Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1021) → Священник Андрей Лысевич: Христианская семья

Священник Андрей Лысевич: Христианская семья

№28 (1021) / 22 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Зачем человеку нужна семья?

– Мне кажется, невозможно создать хорошую семью и жить в ней, быть счастливым, если человек не знает, зачем ему все это нужно. Когда задают вопрос «для чего человеку создавать семью?», мне вспоминаются слова Господа, слова Священного Писания. Когда Господь сотворил жену для Адама, Он взирал на Адама, на Свое возвышенное творение, и сказал: нехорошо быть человеку одному. Нехорошо – значит, цель семьи – чтобы человеку было хорошо.

Счастье?

– Да. Это значит, семья – то место, где человеку должно быть хорошо: и мужчине, и женщине должно быть хорошо. Но, очевидно, когда православный человек говорит о счастье, он не имеет в виду только лишь дачу у моря, или яхту, или благосостояние – он имеет в виду радость и земную, и вечную, то есть вечное блаженство. Вот эта цель. Святитель Иоанн Златоуст, кстати, размышляя над целью семейной жизни, целью брака, говорил, что цель брака – не чадородие: не ради рождения детей устроен брак на земле, а чтобы люди вместе шли к спасению. Цель брака – это совместное шествие к спасению. Вот такая цель наших семейных уз, семейной жизни.

А цель чадородия в чем заключается? Чтобы увеличивать любовь в семье?

– Рождение детей – это, с одной стороны, следствие любви. Каждый ребенок, входящий в мир, имеет право быть чадом любви, право на любовь своих родителей.

Немного отвлекусь, но это очень тесно связано с нашей темой. В наше время мы очень много слышим о правах детей. Очень часто нам говорят, что ребенок имеет право на образование, на свободу выбора, имеет право не слушаться или слушаться, но забывают о двух фундаментальных правах.

Два права есть у ребенка, о которых практически никто не говорит, я не слышал, чтобы об этом особо говорили. Это два самых естественных, самоочевидных права, которые есть у ребенка. Первое – право на жизнь: ребенок имеет право жить, если он появился в этом мире, имеет право быть рожденным – речь идет об абортах, когда родители на свое усмотрение лишают ребенка жизни, нарушая тем самое естественное, фундаментальное право в жизни ребенка. Второе фундаментальное право, которое тоже попирается сплошь и рядом, – право на полную семью, на родителей, на любовь родителей. Мы как родители обязаны, я считаю, обеспечить своих детей этими двумя правами. Если в чем-то остальном мы не сможем обеспечить ребенка (богатой одеждой, вкусной, замечательной пищей), я думаю, мы не так сильно погрешим, если сможем обеспечить ребенка этими двумя правами… Правом на любовь.

Чадородие есть следствие любви в семье и целью имеет умножение любви в семье. Супруги часто начинают более глубоко понимать свою любовь, когда у них рождаются дети.

Существует два спасительных пути – монашеский и семейный. В чем особенности семейного пути спасения?

– Я сам, как вы понимаете, иду семейным путем спасения. Монашеский путь мне не вполне ведом. Конечно, в начале своего христианского жизненного пути я для себя не видел семейной перспективы, в большей степени склонялся к тому, чтобы жить монашеской жизнью. Но встретил на своем пути свою любимую матушку, рядом с которой мне захотелось прожить всю свою жизнь, идти к Христу, взявшись с ней за руки. Теперь я, наоборот, не мыслю себя на монашеском пути.

В чем же разница этих путей? Апостол Павел, наставляя христиан первых веков, говорил: «Хочу, чтобы все были, как я», то есть девственниками, фактически монахами. В другом месте он говорит о женящихся: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» – немного перефразируя слова апостола Павла, хорошо поступает тот, кто женится, но лучше поступает тот, кто не женится.

Может сложиться впечатление, будто только монашеский путь может привести человека к спасению, но это неверно – это разные два пути, и это нужно понимать. Еще апостол Павел говорит: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» – кажется, эти слова будто бы осуждают тех, кто выбирает «женатый» путь, но это не так.

В другом месте апостол Павел говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» – оказывается, попечение о человеке (жене или муже) может стать для человека способом исполнить Закон Христов. Кажется, Закон Христов – Евангельский закон, евангельская жизнь, это так непостижимо: сколько нужно молитв совершить монаху, сколько различных подвигов… Вот: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов – оказывается, путь спасения в семье лежит через угождение своей второй половине, несение трудностей и скорбей, которые могут встретиться в жизни твоей второй половины. Через это человек способен получить спасение, ведь угождая человеку (жене или мужу), человек угождает Богу: Бог принимает служение по отношению к своему родному, близкому (мужу или жене) как к Себе. Вот такое удивительное чудо.

Становясь на семейный путь, человек должен быть готов к трудностям, испытаниям? Это не романтическое чувство, с которым часто связывается брак, семья? Или все они совмещаются?

– Какие трудности? Разве в семейной жизни есть какие-то испытания? Да что вы говорите! (Смеются.) Человеку приходится ночами не спать, когда ребенок рождается, приходится лишать себя каких-то удовольствий, не ходить танцевать, веселиться, развлекаться – разве это трудности, когда любишь другого человека?

Что такое семейное благополучие, из чего оно состоит?

– Видите, само слово какое интересное – «получение блага». Что же такое благополучие? Казалось бы, это когда у человека много блага. Но как нам понимать слово «благо»? Наверное, не стоит замыкаться только на мирском понимании этого слова. Что такое благо в мирском понимании? У мужа большая зарплата, жена здорова и может ублажать мужа, дети послушны и ведут себя хорошо, учатся на одни пятерки, богатство течет – вот благо, с точки зрения мирского человека.

Не исключая этого понимания блага, хотелось бы напомнить, что в этом слове есть еще и другие смыслы, которые связывают это понятие с Самим Богом: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», – говорит Христос юноше, который ищет святости здесь, на земле.

Благ Господь: благополучие – то есть получение святости здесь, на земле, получение того блага, которое является прообразом Самого Бога. Как получить такое благо в семье? Молиться, любить друг друга, носить тяготы друг друга – поддерживать друг друга. И помнить очень простую поразительную вещь: очень многие люди в нашей стране живут очень скромно и находятся в тяжелом положении. Многим кажется, что проблемы их семейной жизни заключаются именно в этом. Но когда человек искренне старается преодолеть эти проблемы, он однажды познает, что на самом деле проблемы его семейной жизни коренятся не во внешних, не в формальных вещах – они коренятся в нем самом.

Господь говорит ученикам: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» – помните, что жизнь человека не зависит от изобилия его богатства, не богатство становится фундаментальным фактором, который формирует жизнь человека.

Естественно, нужны необходимые блага. Необходимо, чтобы муж и жена прилагали все усилия к тому, чтобы семья не существовала за чертой бедности – нужно стараться сделать все, что можно, но надо понимать, что есть множество людей, которые счастливы друг с другом в очень скромных условиях, обстоятельствах. Порой бывает, что человек и на земле не имеет практически ничего, и жена не такая здоровая, и дети не такие послушные, а между собой они счастливы.

Я часто вспоминаю историю одного моего знакомого и часто пересказываю собеседникам. Этот человек был красавцем парнем, очень яркой личностью в свое время. Он искал настоящую любовь… Живет он в Москве. Весь город он, может, и не обошел, но в районе все пересмотрел. В конце концов уже и возраст подошел, и он решил просто жениться. В семье тоже не очень радивый был – все помышлял о какой-то настоящей любви. И вот однажды его жена смертельно заболевает раком, лежит на постели и умирает. Он сидит рядом с нею, держит ее за руку, и вдруг к нему приходит удивительное осознание, откровение свыше: «Я понимаю, что вот она – моя настоящая любовь».

Вопрос телезрительницы: «Что делать, когда дети не слушаются, не уважают старших и все делают наперекор?».

– У меня тоже есть дети. Сейчас Божьей милостью их стало чуть больше – трое. И у нас тоже есть такая проблема. В священнической семье тоже, бывает, дети не слушаются, ведут себя, прямо сказать, противно, выражают неуважение по отношению к старшим.

Первая реакция – наказать ребенка каким-то ограничением, лишить чего-то. Но чем чаще мы сталкиваемся с такой реакцией, тем больше понимаем, что эта реакция чаще всего связана с тем, что ребенка недолюбили. Или просто это особый период в жизни ребенка – он взрослеет, периоды взросления – довольно сложные. Зачастую ответ простой: нужно потерпеть и сильнее проявить любовь по отношению к ребенку. Но любовь настоящую – не просто потворство, но со вниманием обратиться к душе своего чада: что ему нужно – в один момент ребенку нужен разговор, в другой – молчание, в один момент – подсказка, а в другом – он хочет остаться без навязчивых подсказок родителей.

Я не могу говорить об опыте, которого у меня нет: наши детки довольно маленькие. Мне трудно говорить, что делать с ребенком в 16–18 лет, когда он не слушается и ведет себя не очень красиво. Но что-то подсказывает мне, что примерно то же самое, что и в 3 года, и в7, и в 13 – проявить настоящую, взрослую, благородную любовь к этому ребенку: помолиться и подумать, как можешь ему помочь.

Каково значение семейной молитвы?

– Просто колоссально. На мой взгляд, именно она – важнейший воспитательный фактор. Я всегда говорю своим прихожанам и тем, кто меня слушает, что самый главный воспитательный фактор – слышание слова Божия, чтобы ребенок слышал, понимал и мог услышать слово Божие.

Что значит «мог услышать»? Иногда мы слушаем, но не слышим – и ребенок в определенном возрасте начинает так же «не понимать». В этом смысле нам, родителям, с определенного возраста наших детей необходимо практиковать осмысленное чтение Евангелия (либо это практика заучивания с ребенком какой-то части Евангелия: когда ребенок заучивает, волей-неволей ему приходится понять то, что он заучил). А если даже он не смог понять этого по причине слишком глубокого смысла, то ему придется через некоторое время пережить то, чему учил Господь в этих строках Евангелия. Он вспомнит, эти строки придут ему на память – и он, быть может, поймет.

Кроме того, очень важно было бы использовать в нашей воспитательной практике осмысленное чтение Евангелия. Отец и члены семьи садятся за стол или встают перед иконами и читают какой-то отрывок из Евангелия на понятном языке. И спрашивают ребенка: «Как ты думаешь, на что обращает внимание Господь? Что мы должны в нашей жизни изменить в связи с тем, что мы прочитали? Как мы должны жить? Как это влияет на наши поступки? Каким образом мы могли бы исполнить прочитанное нами Евангелие?». Думаю, что вот это может изменить душу ребенка.

Совместное чтение молитв, когда дети видят, что родители молятся, –очень важно: сам ребенок научается молитве, родители познают, что такое молитва, благодать Святого Духа сходит и освящает сердца и души людей. Неужели этого может быть мало?

Как научить ребенка молиться?

– Это целая наука. Зачастую это очень сложно. Терпение и смирение, кротость и смирение. Как Христос учил Своих учеников молиться? Сколько кафизм в день Он заставлял читать Своих учеников? Сколько глав Евангелия прочитывали апостолы, когда следовали за Христом? Какое правило Он им дал, сколько часов в день им приходилось стоять на службах? Не знаем, но знаем одно: однажды ученики ходили за Христом, и у них случилось недоумение. Причем уже не первый год они за Христом ходили: «Господи, научи нас молиться». Тогда Христос дал им ответ, как молиться.

То есть апостолы ходили за Христом долгое время, и ни разу Он их не заставлял молиться – такой штрих из Евангелия. И в ответ Он дал им краткую молитву «Отче наш». Он не дал им Постную триодь или Четьи Минеи на 12 месяцев – Он дал им молитву «Отче наш», в которой глубокий смысл и из которой растут все молитвы современной Православной Церкви…

В этом смысле заставлять ребенка молиться, мне кажется, крайне вредно – более того, заставлять ребенка вообще входить в какую-то духовную практику (именно заставлять, хочу подчеркнуть) крайне вредно.

Был случай у нас в Дивееве со старшим сыном. Мы пришли на источник батюшки Серафима. Сын много слышал, как здорово окунуться в святой источник, и сам на это согласился (маленький еще, 4 года). Я говорю: «Ну что, пойдем?» – «Да, пойдем!», – отвечает с горящими глазами. Заходим – а глаза что-то тухнут у него. Я раздеваюсь, он тоже… Стоит в нерешительности. Говорю: «Пойдем?». – «Да…» (с полувопросительной интонацией). Я его беру на руки, обнимаю, к себе прижимаю, уже иду с внутренним чувством гордости: мой сын идет в источник батюшки Серафима. Мы спускаемся с ним, его ноги касаются ледяной воды, и вдруг он истошно кричит: «Нет!». Я понимаю, что все в моих руках. Я стою уже по пояс в воде, ребенок у меня в руках. Я могу сделать еще один шаг, плюхнуться в воду – и он искупается в воде, а я как родитель удовлетворю свое самолюбие: мой сын искупался в источнике батюшки Серафима. А ребенок кричит – он не готов к этому. В этот момент что-то «стрельнуло» у меня внутри, я вышел и не стал его погружать в воду. Поставил его, сам зашел, окунулся, он на это все смотрел с удивлением – понял, что это такое, но не стал окунаться.

Потом мы вышли и стали с ним разговаривать: да, холодная вода, это тяжело, но это доблестно, это стоит уважения, когда человек доверяет себя Богу, в частности, входит в холодную воду, это некий акт доверия Богу (во всяком случае, я здесь это вижу). Буквально на следующий день ребенок сам сказал: «Хочу войти в купель!» – ребенок осознал и понял, что это нужно ему.

Молитва – то же самое… Поставили ребенка, завязали: «Молись! Постись и кайся!», – а ребенок не понимает, зачем ему это.

Подождем. Давайте мы с ним поговорим, давайте ответим на вопрос: «А зачем это, папа, ты делаешь? Зачем ты идешь причащаться? Зачем ты молиться встаешь, зачем ты постишься?» – давайте мы сначала на эти вопросы ответим ребенку. Когда он увидит, что мы это делаем, понимая, зачем мы это делаем, может быть, он захочет и сам это сделать своей собственной волей, своей собственной решимостью идти к Христу – и хотя бы сказать: «Отче наш, не оставь нас».

Что Вы говорите своим детям, когда они спрашивают: «Папа, зачем ты молишься, причащаешься и постишься»? Или что бы Вы ответили, если бы они так спросили?

– Наверное, «для того, чтобы быть с Господом». Кстати, сегодня ребенок спросил что-то подобное, что-то связанное с молитвой: «А зачем молиться?». Я говорю: «Вот смотри, сын. Как ты думаешь, я люблю тебя?». – «Да, любишь». – «Мне хочется с тобой разговаривать?». – «Да, я вижу, что ты хочешь со мной разговаривать». – «Так вот, когда человек верит в Бога и любит Его, ему хочется с Ним говорить, беседовать. Именно поэтому мы молимся».

Мы молимся не потому, что нас заставили. У нас есть правила, есть какие-то молитвенные требования, которые мы ставим перед собой (или духовник нам благословляет). Эти требования являются (или должны быть) выражением нашего желания молиться. Господь дает молитву молящемуся. Мы читаем молитвы, молимся, чтобы научиться молиться, чтобы нам Господь дал молитву. Но в основании всего этого есть наше желание молитвы, должно так быть: желание разговаривать с Господом. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс