по прошествии времени? Какой в этом смысл? Всегда надо начинать с Божия благословения. Дом строят с фундамента – бетон для фундамента есть разной марки (400-й, 500-й) и не надо ждать, когда фундамент начнет рушиться, чтобы добавить бетон получше, раз бетон предыдущей марки оказался слабеньким.

Через таинства Церкви дается благодать Господня, и лучше начать с благодати, с благословения, чтобы заложить правильный фундамент. Иногда и венчанные браки бывают непрочными, а браки без Венчания прочными. Но лучше использовать все.

Человек, который задает этот вопрос, наверное, сомневается в своем выборе, думает: «А вдруг придется разводиться? Венчанный брак – это большая ответственность. Поэтому, может быть, лучше сначала попробовать?..».

Никто не прыгает с парашютом без запасного парашюта. Таинство Венчания – это как еще один парашют. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» брак, зарегистрированный органами ЗАГС, Церковью признается. Такой союз мужчины и женщины – это осознанный шаг, люди сознательно вступают в законное супружество в противовес так называемому гражданскому браку. Поэтому Церковь такой брак признает. Но полный брак – это брак, закрепленный таинством Венчания. В Церкви не венчают без государственной регистрации брака, без этого осознанного, продуманного, взвешенного шага.

Так что с Божией помощью, с упованием на Господа расписывайтесь и венчайтесь. Но самое главное – ни роспись, ни Венчание не сделают брак счастливым – счастливым брак делает совместный труд: долготерпение, смирение, нахождение общего языка. Роспись и Венчание – это не палочка-выручалочка и не какое-то волшебное действие, которое вдруг двух эгоистов сделает счастливыми людьми. Если не будет ежедневной и ежечасной борьбы с собственным эгоизмом, вряд ли что-нибудь получится.

Кто-то из мудрых людей сказал: «До брака у человека больше возможностей и меньше обязанностей – после брака у человека одни обязанности и почти никаких возможностей». Надо на это настраиваться и в браке не искать, чтобы тебя осчастливили, а искать того, как ты другого человека можешь сделать счастливым. Если же ты ищешь в браке, чтобы служили тебе и тебя делали счастливым, чтобы только тебе было хорошо, это эгоистический подход; такой брак спустя время может потерпеть фиаско.

Вступайте в брак с надеждой на все лучшее, с желанием послужить, помня заповедь Господа, Который сказал: «Я пришел не чтобы Мне послужили, но чтобы послужить». При таком настрое в браке все будет благополучно и счастливо. Тем более если он будет подкреплен великой благодатью таинства Венчания.

Вопрос: «Почему нельзя причащаться, если живешь без росписи, но с одним мужчиной? Расходиться с любимым человеком очень тяжело, а причащаться хочется: Христа люблю. Некоторые батюшки допускают, но я боюсь и не причащаюсь, ощущаю себя недостойной».

– Интересно, какие батюшки разрешают причащаться, если есть блудное сожительство? Даже если с одним мужчиной, это все равно блудное сожительство.

Так называемый гражданский брак.

– Встает вопрос, можно или нельзя в таком состоянии причащаться: если человек находится в смертном грехе, о каком Причастии речь? Василий Великий сказал: «Блуд не есть брак и даже не начало брака».

Блуд не может быть началом брака: мы в фундамент сразу закладываем грех – мину под собственный дом. Законы духовной жизни такие же, как физические законы, как правила дорожного движения. Может быть, нам и кажется, что цвет светофора не совсем красный, но он красный; или нам кажется, что хватит скорости, чтобы обогнать машину, но это только кажется. Законы существуют вне зависимости от того, что нам кажется. Нам кажется, что если с одним мужчиной, то вроде это и не грех.

Почему расписаться-то нельзя? Один мужчина, живут очень долго...

– Никто не хочет нести ответственность. Иногда бывает так, что она согласна жить с этим человеком в браке, а ему это не надо, его и так все устраивает: она как обслуживающий персонал. Поэтому надо задуматься: кто ты для него?

Принимать решение – и жить как христианка.

– Может быть, у нее должна состояться какая-то чудесная встреча с другим человеком, а она не позволяет этого, не дает место Промыслу Божию свершиться. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не берите на себя самодельных крестов». Вот это – самодельный крест; а потом душа рвется, сердце разрывается – и в каком состоянии проходит жизнь? Непонятно, во что это дальше выльется...

Вопрос: «Как относиться к священнику, который кричит на прихожан, постоянно ругается и требует благословляться у него на все действия в храме и вне храма? Что это послушание и смирение – это понятно, но правильно ли это?».

– Никакое это не послушание и не смирение. Если есть такая возможность (если это не деревня, где только один храм и один священник), я бежал бы из такого храма. Если люди добровольно не берут благословения, как можно их заставить? Тем более криком. Это ровно противоположно тому, чего мы добиваемся – мы добиваемся свободной духовной жизни, чтобы слушали по любви, по уважению. Люди сами выбирают священника, кому доверить свою духовную жизнь. А так человек не имеет права поступать… Что ему делать, если это деревенский храм?

Приходить в храм, молиться, причащаться и уходить…

– Да, в храм все равно надо ходить: благодать Божия действует в Церкви вне зависимости от личности священника. Просто вставать возле двери, подальше от криков, а как крики начинаются, выходить проветриться, чтобы всего этого не слышать. Но мне кажется, что это все-таки какое-то преувеличение: батюшки в нашей Русской Православной Церкви делятся на хороших и очень хороших. Поэтому не знаю, откуда такие берутся.

Следующий вопрос: «Есть такая поговорка: заставь глупого человека Богу молиться, он и лоб расшибет. Вера в Бога не должна быть чрезмерной?».

– Тогда в нашей Церкви не было бы святых – с практической точки зрения все это кажется чрезмерным: уход в монастырь – чрезмерно, подвиги поста и молитвы – чрезмерно, столпничество – чрезмерно, юродство – чрезмерно.

Труды миссионеров, которые добирались в отдаленные места (как Макарий Алтайский, где на оленях, где на собаках, где пешком), с точки зрения мирского человека, чрезмерны. Когда я в 17 лет пришел к вере, мне тоже говорили, что надо просто в храм ходить, а ездить в лавру на все праздники и в будние дни быть в храме – это чрезмерно.

А кто устанавливает меру? В Писании есть такие слова: «Не мерою Бог дает духа». Кому-то Господь дал ревность, жар духовной жизни... Например, старец Паисий (Преображенский скит Данилова монастыря выпустил одно из самых полных жизнеописаний старца Паисия, которое всем подвижникам веры и благочестия рекомендую) нес послушание в гостинице, принимал паломников. С детства у него был туберкулез, и иногда были такие обострения, что он харкал кровью. Но по молодости у него хватало сил помимо своего послушания помогать трапезнику (а это тоже одно из самых тяжелых послушаний), еще он пытался ухаживать за старцем, за которым плохо ухаживал его послушник. В монастырях обычно достаточно одного послушания, но он видел, что люди нуждаются в его помощи, и помогал. Он говорил, что валился с ног, но при этом летал на крыльях.Он испытывал такую радость и такое вдохновение, что готов был еще что-то делать, чтобы помочь тем, кто нуждался в его помощи.

С нашей обывательской точки зрения – это все чрезмерно, но тогда не было бы святых. В нашей жизни многие люди даже внутри своей собственной семьи боятся перетрудиться: «А я уже убирала, я мыла, я стирала, я гладила» – и прочее, и прочее. Он говорит: «А я сегодня лампочку поменял (или в магазин сходил)». Боятся перетрудиться! Причем в отношении любимого человека. Но если ты этого не сделаешь, значит – это будет делать она (или наоборот).

Старец Паисий сказал потрясающую духовную формулу: «За самоотверженную (значит, сверх меры) любовь Бог дает двойное здоровье». Дорогие братья и сестры, никогда не бойтесь внутри собственной семьи перетрудиться, как вам кажется: Господь именно таким людям, которые чрезмерно пытаются что-то делать в отношении своей семьи, дает двойную благодать и двойное здоровье.

Нет меры. Утренние и вечерние молитвы – это мера? Этого достаточно? А если у человека есть желание добавить еще молитвы? Посидеть возле кровати больного – что здесь будет мерой: полчаса, час, полтора или больше? Никто не знает. Кому-то достаточно и получаса, а у кого-то есть расположение и силы сделать больше. Все это делается по расположению и велению сердца, так что сложно назвать что-то чрезмерным в отношении нашей веры.

Вопрос: «В следующем году мы запланировали с молодым человеком расписаться и повенчаться. Но все родственники отговаривают: будет високосный год, якобы нельзя играть свадьбы. Я в это не верю, считаю язычеством. Молодой человек со мной согласен. Интересно Ваше мнение».

– Я никогда такого даже и не слышал про високосный год. Может, тогда в високосный год вообще ничего не надо делать: ни строить, ни поступать куда-то? При чем здесь високосный год?

Счастливой или несчастливой нашу жизнь мы делаем сами. Есть поговорка: что посеешь, то и пожнешь. Сеющий доброе пожнет доброе, а сеющий злое пожнет злое: вне зависимости от года (високосный он или нет) – пожнешь то, что посеешь. Поэтому обращать внимание на это не надо. А маме и папе, которые находятся под этим субъективным мнением, надо сказать, что все будет хорошо, что это совершенно надуманные вещи, заблуждение.

Но все-таки родителей надо уговорить – должно быть доброе начало, чтобы все были настроены правильно и благожелательно. Сказать: «Мы вас слушать не будем» – нельзя. Вообще, можно выход из положения найти и расписаться в конце этого года. Зачем тянуть? Еще полгода впереди.

Вопрос: «Дозволяется ли посещать богослужения в других христианских храмах? Был на Пасхальных богослужениях в католической церкви и баптистской. В обряде причащения не участвовал».

– Зачем человека туда занесло? Тем более на Пасхальное богослужение. Разве у нас своих Пасхальных богослужений не было? Это крайность, это говорит о непостоянстве человека, он до сих пор в чем-то не разобрался. Святитель Филарет однажды сказал: «Не знаю, спасутся ли католики, но точно знаю, что если я стану католиком, то не спасусь». Не надо экспериментировать, мы – православные христиане. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», – сказал кто-то из наших святых.

Одно дело, если мы оказались за рубежом: есть святые неразделенной Церкви – например, в Венеции есть очень много храмов с мощами святых до разделения Церквей, и люди, бывая там, молятся перед этими мощами, прикладываются к иконам. Все это похвально. Но быть на богослужении нет необходимости. Если это получилось невольно (например, зашли поклониться святым мощам, а в это время идет богослужение, но другой возможности у вас не будет), тогда можно зайти, приложиться к мощам и выйти. Но целенаправленно участвовать в богослужении – это уже крайность.

Просто сейчас люди много путешествуют. Наверное, человек решил, что можно и в таких храмах еще побывать...

– Сейчас модное направление – Таиланд. Но там совершенно другая культура, совершенно невообразимая религия. «Ой, а мы были в храме на экскурсии». Хорошо, была какая-то экскурсия, в том числе и в храм, но когда все пошли в храм, надо было мороженое купить и под пальмой постоять.

Все на себе несет печать духовного облучения. Люди неверующие или ищущие приходят в православный храм и удивляются, что у них вдруг и слезы текут, и чувство умиротворения появляется – человек даже не понимает, что с ним происходит, а это духовное облучение со знаком плюс. Но если вы зашли в какие-то другие храмы, совершенно не христианские, там тоже получите облучение, только со знаком минус. Даже сама эстетика индийских, буддийских храмов: какие-то драконы... На красивую картинку смотришь – совершенно другое впечатление, а здесь даже сама картинка вне нормальной эстетики. Поэтому не надо этого.

Вопрос: «Скорби – для смирения, но не все смиряются, есть те, кто озлобляется и становится еще хуже, чем раньше. Тогда зачем такому человеку Господь дает такую ношу?».

– Кто-то сказал, что наша жизнь – как пианино: в ней есть клавиши белые и черные, и невозможно сыграть нормальную мелодию, не коснувшись и черных клавиш. В жизни у нас не только лишь одни выходные и отпуска, молодость и юность, но и старость, не только работа, но и безработица, не только многодетность, но и отсутствие детей. Много чего в нашей жизни происходит и случается, но что бы в жизни ни случалось, все это для спасения нашей души.

Однажды, когда я заболел воспалением легких (это было много лет назад), у меня появилось время для чтения. Я взял в руки творения Иоанна Златоуста и стал читать его размышления о смысле страданий. Он рассуждал о невинно убиенных Вифлеемских младенцах, что Жизнь (то есть Христос) вошла в мир, и это послужило причиной отнятия жизни у Вифлеемских младенцев. Много страниц он рассуждал на эту тему, и вдруг я прочитал фразу, которую запомнил на всю жизнь: он пишет, что у Бога пользы больше, чем наказания.

Наказание огромное? Да. Судьба страшная? Да. Но у Бога пользы для души больше, чем наказания. И он говорит, что если бы вот так не сложилась судьба этих младенцев, может быть, спустя 30 лет они стояли бы возле Креста и кричали: «Распни! Распни Его!», – а так эти невинные души оказались у Бога, в руках Божиих. Эта смерть была сделана человеческими руками, и Бог не останавливает течения, хода истории. Например, когда машины должны столкнуться, они не останавливаются вдруг как вкопанные. Пуля, вылетевшая из ружья, тоже не останавливается. Не останавливается ход нашей человеческой жизни, но Промысл Божий, который есть непрестанное действие благости и премудрости Божией, добрым поступкам и добрым действиям вспомоществует, а злые прекращает или направляет к благим последствиям.

Поэтому – относительно страданий и скорби – все направлено только к одному: к спасению нашей бессмертной души. Самое главное – самим не изобретать скорби. Есть одна молитва, которая не написана ни в одном молитвослове (и я об этом жалею), сочинил ее почивший оптинский послушник: «Не суй меня, Господи, куда меня не просят». Порой мы сами изобретатели скорбей для себя. Один человек рассказывает своим друзьям: «Я милицию не понимаю! Ну, пьяный; ну, на красный; ну, по встречной, ну, задом...». Так порой и в храме люди недоумевают: «Батюшка, почему мне в жизни не везет?». А сам рассказывает такие грехи! И воровство, и измены, и гнев, и неуважение к матери... И еще удивляется, почему ему в жизни не везет.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не берите на себя самодельных крестов». Мы сами лезем туда, куда нас не просят. Это надо останавливать. На самом деле когда с человеком происходят одни, другие приключения, он все-таки начинает скромнее думать о себе.

Однажды, когда мы строили Покровский храм (это было лет 8 назад), мои помощники пришли в банк. И женщина спрашивает работника банка (человека, который имеет определенный достаток, положение): «А вы Богу молитесь?». Он отвечает: «А зачем? У меня все есть».

Да. Но разве молиться Богу надо, когда стало что-то нехорошо? Богу надо молиться по любви. Кто-то сказал, что Бог разговаривает с людьми на трех языках: сначала языком любви, но мало кто этот язык слышит и понимает, язык болезней и скорбей начинают понимать многие, язык страданий люди понимают еще больше и тогда уже ищут Бога.

Жизнеописатель судьбы Жана Жака Руссо пишет, что когда он умирал, к нему пришел друг и говорит: «Брат, держись!». На лице Руссо появилась саркастическая улыбка, и он сказал: «Если бы я знал, за что держаться». Он Бога отрицал, а кроме Бога, за что еще можно держаться? Иногда скорби и страдания становятся для человека поворотом в духовной жизни и приводят к осмыслению, для чего он живет, что его ожидает. Для многих это становится поворотным моментом в лучшую сторону.

«У Бога пользы больше, чем наказания». Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей. Один человек в луже видит грязь, а другой – отражение неба. Луж по жизни у каждого очень и очень много, но важно увидеть в них не грязь, а отражение неба и особый Промысл Божий о тебе через эту ситуацию, в которой ты оказался.

Блаженный Августин нам всем пожелал: «Проси у Бога не облегчения ноши, а крепких плеч». Я вам от всей души желаю, чтобы у вас были духовно крепкие плечи. Мир всем и Божие благословение!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс