Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1018) → Священник Николай Конюхов: Христос, Бог наш, радуется, когда мы любим друг друга

Священник Николай Конюхов: Христос, Бог наш, радуется, когда мы любим друг друга

№25 (1018) / 1 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Что значит довериться воле Божией или уповать на Бога?».

– Вопрос о доверии – один из самых главных религиозных вопросов в наших отношениях с Богом. Если Бог говорит, что Он – любовь, если Бог все знает о нас и мы Его дети, то мы можем Ему доверять в Его промышлении о мире, а можем не доверять: можем довериться себе, своим мыслям или соседу, который рассказал нам, что скоро все погибнет и наступит конец света, или еще что-то такое...

Вопрос, кому ты веришь, один из самых главных вопросов: кому ты готов доверять, кто для тебя авторитет в жизни? Человек перед Крещением дает обеты отречения от темных сил, обещание верности Христу, и священник спрашивает: «А веруешь ли ты Христу?». И тот, кто хочет креститься, отвечает: «Верую Ему, как Царю и Богу» – «я Ему верю как самому высшему Авторитету в своей жизни: если Христос что-то сказал, для меня это не просто красивые слова, не изречения, которые можно вставить себе на социальную страницу – это для меня указание к действию, я доверяю Ему: волос с моей головы не упадет без Его воли!». И Христос сказал: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться – ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам.

Но Христос и сказал, что нужно прощать обиды, не отвечать злом на зло и так далее. Можно подумать, что это нерационально, противоречит моей нынешней жизни – в ней сейчас все говорит о другом: рви, ищи выгоду, иди по костям, устраивайся удобнее. И это входит клином – ты либо духу века сего доверяешь, либо Богу. А доверие Богу – это не просто: это кажется, что я Богу доверяю, это нужно еще реализовать; это зависит от того, насколько человек принимает весть, что Бог его любит, готов с этим жить и ощутить, и принять то, что Он в его жизни промышляет, даже когда это, может быть, противоречит его собственным желаниям (знаете, как у Маяковского: «Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно»). Если Бог в данный момент моей жизни так поступает или куда-либо меня направляет, Он знает это лучше; я доверюсь (у Гребенщикова есть потрясающая песня «Господу видней» – может быть, она об этом в том числе).

Апостолы говорили на разных языках, и люди их понимали. Есть секта очень популярная, мы много видели роликов, как многие люди говорят на иных языках, что-то там происходит... Я приведу один небольшой пример. Как-то я встретил одного знакомого, который уже вышел из этой секты; он даже пономарил в храме – он в сторонку меня отозвал и говорит: «Ты знаешь, я что-то там говорю». Я спрашиваю: «Что такое?». И он начинает что-то говорить непонятное. Мне смешно. А он говорит, что это отголоски прошлой жизни. Что это за явление такое? Как к этому относиться?

– Собрание первых христиан называлось «агапа» (от др.-греч. ἀγάπη «любовь») – вечеря любви: они собирались для общей молитвы, чтения Священного Писания, толкования, чтобы приложить Священное Писание к своей жизни, и вкушения Тела и Крови Христовых. В первые времена действительно были пророки, даже пророчицы, и Дух Святой дышал после этого так явно, что было видно, как люди начинали что-то говорить, вдохновленные Духом Святым, и даже иногда на другом языке.

Но постепенно появился некий нездоровый элемент, и мы видим, что уже апостол Павел пишет в некоторых своих посланиях очень критически: что не все пророки, не все учителя – не каждому это дано (а иногда кто-то мог напиться и начать пророчествовать), нужно посмотреть, какого духа люди. Может быть свыше дар пророчества, и некоторые пророки даже мучились от этого дара. Все пророки были святыми людьми – это 100%: все, кто пророчествовал, были глубоко верующие, аскетически настроенные люди, и Господь им посылал Откровения. Через таких людей вещал Бог.

Иногда пытаются это создать искусственно, но это дар Божий, это нельзя запланировать: некоторые хотят как-то принудить Бога, чтобы Он в определенный момент что-то сделал – мы можем попросить Его об этом, конечно, но всегда оставляем пространство, чтобы Бог ответил на нашу молитву: Он может и не ответить. Молчание – тоже ответ: может быть, мы плохо молились или не о том просили…

Те люди хотели какими-то внешними, яркими, чувственными вещами показать присутствие Духа Святого или свою религиозность таким образом выразить – и постепенно получились перегибы, перекосы: вместо любви, святости, стремления к скромности, к тому, о чем говорил Христос (что блаженны кроткие, милосердные, милостивые), появилась упрощенная версия – харизматическая. Люди входили в какое-то метафизическое состояние. Если посмотреть на видео собраний пятидесятников, страшно становится: явно это не от Духа Святого. Может быть, там и есть духи какие-то, но они совершенно другого порядка – люди искорежены, кричат что-то...

Воздействие Духа Святого (Дух Святой сошел на Христа в Иордане, явился в виде облака на Фаворе, сошел в виде огненных языков на апостолов) – всегда что-то светлое, радостное, таинственное, а не грубое и крикливое. Нужно знать и историю Нового Завета, и историю Церкви, чтобы уметь себя оградить от этого («не все, то, что сверху, – от Бога», – пел Владимир Семенович Высоцкий). Если некоторые даже и называют себя христианами (баптисты, пятидесятники) – не факт, что они христиане. По-разному бывает, нужно просто уметь различать духов. Для этого, слава Богу, Бог создал Свою Церковь – единую Соборную Апостольскую, Православную. У нас есть догматы, есть Символ веры, который мы до сих пор каждую Литургию поем все вместе – этот текст аутентичный, дошедший до нас, и мы до сих пор проповедуем и свою веру исповедуем так.

Вопрос телезрителя: «В Первой Книге Царств, когда Саул потерял право на царство, есть такие слова: отступил от Саула Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. Как может быть злой дух от Господа? Что это за дух?».

– Спасибо большое за вопрос. Люди не ценят то, что имеют, – начинают ценить, когда теряют. Пожалуйста, можно посмотреть историю Ветхого Завета: царя Саула (первый царь Израиля) помазал на царство Самуил (последний судья, пророк). Установление монархии тогда было очень непростым делом, и это связано с тем, что Господь не хотел давать царя: Он сказал, что царствование всегда связано с определенными проблемами – царь может быть хорошим, благочестивым, а может быть, наоборот, эгоистичным и самовлюбленным, тогда царю придется отдавать самые лучшие земли, самые лучшие стада. Пока царь благочестив и слушает Бога, все хорошо, но он всего лишь человек.

До этого была теократия, Бог Сам управлял через пророков, через судей. Посылал судей и помогал Своему народу израильскому, Сам дал ему Закон на Синае… А тут народ просил царя. Первым царем избрали Саула. Он был высокого роста, мужественный – был выше всех своих соплеменников, красивый, мощный царь. Самуил его помазал, Господь его избрал, и пока он слушал Самуила (а Самуилу Господь что-то открывал: когда идти на войну, когда не идти, что делать, что не делать), у Саула все было хорошо: он побеждал в войнах, когда это было невозможно, выигрывал сражения. Слава сразу разнеслась, народ израильский вдохновился, и Дух Божий был с Саулом, всегда его сопровождал, он чувствовал благодать Духа Святого.

Но потом он несколько раз подряд понадеялся на себя. Сначала не дождался Самуила, который сказал ему: «Подожди меня, нужно перед войной принести жертву». Саул ждал-ждал (такая армейская нетерпеливость) и подумал: «Ладно, мы без Самуила обойдемся, сами быстро принесем жертву и пойдем на войну». Уже некая небрежность появляется в отношении своей веры, а это очень к тяжелым последствиям приводит, и Самуил пришел и сказал: «Смотри, Дух Божий может отойти от тебя. Тогда будут тяжелые последствия». Потом еще раз не послушался – утаил какие-то сокровища, не убил князя врагов (сохранил ему жизнь для своей собственной выгоды). И после этого сказано, что Господь найдет Себе нового избранника. И нашел Давида, кудрявого юношу, совсем молодого, который был тоже благочестив, с юности очень любил Бога – причем искренне (если кто почитает Псалтирь, посмотрит, как Давид любил Бога, как с Ним общался).

И Дух Божий отошел от Саула и почивал уже на Давиде – даже потом его (при живом еще царе Сауле) Самуил помазал на царство. И от Саула отошел Дух Господень. Что с ним случилось? Он впал в мрачное состояние духа: у него было плохое настроение, его ничто не радовало – ни победы, ни пиры. Единственная отрада для него была, когда Давид приходил и играл на музыкальных инструментах (псалтири, гуслях), пел псалмы своего собственного сочинения, и немножко умягчалось сердце Саула. И то периодически так омрачалось, что один раз он взял копье и метнул в Давида, ибо ему завидовал: он видел, что Дух Господень почивает на нем.

И чем закончилось для Саула все это? Он покончил жизнь самоубийством – проиграл в войне и, чтобы не достаться врагу, бросился на меч, да так неудачно, что еще оставался жив, а слуга потом добил его и прибежал похвастаться Давиду – на что Давид не только не похвалил его, а самого предал казни, сказав, что не смеет никто поднимать руку на помазанника Божьего. Такая очень интересная история.

Вообще, Книга Царств, которую вы привели в пример, – это просто кладезь. И мы молимся (как раз тропарь 3-го часа): «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся… Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Это же не просто так, это страх: я потеряю присутствие Духа Святого – что со мной произойдет? Вот, Саул: мрак, тоска, помрачение, дикая депрессия, когда человек может прийти к мысли о самоубийстве – вот что случается с человеком, который имел некогда Дух Святой, имел радость жизни с Богом… Это страшно, когда кто-то разочаровался в Церкви и ушел из нее или какой-то священник в кризисе, в конфликте с собственной душой. Не дай Бог такого никому! Мы об этом неистово молимся: «Духа Твоего Святаго не отыми от мене» – «мне очень страшно: не дай Бог!»… Тут мы живем у Христа за пазухой, мы просто уже привыкли – так, периодически хнычем, а, по правде говоря, у нас все просто замечательно: мы просто этого не ценим. Нужно только молиться, чтобы Дух Святой покрывал нас, чтобы Он никуда не ушел.

Вопрос телезрительницы: «Что значит „откровение помыслов”? И чем отличается простая Исповедь от откровения помыслов?».

– Откровение помыслов – практика, связанная с покаянием, когда человек, особенно в монастырях, игумену или игумении открывает не только какие-то дела, но даже сокровенные помыслы, приходящие в течение дня. Это не для всех – к этой практике нужно подходить с определенной осторожностью.

Действительно, это помогает на каком-то этапе в духовном развитии, когда у человека есть духовный отец (или как в монастыре некоторых игумений благословляют тоже принимать откровение помыслов) и у того, кому ты открываешь помыслы, есть духовный опыт, когда ты ему доверяешь и можешь ему рассказать, какие приходят мысли, и он может сказать: «Это просто искушение, наваждение от дьявола – не обращай внимания, а вот это – например, последствия внутренней глубокой гордыни». Помыслы о грядущей награде или об отсутствии награды, которой хотелось бы, – наверняка это гордыня и тщеславие (или помыслы о похвальбе, еще что-то такое)...

Для нас, христиан, важно следить, что мы в рот кладем, что едим, что пьем, о чем думаем. Если у нас голова забита всем подряд, то вот надпись на могильной плите: «Не все йогурты одинаково полезны». Не всякий помысел полезен – некоторых помыслов нужно бояться, бежать как огня, сразу гнать (какие-то хульные, например; мне рассказывал один прихожанин: «Прихожу в храм. Снаружи хожу – все в порядке, дома сижу – все нормально. Прихожу в храм – какие-то гадости, пошлости лезут в мозг, какие-то песни вспоминаются, мотивы»). Это вообще болезнь века сего...

Перед службой я стараюсь оградить себя от всего этого: нужно настраиваться. Отец Андрей Ткачёв очень хорошо говорит, что нужно разогревать себя к молитве: если сразу начинаешь молиться, ты не подготовлен – перед службой человек еще минут 5–10 должен помолчать или помолиться, а лучше и то, и другое: помолчать и помолиться в тишине, посидеть и подумать: «Для чего я пришел сюда, зачем? Куда я пришел? Здесь дом Бога, сейчас я буду Богу что-то говорить. Если я параллельно буду думать о чем-то другом, то это будет оскорблением моих религиозных чувств – я сам буду оскорблять свои религиозные чувства».

К этому нужно относиться очень внимательно. Откровение помыслов нужно, чтобы мы следили за собой. В истории христианской это было иногда вместе с Исповедью, иногда без Исповеди – просто приходил человек и открывал свои помыслы старцу, и тот ему что-то советовал. Насколько это применимо в современной духовной практике? Нужно всегда очень избирательно смотреть. В монастырях женских, мужских – это одно, а в приходской практике нужно немножко по-другому смотреть. Доверяете ли вы священнику? И все ли ему нужно открыть? И вообще, когда 500 человек стоят на Исповедь, вряд ли вы расскажете, что вчера думали о своей соседке бабе Маше или что-то еще... Не всегда священник может выслушать все ваши помыслы, поэтому иногда нужно исповедоваться лаконично.

Без отступлений.

– Излагать то, что действительно вас мучает, что важно: вы же к Врачу пришли, Христос – наш Врач, Он может нам помочь вылечиться от каких-то грехов. А помыслы открывать нужно духовникам и с рассуждением все это делать.

Вопрос об искушениях: «У меня есть жена, я люблю ее, но постоянно смотрю с желанием на других женщин и очень часто не могу отказаться от этих искушений. Периодически исповедую эти грехи – они занозой сидят в душе, но, как правило, к сожалению, это повторяется. Подскажите, как научиться жить только с женой?».

– Очень интересный вопрос. Это связано с тем, что у человека есть привычка. Опять-таки, Церковь рекомендует человеку не иметь до брака связей. Может быть, для современных людей это ретроградное представление, кто-то скажет, что мы вообще мракобесы.

Но Церковь имеет огромный опыт – даже ветхозаветная Церковь видит: если человек любит, у него один спутник на всю жизнь. И если он сохранил себя в чистоте до него, то потом Господь за терпение, за то, что он не разбрасывал себя, не растратил, дает такую радость, такое счастье в семейной жизни, что не нужно уже заглядываться на других женщин. У человека не будет навыка к этому. Если человек был охотником, привык стрелять из ружья и чувствовать запах дичи, то потом, когда он уже остепенился и перестал быть охотником, периодически это будет проявляться: он все равно будет замечать очередного оленя, и рука будет тянуться к курку – это все работает автоматически.

Конечно, тяжело избавиться от этого навыка – это первое. Второе – в браке очень важно, чтобы супруги уделяли друг другу время. По-моему, у апостола Павла (это и Иоанн Златоуст говорил) есть такие мысли: будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Дьяволу очень не нравится, когда люди любят друг друга. Это Христос Бог наш радуется (естественно, ведь наш Бог есть любовь), когда мы любим друг друга: это и есть Его замысел – мы просто исполняем Его волю. А дьявол очень злится, когда мы любим друг друга, и, если есть возможность каким-то образом помешать, кинуть в нас камнем, чтобы наш взгляд не туда был устремлен, он обязательно это сделает.

Тут вопрос касается крепости вашей дружбы в семье, как вы чувствуете друг друга: нужно все-таки друг другу уделять время, чтобы вы чаще оставались наедине, могли вместе сходить куда-нибудь. У меня есть опыт Исповеди людей (6 лет), и очень много проблем в семье именно потому, что супруги перестают по-настоящему общаться друг с другом. Тогда извечные проблемы – это фон: этого не хватает, то нужно купить... Это целая история. Если только из этого состоит супружеская жизнь, то она постепенно дает трещину. Супругам нужно обязательно уделять друг другу внимание, находить время, чтобы вместе проводить досуг. Если супруги не общаются друг с другом – это начало конца семьи.

Вопрос телезрителя: «Нужно ли приглашать священников освятить жилище, если переехал не в новую квартиру, а в ту, где раньше жили люди? И у меня сегодня день рождения, пожелайте мне здоровья».

– Всего вам самого доброго, здоровья вам! Некоторым людям нужно здоровье, чтобы они вели буйную жизнь, но нам здоровье нужно зачем? Больше времени уделить нашим близким, больше помочь людям, обогреть кого-то, утешить. Многие люди сейчас ждут нас, чтобы мы их утешили, для этого и нужно нам наше здоровье. Безусловно, желаю вам здоровья.

Что происходит во время освящения квартиры? Освятили квартиру, и она стала каким-то святым местом?.. Мы немного по-другому ко всему этому относимся. Когда я освящаю квартиру, вроде не изгоняю злых духов – хотя многие, может, и ждут этого. Что такое освящение? Приходит священник и молится вместе с людьми, чтобы им в этой квартире жилось хорошо, благочестиво, чтобы они не ссорились друг с другом, жили мирно, чтобы в доме их изобиловала всякая благость, в том числе преумножалось физическое их достояние, но прежде всего – духовное, чтобы преумножалась в этом доме любовь: что за семейный очаг, где не умножается любовь? Поэтому священник приходит и молится вместе с людьми. Мы просим Бога, чтобы Он освятил это жилище, чтобы люди в нем чувствовали себя хорошо и возрастали в христианской любви. Я вижу в этом смысл.

Эти люди приехали в квартиру, где до них кто-то жил. Они могут позвать священника и вместе с ним помолиться. Иногда люди не ходят в церковь, но зовут батюшку освятить квартиру – может, для них это будет первым шагом. Лишний повод помолиться – это здорово.

Божией помощи, дорогие друзья, вам во всех ваших благих начинаниях, не откладывайте на завтра благие дела: хотите помириться со своим родственником, пойти поцеловать своих детей на ночь – обязательно это сделайте. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Записали:
Светлана Тодосейчук
и Ирина Рябова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс