Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы увидим, насколько это непростое дело – проповедовать... Отец Климент, само слово «проповедь» вызывает огромное количество вопросов и интересных комментариев. Кажется, проповедь что в Индии, что в Европе – это просто проповедь, но я узнал, что проповедовать в Индии очень сложно, даже опасно. Вы живете в Индии и хорошо знаете свой народ; можно сказать, сейчас Вы – единственный православный священник родом из Индии. Можно сказать, что Вы – один на миллиард: примерно столько людей живет в Индии. Скажите, пожалуйста, сколько там христиан?
– По государственным цифрам, только 2%. Мы, христиане, знаем, что эта цифра больше, однако меньше 7%.
От миллиарда людей это очень много. Прежде чем говорить о проповеди в Индии, расскажите, как Вы пришли к Православной вере – Вы стали православным благодаря Вашим родителям? Как это случилось?
– Вся моя семья была христианской, но Англиканской Церкви (в нашей семье уже 4 поколения исповедуют англиканство). Мой брат тоже был служителем Англиканской Церкви, стал епископом. В свое время, когда он еще учился в семинарии, он узнал, что есть Православная Церковь. Но мы не знали, где Православная Церковь в Индии и о чем говорит учение этой Церкви. Брат начал искать по интернету, читать книги и понял, что это древняя Апостольская Церковь, а не просто какая-то конфессия. Тогда он начал глубоко читать и изучать святых отцов: когда он учился в семинарии, это не преподавалось так глубоко. Он понял, что единственная Церковь, которая имеет связь с апостольской Церковью и является апостольской, – это Православная Церковь. И начал отправлять письма в Православные Церкви – Греческую, Русскую… Но ответила только Русская Церковь. Они отправили нам священников-миссионеров, и в 2012 г. мы приняли Православие.
Я знаю, что, будучи еще мирянином, Вы написали большое письмо о том, что вы в Индии нуждаетесь в православном священнике, я читал его. Вы хотели, чтобы этот священник, знал нравы и обычаи людей, живущих в Индии, знал язык, жил там. В Вашем письме замечательные ссылки на святых отцов и Евангелие. Когда Вы просили, чтобы Господь послал вам священника, думали ли Вы, что это будете Вы?
– Нет, такого не было. Я уже учился в духовной семинарии, но не ожидал этого, и у меня даже не было мечты стать священником. Так как мой брат был англиканским епископом (после принятия Православия он стал простым мирянином), логичнее было думать, что это он будет священником. Но получилось так, что в итоге рукоположили меня.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Вы сегодня пригласили такого увлекательного батюшку со сложным именем и фамилией. У меня такой вопрос: существуют ли конфликты между индусами и христианами? Сложно ли им работать в Церкви?».
– Очень сложно. Вообще, индусы – очень дружелюбный и хороший народ. Но когда речь заходит о религии, становится трудно: они не любят, когда говорят, что есть один Бог, что нет других богов, что христианство, Православие – это единственная истинная религия. Тогда возникают конфликты. И так как нас, христиан, там меньшинство при таком большом населении, христиан там преследуют. Это не показывают по телевизору в новостях (не знаю, по каким причинам), но почти каждый день там кого-то бьют, храмы сжигают, даже убивают христиан. Мы уже как-то привыкли, каждый день слышим такие новости, но другой мир, к сожалению, этого не знает: люди думают, что в Индии все нормально, тихо, мирно, хорошо, – но христианам там трудно.
Насколько я понимаю, не просто трудно – вспомним апостола Фому, посланного именно в этот регион проповедовать Евангелие: он был убит, принял мучения от язычников. Мы можем сказать, что сейчас язычество там процветает, и, думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Ваша проповедь – продолжение апостольской веры и апостольской традиции.
– Конечно: апостолы проповедовали Православие, и мы тоже это делаем. Хотя тогда существовали другие, древние конфессии, но они теряли свет истины, Православие, поэтому апостолы проповедовали Православную веру. По каким причинам апостол Фома принял мученическую кончину, по тем же и сейчас преследуют христиан. Тогда власть и священники были против апостола и его проповеди. Сегодня ничего не изменилось, ситуация одна и та же.
Много ли людей рядом с Вами, которые Вас поддерживают, исповедуют Православную веру?
– Крещеных у нас около двухсот человек, а оглашенных больше. Их много, я даже не знаю, сколько. И не только в моем городе, где я живу, но и в разных штатах есть. Недавно образовалась небольшая община в Мумбаи (там бывшие католики, индуисты и протестанты).
Несколько лет назад около 100 протестантских пасторов приняли Православие – это правда?
– Да, это в Южной Индии, в штате Андхра-Прадеш.
Есть ли в стране люди, которые никогда (подчеркиваю: никогда) не слышали о Христе?
– Да, есть. Во времена, когда я еще был мирянином, я встречался с людьми, которые никогда не слышали о Христе. Может быть, когда-то они видели крест или храм, но вообще о христианстве и Христе никогда не слышали. Поэтому, знаю, такие люди есть.
Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Я хотел бы спросить, нужна ли вообще проповедь в других странах, в частности в Индии? Есть ли смысл в этом?».
– И Христос, и апостолы считали, что проповедь нужна не только в каком-то одном месте, не только в Иерусалиме и Израиле, но по всей земле. Христос говорил проповедовать по всему миру, а не в одном месте: все нуждаются во спасении, поэтому проповедь о Христе обязательна везде. Где появляется возможность – надо проповедовать, неважно, какая это страна, какое место: наша родина или какая-то другая страна – проповедь Христа должна быть везде, Православие нужно проповедовать везде.
Хочу подчеркнуть, что миссия – это когда мы идем туда, где нет истины, где не знают Христа, и там проповедуем, как и говорил Христос: «Научите все народы, крестя их», чтобы все получили спасение.
В России много пастырей. Думаю, я здесь не нужен. А в Индии я нужен: там нет священника. Я должен быть в Индии.
Вы будете служить один, потому что Вы – один на миллиард. Там есть храм?
– У нас нет храма. Есть домовый храм, и это только у меня дома. Если я еду в какой-то пригород, то служу у кого-то дома, где есть место.
У Вас есть антиминс?
– Да, подписанный Святейшим Патриархом.
Есть ли у Вас там деньги, машина?
– К сожалению, нет машины и нет таких ресурсов. Когда я живу здесь, в России, и кто-то хочет что-то пожертвовать, то я таким образом получаю какую-то поддержку. Но стабильных ресурсов нет.
В городе Чандрапур, где Вы живете, проживает около 300 000 человек. И сколько христиан среди них? Человек 200?
– Нет – к сожалению, мало. У нас много англикан, католиков, протестантов, а Православие только зарождается.
Вопрос священника из Санкт-Петербурга: «Когда люди Индии принимают Православие, решает ли православие, Православная вера проблему кастовости индийского общества? И если решает, то как?».
– Решает: Православие не признает касты и вообще разделение между людьми. Каждый человек создан по образу Божию, поэтому невозможно говорить, что один из высшего рода, другой из низшего.
Другие конфессии тоже так говорят, но Православие особенно подчеркивает, что каждый конкретный человек – это образ Божий. Когда люди узнают, что в Православии мы равны, что все братья и сестры и нет касты неприкасаемых, они удивляются и не верят: хотя по закону касты в Индии запрещены, но к людям относятся плохо, и живя в обществе они все равно сталкиваются с такими проблемами, когда говорят, например: «Нет, он из низшей касты, нельзя есть с ним и дружить». Но когда они знакомятся с Православием, для них это – как другой мир, они понимают: здесь наш дом. Как в семье не бывает, что кто-то выше, кто-то ниже, так и в Православии. Они приходят к нам как в свою семью, в свой дом. Поэтому могу сказать, что Православие решает эту проблему окончательно.
Знаю, что в Индии есть традиция мстить, не прощать обиду, даже использовать насилие, чтобы привести человека к общему поведению, если он выбивается из него. Например, если дочь в исламской или индуистской семье начинает исповедовать христианство, ей это легко дается или это подвиг?
– Это подвиг. Я могу привести пример своей жены – она тоже была индуисткой раньше. Когда она узнала о Христе и в чем вообще суть христианства, она в это поверила, начала это исповедовать, но тайно. Когда ее родители узнали об этом, они начали ее преследовать, поэтому пришлось украсть ее и отправить в другое место.
Украсть?
– Да. Ее били дома, ей было очень трудно, и это не исключительная, а обычная ситуация, особенно с женщинами. Моя жена прошла очень тяжелый путь, чтобы стать православной. Когда к нам приехал священник, мы увезли ее далеко от города и там крестили, чтобы никто не видел, никто не узнал. Она тоже в 2012 г. приняла Крещение, стала православной. Когда ее родители узнали, что мы все это сделали, они начали преследовать нас, они старались сделать все, что могли, даже хотели убить меня.
То есть нанимали наемного убийцу для Вас?
– Да. Для них это как дело чести: если дочь исполняет все, что требует семья, тогда это гордость для родителей, это просто великолепно, а когда дочь поступает немножко иначе, это позор. Для них было самое важное – чтобы их дочь вернулась в семью и в свою бывшую религию, исповедовала ее открыто. И так как я был причиной, они хотели убить меня и использовали для этого все, что могли...
Когда начались такие гонения, Вы ходили под угрозой смерти, зная, что Вас собираются убить, и даже много времени провели в полиции. Что Вам помогало все это вытерпеть?
– Было тяжело. До сих пор, когда я это вспоминаю, мне трудно. Но как в то время, так и сейчас особенно помогает чтение псалмов – там все о нашей жизни. Давид как будто знал, что мы будем так терпеть, и писал специально для нас...
Вопрос телезрителя из Индии: «Меня зовут Арвинд (Иоанн по-православному), я тоже православный. Отец Климент меня хорошо знает. У меня нет вопроса, но есть пожелание для отца Климента. Он в Индии делает очень важные дела. Я ему желаю всего хорошего. Если Бог даст, я буду помогать ему. Конечно, с Божией помощью».
– Спасибо за такие пожелания и молитвы.
Православие только начало свой путь по индийской земле, это случилось, в общем-то, не так давно – уже в XXI веке. Сколько людей приняло Крещение с того времени, когда крестились?
– Приблизительно 280.
Вопрос телезрительницы из Вологды: «Я слушаю сейчас передачу и думаю, какие же мы, россияне, счастливые: у нас и много храмов, чтобы услышать слово Божие, и много литературы, и есть возможность смотреть телеканал «Союз», и интернет с православными сайтами и программами. А как в Индии осуществляется проповедь: устно или есть литература и другие способы? Расскажите, пожалуйста, об этом».
– Литературы у нас нет – в Индии более тысячи языков, поэтому невозможно иметь только один перевод. Я перевожу православную литературу, но на своем родном языке. Этого недостаточно, потому что есть другие люди, которые не понимают мой язык. Поэтому делаю так: я организую конференции или многочасовой семинар и приглашаю людей. В это время показываю им на экране историю Православной Церкви с I века и до наших дней – они же не знают, что было в истории: они знают, может быть, только Мартина Лютера, папу Римского, и все. Поэтому им надо рассказать двухтысячелетнюю историю, чтобы они понимали, что история Церкви берет свое начало еще от апостолов. Потом я рассказываю, что написано в Библии о вере, объясняю, что Православие – это не выдумка какого-то человека: мы проповедуем то, что написано в Библии.
Когда я людям это рассказываю, они бывают поражены, ведь раньше никто им этого не рассказывал. Там есть какие-то пастыри, священники, но никто об этом глубоко не говорит: они хотят, чтобы люди стали их последователями. А мы хотим, чтобы люди стали последователями Христа и членами Церкви Христовой, а не последователями какого-то отдельного человека.
Когда люди узнают историю, вероучение, о чем Христос говорил, о чем проповедовали апостолы и их ученики, в конце такой конференции (по моему опыту) сразу находятся несколько человек, которые говорят: «Я готов стать православным». Но я им говорю: «Пока рано, надо еще катехизис пройти. Это не просто так, что вы узнали и сразу станете православными. Хорошо, что вы так решили, но еще надо многому учиться. И если до конца у вас останется горячее желание быть членами Церкви Христовой, тогда я вас буду крестить, тогда примете Православие».
Вопрос телезрительницы: «Насколько люди желают, стремятся принять Православную веру в Индии?».
– Желание есть у многих, не только в одном городе. Люди пишут мне со всей Индии. Недавно написали из города Калькутты: там были люди, которые хотели стать православными, но никто не приехал к ним. Их ввели в заблуждение другие – они думали, что это тоже православные, и те принимали их в свои Церкви. Теперь они связались с нами, хотят стать православными, и даже есть желающие стать священниками.
В Калькутте есть небольшая община. В Южной Индии много желающих. Там есть даже собрание протестантских епископов, которые хотят узнать, что такое Православие, и даже есть 2 так называемых епископа, которые готовы стать православными, но они говорят, что если сразу станут православными, то никто не будет их слушать. Они хотят использовать свой сан, чтобы люди их услышали, а потом принять Православие. В Северной Индии есть штат Пенджаб (там религия сикхизм), оттуда тоже звонили, тоже хотят стать православными…
Это вообще невероятно! Когда меня рукоположили в священники, я даже не думал, не ожидал, что людей интересует Православие, думал, что мне придется везде ходить, проповедовать. Но как только люди узнали, что есть священник, начали писать мне. Много людей хотят стать православными.
Вы будете служить один в храме. Вы рассчитываете на то, что у Вас будут помощники – алтарники, свещеносцы, может быть, когда-то кто-то будет рукоположен в диаконы? Вы рассчитываете на рост Церкви?
– Да, рассчитываю. Я уже сказал, что есть желающие, которые даже хотят принять священный сан. Но сейчас у нас нет никаких алтарников и свещеносцев, мой брат помогает – он и хор, и алтарник. Моя жена печет просфоры. Это трудно, конечно. Я мечтаю, что в каждом городе будет своя община, в ней свой священник, который будет служить на своем родном языке, и люди будут молиться и поклоняться Богу свободно.
«Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» – я так понимаю, каждое из апостольских утверждений имеет для Вас совершенно конкретное значение.
– Апостол Павел всегда меня вдохновляет. И не только меня, но и других миссионеров тоже: как он проповедовал, страдал, терпел. И все равно говорит, что все содействует ко благу! И мы так тоже считаем.
Я понимаю, что для Вас слово Божие действительно имеет совершенно конкретное значение и помощь, и это очень радостно. Вернемся к Вашему обучению здесь: что самое сложное для Вас было в Санкт-Петербурге?
– Самое сложное – петербургский климат. 2 года я очень тяжело болел, но Бог дал мне сил, все это прошло, и я успешно окончил семинарию.
Сегодня состоялся выпускной, и Вы окончили свое обучение в нашей академии. Скажите, Вы дальше будете продолжать свое образование?
– Заочно буду продолжать. Очно не могу: в Индии нужен священник.
Что бы Вы хотели сказать православным христианам, которые в нашей стране сейчас Вас слушают, тем людям, которые не знают, что такое миссия, но читали Евангельскую фразу: «Идите, научите все народы»?
– Это трудно. Я хотел бы, чтобы они всегда думали о Кресте: на кресте умер первый Миссионер и первый Апостол, поэтому мы должны смотреть на Него.
Спасибо большое, дорогой отец Климент! Сегодня мы говорили о проповеди в Индии, но, наверное, теперь мы должны задуматься и о своей проповеди.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.