Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы читаем «Наставления» преподобного Марка Подвижника, 137-й абзац раздела «К тем, которые думают оправдаться делами»:
«Не радуйся, когда сделаешь кому добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление (от облагодетельствованного). Ибо как ночи следуют за днями, так и зло за добром».
Да, увы, сделав добро, мы обычно (так устроен человек) в грехе своем ждем от человека благодарности. Мы ждем, чтобы он нас отблагодарил, был нам признателен – желательно вечно. Именно делая добро, мы внутренне на это готовы, мы рассчитываем: мы же помогли человеку, значит и он должен нам быть благодарным.
Более того, мы ожидаем благодарности не только от человека, но и от Бога – сделав некое благодеяние какому-то человеку, мы внутренне настроены, что теперь-то все будет хорошо: «Человек будет мне признателен, он будет меня благодарить. Бог за то добро, которое я сделал, будет мне признателен (я же все-таки по Его воле это сделал) и мне добром воздаст. Ну, пусть не деньги вернет, которые я на милостыню потратил (хотя почему бы и нет?), но, по крайней мере, каким-то утешением Он меня за мою доброту утешит». Так внутренне настроен любой современный человек, делающий добро.
Поэтому мы очень сильно удивляемся, смущаемся и возмущаемся, когда за сделанное добро нам следует зло. Когда человек, которому мы сделали добро, на самом деле не ценит этого, мы можем, хоть и с большим трудом (и не всякий из нас), как-то это пережить, перенести, но если еще и Бог не платит нам добром за добро, сделанное другим людям, то мы совершенно теряемся, порой даже теряем веру, упование на Промысл Божий. Нам становится очень одиноко: «Почему Он так со мной?»
Из-за этой неготовности нашей к терпению скорбей мы постоянно ходим унылые...Сначала в порыве решимости, неофитской готовности совершить подвиг, послужить всем мы горячо включаемся в процесс служения человеку (или Богу). И этот процесс длится сколько-то времени – у кого-то неделю, у кого-то несколько лет, а когда он заканчивается, мы вдруг начинаем сознавать, что за все наши усилия мы ничего не получили. Мы чувствуем, что у нас болезнь, у нас слабость, денег нет, того нет, другого нет – и радости от служения Богу мы не испытываем. Тогда возникает уныние, которое длится гораздо дольше периода нашего увлеченного служения Богу.
Оно приходит от мыслей: «Почему так? Почему Бог меня бросил? Почему Он мне не воздал за то, что я Ему сделал? Я столько для Него сделал!», и начинает подтачивать все основание человеческой жизни. Человек становится очень уставшим, очень унылым, неспособным дальше ревностно исполнять заповеди Божии. И человек вопрошает: «Ну за что мне так? Я ведь искренне хотел послужить Богу и людям – почему же так несправедливо?» И таких недоумений, таких вопросов очень много. И людей, переживающих подобные духовные катастрофы, очень много.
Большая часть из нас, конечно, слышали, что слово Божие говорит: если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (см.: Сир. 2, 1). Мы это знаем, но не воспринимаем всерьез. В наших внутренних испорченных грехом мире, сердечных переживаниях, мыслях есть очень четкая и очень трудно разрушаемая максима – установка нашего сознания: если мы делаем что-то для Бога, то должны за это получить награду. То, что само делание и есть награда, нами не осознается.
Мы сотни раз читаем толкования на заповеди блаженства: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3) – вы не получите Царства Небесного за то, что смирились: само смирение, с которым вы проживаете этот день в своей жизни, и есть награда, и есть Царство Божие. Переставая так жить, вы перестаете жить в Царстве Божьем. Но человеку это трудно, он ожидает ощутимой награды. Какой?
Вот, человек познал свои грехи – он знает, что он грешник. Это награда? Каждый скажет: нет. Но это же и есть плод действия Святого Духа в человеке: ты видишь свои грехи потому, что Бог тебе их открывает. Когда ты их не видел, ты был слеп, а теперь Бог тебя просветил – и ты видишь. Это и есть плод твоих усилий, твоего служения Богу: ты узнал, что ты грешник, ты познал свои грехи, насколько это возможно, во всей их глубине и многообразии. Это и есть и награда, и утешение – теперь твой путь покаянной деятельности, покаянного служения может стать непреткновенным, ты, погружаясь все больше и больше в сознание своей греховности, все больше и больше будешь преизобиловать дарами Божиими. Но человек это так не воспринимает – он говорит: «Ну вот! Тружусь, тружусь – только грехов больше стало…»
Или человек, например, трудился-трудился – и научился молиться. Он молится – и ждет за это награды: «Я же молюсь Тебе, Господи... Награди меня – дай мне что-нибудь ощутимое, чтобы я увидел, что я угоден Тебе!». Но молитва, которой молится человек, и есть награда: молиться трудно, а тебе дан этот дар, ты можешь молиться – и Бог тебя услышит в твоих молитвах. Это же и есть утешение и награда. Что тебе еще-то надо? Но человек не этого ждет.
Оказывается, человек ждет, что будет вполне ощутимая награда в этом мире: «Если я служу Богу, я за это здесь получу – отдам я, например, близкому свою квартирку, а через год Бог подарит мне коттедж». Но если ты, человек, так думаешь, значит – не ради Бога так подвизаешься, а ради коттеджа: просто делаешь хитрую операцию – избавляясь от квартиры, надеешься получить коттедж. Чем же это отличается от деятельности любого человека в этом мире?
Он избавляется от одной вещи, чтобы купить другую, сделать выгодную сделку: продает машину за 300 000, чтобы приобрести следующую за 500 000 или думает: «Вот пришел ко мне человек, милостыню просит, у меня последняя тысяча рублей. Так и быть, я ему отдам, а Бог сторицею мне воздаст – и через 10 дней у меня будет 10 000». Значит, ты отдаешь не ради Бога – ты отдаешь как бы в банк с процентами, вкладываешь эти деньги, чтобы получить прибыль: ты так и думаешь. Просто в банке долго ждать, пока такие проценты набегут, а с Богом проще: я человеку дам, или Богу дам (как Иоанн Златоуст говорит, дающий нищему дает взаймы Богу), а Бог мне вернет. Но тогда мы должны быть честными: мы делаем это не ради Бога, а ради прибыли – мы надеемся на прибыль. Фактически наше разочарование связано с тем, что мы ждем здешней выгоды, а она нас не настигает.
Однажды к старцу, который жил недалеко от Дивеева (это самое начало ХХ века), пришла некая супружеская чета, не имеющая детей, и что-то очень хорошее сделала для этого старца, который в землянке жил: то ли ему какую-то теплую одежду принесли, своими руками сшитую, то ли еще что-то… Помню, что-то очень теплое. И старцу было очень радостно и приятно: эта вещь была ему необходима. Он принял этот дар, ведь семья была благочестивой, верующей, православной. Старец знал, что у них нет детей. И он посылает к ним келейницу свою и говорит: «Спроси, какой они награды хотят: здесь или там?» Супруги подумали и сказали: «Там». Через короткое время они один за другим умерли.
С нашей точки зрения, это непостижимо, это не просто на грани фола – в душе возникает бунт: «Как это так? Я делаю добро Божию человеку и через год умираю – это что за отношения такие? Это же дикость – так говорить». А люди еще 100 лет назад так думали: в конце концов, неважно, будет у меня здесь что-то или не будет – важно, получу ли я награду там, будет ли у меня Царство Божие; какая разница, что здесь?
Поэтому люди не раздражались, когда им за добро платили злом, когда облагодетельствованные ими люди их же предавали: нечего удивляться – Иуда предал своего Господа, Учителя, Благодетеля, своего Христа. Чему же еще удивляться в этом мире, если человек, которому я помог, строит против меня козни, ребенок, которого я воспитал, меня ненавидит? Чему же здесь удивляться – это обычная христианская жизнь.
Но мы не способны так жить: мы не так воспринимаем христианство – мы воспринимаем его как замечательный коммерческий проект, когда, затрачивая некоторые усилия, я гарантированно приобретаю некие дивиденды (как приращение чего-то значимого в этом мире). Но каждый должен понимать: если я так делаю, то не ради Христа, не ради заповеди, а именно чтобы получить дивиденды, прибыль, некое приращение мирских, плотских, материальных благ. Я делаю это не ради Христа – значит, я такой же как все грешник. Это же очевидно.
Человек должен делать добро не чтобы получить награду, а по любви к самому добру. Он должен делать добро, ибо иначе делать он не просто не может – не хочет: он так любит добро, что иначе не может поступить, зная, что оно заповедано Богом, а Бога он любит.
Ему неважно, будет за это награда или не будет, – важно, что так и должен жить человек: это будет гораздо ближе к христианству, чем «взаимовыгодные отношения», которые мы сейчас пытаемся строить, в такой парадигме развивая свои отношения с Богом. Мы должны делать что-то именно ради Бога, а не ради награды, получаемой от Него. Если мы постепенно учимся совершать поступки, то именно так, постепенно, становимся в подлинном смысле слова верными, то есть преданными Богу просто потому, что Он – Бог, Друг, Господин, потому, что я люблю Его и мне не важно, наградит Он меня или не наградит, в этой жизни или в той жизни, а важно быть с Ним, делать то, что Он от меня хочет – неважно, что за это будет. Именно так поступил Христос: Он был верен Отцу до конца, не ожидая за это никакой награды – делая так просто потому, что так нужно делать. И именно эта совершенная преданность Отцу, совершенная верность Богу и сделала Его Источником спасения для других, для всех людей, верующих в Него.
И мы, в подражание Христу, если искренне подвизаемся в делании добра, должны дойти до такого состояния, переживания, когда делаем добро просто потому, что оно добро – и так угодно Христу: сама способность быть с Ним, творить Его волю, делать то, что Он хочет, и есть единственная награда для всякого любящего Его человека – он не думает, что будет там, но только что он с Ним, что вся высота и почесть его призвания – в том, что он может служить своему Богу.
Конечно, если мы прочитаем не Марка Подвижника, а других святых отцов – не аскетов, а проповедников, особенно таких, как Иоанн Златоуст, и многих, кто вырос на книгах Иоанна Златоуста (в современную Иоанну Златоусту эпоху и много спустя после нее), то увидим, что в их проповедях немало говорится: делайте добро – и за это будет награда на Небесах. Да, это говорится – хотя и подчеркнем, что награда – на Небесах (правда, и о здешней награде, хотя и редко, тоже некоторые проповедники, в том числе и святые отцы, говорят), но надо понимать, что это некая церковная педагогика: человек не понимает еще глубины отношений с Богом, вообще не делает никакого добра, милостыни не подает, а надо, чтобы он начал ее подавать и, как проповедник, я говорю «ты дай, а тебе за это воздастся сторицей, тебе за это будет удивительная прибыль на Небесах или на земле», чтобы человек начал давать. Если он, начиная давать, не перестраивается, а так и думает о награде, скорее всего, это кончается ничем, но стоит только запустить механизм – и человек дальше, начав делать добро ради Христа и тем более если ради награды на Небесах, через несколько лет перестраивается и приобретает вкус к этому добру, получает благодать Святого Духа за постоянное делание добра. В конце концов он понимает, что сама способность делать добро и есть награда, ибо он в Боге – и с Богом исполняет назначенное ему служение.
Для всякого служащего Богу очень важно это понять и научиться делать что-то не ради награды, а просто потому, что это подлинно человеческий поступок – именно таким образом мы и служим Богу, мы исполняем Его волю. Исполняя Его волю, мы живем с Ним и в Нем. Какая еще награда человеку, если он уже с Богом живет, во Христе живет, Духом Святым живет? Чем еще больше можно наградить человека сего?
139-й абзац: «В невольных болезненных прискорбностях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящих оные к покаянию и избавляет от вечного мучения».
Здесь мудрость: во зле, которое мы претерпеваем за добро, в скорбях, которые мы преодолеваем за некое добро (доброе дело, сделанное нами), сокрыта милость Божия: страдая за добро (неважно, от человека, нами облагодетельствованного, или от других), получая за него некое не ожидаемое страдание, скорбь, мы прикасаемся к милости Божией – и Он точно так же пережил Свое благодеяние: сделав добро стольким людям, Он получает от них Крест, распятие, предательство, кровь.
Если с нами это происходит, очевидно, что мы идем путем Христовым. Каждый, кто соберется с мыслями и поразмыслит на эту тему, поймет, что когда мы претерпеваем за доброе дело скорбь, мы очищаемся от тщеславия и корысти – изгоняем из себя страсти, становящиеся одной из главных причин гибели человека. Мы избавляемся от страстей, которые могут надмить и вознести наше сердце: милость Божия избавляет нас от падения, избавляет нас от превозношения, хуже которого, по мысли Священного Писания, ничего нет.
Далее, это избавляет нас от гордыни – мы смиряемся: душа пребывает в смирении, смиряется перед Промыслом Божиим, доверяет Промыслу Божиему: Бог лучше знает, что мне полезно. И в этом гордыня человеческая уврачевывается.
Очень важно это в понимании такого явления, как молитва за другого человека – молясь за некоего грешника, живого или умершего (это не имеет принципиального значения, ибо у Бога все живы), что мы делаем? Думаем, что пытаемся умилостивить Бога. Мы кем Его считаем? Как это – Его умилостивить? Милосерднейшего, Человеколюбивейшего, благодаря Которому мы все живы, еще надо умилостивить как-то? И как мы можем это сделать – кто мы такие, чтобы Его умилостивить? Мы свои Ему? Мы грехов не творим?
Что же мы делаем, когда молимся за другого человека?
Важно понимать: именно молясь за другого человека, мы, как медсестры, как санитары, входим в духовное, душевное, а порой и физиологическое состояние, в котором пребывает человек, за которого мы молимся, – разделяем с ним его проблему: его богооставленность, опустошенность, отчаяние, страсть. Как разделяем? То, что испытывает он, теперь должны испытать мы.
Если человек тонет в воде, мы бросаемся его спасать, вытаскиваем из глубины, но при этом сами рискуем. Для нас это непросто – мы тоже должны ощутить холодную воду, судороги, преодолеть все это и вытащить человека из воды. Если мы не умеем плавать, то можем и себя погубить, и ему не помочь; но мы должны плавать лучше, чем он, чтобы его состояние (скажем, сведенные судорогой ноги) перенести, преодолеть – и все-таки из воды его вытащить… Когда мы заходим в дом, чтобы спасти человека от огня, мы испытываем удушье, испытываем жар, у нас горит кожа: мы стараемся вытащить человека, но сами при этом страдаем, горим.
Так и с человеком, которому мы пытаемся помочь через молитву: мы входим в состояние, им переживаемое. Если он в отчаянии, то молясь за него мы должны войти в его отчаяние – мы чувствуем потерю веры, смысла, мы не чувствуем Бога, красоты, радости в этой жизни, но мы умом крепки: мы понимаем, что это все наваждение – Бог есть, Бог есть любовь, сила: Он поможет. Несмотря на отчаяние, которое временами нами овладевает, мы продолжаем молиться…
Чтобы быть в таком состоянии, мы должны уметь молиться, у нас вера должна быть гораздо крепче, чем у него – если она такая же, как у него, то начав за него молиться, мы впадаем в то же отчаяние – теперь и нас нужно спасать. Мы должны быть достаточно тверды, чтобы испытывая помыслы отчаяния и состояние безнадежности, суметь преодолеть это и продолжать молиться.
Если мы молимся за человека, который одержим алкогольным опьянением (действительно молимся, не только читаем молитвенные тексты, а молимся в желании помочь), то и с нами происходит нечто подобное: или нас начинают мучить помыслы желания выпить вина, или еще что-то, но чаще появляется желание просто утешиться. Нам становится так невыносимо трудно, что хочется предаться телесному покою – расслабиться, перестать нести подвиг, лишний раз поспать, лишний раз поесть… Не получится! Мы должны это преодолеть, чтобы отвергнуть всякое телесное утешение и продолжать молиться за человека. И тогда не просто Бог нас услышит, но силой Святого Духа мы разгоним сумрак нашим терпением, верой, данной нам: поскольку мы в рамках одного тела Христова действуем, мы вносим свет в тьму и радость в боль и мрак. Дело не в том, что Бог услышал нашу молитву, сжалился и простил – Он над всеми уже сжалился и всех уже простил, но человек по собственному желанию пребывает в этой тьме, и ее может разрушить только другой человек, который согласится встать с ним рядом.
Аналогично: когда горит дом, нужен пожарный – Бог не посылает ангелов Своих тушить пожар. Когда человек тонет, нужен спасатель – не ангелы вытаскивают людей. Бывает, конечно, и такое, но это в исключительных случаях для какой-то будущей особой роли этого человека. Когда человек заболел какой-то болезнью, Бог посылает врачей, которые его вылечат. Только в исключительных случаях Он посылает ангела, как к Серафиму Саровскому или Иоанну Кронштадтскому, их исцелить.
Мы нуждаемся в людях, которые войдут в нашу ситуацию, понесут нашу болезнь, разделят с нами нашу скорбь, молитвенно переживут те же трудности, которые пережили мы, и победят.
Поэтому очень часто человек, который нами облагодетельствован материально, восстает против нас – именно чтобы быть облагодетельствованным и духовно: по заповеди, за этого человека, как восстающего против нас, мы должны молиться. Молясь за него, мы постепенно не только приводим к насыщению его плоть, но и к спасению его душу.
Это уже совсем иной уровень духовной жизни, и к нему нужно быть готовым: если мы посмели сделать добро материально, то мы, как христиане, должны быть готовы к добру и духовному, потому что главное не в том, чтобы насытить человека, а в том, чтобы привести его к свету Божию. И мы – свет мира и соль земли, но чтобы просветить помраченный мир, мы должны преодолеть трудности, которые привели его к этому дну.
Записала:
Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.