Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Сегодня в нашей краткой беседе мы постараемся ответить на важный вопрос, который зачастую сильно волнует православных христиан. Как относиться к научно-техническому прогрессу, успехи которого становятся очевидными в последние десятилетия? Многие впрямую спрашивают: использование всех этих новшеств – благ для духовного состояния человека или зло?
Никто не сомневается, что в материальном, физическом смысле все эти новшества улучшают нашу жизнь, делают ее комфортней. А с духовной точки зрения больше вреда или пользы от новейших технологических изобретений? И ответ на этот вопрос далеко не очевиден.
Когда-то один умный американец заметил, что изобретение такого средства общения коммуникации, как радио, увело людей из церкви. И в этом утверждении есть большая доля правды. Представьте себе длинные зимние темные вечера, ничто не отвлекает верующего человека от молитвы, в церкви ему пребывать комфортнее (зачастую комфортнее, чем дома), длительные церковные богослужения сопровождают человека всю жизнь.
А когда в каждый дом пришло радио, потом граммофон, фонограф, телевидение, магнитофоны, а сегодня уже и интернет, можно никуда из дома не выходить и, не сходя с кресла, прожить насыщенную и интересную жизнь. С появлением мобильного интернета у многих, в основном молодых людей, вообще пропадает навык размышлять, уходит способность к серьезной сосредоточенной внутренней работе, становится совершенно непонятным смысл содержания самого этого внутреннего молитвенного труда.
Посмотрите на современных детей и подростков, которые с головой погружаются в информационное пространство и живут в непрерывном так называемом онлайн-общении – находятся в постоянном контакте с десятками и даже сотнями людей посредством мессенджеров, специальных программ, которые устанавливаются на мобильные устройства для мгновенного обмена интернет-сообщениями. И не нужно говорить такие наивные вещи, что, дескать, все достижения научно-технического прогресса, особенно в сфере коммуникации, – это безразличная вещь, сами по себе они и не хорошие, и не плохие, а их ценность определяется тем, как их использует человек: во зло или во благо.
Очевидно, что поиск в сети интернет безнравственных, развратных или экстремистских кинороликов абсолютно вредит духовному состоянию человека, а чтение портала Православие.ру – дело душеспасительное и богоугодное. Это все правильно, но речь не об этом, а о том, что благодаря новейшим информационным технологиям все внимание человека с окружающего мира постепенно переносится в так называемый мир виртуальной реальности. И человек становится другим, зачастую не то что мы, взрослые и уже далеко не молодые люди, с трудом понимаем молодежь – молодые родители уже не понимают своих детей.
Вот только два наблюдения на этот счет. Первое – сегодня обесценивается роль и значение учителя. Если раньше мы ценили глубоко образованных и много знающих педагогов, то сегодня функции учителя, библиотекаря как носителей знаний просто сошли на нет. Элементарные навыки позволяют с легкостью находить в интернет-пространстве практически любую информацию – во всяком случае, в рамках программы средних, да и высших учебных заведений.
И второе. Стремительно развиваются и обособляются друг от друга всевозможные молодежные субкультуры. Если раньше подростки с разными интересами большую часть времени проводили вместе (в школе, в каких-то послешкольных занятиях), а их частные увлечения занимали не так много времени, то сегодня, благодаря возможностям онлайн-общения, наши дети с головой погружаются в интересующую их субкультуру, быстро находят друзей, вступают в сообщества и буквально отключаются от всего остального мира – через некоторое время рокеры, анимешники, рэперы, толкиенисты просто перестают понимать друг друга. И вот уже речь идет о том, что прогресс в развитии коммуникации становится непреодолимым искушением, источником гибельной увлеченности, некоей ловушкой для отдельных молодых людей, особенно для детей со слабой психикой.
Другой вопрос, который волнует православных людей, и часто на эту тему задают вопросы – это возможность тотального контроля личности посредством внедрения электронных средств сбора, учета личной информации. Смело можно сказать, что у человека, проживающего, скажем, в большом городе, уже осталось не так много мест, где он может появиться неузнанным. Камеры видеонаблюдения появляются и на улицах, и в подъездах, и в приемных, в коридорах учреждений, фирм, учебных заведений, в транспорте, в ресторанах, на стадионах.
У этой практики есть обоснование, есть положительная сторона: конечно, теперь стало гораздо легче раскрывать преступления. И совершенно очевидно, что у государств есть все возможности в скором времени внедрить технологии, которые позволят отслеживать движение и людей, и денежных средств, да и вообще все поведение человека в онлайн режиме.
Сегодня употребляют такой модный латинизм – транспарентность, то есть «абсолютная открытость, прозрачность». Ну и что же? К этому нужно привыкать. И нет ничего страшного, нет никакой опасности в этом до тех пор, пока кто-то посторонний не захочет вторгнуться в духовную жизнь человека, пока сохраняется свобода религиозной совести человека.
Но, право, после чудовищных экспериментов, осуществляемых тоталитарными режимами ХХ столетия, у многих обществ, на мой взгляд, сформировался сильный иммунитет по отношению к попыткам нового насилия над совестью человека. И очень много зависит от самих христиан, от силы нашей веры, от ее искренности, от праведности нашего образа жизни.
Если ты благочестивый, праведный христианин, то как ты можешь бояться или стыдиться своей жизни, переживать, что кто-то ее видит? Наоборот, это очень хорошо, что ее видят окружающие. Ничто так не привлекает людей ко Христу, к религии, как праведная жизнь христианина, религиозного человека. И ничто так не отталкивает от Церкви, как грехи верующих людей.
А вообще, уже давно известно, что любые научно-технические новшества оборачиваются бедствиями и трагедиями, если попадают в руки злых людей. Прав поэт Вознесенский, который написал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Задача Церкви, религии – благотворно влиять на людские сердца и души.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.