Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1021) → Священник Стахий Колотвин: Жизнь христианина – это радость

Священник Стахий Колотвин: Жизнь христианина – это радость

№28 (1021) / 22 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Мы будем отвечать на вопросы телезрителей, которых накопилось очень и очень много… Вопрос от телезрителя, который недоумевает, почему так много праздников в церковном календаре? Особенно любят попразднство, предпразднство…

– Потому, что жизнь христианина – это радость. Есть такая сатанинская клевета, которую распространяют враги Церкви (и порой на нее даже попадаются люди верующие, по-настоящему церковные), что если ты православный, то должен мрачный ходить. На самом деле Господь в Евангелии говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы» – оденьтесь понаряднее, сияйте, будьте радостны в общении с Богом. Поэтому у христианина что ни день – то праздник, и праздничное ощущение в нас подпитывают своими молитвами святые, память которых в этот день совершается.

Если мы внимательно посмотрим, то заметим: чем больше мы кого-то почитаем, тем больше праздников ему посвящаем. Прежде всего, конечно, каждый день посвящен Богу, поэтому помимо Минеи, где богослужебные песнопения святому, у нас каждый день всегда песнопения Триоди либо Октоиха, посвященные Господу и Спасителю нашему. Но помимо ежедневного воспевания Богу сколько праздников, посвященных Христу, – и двунадесятые, и более мелкие праздники посвящены Спасителю и Его заботе о нас, грешных, недостойных!

Смотрим на праздники Богородицы: это и двунадесятые праздники, и дни памяти различных чудотворных икон – это же праздники не каких-то разных образов, все это праздники Богородицы, ведь после Христа мы почитаем Богородицу, Которая превыше херувимов и серафимов. Мы открываем календарь и видим, что несколько раз в неделю праздник в честь той или иной иконы Богородицы, но в любом случае песнопения, посвященные Ей, так или иначе будут в богослужении.

Чем больше почитается святой, тем больше праздников ему посвящено.

Люди интересуются, что будет в недалеком будущем. Интересный вопрос: «Правда ли, что придет Господь и истребит всех грешников, а явится Он в 2028 году?».

– Вполне возможно – ведь мы абсолютно не знаем, когда явится Господь: есть риск, что явится в 2028 году, и есть риск, что в 2019-м. Поэтому расслабляться не стоит, думая: «О, у меня еще 9 лет до Пришествия Господа». Но и не надо, наоборот, думать: «Сейчас ровно на 9 лет все распланирую», а Господь придет через миллион лет, например. Что Ему стоит?

Господь в Евангелии говорит недвусмысленно. Апостолы Его постоянно спрашивали – они были такие же любопытные, как мы, обычные люди, им интереснее всего было узнать не про спасение своей души, а когда будет Второе Пришествие и так далее. Но Господь сказал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ». Поэтому если кто-то утверждает, что это будет в 2028 году, то есть две версии: либо с вами говорил Сам Бог Отец через интернет или какую-то газетку, либо (что имеет большую вероятность) это наверняка говорил человек, который или шарлатан, или сам заблуждается, ему верить не надо. Мы же всегда должны быть наготове (сколько у нас притч – и о девах со светильниками, и что Господь приходит в любую стражу ночи) к Пришествию Христа. Наше сердце должно быть к нему открыто, повернуто – не надо думать «я сейчас еще чуть-чуть подожду и начну спасаться» или «я пока худо-бедно христианин, у меня есть недостатки, но я над ними через год поработаю» (или «выйду на пенсию (или сдам годовой отчет), тогда начну молиться полноценно»).

Надо жить прямо сейчас, как будто Христос за дверью стоит. Если ты понимаешь, что сейчас Христа увидишь, надо тогда себя чинно вести, уже ни с кем грубо не говорить, подумать о своих грехах (Господь же их видит), все скверные мысли отогнать. Вот так надо жить в каждый момент своей жизни. Сложно, но зато стимул есть.

Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, что нужно делать с одеждой, в которой умер человек? Просто некоторые люди берут ее с собой в помощь в каком-либо деле. Как им объяснить, что это грех и суеверие?».

– В одежде, которая была на усопшем, нет ничего: ни хорошего, ни плохого. Если одежда еще в качественном состоянии, ее можно передать нуждающимся в пункты распределения одежды.

На мне, например, серый подрясник. Он принадлежал одному покойному батюшке, отцу Анатолию Стаднюку (вечная ему память) – его сын ко мне пришел и говорит: «Остались подрясники – куда деть?» (он сам не священник – бывает, если дети священников сами священники, то они берут эти подрясники). Я ему сказал: «Приносите». Принесли. И вот я ношу, тоже иногда вспоминаю отца Анатолия, молюсь о нем… Хорошая и красивая вещь пригождается. Понятно, что уже застиранный, выцветший подрясник лучше утилизировать как-то, сжечь. Обычную повседневную одежду сжигать не надо – просто выкинуть или пустить на тряпочки (пыль протирать), чтобы какая-то польза была. Единственное, что надо понимать: суеверие образуется на том месте, где мало веры.

Лучше тем людям сказать: «Друг, ты идешь на важное дело (на заключение деловой сделки, на продажу недвижимого имущества, боишься мошенников, идешь в какое-то судебное заседание или делать предложение своей любимой), посмотри: ты идешь с чистой совестью? Когда ты исповедовался? Когда ты последний раз был в храме, приносил Господу свои грехи, чтобы Он их снял с души? Любое дело всегда лучше пройдет, когда совесть твоя чиста». Так что пусть лучше этот суеверный человек отбросит все суеверия, зайдет в храм, покается, а потом с Божией помощью все свои дела решает.

Следующий вопрос: «После казни тело Христа вечером в пятницу было положено во гроб – и камень был привален, а утром в субботу первосвященники и фарисеи приложили печать к камню и поставили возле гроба стражу. Был ли осмотр гроба перед этим? Убедились ли напрямую те, что тело Христа все еще находится во гробе, так как гроб не охранялся весь вечер и всю ночь с пятницы на субботу?».

– Интересная концепция. На самом деле стража была приставлена. Надо понимать, что иудеи были очень талантливые люди, Господь их наделил способностями, и не надо воспринимать их как глупых.

Если мы помним, о снятии с креста всех распятых (как Господа, так и разбойников) попросили не апостолы, не мироносицы, не Иосиф Аримафейский, а сами иудеи. (Человек на кресте мучается обычно несколько дней – это очень медленная казнь. Люди проходят каждый день, и это страшное зрелище им напоминает: нельзя бунтовать против римской власти или грабить на большой дороге, как те разбойники). Пришли к Пилату как раз те самые люди, кто предал Христа на смерть, просить, чтобы больше никто на кресте не висел. Они вот такие: невинного на распятие можно вести, а чтобы тело висело во время праздника ветхозаветной пасхи – нельзя. Они как раз и были инициаторами, чтобы тела снять. Собственно, во время этого разговора Христос умер, в 9-й час (вот почему 9-й час и читается перед вечерней – это когда Господь сказал: «Боже, Боже, вскую оставил Мя», и предал дух). Иудеи в этот момент и просят Пилата, чтобы он приставил стражу. А Пилату жалко распылять римские войска на то, чтобы какую-то могилу сторожить; он говорит: «У вас есть храмовая стража, которая Христа в Гефсиманском саду захватывала, ее и поставьте». С креста еще никто не снят, а разрешение уже получено.

Римские воины приходят и перебивают голени разбойникам. Воин копьем пробивает ребро Христа, видит, что Он уже умер. Иудейская стража здесь, и только Иосиф Аримафейский, пользуясь тем, что у него по знатности есть некоторые полномочия, богатство, договаривается потом с Пилатом, чтобы похоронить Христа отдельно.

Тела разбойников, может, сразу просто закапывают в землю, а Господа полагают именно в гробнице, и римская стража это сопровождает: раз Пилат разрешил это Иосифу Аримафейскому, понятно, что никто не будет против власти выступать… Все проходило уже под двойным контролем, в том числе и римских воинов, которые следили, чтобы не допустить бесчинства, чтобы воля их начальника Понтия Пилата была реализована. И разбойников просто закопали, а тело Спасителя поместили в гроб. И была иудейская стража. Двойной контроль, можно сказать, перекрестный, проверяли друг друга.

Христос точно умер и точно был погребен… Чтобы мотивировать стражу – у саддукеев такие богатства были... Почему Господь шел в Иерусалим? И из Римской империи, и из Персидского царства (со всего мира) приходили люди и приносили пожертвования – это были колоссальные средства, на которые можно было целую армию нанять.

Как потом много лет угнетенные иудеи могли воевать против римлян? Закупали лучшее оружие, потом выступали, но Господь уже перед этим сказал: «Се, оставляется дом ваш пуст». Но одно дело против римского войска стоять, а уж против жен-мироносиц, против бедных рыбаков, против Иосифа, обычного торгового человека, иудейская стража справилась бы... Поэтому тут сомневаться нет никакого смысла – надо внимательнее относиться к Евангельскому тексту.

Следующий вопрос: «У нас два сына, все родились с Божией помощью, но мы очень хотим доченьку. Как нам правильно молиться? Нам за 40».

– Мой старший товарищ, отец Григорий Геронимус, тоже на дочку надеется, но пока у него 6 сыновей. И они по-прежнему ждут девочку. На самом деле хотел упомянуть другой пример, более по теме: о семье родителей отца Григория, его покойного отца Александра Геронимуса. У них было 5 сыновей, им с матушкой уже было за 40 лет, и вот у них родилась дочка. Мама отца Григория по-прежнему здравствует, хотя она уже дама преклонных лет. И, конечно, на старости лет всегда приятно, что у тебя не только сыновья, но и девочка.

Молиться всегда можно. Но будет воля Божия или нет – этого мы не знаем. Мы всегда вправе просить. При этом независимо от того, что кто-то более благочестив, а кто-то менее. Разве отец Александр был более благочестив, а его сын меньше? Нет, но просто Господь посчитал, что так нужно. Или посчитал, что отец Григорий живет не в эпоху упадка Советского Союза, не в богоборческие времена, когда священникам было тяжелее, а живет в наше время, и Господь решил, что будет у него 7-я или 8-я дочка.

В любом случае, даже если следующий ваш ребенок будет опять мальчик, может, Господь просто говорит: друзья, рожайте еще, не бойтесь. Кроме того, Господь каждому из нас, особенно когда мы не можем получить ребенка того пола, какого хотим, напоминает о главном нашем недостатке – любви и милосердия… Может, Господь хочет, чтобы у вас и правда появилась дочка, но чтобы вы пришли, например, в детский дом и нашли себе там дочь, которая принесет вам радость в старости. Порой ведь даже родные дети неблагодарные, порой на старости лет как раз приемный ребенок – это тот, кто старикам подает настоящую радость души. Можно и на это решиться.

Следующий вопрос: «Меня в детстве крестили в Православной Церкви. В 1990-е годы моя знакомая привела меня в церковь к мормонам, и меня там тоже крестили. В начале 2000-х на Исповеди в нашей Православной Церкви на мой вопрос, как мне вернуться в нее и нужно ли снова креститься, батюшка сказал, что достаточно покаяния. А недавно слышала, что этого недостаточно. Подскажите, пожалуйста, что нужно сделать и куда обращаться».

– Любой грех отделяет от Христа, но есть смертные грехи по сути: убил кого-то или жене (мужу) изменил – это действительно смертный грех. Такой же смертный грех – измена Христу. Одно дело, когда ты не был христианином, находился в поиске, а другое – когда уже Христа нашел, к Нему пришел, а потом отказался.

