Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос: «Человек обещал умершему исполнить обещание и не выполнил – считается ли это грехом?».
– Если мы что-то обещали и не смогли выполнить, то это ложится на нас определенным грузом: есть ощущение чего-то невыполненного, какого-то долга, мы оказываемся должниками перед этим человеком. Но все зависит от того, что именно мы были должны.
Если мы уже не можем воздать конкретно этому человеку и выполнить его просьбу, то можно просто оказать какую-то милостыню в память о нем или сделать похожее доброе дело для другого человека, чтобы совесть наша была спокойнее. Ситуации могут быть самые разные, и мы даже не предполагаем, как повернется жизнь, но, если совесть что-то подсказывает, значит, лучше выполнить. Если же чего-то смертельного в этой ситуации нет, то как Господь управит.
Я слышал, если ты не успел вернуть деньги, нужно в храм пожертвовать эту сумму либо помочь семье этого человека.
– Если речь идет именно о деньгах, их надо обязательно отдать его семье; если он был без семьи, то пожертвовать на доброе дело. Но, конечно, не оставлять у себя: это уже будет греховное дело.
Вопрос: «Моя дочь-подросток (ей 15 лет) отказывается ходить со мной в церковь, не хочет причащаться, говорит, что не верит в Бога, что я не имею права ее заставлять, хотя раньше ходили в церковь вместе, вместе причащались. Что делать? Как на нее повлиять, обратить к Богу?».
– Только добром и любовью. Вот сейчас моему сыну 15 лет. Слава Богу, он ходит в храм, но в каком-то смысле он тоже обособился – это возраст, когда подросток хочет ощущать себя уже несколько независимым. Даже если он очень хорошо относится к родителям, уважает их, ему хочется подчеркнуть свою самостоятельность, и если он идет в храм, то тоже самостоятельно.
К сожалению, период становления личности, когда происходит обособление от родителей, неизбежен (я вспоминаю самого себя в этом возрасте – я тоже уже старался держаться от родителей на расстоянии, с чем-то не соглашался, спорил); надо его переждать.
Но в вопросе есть несколько печальный оттенок – дочь уже перестала ходить в храм: обособилась не просто от родителей, но и от храма. Это значит, что у нее в душе не было посеяно что-то глубокое, ей не привилась глубокая любовь к храму, что и проявилось в процессе становления ее личности… Ни в коем случае не нужно давить, заставлять – можно только приглашать (допустим, вместе съездить в паломническую поездку, если она захочет, или вместе посетить какой-то храм), а дальше – как пойдет. Если она не захочет, то остается только молиться за нее и являть ей добрый пример: душа любого человека (не только подростка) откликается только на добро, только на тепло – в храм привести руганью невозможно, так что это надо исключить.
Каждый родитель должен сам для себя решать, как установить такую связь, чтобы ребенок прислушался к нему. Это происходит только в личном опыте: например, если сейчас что-то не действует, значит, я сам раздражен, вспыльчив, а в другой ситуации это, наоборот, подействует. Нужно искать точки соприкосновения друг с другом, когда подросток готов к тебе прислушаться и понимает, что ты не противопоставлен ему, а на его стороне, и тогда вы вместе уже можете идти к Богу. В общем, это труд – и труд немалый, но многие родители с этим вопросом справляются успешно.
Еще интересный вопрос: «Как объяснить ребенку в 5 лет, Кто такой Бог?».
– Бог – наш Небесный Отец, Который нас видит, любит, слышит, и мы всегда можем к Нему обратиться. Если ребенок маленький, ему можно сказать: «У тебя же есть папа? Это папа земной. А есть Отец над всем нашим миром, Который все сотворил. Он хочет, чтобы мы с Ним вечно были в раю, Он преисполнен света и необыкновенно могуществен: посмотри, какие Он создал горы, какие красивые деревья, реки – все наполнено жизнью, ведь Бог и есть жизнь, жизнь неизреченная. И наше счастье может быть связано только с Богом». Самое главное – ребенку говорить искренне, от сердца. Я не думаю, что нужны какие-то формулы, какой-то упрощенный «Закон Божий». Нужно говорить от сердца, и, как правило, дети очень быстро все понимают.
Некоторые философы предпринимали более экстравагантные способы. В XVII веке жил один философ, который хотел наглядно своему ребенку донести мысль о Творце, о Боге, Который все создал. И что он предпринял? Пошел на огород, на земле начертил имя сына, вложил туда семена салата и прикрыл землей. Прошло дней 10, ребенок ходил по огороду и вдруг увидел: выросло его имя. Он прибежал к отцу: «Папа, мое имя выросло на огороде!». Тот говорит: «Не может быть!» – «Пойдем, я тебе покажу». Показал. Отец говорит: «Ну, наверное, это само собой как-то получилось, случайно». Сын ему сказал: «Нет, не могло просто так, само собой вырасти мое имя». И отец-философ стал ему объяснять: «Да, ты прав. Ты видишь, что буквы расположены правильно – не разбросаны в хаотичном порядке, а находятся именно в правильно сложенном устроении. Теперь посмотри на весь мир: он тоже не в хаосе, в нем наблюдаются законы, мы видим какой-то порядок. Деревья, земля, вода – все имеет свое разумное устроение, все подчиняется смыслу, ибо над всем нашим миром есть Бог, Который все сотворил не стихийно, не случайно».
Вопрос: «Как научиться не бояться совершать ошибки, ведь они неизбежны? Как перестать постоянно тревожиться и переживать за все?».
– Надо научиться вверять себя в руки Божии. Обычно мы суетимся, спешим, даже когда становимся на молитву (я тоже замечаю, что, бывает, становишься на молитву – и хочется все сделать поскорее). Надо себе сказать: «Стоп! Я сейчас перед Господом нахожусь» – где бы мы ни находились, мы всегда перед взором Божиим, Господь всегда рядом с нами.
А раз Он рядом, значит Он не оставляет нас. Это мы Его оставляем, через свою суету уклоняемся от Господа. Наши переживания – это ведь всего-навсего поток бесконечных помыслов, как кипячение воды: пузырьки клокочут, скачут, вода бурлит… Так же и в нашей голове: помыслы, как бурлящие пузырьки, скачут, изводят нас, лишают внутреннего мира и покоя, а на нашу реальную жизнь в 90% случаев они повлиять не могут.
Надо научиться освобождаться от бурлящих помыслов. Для этого можно внутренне сказать: «Господи, в руки Твои предаю самого себя», произносить молитву Иисусову и помнить, что на все воля Божия – в том смысле, что Господь подает что-то полезное для нас, поэтому переживать абсолютно не о чем: если нужно опоздать – опоздаем, если не нужно опоздать – не опоздаем, даже если будем опаздывать (ведь иногда бывает полезно и опоздать, чтобы почувствовать свою немощь, а, может быть, с чем-то смириться).
В общем, это задача для современного человека, ведь он все время куда-то спешит. Чтобы освободиться от этого, повторюсь, главное правило – успокоить помыслы, чтобы внутри не было спешки. Как Господь устроит – пусть так все и будет, на все воля Божия: если, Боже, Тебе угодно, чтобы это исполнилось, – пусть это исполнится.
Вопрос: «Как достойно, в Православной вере воспитать сыновей? Их у меня трое: старшему 14, среднему 8, младшему 6. 5 лет назад муж ушел из жизни. Как правильно вести себя?».
– В такой ситуации, конечно, маме тяжело. В каком-то смысле ей нужно замещать отца, то есть должны присутствовать, видимо, и определенная строгость, и жесткость. Когда трое сыновей, они могут и баловаться, и не слушаться иногда, и их нужно более жестко организовывать, иногда и прикрикнуть; придется саму себя брать в жесткие рамки. И тут уж как получится – если все-таки душа болит о детях и есть искреннее желание воспитать их как достойных сыновей, то это будет получаться. Плохо, когда полная безалаберность и равнодушие к детям – «пусть сами как-нибудь растут».
Когда мы воспитываем детей, мы ведь не знаем, как это делать. Каждый родитель проходит свой путь, нащупывая то, что подходит именно для него. Дети все разные: скажешь что-то одно, а трое отреагируют по-разному… Нужно смотреть, что подходит каждому ребенку.
Вопрос: «Можно ли православному кодироваться от алкоголизма и курения?».
– Мы не рекомендуем кодироваться, так как это подавление воли и, в каком-то смысле, идет деформация человеческой личности. Но иногда просто нет выхода, и некоторые кодируются, чтобы получить просвет во времени, освободиться от страшного запоя. Тот, кто пьет, думает: «Может, мне закодироваться?». Но не всегда это действует: воля у них и так была подавлена, а после кодирования еще более подавленная, проходит время – и они опять начинают пить.
Спасает человека только внутренняя работа, укрепление воли. Сам он не может укрепить волю: она разбита и долговременной привычкой ко греху, и алкоголизмом (это во многом болезнь – уже не хватает веществ, которые должны вырабатываться, и организм требует повторения этой страсти). Без благодати Божией преодолеть это очень трудно, но если пьющий человек действительно захочет, у него есть огромные возможности, чтобы освободиться от этой страсти. Если родственники обсуждают, кодировать его или отправить в реабилитационный центр, то это действует слабо. Бывает, иногда реабилитационный центр помогает, но примерно 2/3 потом возвращаются к прошлому.
Нужно восстанавливать свою личность. У нас все время идут искушения, и многие мы сами не можем преодолеть – они преодолеваются только благодатью Божией, когда пытаешься вести духовную жизнь и уже перестраиваешь свою жизнь полностью. Нужны чистосердечная генеральная Исповедь, глубокое раскаяние и молитвенное делание, когда молишься об освобождении от страсти – буквально стараешься вымолить это. Это и есть путь, что приводит к успеху. Нужна серьезная духовная жизнь, чтобы освободиться от греховной страсти.
Вопрос: «Много молитв написано в мужском роде. Надо ли изменять текст для женщины?».
– Поскольку я сам человек мужского пола, нечасто задумываюсь над этим вопросом… Наверное, надо проще к этому относиться. Если молитвы читаются в семье, то мы читаем их от имени мужчины. Если женщина одна произносит молитвы, она может произносить в женском роде, если ей это легко дается. Например, молитву Иисусову мы произносим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», а она будет говорить: «Помилуй мя, грешную». Такие молитвы легко меняются, тут ничего страшного нет; думаю, дома это возможно.
Вопрос об изменении внешности: «Хочу увеличить губы. Не грех ли это?».
– А зачем их увеличивать-то?
Это вопрос к автору. Это очень модно, очень доступно и не так уж и дорого.
– Я не знал, что это доступно и недорого. Видимо, здесь все-таки есть комплекс неполноценности: человек не довольствуется тем, что дано от Бога, и хочет кардинально менять свою внешность. Вряд ли это может принести что-то хорошее – это временно порадует, потом будет мода на тонкие губы, и что тогда?
Мы гоняемся за модой – это значит, что мы внутри не имеем серьезного содержания, у нас нет собственного стержня. Для человека, который сформировался как личность, это мелочи. Ведь человек красив при разной внешности, это во многом зависит от его внутреннего достоинства. По-моему, у преподобного Силуана Афонского есть такие слова, что Божия благодать украшает даже некрасивые от природы лица, тогда как грехи уродуют и милые от природы лица. Лучшее средство достичь красоты – стяжать Божию благодать.
Вопрос: «Собираюсь разводиться с мужем. У нас две очень маленькие дочки. Недавно узнала, что Церковью разрешает разводиться только если была измена, но мы разводимся из-за другого – жить вместе больше не сможем, это точно. Мы с мужем не венчались».
– Скажу честно, я не сторонник разводов вообще, хотя и даются послабления людям – например, в случае измены одного из супругов дается возможность другому развестись и вступить в законный брак, или, допустим, когда у одного из супругов психическое расстройство, другой может вступить в новый брак.
Но я все-таки не сторонник разводов. Почему? Господь дает каждому человеку и каждой семье свои испытания, через которые они должны пройти. Бывает так, что в какой-то период жизнь с супругом может показаться невыносимой – и человек говорит: «Все, я не могу – это объективно. Это абсолютно не мое». Но если все-таки сохранить терпение и молиться Господу, то проходит время – и все чудесным и неожиданным образом изменяется, и человек еще больше начинает любить свою вторую половинку.
Все мы в чем-то претыкаемся, допускаем ошибки, но стремиться надо все-таки к созиданию, к сохранению семьи: Бог создал мир цельным, единым, гармоничным, а грех все разрушает – и всякий брачный союз грех пытается тоже разрушить. У каждой семьи будут такие испытания. Многие столетия человек допускает одну и ту же ошибку, думая: «Это точно – не мое, я постоянно сержусь, раздражаюсь, супруг тоже сердится, раздражается, мы не можем никак друг с другом найти общий язык. Значит, надо расстаться, и уж в следующий раз я точно не ошибусь». Но будет все то же самое: так же будут приедаться отношения, так же после красивого свадебного путешествия жизнь превратится в серую рутину, и если ты не будешь работать над собой, то опять все повалится.
Так что всеми силами надо сохранять брак, сохранять единство, молиться Господу о сохранении семьи, а Господь найдет способы и средства, как это сделать. Мой ответ таков, ибо я не сторонник разводов. В любом случае нужно бороться за сохранение семьи. Если супруг оступился, конечно, это очень больно. Но все в чем-то согрешают, и если мы простим супругу, то Господь и нам простит какие-то грехи: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
Актуальный вопрос: «Какими словами молиться в борьбе с грехом зависти?».
– Я вспоминаю слова одного из святых отцов, который говорил: «Зависть есть скорбь о благополучии ближнего» – тот, кто завидует, не просто завидует, но и скорбит о благополучии ближнего. Здесь присутствуют эгоизм, гордыня. Молиться надо, чтобы другому человеку было только хорошо, чтобы у него было еще больше всего. А о себе надо молиться так: «Господи, прости меня, грешного, вот я какой завистливый, негодный, оказывается».
Такая немощь возникает у каждого человека в той или иной ситуации, и надо в ней каяться – искренне на Исповеди говорить батюшке: «Я согрешаю завистью». Например, девушки часто завидуют своим подругам из-за внешности, но Господь ведь каждому подает свои дарования, и нужно не на других смотреть, а иметь свою цель в жизни и к ней идти. И радость получать на пути, по которому Господь тебя ведет: даже если есть преткновения, лишения – это, наоборот, еще интереснее; когда тебе все дается, а ты сидишь в кресле, позевывая, что же здесь интересного?
Жизнь должна представлять собой преодоление трудностей, тогда душа становится совершеннее. Жизнь – это путешествие, в котором человек преодолевает испытания, и каждый достигает чего-то своего на этом пути. Молиться о преодолении зависти, когда мы в себе ее замечаем, надо простыми словами: «Господи, прости меня, согрешил я завистью – избавь меня от этой страсти, очисти меня».
А если тебе завидуют – ты видишь, что человека просто распирает, и как быть?
– Не наступать человеку на больную мозоль: надо всячески это сглаживать, не провоцировать у него зависть и проявлять милосердие. Если вы заметили, что человек завидует, надо подчеркнуть какое-то его достоинство, преимущество, в чем он особенно значим, тем самым себя поставить в тень, а его выдвинуть немножко вперед. Это было бы очень здорово. Иногда, таким образом поддерживая друг друга, два человека могут даже стать друзьями.
К сожалению, часто бывает наоборот – дружба двух друзей разрушается из-за зависти.
– Мне казалось, что зависть свойственна в основном женскому полу, но, оказывается, она свойственна и мужчинам, когда это касается бизнеса, приобретения машин. Но все это настолько глупо... Я не знаю, как можно завидовать кому-то из-за дорогого автомобиля или дорогого телефона. Какая разница, какой телефон, если тот и другой одинаково звонят? Какая разница, какой автомобиль? Главное, чтобы он ехал хорошо, чтобы он тебя довез. Ведь разбиваются и на «Мерседесах» – и самый дорогой автомобиль может стать гробом для того, кто на нем едет.
Жизнь очень превратна, внешние яркие и богатые принадлежности не делают человека счастливым. Счастлив тот, кто как раз внутренне свободен от телефонов, от богатств, кто обрел внутреннюю гармонию. А гармонию в душе человек обретает только тогда, когда у него чистое сердце и воля непоколебима греховными страстями, а ум свободен от злых мыслей – вот тогда человек обретает внутреннюю гармонию и счастье.
Отец Валерий, благодарю Вас, что этот вечер Вы были с нами и ответили на многие вопросы. Ваше завершающее слово?
– Спаси всех Господь! Христос Воскресе – постараемся хранить чистую радость о Воскресшем Господе на протяжении всего года до следующей Пасхи Христовой!
Воистину Воскресе!
Записали:
Татьяна Муравьёва
и Светлана Тодосейчук
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.