Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1018) → Священник Михаил Котов: Что читать и смотреть православному христианину?

Священник Михаил Котов: Что читать и смотреть православному христианину?

№25 (1018) / 1 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Мы часто слышим утверждение «о вкусах не спорят». Но я считаю, что только о вкусах и спорят – не о вкусе еды, конечно, а о вкусе к литературе все мы спорим: кто-то любит Пушкина, кто-то Лермонтова, Шмелева, или Пастернака, или Бродского, но в любом случае наши зрители любят русскую литературу – о ней мы сегодня и поговорим…Хочется спросить: а что читать?

– В огромном потоке литературы, который представляется нашему вниманию, очень сложно не потеряться. Здесь было бы здорово иметь опытного кормчего. На мой взгляд, лучший кормчий – как раз великая русская литература. К сожалению, до недавних пор в течение 70-ти лет литературоведы рассматривали нашу великую литературу только с одной позиции: борьба за свержение самодержавия, крепостничества и так далее – «все наши писатели были борцами на гражданском уровне, и все они пошли бы брать Зимний дворец штурмом». Я, конечно, утрирую, но тем не менее... Сегодня есть другая достаточно опасная вариация на эту тему – «надо канонизировать всех наших писателей: все они были православными».

Здесь надо держаться золотой середины – взять курс на то, что идеальных людей не бывает, у всех писателей своя дорога к храму, к Богу, этим они и интересны. Но все русские писатели так или иначе задаются вопросом, какова цель моей жизни, в чем ее смысл? Эти вопросы человеку всегда доставляют дискомфорт, почему Достоевский и называл их «проклятыми вопросами». Русская литература вечна, ибо касается вопросов вечности. И только два пути есть у человека на самом деле: либо к Богу, либо от Бога. Ими и идут русские писатели.

Получается, то, что мы выбираем для своего чтения, ведет нас по этим путям. Говорили, что Россия – самая читающая страна в мире. Буквально сегодня еду в метро и вижу такую картинку: передо мной ряд сидений, где помещается 6 человек, и из них один читает книгу, остальные все в телефонах – они что-то листают, поэтому понятно, что они в соцсетях. Но один молодой человек все-таки читал книгу, и это радует, ведь иногда люди читают «чтиво»… Приходя в библиотеки и в наши церковные лавки, мы тоже видим весьма разную литературу. Кто-то читает Библию с картинками – там есть изображения, а кому-то нужен Игнатий (Брянчанинов). Нужно ли воспитывать вкус к литературе?

– Вы очень верно подметили о воспитании: вкус, конечно, воспитывается. Есть единицы людей с прирожденным вкусом. К сожалению, в «лихие 1990-е» произошло оболванивание нашего читателя. Когда говорят, что спрос рождает предложение, это неправда: те, кто знаком изнутри с процессом появления продукции на книжном или музыкальном рынке, знают, что здесь предложение рождает спрос, просто навязывается некая модель и это все более или менее продается: премии вручают те, кто здесь диктует моду. Нобелевская премия в последнее время, кроме денег, ничего в себе не несет, там нет уже изначальной высоты – сплошная политика, политкорректность и так далее. Так что необходимо действительно с раннего возраста воспитывать вкус. Лучшим воспитателем здесь будет русский классик.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Каждый человек смотрит фильмы по своему желанию, а как быть детям, которые предоставлены телевизору и компьютеру? Они столько пороков наберут! У них нет “внутреннего цензора”, а у взрослых есть – фильмы ужасов они смотрят всего один раз. Можете помочь в этом разобраться?».

– Вопрос действительно актуальный. Здесь огромна роль родителей – «внутренний цензор», который должен быть у детей, формируется ими. На школу сегодня надежды нет (при всем уважении к нашим замечательным педагогам) – у школы сегодня нет функции воспитания, учитель боится лишний раз замечание сделать ученику.

Где же может ребенок почерпнуть духовные силы? Только в семье. Ведь в Православии какое отношение к семье? Это малая Церковь, и от родителей зависит, будет ли он 24 часа в сутки смотреть в компьютер, как очень часто бывает в наших семьях: «Лишь бы меня не трогал – я зарабатываю, строю карьеру! В одной руке айпод, в другой бутерброд, и достаточно». Ни в коем случае.

Семейное чтение – какой важный момент! Не нагрузить на ночь всякого рода новостями и прочей бессмысленной похабщиной, а просто сесть семьей и спокойно почитать русскую сказку с великолепным смыслом, с великолепным финалом. Или почитать что-нибудь из Пушкина – и обеспечен крепкий, здоровый сон нашим малышам.

И детская литература советского периода – это высочайшая планка. Там нет прямых указаний на Бога, на христианство, нет религиозной серьезности, но там много здоровых и ответственных выводов и вещей. «Незнайка на Луне» – это же просто о нашем сегодня: о состоянии, в котором все мы сегодня находимся в связи со свободой, а больше даже в связи с произволом. Так что, дорогие родители, мамы, папы, бабушки и дедушки, все в наших руках: эти дети в дальнейшем будут строить Россию – так давайте сделаем их умными, сильными, начитанными, образованными.

Я вырос в советское время и читал много – помню детскую литературу, которую давала мне мама: она очень любила читать, как и все у нас в семье, и я помню, что мы читали. У нас был Иван Шмелев, как это ни странно: не знаю, как книга попала к нам – очень потертая, разобранная по листочкам, но она у нас была, и я никак не мог понять, почему она была так зачитана… Насколько он актуален для православного человека?

– Начну с того, что Иван Сергеевич Шмелев, по-моему, – лучший писатель XX века. У нас со школьной скамьи эту нишу занимает Горький, но неблагодарное дело – сравнивать великих писателей. Творчества Шмелева мы в полной мере не знаем – оно немного вернулось в последнее время, и сегодня в школах его не очень изучают, хотя описание того же крестного хода – это традиционная вещь. Есть такое понятие в культурологии: «культурный сценарий» – типичное действие типичного человека в типичной ситуации. А крестный ход – это культурный сценарий для всей матушки-России: всегда ходили крестными ходами по разным случаям. Горький описывает крестный ход, у него «черный квадрат» – это описание иконы. Шмелев описывает крестный ход – у него Матушка Всецарица Богородица со светлым Ликом в золотой ризе. Разница же чувствуется? И так по многим параметрам.

Шмелев – очень «вкусный» бытовик: его описания постного стола, постного рынка, подготовки к великим двунадесятым праздникам – великие вещи. Русская литература во многом создавалась дворянами (это были аристократы, образованнейшие люди), но упивались они именно народными элементами – например, Платон Каратаев у Толстого. Ведь с Пьером Безуховым происходит просто переворот – он слышит в плену от простого солдата: «Не нашим умом, а Божьим судом...», и это его внутри переворачивает. У Шмелева есть такой настоящий человек – Горкин. Это не вымышленный персонаж, как Платон Каратаев у Толстого, а реальный, его могила – где-то в Донском монастыре (там все разграбили в свое время, мы теперь не знаем, где его могила, но он там похоронен, и ведь сколько там собрано удивительных народных крупиц верующего сердца!).

Шмелев – наиболее последовательный православный писатель, и я понимаю, почему ваша книжечка была зачитана до дыр: читая его, многие советские люди понимали, что они не просто советские люди – они русские, и Россия, которую мы, к сожалению, потеряли после 1917 года, уклад удивительной патриархальной традиционной жизни в самом лучшем понимании этого слова благодатным покровом ложится на сердце: мы с большим упоением читаем о своей стране, о своей культуре, о своих традициях, поэтому творчество Шмелева сегодня востребовано.

Не знаю, как эта книжка оказалась у вас – этого писателя просто не печатали в Советском Союзе, это мог быть только какой-нибудь самиздат. Негласное установление было. Пытались в 1973 году опубликовать маленькую его заметку про быт, и вроде бы журнал сначала принял к печати, но последовал запрет. Почему? А потому, что слишком уж хорошо описана старая Россия. А если так хорошо жили, зачем же тогда революция? И статья так и не вышла. Один литературовед вспоминал эту историю.

Я не могу пройти мимо взаимоотношений Л.Н. Толстого и Русской Православной Церкви, так как часто встречаю мысль, что православному человеку нельзя даже в руки брать произведения Толстого. Поясните, пожалуйста, так ли это?

– Есть у нас особая категория упертых православных людей, которые действительно придерживаются такого мнения. Это очень узкий взгляд и на нашу культуру, и на нашу литературу. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, в последние годы своей жизни, к сожалению, ставший еще и великим еретиком. Но это трагедия не только Льва Николаевича, это трагедия для всей русской культуры. И то, что именно так похоронен русский человек – простой холмик без креста... Все его предки по материнской и отеческой линии рядом лежат под православными крестами, а у него завещание: хоронить только так, на краю оврага. Это больно видеть. Но, к сожалению, вышло то, что вышло. Но знать «Войну и мир» Толстого, знать «Анну Каренину» – это просто условие выживания в современном мире: мне кажется, Господь дал ему наиболее сильный талант писателя. С большой честностью, мужеством, даже с большим пророческим пафосом он описывает многие вещи. Даже его поздние книги брать необходимо, чтобы понять, где упал великий, чтобы и самим не упасть там же.

Потрясающая мысль.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Может быть, чтобы все можно было читать, надо с детства человеку прививать критическое мировоззрение? А уж внутри его может быть совесть, если она еще не сгорела».

– Абсолютно согласен с телезрителем. Критическое мировоззрение будет, когда наших детей, внуков (наше подрастающее поколение) научат критически мыслить. А для этого важна художественная литература. Почему? Когда мы с вами читаем замечательный, очень высокоорганизованный художественный текст, у нас в голове складывается художественный образ. Компьютерная игра плоха не сама по себе, а потому, что там за нас уже все придумали, там трудятся отдельные композиторы, отдельные сценаристы, программисты и так далее – для тебя все сделано, тебе думать ни о чем не надо; хотя и говорят «развивающие игры», все это блеф.

А художественная литература как раз создает образ. Анна Каренина всем по-разному представляется, но мы же смотрим на мир глазами Анны, мужчина пишет о психологии женщины – это высочайшая планка, к которой очень сложно приблизиться…

А совесть – дар Божий. Выжигается она только на определенное время, потом она все равно возвращается. И у нее две важные функции – она звенит, когда человек, как мы говорим, сбивается с пути, а если он все-таки сбился, она подсказывает, что надо сделать, чтобы вернуться обратно. Совесть всегда будет присутствовать, тем более в русских людях. А критическое мировоззрение просто необходимо, чтобы в бушующем море, которое есть наша жизнь (особенно сегодня, с ее бешеными скоростями), не потеряться, чтобы тебя не снесло волной.

У меня был разговор с одной православной христианкой, когда у нее один за одним появились трое детей. Перед ней встал вопрос: что делать с телевизором, ведь он может принести огромный вред детской душе? И она решила так: развернула его экраном к стене и воспитывала детей без влияния «зомбоящика», как она говорила. Но, говорит, однажды вдруг поняла, что теперь уже спокойно можно разворачивать телевизор – ее дети уже четко все понимали, основные критерии нравственного воспитания были уже заложены. И она сказала: «Я поняла, что у них „внутренний цензор” уже работает – можно совершенно спокойно смотреть телевизор». Происходит ли это с литературой? И насколько «внутренний цензор» необходим для оценки литературы, которая сейчас у нас есть (я не говорю про «чтиво под пиво»)? Авторов очень много, начиная с женских романов и заканчивая детективами и прочим, но вместе с этим существует и современная русская литература. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Вы очень верно поставили акцент на слове «литература»: многое, что мы сегодня видим на книжных прилавках, – не литература... У русской литературы есть некие характеризующие ее признаки, и человек, даже если он носит русскую фамилию и пишет на русском языке, может и не быть русским литератором. Например, в русской литературе никогда не ругались матом. Наши классики прекрасно знали эти слова, но чтобы их герои сквернословили, – никогда. А люди сегодня издают бестселлеры, и там мат-перемат – это о чем говорит? О низком уровне. Это не литература, тем более – не русская литература. Многие современные писатели так гордо себя называют, но они и писателями-то не являются: все-таки до писательства надо еще доболеть, дослужиться, дописаться.

В XIX веке каждый писатель для себя всегда выставлял некую программу действий таким образом: можешь не писать – не пиши, пиши только тогда, когда тебе есть что сказать, когда действительно болит. А боль – это любовь: я люблю человека, за которого мне больно. И поэтому Евангельская парадигма «в начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» дает начало всему бытию: слово первично. И какое отношение к слову! Гоголь все свои произведения написал стоя (об этом тоже мало знает массовый читатель), для него рабочая конторка (его писательский стол) – это церковный аналой, он только отдыхал сидя. Он писал в назидание своим будущим потомкам и людям, которые сменили его на этом посту: «Обращаться со словом надо честно. Оно есть высший подарок Бога». Какое удивительное отношение!

Современные писатели есть. Вот уже 10 лет прошло от учреждения Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия. Премия небогатая по деньгам – у нее совсем другая задача: показать авторов, тех людей, которые сегодня по вполне понятным причинам находятся в тени, но они есть и они пишут высококлассные художественные тексты, то, что обогащает нашу литературу, дальше продолжает традиционную нить. Можно спокойно набрать в интернете в поисковике этих авторов за все года, когда вручалась эта премия – среди них есть и корифеи, наши писатели, которые писали еще в 1970-е – 1980-е годы, есть абсолютно новые имена, о которых мы никогда бы не узнали, если бы не эта замечательная премия.

Вопрос телезрителя: «Немножко на землю опустимся – так высоко планку подняли… Я писатель Сергей Рогатко и продаю свою книжку возле Троице-Сергиевой лавры, живу в Сергиевом Посаде. 3 момента: у людей сейчас нет денег – раз, люди вообще не читают – два, просто идут в лавру (там такой мощный поток). И 3-й момент – это уже книготорговцы и издатели жалуются мне, что нет денег на издание, а склады книготорговцев завалены православной литературой, там миллионные завалы – и ничего не продается. Это я вам докладываю из первых источников. Доклад закончен. Вопрос: как будем выкарабкиваться?».

– Только коллективными усилиями, конечно: мы, как вы понимаете, в студии сейчас не решим этой проблемы.

Еще одна вещь мне кажется очень важной. Мы часто думаем, что достаточно ходить на богослужения, и на этом вся наша духовная жизнь заканчивается. Но Ваше сегодняшнее выступление как раз говорит, что, наверное, мы должны учиться: повышать планку, размышлять – если этого не будет, то каким же будет наше Православие? Ведь современная Церковь и современная православная мысль, в том числе миссионерская, должна нас вести к новым рубежам. Я прав?

– Православная культура христианства – это книжная культура. Конечно, необходимо читать. Мало того, я опять обращаюсь к нашим родителям, к бабушкам и дедушкам: наши дети обязаны читать. Сегодня, во время культа денег, высокой заработной платы и высоких должностных позиций, надо объяснить, что руководить будет только тот, кто читает, а тот, кто не читает, будет выполнять все остальные предписания, поэтому обязательно нужно привить и любовь к книге, и любовь к русской литературе – это бесспорно. Это общая задача, которую могут решить сегодня и школа, и общество, и Церковь, и, конечно, малая Церковь – семья.

Я думаю, в воскресных школах нам нужно не только изучать Священное Писание, но и приучать детей к литературе, в том числе к художественной, начиная от Шмелева и заканчивая Пушкиным.

– Божие благословение пусть пребывает со всеми нами. Я все-таки хотел бы закончить на оптимистичной ноте: мы действительно думающие, крепкие, сильные люди. А сильные мы будем только если будем знать свои русские песню, сказку, русскую литературу, свои великие русские традиции. Вера наша ставит нас в те рамки, благодаря которым мы способны стать сильнее.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс