Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей. Первый вопрос: «Объясните, в чем разница между чтением молитв на русском и церковнославянском языке?».
– Надо читать молитвы на языке, который понимаешь – это особое правило для твоих души, духа и тела. Для тела потому, что ты таким образом упражняешь его, головной мозг, волю. Для души это необходимо, чтобы отвлечься от всего наносного, ненужного, что мешает думать о Боге. А для духа это необходимо потому, что человек должен иметь общение с Богом, пребывать в молитвенном информационном состоянии с Богом: Бог есть Дух, и мы все время должны думать о Нем, все время должны обращаться к Нему, все время должны думать о своих близких и просить у Бога милости и благословения.
Если молиться на непонятном языке, то, как говорил апостол Павел, пользы будет мало. Люди, которые молятся на церковнославянском языке и делают это осознанно, чтобы понимать богослужебный язык Русской Православной Церкви, – делают правильно. Пополняя свой словарный запас, изучая церковнославянский язык, они делают большое дело.
Этот язык очень важен для православного богослужения, для молитв, ибо имеет особое духовное значение и передает особый духовный смысл многих слов, фраз и выражений. Когда человек использует церковнославянский язык, чтобы помолиться Богу, и понимает его, он делает большое дело для своего сердца, своей души и исполняет церковное правило и молитвенное послушание.
Если читаешь молитвы на русском языке, привык к ним, имеет ли смысл постепенно переходить на церковнославянский?
– Только так и нужно делать. При многих храмах существуют воскресные школы, даже кружки по изучению церковнославянского языка. Люди выписывают непонятные слова, изучают этот великолепный красивый язык богослужения, и начинается понимание молитв, Псалтири и Евангелия. Богослужебный язык должен быть понятен всем, кто приходит в храм и молится, но если человек не понимает каких-то слов, фраз, выражений, то нужно не обижаться на Церковь, а потихонечку изучать язык и становиться в этом вопросе более совершенным.
Я слышал, что, когда человек изучает любой древний язык, он духовно укрепляется и ограждает себя от психологических негативных воздействий, которых в современном обществе так много…
– Это правда. Церковнославянский язык для нас роднее, древнее, он более приемлем, нежели русский язык, в котором многие фразы и слова, бывает, имеют более поверхностное значение, они новее – появились недавно. Используемый в богослужении церковнославянский язык передает правильный образ мысли, а мысль в дальнейшем рождает действие, побуждает человека к молитве, совершенствует в нем волю. Так что здесь церковнославянский язык является большой силой.
Следующий вопрос: «Как быть, если сын 7-ми лет не слушается и не уважает старших, может командовать и дерзко говорить даже с незнакомыми взрослыми?».
– Прежде всего, необходимо почитать книжки по педагогике, по правильному, христианскому воспитанию детей. И, конечно же, не проявлять агрессии к ребенку: когда родитель проявляет агрессию к своему ребенку (пытается его побить, заставить что-то сделать), он унижает личность маленького человека, который формирует взгляды на окружающий мир, на окружающую среду...
Если ребенок так себя ведет, значит, он увидел эту модель поведения дома у близких, значит, неполадки в самом этом доме, в этой семье – там нет духовного настроя, молитвы, церковного уклада жизни. Обычно такие люди секулярны, то есть отделены от Церкви, и живут инстинктивными заботами: как достать хлеб, вещи, как заплатить за жилье, а о душе такие люди не думают. Поэтому вся атмосфера в этом доме, в этой семье находит отражение в поведении ребенка.
Чтобы воспитать ребенка, необходимо «загрузить свой компьютер», головной мозг, определенной информацией и правильно ею пользоваться: это не собачку или кошечку завести – надо воспитать христианскую личность, полезную для общества, которая впоследствии сможет обрести Царствие Небесное; если родители это понимают, они начинают пересматривать свое отношение к жизни. И, конечно же, необходимо ребенку объяснять, что правильно, а что неправильно, как надо поступать, а как не надо. Такому ребенку надо уделять больше внимания: видимо, он находится в положении свободного полета (или плавания), поэтому берет информацию из открытых источников, пропускает ее через свое сердце, через свой развивающийся ум и совершает ошибки. К этому необходимо относиться правильно: агрессию ни в коем случае не проявлять, почитать самому книги (хотя бы Макаренко) по воспитанию ребенка – есть много христианских педагогов, которые пишут о христианском воспитании детей, православном воспитании мальчиков и девочек, есть и американские авторы: Бенджамин Спок – классика для родителей. Они должны быть знакомы с бестселлерами о правильном воспитании детей.
Следующий вопрос: «Как человеку причащаться, если у него непереносимость к алкоголю даже в малых дозах, даже к запаху алкоголя?».
– Пусть такой человек не боится: когда священник дает в лжице частицу Тела и Крови Господних, запахов никаких нет. Вино, которое вливается в Чашу, пресуществляется и становится Кровью Господней. После того как в Чашу вкладывается Тело Господне, исполняются определенные богослужебные литургические правила, вливается теплая вода – и содержимое Чаши становится определенной температуры. Разбавленное таким образом, вино в себе не содержит спирта – он испаряется (мы знаем, что теплая жидкость быстро испаряет спирт, который содержится в маленьких количествах в вине). Поэтому такому человеку бояться не стоит – пусть смело подходит к Чаше и причащается Святых Христовых Таин.
Вопрос телезрительницы: «Я часто слышу на Божественной литургии в воскресный день слова из Евангелия: «Сие есть Тело Мое, за многих ломимое во оставление грехов». Почему за многих, а не за всех ломимое? Разве Христос не за всех распялся?».
– Христос пришел и страдал сначала за людей, которые были призваны к высочайшему служению Богу, – это был иудейский народ. Христос совершает литургию сначала в иудейской среде, среди апостолов (они были иудеями, Христос тоже был иудеем). «Многие» – это как бы аванс для тех, кто хочет прийти к Чаше, то есть весь мир. Христос этими словами не определяет круг, не замыкает его: сказать, что к Нему придут все, – это будет как конечное, завершенное действие, а здесь имеется в виду действие совершающееся.
Литургия совершается каждый день, и многие, многие приходят, имеют посвящение и надежду на приобщение Святых Христовых Таин. Здесь нельзя сказать, что «все», ведь Литургия – это процесс, это незавершенное действие. Церковь совершает Литургию для мира, чтобы человечество пришло ко Христу, Литургия – это совершающееся действие. Мы говорим: «Христос Воскресе!». Мы не говорим «воскрес», а употребляем глагол «Воскресе» – это совершающееся действие: Он пребывает в мире с нами – Он не прибыл единожды и ушел, а всегда пребывает вместе с нами, «Воскресе» – продолжающаяся форма действия.
Следующий вопрос: «Как лучше молиться – на коленях или стоя, шепотом, про себя или вслух?».
– В Священном Писании сказано: ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Наверное, лучше молиться так, чтобы было комфортно и тебе, и окружающим. Вот мы говорим: ребенок ворчит, имеет свой характер. Может быть, стоит с ребенком вслух помолиться, чтобы ребенок знал молитвы наизусть? Если он уже умеет читать, пусть громко читает, чтобы все слышали и чтобы это было правильно. Если речь идет о личной молитве, то можно и вслух молиться, можно и про себя. Устав предписывает определенные дни, когда есть поклоны, а когда поклонов нет – например, от Пасхи до Троицы поклоны в храме не положены.
Следующий вопрос: «Можно ли делать другим замечания? Не осуждение ли это и не ставит ли другого человека ниже тебя самого? Но если не делать замечание – не значит ли это равнодушие к другим людям?».
– Важно, кто кому делает замечание и уместно ли оно. Если имеешь привычку всем делать замечания, то этого не нужно. Если видишь, что человек делает что-то неправильно, но это не приводит к нарушению службы, например, то можно потом к человеку подойти и, если он будет расположен выслушать тебя, посоветовать, как правильно делать. Но только если он готов воспринять эту информацию; если нет – жизнь его научит.
Если же видишь, что совершается неправильное действие, которое может привести к определенным последствиям, то необходимо поступать по ситуации, но делать это надо с добрым сердцем, с добрыми намерениями – не чтобы вызвать конфликт, а чтобы было благочиние, порядок.
Например, если в храме человек хочет совершить беззаконие, конечно, этому надо помешать. Если человек, допустим, не знает, как креститься правильно, пусть он пока крестится так, как крестится, а потом ему можно подсказать; но это должна делать не какая-нибудь бабушка, а все-таки наученный человек – катехизатор, который знает, как это сделать правильно: немало случаев, когда человек с парализованной (или поврежденной) правой рукой крестится левой, кто-то подходит и начинает его учить, как надо. Он говорит: «Извините, этой рукой я не могу». И человек садится в калошу: и другого поставил в неудобное положение, и сам оказался в неудобной ситуации… Надо все делать аккуратно.
Следующий вопрос: «Как преодолеть одиночество, если в своем окружении не находишь доверительного, глубокого общения? Может быть, причина в самом человеке? Или ритм современной жизни не позволяет людям общаться по-настоящему близко, друг на друга просто не хватает времени?».
– Каждый человек общается с определенным кругом людей, которые ему приятны. С человеком, который мало чем интересуется, мало что знает, а только хочет советовать, неинтересно – и найдется мало тех, кто будет готов исполнять его прихоти, желания, подсказки, ведь от него нечему научиться. Когда человек хамит или дерзит, с таким человеком и не общаются. С «сильно умными» тоже не хотят общаться: если человек превозносится, смеется над тобой, кому приятно находиться с таким человеком, правда? Если причина в этом, то человек остается один.
Для человека же, склонного к монашескому деланию, такой образ жизни (уединенный) должен быть правилом: он должен все время находиться в богомыслии, молитвенном состоянии, читать Священное Писание, Псалтирь. В принципе, у монашествующего или у человека, близкого к этому состоянию, не бывает моментов одиночества – он мысленно все время с ангелами, святыми, все время что-то изучает; у него не хватает времени на самого себя.
А если человек находится в праздности, в состоянии, может быть, легкой прелести, то для него это душевное состояние будет очень тягостным. И очень много людей нуждаются и в психологической поддержке.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Многие носят красную нить в качестве оберега. Правильно ли это?».
– Нет, неправильно. Люди, которые ее носят, надеются на какие-то потусторонние силы, на какие-то, может быть, оккультные методики защиты себя от темных сил. Православный человек должен носить на своем теле крестик. Есть маленькие четки, которые человек может надевать на руку, чтобы помолиться в домашней молитве – они могут быть в том числе и красные (они бывают разного цвета).
Я видел людей, которые завязывают на себе нитки (это могут быть и христиане, и мусульмане), даже разговаривал с ними (священник же должен со всеми разговаривать) и в непринужденной форме общения узнавал, что они завязывают их, чтобы себя от чего-то сохранить. Когда их спрашиваешь, от чего может нитка сохранить, люди не могут объяснить, но уверены, что это помогает (а от чего помогает, кому помогает, каким образом – объяснить не могут).
Для нас, христиан, надежда на красную нитку – глупое занятие: защищает Бог, ангел-хранитель, защищает молитва, слова 90-го псалма реально защищают (бывают случаи, когда на тебя могут напасть или может разгореться какой-то конфликт, начинаешь про себя читать 90-й псалом или молитву Иисусову – и куда-то исчезает дух вражды, духовное состояние, которое обычно бывает между людьми конфликтующими, пропадает). Мы все-таки должны возлагать свою печаль, надежду, упование на Бога, а не на оккультные нитки, штучки, заколки и подобные вещи.
Следующий вопрос: «Что такое счастье, с точки зрения Православия?».
– Счастье – это когда ты с чистой совестью, с чистой душой имеешь надежду и упование войти в Царствие Небесное, когда ты можешь проявить себя в этой жизни правильно, по воле Божией. А воля Божия – всем людям спастись.
Счастье – это когда твои дети здоровы (если ты родитель), когда родители, близкие здоровы и пребывают в молитве и уповании на помощь Божию, когда ты правильно принимаешь определенные испытания и утешения, посылаемые Господом, можешь этим правильно распоряжаться и можешь другим помочь распорядиться тем, что посылает Бог.
Следующий вопрос: «Как связаны между собой здоровье тела и души? Бывает так, что немощь телесная идет на пользу душе, а телесное здравие оказывается почвой для самоуверенности и гордости».
– Да, в здоровом теле здоровый дух – так раньше говорили. Но апостол говорит, что хотелось бы, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. И мы помним также, что апостолу Бог дал жало в плоть особое, чтобы усмирить в нем какие-то качества плотские – иными словами, Бог дал апостолу Павлу какое-то ограничение по здоровью, чтобы он мог выполнять свои миссионерские функции. Да, такое бывает очень часто. И бывает так, что Господь посылает болезнь, но не Господь злодей – наше человеческое тело несовершенно, по нашим грехам дается нам испытать на себе болезни.
Есть очень много людей, которые, в принципе, не испытывают определенного болезненного состояния и ведут достаточно здоровый духовный образ жизни. Есть люди, которые имеют и определенные ограничения, и стараются вести такой же здоровый духовный образ жизни. И есть люди, которые и имеют телесные недостатки, и ведут нездоровый духовный образ жизни. Понимаете, очень много категорий людей, которые имеют все хорошее, но есть категории людей, которые имеют все плохое: и душевное состояние у них в упадке, и духовное состояние никудышное, да еще и телесные болезни имеются. Мы должны молиться за них. Если можно людям помочь встать с колен на ноги, осознать свои грехи, неправильную жизнь, – мы должны это делать. Во всяком случае, молиться за таких людей должны обязательно.
Следующий вопрос: «Чем можно заинтересовать ребенка, чтобы отвлечь его от компьютера и планшета? Как с ним говорить, как объяснить, что это вредно? Как приучить ребенка к труду и молитве?».
– Прежде всего мы должны понимать, что у ребенка развивающаяся нервная система. Ребенок готов открывать все новое. А гаджеты, смартфоны, компьютеры устроены так, что они действительно помогают человеческому мозгу познавать новое: проходить новые уровни, познавать неизведанный мир. Каким-то образом ребенок уже умеет понимать цифровые технологии и процессы – вот мы, взрослые, не понимаем, а он уже каким-то неизвестным нам способом понимает, как это работает, что нужно сделать...
Здесь необходимо знать, что такое дозированное проведение времени ребенком у компьютера, смартфона и что такое общение с ребенком.
Головной мозг выбирает все-таки более сильную сторону в общении. Если бабушка носки вяжет и говорит ребенку, чтобы он протер пыль, то, конечно, с бабушкой будет неинтересно: чему ты от нее научишься? Пыль протирать – не самое главное в жизни, а вот узнать что-то новое – да, это полезно, и если бабушка носки отложит и пойдет, допустим, с ребенком куда-нибудь на огород или погуляет с ним, сходит на карусели, в парк, зоопарк, музей, почитает с ним интересную книгу – проявит интерес к нему, то, конечно, ребенок выберет то, что ему интереснее, он выберет живое общение. Если он не находит этого в домашней среде, то, конечно же, свой мозг будет тренировать при помощи гаджетов, различных устройств.
Здесь родители должны сами пройти технику безопасности: как правильно и что правильно давать ребенку – и знать сами, как обращаться с этими устройствами, правильно дозировать время, когда давать ими пользоваться, а когда их изымать. Страшного здесь ничего нет: допустим, контролировать интернет-трафик, чтобы у ребенка, допустим, не было денег на счете – тогда он не сможет интернетом пользоваться. Здесь много чего самим взрослым людям нужно изучать.
Спасибо большое, отец Александр! Благословите наших телезрителей.
– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.
Записала:
Татьяна Муравьёва
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.