Ладно, бывает молодость лихая, но когда ты уже все-таки нашел любовь всей своей жизни, а потом что-то не устроило и пошел изменять, – это, конечно, не годится. Так же и здесь: тяжелая ситуация, если уже отречение от Христа. Пусть не очень-то ты Его узнал после Крещения, пусть батюшки не объяснили или не было времени (в 1990-е все потоком шли креститься), пусть в храме была злая бабушка, а подруга, которая к мормонам привела, была добрая и заботливая, – все равно некоторое отречение от Христа было. Раз уж такая вина есть, спрос с такого человека строже. Нужен некоторый цикл подготовки (а не просто беседа): что человек принимает православное вероучение, разбирается в этом, чтобы его потом никакая секта не подловила, а наоборот, когда к нему его друзья по секте будут приходить, мог бы сказать не просто так «я поверил, что Христос – Истина», – а чтобы он и правда разобрался, в чем была его ошибка, и смог помочь тем, с кем он вместе какое-то ложное учение разделял: главная задача христианина не просто кого-то побеждать, а помочь себе и окружающим прийти к Христу.

Поэтому есть специальный чин присоединения к Церкви. В каждом округе Москвы (Москва – это большая епархия) есть комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия (иногда в народе ее еще называют сектоведческой или сектоборческой комиссией). Надо найти, к какому батюшке в вашей епархии, в вашем городе обратиться. Кто именно этим занимается.

Здесь есть некоторая поправка. Все-таки уже в 2000 году, как я понимаю, был возврат в Церковь, и раз уже почти 20 лет мы в православии, то особый чин присоединения к Православной Церкви не нужен. Иначе получается, что вы 20 лет причащались – и это было недействительно без этого чина? Поэтому чин проходить, может, не стоит, по мнению вашего епархиального архиерея, но, по крайней мере, стоит с ним побеседовать. Он даст вам какую-то литературу почитать, чтобы своим собратьям по несчастью, затянутым в секту, вы могли помочь…

Не надо пугаться, что мормоны вас утянут. Если плавать не умеешь, а к тебе ребенок подплыл и за руку берет, ты думаешь, вы сейчас вместе утонете? Если плавать умеешь, наоборот, и ребенка удержишь. Так же и здесь. Очень здорово бывает людям выходить из секты, когда рядом с батюшкой есть обычный человек, не священник, который говорит: «Да, я был в секте – я смог это победить». Такой пример помогает. Здесь свою вину отречения от Христа можно перевесить своей помощью в приведении к Христу других людей, тоже попавших в секту, в беду.

Подскажите, как простыми словами объяснить сестре (ей 14 лет), что нельзя верить в гороскопы?

– Надо это проверить опытным путем. Скажите ей: «Найди “ВКонтакте” всех людей по дате своего рождения и посмотри, одинакова у вас судьба или нет. Следи за публикациями, подпишись на обновления и увидишь. Если хоть у кого-то что-то разное произойдет, все – сжигай гороскопы. Я тоже буду это контролировать, на себе посмотрю. Потом сравним». Это идеальный способ увидеть, насколько человек свободен, насколько свобода человека определяет его жизнь, а не какие-то небесные светила. Небесные светила определяют нашу жизнь? Определяют. Если солнце не будет светить, то через 8 минут мы об этом узнаем (свет идет 8 минут от Солнца до Земли), наша Земля превратится в ледяной шар (если солнце будет светить чуть ярче, мы все сгорим).

Понятно, светила как-то влияют на нашу жизнь, но в какой момент мы родились, никак на нашу жизнь не влияет (единственное, если ты родился зимой, то будет холоднее гулять, но зато можно закаляться, спать на балконе – я помню, как моего брата закаляли родители: его очень тепло одевали и укладывали спать на балконе, и свежий морозный воздух позволил ему потом избежать каких-то болезней; а кто родился летом, тот в принципе не простудится, ведь более-менее тепло. Как мы видим, только температурный режим может как-то повлиять на нашу жизнь) – наша дата рождения никакого отношения к далеким созвездиям не имеет.

Можно спросить об этом у учителя астрономии в школе, сходить на какой-нибудь научный семинар... Кроме того, суеверия всегда приходят на основе слабой веры, и вера в астрологию происходит на фоне недостатка знаний по астрономии. В принципе, есть хорошие начинания: несколько лет назад решили ввести курс астрономии в школах. Церковь всегда за просвещение, всегда за истину, а лукавый всегда за мракобесие – если он кому-то голову задурит через какую-то мелочь, то и душу человека захватит.

Вопрос: «Если в ходе Исповеди чувствуешь осуждение со стороны священника, как это воспринимать? Стоит ли обращать на это внимание? После последней Исповеди батюшка меня осудил, отругал, был раздражен. Мне сложно теперь заставить себя перебороть чувство сомнения и непонимания. Как помочь себе преодолеть это и решиться опять идти к нему на Исповедь, не боясь осуждения? Ведь я и так себя осуждаю не меньше. Мне нужен совет, а не критика».

– Действительно, вы могли попасть к батюшкам, которые стараются побольнее уязвить человека, что к нему приходит. Ситуация вполне типичная, и в храмах таких священников можно встретить. Тут проблема общехристианская, которая есть и у священников, и у мирян – она не зависит от сана: нам сложно разделить грех и грешника. Апостол Павел говорит, что наша брань не против плоти и крови, не против людей, против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных – против бесов.

Мы должны ненавидеть грех, ему противостоять, но грешника, в котором грех действует, через которого он проявляется в мир, мы все равно должны любить. Разве Христу было радостно, что иудеи Его распинали, что гнали Церковь? Нет. При этом Он всех любил и за всех молился, – за всех Своих распинателей. Разбойник хулил Его – Он и за него молился, как и за того, который хотел покаяться.

Батюшка мог поступить так, ненавидя не вас, а грех, который вы совершили, не смог это сдержать – и его захлестнуло. Как порой бывает – берешь горячую тарелку супа, несешь и обжегся, неприятно: «Ой, поскорее надо поставить», хотя вроде делаешь полезное. Но чуть-чуть тебя занесло в сторону – и ты уже что-то не так сделал. Режешь салат, торопишься – делаешь полезное дело, готовишь, но порезал себе палец, кровь течет – и тебе уже не до салата… Точно так же и здесь священника может занести.

Кроме того, есть человеческий фактор. Например, батюшка 2–3 часа исповедует, у него просто нет сил и терпения. С утра тоже какие-то проблемы: настоятель ему не платит зарплату, люди его только эксплуатируют, никто батюшке на жизнь не пожертвует и так далее – много самых разных факторов. Где как: где-то зарплаты не платят – думаешь, хоть бы печеньем с кануна попитаться. Где густо, где пусто – это не меньшая проблема. Священник чувствует, как все достало: «Хоть бы кто спросил о чем-то о духовном, о Евангелии. Почему люди спрашивают такую чепуху?» – это тоже может раздражать. И священник, уже уставший, начинает раздражение выливать. Надо тогда смотреть: если вы видите, что батюшка на взводе, не ходите к нему в этот раз на Исповедь – идите просто причащайтесь, а через неделю исповедуйтесь. Если вы видите, что это у батюшки системные проблемы (возможно, он и хороший, яркий, талантливый проповедник) – значит, не вам его вытерпеть. Вы ходите, его проповеди слушайте, но на Исповедь идите к другому священнику. Если он единственный священник в храме или второй еще хуже, значит надо добраться до другого храма.

Теперь самое главное: Господь вас любит, Господь всех нас спас; Господь победил смерть, врата адовы сокрушил, нас всех ждет в раю. Мы уже спасены, надо только не препятствовать спасению. Все будет хорошо, главное – верить во Христа и иногда чуть-чуть смиряться и нести испытание.

Записали:
Светлана Тодосейчук
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс