Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1018) → Священник Олег Патрикеев: Что означает «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»?

Священник Олег Патрикеев: Что означает «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»?

№25 (1018) / 1 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Слова, ставшие темой беседы, принадлежат Господу… Что же это означает для нас, православных христиан, в нашей церковной и обычной жизни, в быту?

– Очень интересный вопрос, и мы должны обратиться к Евангелию, чтобы понять, Кто это сказал и кому были сказаны эти слова. Эти слова повторяются у двух евангелистов – Матфея и Луки. Господь говорит Своим ученикам (сначала 12-ти, потом 70-ти): «Я посылаю вас, как овец среди волков: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Господь любил говорить притчами и словами, понятными людям. Что такое овца для Израиля? Овца была (и сейчас остается) животным, которое дает молоко, шерсть, пищу. Раньше овца была одним из лучших подарков на заклание (мне однажды человек, умеющий резать овец, сказал: «Если бы ты видел, как овечка сама кладет голову свою перед ножом, ты изумился бы! Она не дрыгается, она готова умереть – у нее нет страха смерти, она смиренна»). Почему Господь сравнивается с Агнцем? Агнец – прообраз Самого Христа: единственное животное, которое перед смертью не блеет, не кричит, не дергается.

Овца среди волков – нонсенс. Если выпустить овец среди волков, то понятно, что волки будут сразу сыты, а овцы – не целы. Но почему Господь это говорит Своим ученикам? Он – их Пастырь, Он всегда с ними. Кто такой пастырь для овец? Тот, кого слушают овцы, чей голос они знают. Даже если овца перебежит в другое стадо и пастырь позовет ее своим голосом, она откликается и идет в свое стадо – она не остается в чужом стаде.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей», – говорит Христос. И, посылая их среди волков (обозначая так мир, во зле лежащий), Он говорит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». И только потом можно понять, какой характер должен быть у апостолов среди волков, то есть среди мира, погрязшего в грехах, мира прелюбодейного. Как вести себя среди тех, кто не внимает Евангельским словам? Это очень тяжело. И здесь как раз приводятся образы змеи и голубя. Ведь можно рассмотреть образы этих животных и в метафорическом смысле: змея – это дьявол, и мы должны быть хитрыми, как дьявол, искусивший Еву и Адама – первых людей, которые были умудрены так, что нам до этого очень далеко.

Но если понаблюдать за змеей – она ведь очень осторожна: в ней нет открытости ни к людям, ни к животным; она особенная – она постоянно в движении, но одна (змеи живут только своей семьей, у змей все строго и по семейным законам). И мудрость змеиная в том, чтобы не попасться змеелову. Змеелов как раз и есть дьявол, который может своей хитростью поймать змею. Посмотрите, сколько уловок у змеи, чтобы уйти от змеелова или от опасности! Это единственное животное, которое при движении так виляет, что даже коршун не может уловить ее и поймать: траектория ее движения очень трудна. «Дорога жизни», на которой находится наш храм, такая же извилистая, как змеиная. Зачем это было сделано во время войны?

Чтобы самолеты не могли пройти напрямую.

– Да, это тоже змеиная мудрость, можно сказать.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Про пожилых иногда говорят, что они впали в детство. Но ведь дети имеют душу чистую, бесхитростную, как у голубя. Может, таким образом душа человека стремится к Богу?».

– Душа человека не только в старости стремится к Богу, но всегда: насытиться она может только Тем, Кто ее создал. Творец дал дыхание жизни – и чем ни насыщай душу, начиная от театров и заканчивая какими-нибудь супершоу, это будет лишь временное насыщение. Вечное насыщение – только в Боге. Поиск Бога – это правильно, но нужно искать Его не только в старости. «Что стар, что млад» – да, есть такая поговорка, но я не думаю, что плюс, если старик будет как младенец. Простота у детей, конечно же, присутствует (и Господь говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»), но это не та простачковая простота, или, как говорят, «святая простота» – много есть фраз, но они не дают полноты смысла простоты у голубя. Сейчас у нас голубь считается нечистой птицей, клюющей в помойках, а в древности, да и в Библии мы видим: голубь – прообраз Святого Духа (или вспомним Ноев ковчег – именно голубь принес масличную веточку в своем клювике: символ мира – тоже голубь). Голубь – это не простота, это чистота. Белый голубь – это чистое дыхание Святого Духа, Который снисходит на Христа во время Его крещения. Образ голубя в Библии вообще прекрасен…

Вы пробовали кормить голубей с рук в парках? Например, я замечал, что у нетерпеливого ребенка это не получается. Голубь чувствует твою душу, он чувствует, что ты хочешь сделать сейчас – покормить его или схватить за носик, ведь некоторым деткам очень хочется поймать голубка, и они бегут за ним, радостные, но это озорство (назовем так), а чтобы покормить голубя с рук, нужно иметь чистые помыслы.

Телезритель говорил, что пожилой человек становится простым как ребенок… Быть простым – значит, уже не требуется никаких усилий в работе над собой, душой, спасением? А «быть мудрым, как змея», – наоборот, размышлять, что тебя ждет? Змея сбрасывает кожу, как мы сбрасываем жизнь в конце концов, когда рождаемся в вечность – об этом можно порассуждать?

– Простота – это не заработанный характер в жизни: можно быть простачком, но в то же время быть хитрецом...

Это не значит «быть мудрым, как змея»?

– Да, это такая «святая» простота, когда человек своим характером уже доводит людей до непонимания, а ему все как с гуся вода: он представил себя таким псевдоюродивым и не хочет работать над собой, как вы говорите. Это абсолютно неправильно. Работа над собой должна происходить с момента нашего зачатия – сначала работать над нами должны родители, потом крестные. А потом мы уже сами начинаем понимать, что такое добро, что такое зло, грех, умеем это разделять (это происходит в 12–14 лет).

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Можно ли слова “будьте просты, как голуби” понимать так, что с простотой и легкостью нужно прощать все нанесенные обиды, оскорбления?».

– Да, вы абсолютно правы. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло – он как бы перефразирует слова Христа. Как это быть мудрым на добро и простым на зло? Именно так – прощать в простоте, как прощает ребенок, у которого нет памяти зла. Ведь что такое зло в человеке? Это память, которая не отпускает: «Вот в прошлом году мне наступили на ногу, а тогда-то меня обманули...» – все это копится, копится, как воздушный шарик, и пока ты сам это не отпустишь, это будет находиться в тебе, пока ты не простишь, эта память останется в тебе. И в покаянии память зла (когда мы помним о зле) стирается. А ребенок прощает тебя сразу же – может, пару минут позлился и забыл, в отличие от взрослых людей, которые поссорятся и потом неделю не разговаривают друг с другом.

Надо в простоте сердца прощать человеку его согрешения, и злопамятство отступит. Есть в человеке такая нехорошая греховная наклонность – помнить зло; это не очень правильно.

Впереди нас ожидает праздник – день прославления Иоанна Кронштадтского. Когда он шел от Андреевского собора к себе домой, то приходил часто без обуви, верхней одежды, даже просто рубашку свою отдавал, заботясь о нищих. Дома супруга его встречала и ругала: «Ну как же так?!». Иоанн Кронштадтский был прост, как голубь, но мудр, как змея…

– Он совершал молитву в простоте: не нужно делать подвиг из чтения тысячи акафистов – ты можешь разговаривать с Богом, как Иоанн Кронштадтский, своими молитвами. Простота в общении с Богом тоже очень важна. Вы правы, Иоанну Кронштадтскому присуща простота в общении с Богом, и он сразу же получал ответы на свои молитвы, ибо молился в простоте сердца своего.

Вспомним, сколько по его молитвам было совершено чудес!

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я так понимаю эти слова: когда Христос посылал апостолов на проповедь, Он понимал, что это дело опасное. Быть мудрым, как змея, – это значит, как змея, оберегать в первую очередь свою голову: апостолы должны были сохранить главное – не потерять свою душу. О простоте голубя: голубь – мирная птица, и проповедь их должна быть не агрессивной, а простой: от них должны исходить мир и простота. Вот в этом весь смысл».

– Все правильно, змея старается сохранить свою голову – если она будет ранена в тело, она выживет. Поэтому змея сворачивается в кольцо, прячет туда голову при опасности, а может и напугать. Апостолы ведь не только говорили сладкие слова – они и обличали грех, и обличали так, что люди слепли после их проповеди, как это было с волхвом...

В Евангелии дальше сказано: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» – не оставайтесь там, не лезьте на рожон. Не нужно людей за рога (как у нас любят) тащить в Церковь. Господь говорит: «Если не принимают – идите в другое место. А где примут вас – там оставайтесь», Он призывает идти вперед, пробовать, самое главное – не останавливаться.

Телезритель правильно сказал, что проповедь не должна быть агрессивной. И еще тут напрашивается вывод: когда мы читаем Священное Писание, мы просты, как голуби, если читаем с чистотой сердца, но какими мы должны быть мудрыми, чтобы услышать слова Господа! И какая нам нужна помощь Церкви, чтобы понять Священное Писание в его настоящем, истинном смысле… Отец Олег, как же нам руководствоваться этим, я бы сказал, девизом в нашей жизни: например, при чтении Священного Писания, в церковной, бытовой жизни?

– Священное Писание можно трактовать очень по-разному – особенно в других конфессиях предлагают другие трактовки. Но у нас есть святые отцы, которые нам оставили готовый материал. Чистота веры, которая присутствует в Православной Церкви, как раз и проста. Простота – в чистоте, когда ничего не разбавлено никакими примесями, никакими новыми учениями. Церковь, основанная Христом 2 000 лет назад, чиста в Православии, она здесь. Мы должны читать Евангелие с объяснениями святых отцов. Мы можем поразмышлять и сами над прочитанным отрывком, но потом обязательно читаем Иоанна Златоуста и сравниваем с ним свои размышления: если наши размышления схожи, значит, нам Дух Святой это открывает, и мы испытываем радость. А если нам непонятно и мы хотим понять, о чем же все-таки отрывок, то мы снова берем толкование Иоанна Златоуста, читаем и понимаем: «Вот как, оказывается, надо понимать. А я-то думал иначе». И сразу происходит метанойя – изменение ума посредством чтения святых отцов.

Вопрос телезрительницы: «Иоанн Кронштадтский все время говорит, что Господь прост. Как это понять?».

– Прекрасный вопрос. О Господе мы можем говорить очень много, но я бы о Нем помолчал, так как, что бы ни сказал, все будет мало. Даже в Евангелии написано: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. А Антоний Сурожский говорит, что если бы мы сложили все писания святых отцов о Боге, то это было бы даже не каплей в море. Простота Его в том, что Он прост для нашего понимания. Мы Его воспринимаем верой – в этом простота. Мы ведь смотрим не на видимое, но на невидимое – мы уверены в Его любви к нам. Но сказать, что Он совсем прост, невозможно: никто, ни один из математиков не может объяснить принцип Святой Троицы – «1+1+1» равно чему?

Одному.

– Да, Единая Троица. Здесь у всех математиков закипает мозг.

В Православии есть понятие «прóстый». Можем ли мы объяснить, что такое свет и тьма? Не можем. Когда мы говорим о Боге, у нас нет ни одного слова, которое было бы по отношению к Господу верным.

– Точным.

Свет, тьма, радость, добро – эти понятия «прóстые», простые. Говоря, что Господь прост, мы понимаем, что Он прост как дыхание, жизнь, любовь, радость. Мы не говорим, что Он состоит из этого и из этого: Он прост. И самое уникальное еще – когда мы Его принимаем, Он входит в нашу жизнь просто.

– Естественно.

Так, что мы даже не можем себе представить, как это может быть. Мы живем – и вдруг понимаем, что живем не одни, что живем с Господом, и эту простоту невозможно объяснить.

– Есть хорошие слова: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Что такое юродство проповеди у апостолов? Это когда ты просто говоришь, что Христос Воскрес, – приходишь к людям, которые даже не понимают, что такое Воскресение, и говоришь: «Христос Воскрес!». Они на тебя посмотрят непонимающе и спросят: «Как это может быть?». Раз есть вопрос, ты начинаешь отвечать и отвечаешь через Духа Святого, открываешь тайны простоты любви Божией: Бог возлюбил мир так, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. «Хочешь иметь жизнь вечную?». – «Хочу». – «Иди за Христом». И начинается у человека уже другая жизнь (если он пойдет за Христом). А если он, как тот богатый юноша, скажет: «Я не могу идти за Тобой, у меня большое богатство», тоБог подождет – Бог ждет до конца, до последнего нашего издыхания, как ждал и разбойника благоразумного, который при последнем своем издыхании получил прощение грехов и унаследовал Царство Небесное (но чем раньше мы обратимся к Богу, тем лучше, не надо ждать до последнего часа).

Надеюсь, мы смогли ответить на вопрос, почему Господь прост. Радостно, что у нас есть возможность на телеканале «Союз» спокойно обсуждать все эти проблемы, отвечать на вопросы! Подытожим нашу беседу. В обыденной жизни, когда мы едем в общественном транспорте или просто идем по улице, чаще видим людей хмурых, не готовых к общению. Но когда мы видим священников, они идут и улыбаются – у них есть благодатная мысль: Господь так возлюбил этот мир... И последний вопрос: как нам в трамвае быть мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби?

– Я просто пел бы: «Хмуриться не надо, Лада…».

А вообще – молиться.

– Конечно. Молитва Иисусова прекрасна, но это не всем дано, не все смогут долго держать ее. А вот песня нам «строить и жить помогает», поэтому пойте и радуйтесь.

И в радости будьте просты, как голуби. И тогда все будут вместе с вами такими же простыми и радостными.

Записали:
Нина Кирсанова
и Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс