Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1020) → Протоиерей Алексий Огарев: О значении молитвы в духовной жизни

Протоиерей Алексий Огарев: О значении молитвы в духовной жизни

№27 (1020) / 15 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Алексий, что такое молитва?

– Это постоянное предстояние перед Господом. Владыка Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский говорил, что молитва – это не столько прочтение правила, сколько состояние души: постоянное предстояние перед Господом и понимание, что все от Него, что выполняя любую работу ты Ему служишь.

Бывает, на таинстве Исповеди люди говорят: «Батюшка, суета одолела». И я иногда поправляю: грех – это не суета, а то, что вы дела, Господом вам порученные исполнить, называете суетой, ведь они тебе даны Богом, и ты, выполняя их, служишь Ему. А любое дело, как мы уже упомянули, начинается с молитвы, в течение дела она должна постоянно быть, ведь это хождение в присутствии Бога и выполнение своего дела как служения Богу – для каждого на своем месте: для токаря у станка, для сантехника на своем месте, для священника на своем… У каждого – свое служение Богу.

Молитва преображает жизнь и направляет в духовное русло?

– Направляет и наполняет смыслом. Суета – это когда мы забываем, зачем мы это все делаем: тогда все становится суетой и отвлекает от Бога, а если мы понимаем, что это дело нам Богом дано, что исполняя его служим Богу, тогда это же самое дело нас к Нему приближает.

Вопрос телезрителя: «Просишь в молитве здоровья близкому человеку, а вместо этого он погибает жуткой смертью. Как понять эти действия Божии?».

– Вопрос строгий, суровый и очень, к сожалению, часто встречающийся: нам не всегда хватает глубинного понимания, что все должно совершаться по воле Божией и мы должны, как мы уже говорили, предать себя в руки Богу и жить с этим пониманием в целом. Суть молитвы – не в том, что мы требуем у Господа, чтобы Он нам служил, исполнял нашу волю, а как раз прямо противоположна этому.

Суть молитвы – обращение к Богу: ты признаешь, что Он есть, ты с Ним общаешься. Соответственно, ты признаешь Его волю и заботу о себе – благодаря молитве должно углубляться это понимание: все происходящее уже понимаешь совершенно в другом ракурсе и понимаешь, что это как раз проявляется воля Божия; то есть молитва – это: «Господи, как Ты считаешь, пусть так будет». Да, конечно, мы как дети: ребенок неразумный порой просит у папы какой-нибудь опасный предмет поиграть – конечно, папа считает, что это будет неполезно ребенку и, если ребенок очень к этому стремится, отец может его и пожурить, и наказать, и даже отлупить.

Мы можем просить что-то у Бога, чтобы Он прислушался к нашему желанию – нам дана свобода воли, свобода выбора, и мы имеем право ее проявлять, но это всегда должно быть с оговоркой: «Господи, я хочу так, но, если это мне неполезно, пусть не будет так. Если мне полезно что-то другое – пусть будет оно».

Так и наша молитва о близких, которые страдают, претерпевают болезни или скорби: мы молимся о них, хотим, чтобы Господь был с ними, а, может быть, им в этот момент полезно как раз не то, что мы хотим? Мы часто не понимаем, почему происходит именно так. Вроде проявляешь любовь, хочешь, чтобы было лучше, а у Бога может быть Свой замысел, Своя воля, которая полезна для этого человека и его близких. Это очень важно понимать и принимать волю Божию, учиться этому.

Иногда люди спрашивают, какому святому молиться в той или иной ситуации, говорят, что молитва – средство достижения определенных целей: можно прочитать определенное число молитв определенному святому. Как правильно понимать цель молитвы?

– Цель молитвы, как мы только что говорили, – обращение к Богу, принятие Его воли, Его заботы о тебе.

А какому святому в каких случаях молиться – это имеет под собой серьезное основание: каждый из нас занимается определенным видом деятельности, и святой при своей земной жизни тоже работал кем-то или для него были характерны какие-то особые добродетели – поэтому в определенных случаях к нему рекомендуется обращаться. Это тоже неплохо, но в целом, мне кажется, слишком схематично, и здесь больше имеет значение душевный момент.

Мы, люди воцерковленные, прекрасно знаем, что у каждого есть святой, который по той или иной причине ему импонирует. Человек ехал, например, и храм по дороге встретился, он зашел, а этот храм посвящен какому-то святому. Храм ему понравился, и потом он решил почитать житие, душа его как-то расположилась к этому святому – и тогда он по любому случаю обращается к нему: святой близок ему, возникла духовная связь, душевная. Мне кажется, что первично это. А дальше уже можно и другим святым молиться, но все – по своему духовному расположению.

Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Нужны ли Господу наши молитвы?».

– Господу наши молитвы, наверное, нужны. Если правильно понимать молитву, то это твое устремление к Богу – это не прочтение обязательного правила (это очень важно, но в то же время само прочтение – не главное). Святые отцы говорят, что молитва бывает и просительная, и благодарственная. Просительная – наверное, это как бы на первый момент: все-таки Господь знает, что тебе нужно, и все время о тебе заботится. А молитва – скорее, постоянное памятование о Том, от Кого тебе все дается, с Кем ты живешь, и это общение: мы общаемся со своими близкими, друг с другом, а молитва – это наше общение с Богом, непосредственное, от души, от сердца, предстояние перед Ним, о котором мы уже говорили. Вот смысл молитвы, основное – в этом.

Богу нужно наше чистое, светлое, любящее сердце: Он нас с любовью создал, дал нам жизнь, и мы свою любовь Ему отдаем – мы молимся не потому, что должны молиться, а потому, что просто хотим с Ним общаться.

Иногда люди говорят, что невозможно непосредственно, от души общаться с Богом, молясь по молитвослову. Как это объяснить?

– Для нас, людей духовно малоопытных, это сложно, но по мере духовного возрастания все-таки возникает более глубокое понимание молитв. Они для нас – духовный учебник.

Часто говорят: «Неужели нельзя своими словами молиться? И на русском языке? От себя, от души?». Конечно, можно – даже нужно: без этого просто невозможно жить. Но при этом, читая молитвы, составленные святыми, ты перенимаешь их духовный опыт, проникаешься им – это как учебник духовной жизни (кроме духовной и богословской литературы, которую мы тоже должны читать), один из его параграфов… И, если что-то для тебя становится непонятным, может быть, как раз ты должен на этом остановить внимание, изучить, постараться осмыслить. Тогда действительно будешь уже восходить, для тебя уже будет понятно, как потом и своими словами правильно молиться. Это все развивается…

То есть когда человек молится своими словами, он не растет?

– Он просто свои эмоции выражает всего-навсего. И при этом так и остается недоученным.

Почему многие священники советуют переходить на молитвы на церковнославянском языке? Почему следует читать молитвы именно на древнем языке?

– Часто встает этот вопрос – и вставал раньше, по-моему, чаще. Это очень важный момент: нам надо все-таки духовно возрастать. И здесь мне видится прямая, как мне кажется, аналогия с иконописью и живописью: живопись изображает человека, подверженного страстям, еще не преображенного, а иконопись передает человека, преображенного уже духовно, и человек, видя икону, видит глубину духовного мира. Святые отцы называли это даже «умозрением в красках» и говорили, что тот, кто (в силу неграмотности или просто не сложилось) не прочитал Евангелие, увидев икону, должен увидеть глубину духовного мира и увлечься туда. Кстати, есть такой прием в иконописи – обратной перспективы; в этом как раз его смысл и есть: он влечет к главному.

Здесь непосредственная аналогия с церковнославянским языком: благодаря определенным оборотам и правилам он может передать глубину духовного восприятия. Литературный язык тоже способен, но придется слишком много обрисовывать, а за этим потеряется главное. Духовный путь указывается нам церковнославянским языком. Когда мы молимся на церковнославянском, это нас научает духовному видению.

Вопрос телезрителя: «Как святые люди достигали бесстрастной молитвы? Они молились не чтобы Господь только исполнил их мечты и желания в этой земной жизни, а прежде всего – о Царствии Божием (как говорится, ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам). И как они достигали ночного бдения, когда всю ночь и утром молились? На Афоне молятся очень долго – я смотрел видеоролик про Афон, и там говорилось, что один монах молился даже во сне; как достичь молитвы в сонном режиме?».

– Наверное, стремиться достичь молитвы «в сонном режиме», – это слишком дерзко. Надо, наверное, начать как раз с того, с чего мы начали беседу, – с самоотверженности: человеческая жизнь – это служение Богу, самоотверженность. Меньше саможаления, больше самоотдачи – служение Богу и близким в Боге… Григорий Палама изложил видение постоянной молитвы, имея свой яркий опыт.

Мы говорили, что сегодня память всех святых, в земле Российской просиявших. И у нас на Руси было достаточно много таких молитвенников – и Серафим Саровский, и Сергий Радонежский… Паисий Величковский подвизался долгое время на Афоне, обрел там опыт умной молитвы, потом жил в Молдавии долгое время, и первый Оптинский старец Лев фактически был его учеником – опыт деятельной духовной молитвы был принесен в Оптину. Оптинское старчество фактически на этом росло, ведь старчество – это когда человек находится непосредственно в богообщении, видит волю Божию и может донести ее до близких; смысл как раз в том, что человек самоотвержен и посвящает свою жизнь Богу.

Все потихонечку, со временем, опытом достигается. Например, хирург говорит: «Во время операции как я могу молиться? Если я буду молиться, отвлекаться, я не смогу сделать сложную операцию». Тут такое возражение напрашивается: «А если не будет молиться? Как может сложная операция совершиться без Божией помощи?». Человек в остальное время, когда не занят делами, требующими почти абсолютного погружения, когда у него есть время, немножко сил, должен упражняться в молитве, учиться предстоянию перед Богом, чтобы это действительно было постоянно в сердце и уме. И тогда даже во время напряженной деятельности, во время сна человек постоянно находится в предстоянии.

Еще телезритель спрашивал, как в молитве научиться просить не о своих нуждах, а о воле Божией.

– У митрополита Антония Сурожского, если я не ошибаюсь, есть интересный момент: мы часто говорим, что нужно все-таки просто молиться и благодарить Господа, а он подчеркивает, что иногда полезно и просить – прося у Бога, ты понимаешь, Кто Источник всех благ и всего с тобой происходящего – твоей жизни, событий, которые тебя окружают, и понимаешь, как воля Божия проявляется. Но основное – понимание, что все – от Господа: Он знает, что для тебя полезно. И это постепенное духовное возрастание, совершенствование.

Все совершается по воле Божией, а Господь нам зла желать не может, значит – все хорошо. А раз все хорошо, значит, мы всё принимаем. Соответственно, раз понимаем и принимаем, то меньше просим и больше уже просто, как дети, принимаем Его волю.

Если молитва – устремление к Богу, то при каких условиях оно реализуется? Как нужно правильно устремлять свою молитву?

– Свои молитвы нужно подкреплять своими делами, своей борьбой со страстями, с грехами, своей самоотверженностью, о которой не устаем повторять; пост помогает обуздывать свои страсти, свои желания подчинять воле Божией. Очень важно, чтобы наша жизнь вся была Богу посвящена по возможности.

Молитва – это твоя жизнь, и какие-то внешние моменты нам могут мешать, препятствовать молитве, внутренней собранности, внутренней устремленности к Богу… Нужно стараться менять привычки своей жизни, обуздывать страсти, которые мешают, преодолевать их. Внешнее с внутренним всегда связано: внешнее проявляет внутренний настрой, а внутреннее определяет твое внешнее поведение, даже одежду (мы знаем о разных молодежных направлениях – через это они проявляют свое внутреннее понимание, пусть пока еще очень примитивное; но будем надеяться, что будет происходить потихонечку какое-то осмысление жизни у всех и приход их к Богу).

Немножко хотелось бы поговорить об Иисусовой молитве: есть такое мнение, что это делание, которое относится только к монашествующим. Но ведь и миряне тоже призваны молиться краткой Иисусовой молитвой?

– Да, конечно. Мы уже говорили об умном делании, которому больше всего способствует Иисусова молитва. Есть молитвы, составленные святыми, и те, которые мы сами от души хотим Богу принести, пространные, но не всегда есть возможность и время для совершения молитв, а Иисусова молитва – краткая, но при этом очень емкая: она все в себя включает – и покаяние, и памятование о Боге, и признание Его воли над собою. Поэтому святые отцы рекомендуют постоянно ее читать – и не только монахам, а всем абсолютно.

Здесь даже разделять, я думаю, неправильно – монашествующие или нет, ведь каждый человек должен на своем месте служить Богу. Соответственно, должен общаться с Ним, обращаться к Нему. Иисусова молитва этому более всего способствует, ибо она краткая – даже если моешь кастрюльку на кухне или вытачиваешь какую-то заготовку на токарном станке, можно ее творить. Когда возникает такой навык Иисусовой молитвы, она начинает уже твориться сама – в сердце, в мыслях. И когда хирург, выполняя тяжелую операцию, погружен в нее, молитва внутри и предстояние перед Богом все равно будут продолжаться.

Какие плоды приносит краткая молитва? Как меняется человек и его жизнь?

– Радикально – ведь он полностью подчинен воле Божией, постоянно находится в богообщении и его жизнь складывается уже не по его желаниям и страстям, а непосредственно по воле Божией. Раскрывается воля Божия: человек, будучи уже самоотверженно устремлен к Богу, не ищет своего, а принимает волю Божию.

Вопрос телезрителя: «Сколько раз в год нужно причащаться?».

– Накануне октябрьского переворота, при таком серьезном упадке, святые отцы и духовники советовали причащаться хотя бы 6 раз в год – это 4 поста, день рождения и день ангела.

Но здесь все индивидуально. Не хотелось бы, да просто и невозможно давать такой совет всем – все-таки есть приходской священник, с которым вы общаетесь, к которому приходите на Исповедь, берете благословение на разные дела и на активную духовную жизнь – как ее проходить, – которая включает центральный момент – Причастие.

Но в церковных канонах четко говорится, что православный христианин, который 3 воскресенья подряд без уважительной причины не причащался, отлучается от Церкви – вот такие хронологические рамки. Однажды, когда я об этом сказал одному человеку (достаточно, скажем так, духовно «продвинутому», знающему немножко каноны), меня поправили: «Нет, батюшка, там сказано не про Причастие, а про 3 воскресенья подряд, которые не был на службе» – не непосредственно на Причастии.

Но, как мы уже говорили, быть на Литургии и не причащаться – это выглядит, мягко говоря, некрасиво: священник выходит с Телом и Кровью Христовыми, призывает к Причастию – а мы отказываемся. И в Апостольских правилах говорится, что православный христианин, который был на Литургии и не причащался, тоже отлучается от Церкви. Связав оба правила, можно сказать: если три воскресенья подряд человек не причащался без уважительной причины, он отлучается от Церкви. Живя сам грешной жизнью и как-то снисходя от своей немощи к немощи других, понимая, что, может быть, это сложно, я обычно говорю о месяце (в крайнем случае – полутора месяцах).

Однажды мы с одной женщиной разговаривали, и она сказала как считают психологи: человека, который не занимался своим постоянным каким-то деланием 40 дней, отвыкает от него, и уже нужно время, чтобы восстановиться в этом своем (даже основном) деле – представляете?

Мы говорим сейчас об отлучении от Церкви. Конечно же, это не карательные меры, а просто констатация факта: если мы говорим, что мы православные христиане и хотим быть с Богом, но игнорируем Причастие, то, получается, мы выпадаем из этой жизни. Если мы говорим, что хотим этого, – тогда должны действительно это все подтверждать.

Скажите еще несколько слов о молитве и значении молитвы в духовной жизни, пожалуйста!

– Как мы выкристаллизовали в беседе, это значение центральное: без молитвы жизни быть просто не может. Молитва – постоянное предстояние перед Богом, и нужно стремиться все, что ей препятствует, исключать из своей жизни. Тогда исключение из своей жизни того, что ей препятствует, будет настоящим покаянием и возвращением к тому, к чему мы призваны, – к восстановлению образа и подобия Божия и жизни с Ним.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс