Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1017) → Иерей Владислав Береговой: Чтобы Господь просветил светом истины, коснулся сердец

Иерей Владислав Береговой: Чтобы Господь просветил светом истины, коснулся сердец

№24 (1017) / 24 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, Вы у нас впервые, рад Вас приветствовать в нашей студии.

– Я еще больше рад побывать в вашей студии.

Вы – активный пользователь социальной сети Instagram.

– Я как раз создатель контента: я его не поглощаю – я его генерирую.

Вы, по сути, проповедуете в этой сети.

– Да.

Может быть, вкратце объясните, как современные возможности помогают нам проповедовать слово Божие?

– Есть избитая фраза, многие миссионеры ее используют в своих интервью: если бы Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники» были во времена апостола Павла, он бы из них просто не вылезал, он бы круглосуточно что-то писал – и коринфянам, и колоссянам, и прочим Церквам, которые бы прочно сидели в этих соцсетях. К сожалению, кто бы ни пытался бороться с зависимостью от соцсетей, это наше настоящее, наше будущее: потихоньку мир все глубже и глубже уходит в соцсети. Не быть там Церкви, священнослужителям – это просто преступление.

Уже давно мы не видим на улицах никаких субкультур. Вы давно видели готов, эмо, панков, еще кого-нибудь? Они-то есть, но они нашли отдушину в соцсетях. Если понадобится, они, конечно, появятся, выйдут наружу, но они все там. Надо к ним пробиваться туда. Ведь раньше можно было прийти на рок-концерт и сказать там коротенькую проповедь – сейчас уже и концертов таких нет, да и священников не очень ждут. Нас ждут в соцсетях – многие батюшки уже давно завели свои аккаунты и очень активно миссионерствуют, предлагая невоцерковленным людям поговорить о Боге. А запрос невероятный – священники в храмах просто недоступны. Все говорят: «Я бы с удовольствием поговорил с батюшкой, но его просто нет – он отслужил и убежал на требы или исповедует до 11-ти часов».

Это огромная загруженность, правильно?

– Безоговорочно. Если бы я в Москве служил, то так же был бы загружен и не имел бы возможности ни с кем поговорить, но, поскольку я провинциальный священник, у меня достаточно времени, чтобы ответить людям на личные сообщения, которые они пишут во множестве, вникнуть в проблему. Если проблема не решается на расстоянии, то я рекомендую идти в храм и поговорить со священником вживую: на самом деле где-то половину проблем невозможно решить на расстоянии. А бывают какие-то «технические» вопросы (например, просфора испортилась – что делать? Стыдно у батюшки спросить…).

Как у нас – нам тоже такие вопросы присылают, мы на них отвечаем.

– Какой ладан составить, чтобы голова не болела – в таком духе: конкретно этого еще ни разу не было, но в таком духе процентов 10.

Я тоже замечаю, что вопросы часто приходят достаточно простые – кажется, можно самому как-то узнать ответ… Как на них отвечать?

– Отвечаю с уважением, искренне, говорю так, как есть, без иронии, насмешек. Ведь человек, задающий вопрос, все-таки осмелился его задать (я уверен, что подавляющее большинство людей просто не задают вопросов, ибо стесняются). Если человек не постеснялся, надо нормально ответить. Он задаст потом второй вопрос, третий… Глядишь, через год будет спрашивать, чем отличается «Диатессарон» Татиана от «Четвероевангелия» Аверкия (Таушева). В общем-то, реально растут люди.

Я уже не первый год занимаюсь проектом «Скорая духовная помощь» в Instagram… Люди пишут: «Помогите, сейчас умерла бабушка, что делать?». Очень много вопросов, на которые необходимо ответить прямо сейчас: у человека нет времени выйти из дома и прийти в храм – он, в конце концов, закрыт в 8–9 вечера, а батюшка, в общем-то, всегда онлайн. Приходит сообщение, смотрю и отвечаю. Пошел, допустим, сам быстренько литию послужил или молитву почитал о путешествующих – об этом тоже просят: «Батюшка, сейчас дети летят, помолитесь», молитвенных запросов тоже много.

Сейчас очень модно стало это: «Помолимся все вместе, в одно и то же время». Как к этому относиться? Может быть, это какая-то ошибка?

– Церковь всегда против магии. Что такое магия? Уверенность в том, что с помощью слов, действий ты можешь заставить высшие силы (или, не дай Бог, низшие) что-то сделать: для тебя полезное или для кого-то вредное. Множество православных еще не выросли из этих коротеньких штанишек, пребывая в них десятилетиями.

В чем ошибочность, допустим, молитв по соглашению? В том, что, если с 9.00 до 10.00 ты не прочитаешь молитву, то беда – желание не исполнится. А что, Небеса открыты с 9-ти до 10-ти? Слушайте, у нас страна большая, у нас 9 вечера, а в Хабаровске другой день уже начался.

Небеса только в определенное время отверзаются? Нет. Господь слышит, только когда много людей молится? Тоже нет. Неужели молитва одного человека для Бога менее ценна, чем молитва многих? Вот Николай Иваныч в деревне Петушки молится об исцелении сына – да, дело хорошее, но вот если бы вся деревня помолилась, а лучше весь мир от Никарагуа до Гватемалы, тогда бы Господь ребенка исцелил? Нет. Мы же прекрасно знаем, что молитва матери (одного человека) может многое. Молитва Церкви может многое – литургическая молитва, совершаемая вокруг Евхаристической Чаши. «Ну, что такое Евхаристия… Да, я когда-то причащалась, а вот когда много людей помолятся в определенное время… Это даже звучит романтично, таинственно».

Может быть, чувствуешь себя не таким одиноким?

– Это беда, представляете? Человек, молящийся в определенное время (допустим, в полночь), с множеством других православных людей чувствует общность, он воодушевлен, у него молитва льется как ручеек, даже мыслей нет, мешающих молиться. А на Литургии он томится, ему тяжело.

Там те же люди рядом стоят, и особая служба – для тебя она совершается.

– Да, да. А ведь отцы говорили: даже одно «Господи, помилуй!», сказанное в храме на Литургии («общее дело»), в 100 раз больше (если мы можем вообще о количестве говорить), чем тысячи акафистов, прочитанных дома – ибо это вокруг Чаши. Апостолы собирались вокруг Чаши. Молимся мы и о хорошей погоде, и об изобилии плодов земных, и о здравии всех и вся, но это второстепенно по сравнению со Христом, Который преподается в таинстве Тела и Крови.

И, знаете, все-таки хочется немножко это смягчить. Если человек от соборной домашней молитвы перейдет к соборной молитве литургической – слава Тебе, Господи. Но надо с ним об этом говорить. Вот у меня спрашивают: «Батюшка, можно молиться с кем-либо по соглашению?». Я говорю: «Что у тебя?». – «Замуж хочу выйти». – «А кто будет молиться?» – «Я, мама, бабушка». – «Хорошо, помолитесь, Бог благословит, читайте акафист в течение дня, как получится, в любое время».

Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем венчаны, 3 года живем вместе. Семья воцерковленная, ходим в храм регулярно. Муж окончил не так давно катехизаторские курсы. Он очень любит посидеть в интернете, почитать церковные новости, статьи на эту тему, пообщаться со священниками, что-то прокомментировать, с кем-то поспорить. Иногда я на него обижаюсь: это, может быть, хорошее дело, но отнимающее время у семьи. Может быть, мне не стоит обижаться, может, он тоже миссионерскую работу проделывает? Где эта грань, когда уже уходишь в интернет от семьи?». Даже с благой целью.

– Благими намерениями вымощена дорога вдаль от семьи… Знаете, если бы он, как священник, снимал свое обручальное кольцо с пальца перед рукоположением, давал обеты служить Церкви, то это было бы вполне непредосудительно: пожалуйста, занимайся своей пастырской деятельностью, – но он женился все-таки. Рукоположение как раз понимается как брак священника и прихода. То же самое – рукоположение епископа: это брак архиерея и Церкви – епархии. Но ваш муж не давал никаких обетов – он обещал вам, если брак венчанный, хранить вам верность, быть с вами в болезни, в радости. А тут он вроде бы и дома, а вроде бы и нет.

В том, что его деятельность приносит кому-нибудь пользу, я вас уверяю, он может заблуждаться: я веду блог, читаю комментарии – отвечать на комментарии другого человека, который с тобой в чем-то не согласен, совершенно бесполезное занятие, все равно все останутся при своем мнении. Интернет сейчас обладает всей информацией. Если кто-то интересуется, как правильно венчаться, достаточно просто дать ссылку на сайт «Азбука.ру» и ничего не объяснять – пусть сам человек ищет.

Муж, конечно, глава семьи, здесь есть иерархическая подчиненность – нельзя ему сказать: «Так, батюшка на канале „Союз“ сказал, что ты теперь должен слушаться меня и в интернет больше не выходить»; конечно, у него есть некоторый приоритет над вами. Поэтому можно его тактично увлечь в сторону семьи. Нам кажется, что зависимость может быть только от игр в интернете, от просмотра новостей, веселых картинок и анекдотов; на самом деле точно так же любого православного христианина затягивает православный интернет – да все сайты безоговорочно. Если муж проводит 2 часа в день в интернете, он зависим – его реально надо лечить от зависимости от церковных сайтов. Действительно, есть такое. Я своим подписчикам говорю: друзья мои, я считаю, час в сутки – это максимум, который можно посвятить просмотру ленты – по-хорошему, вообще-то час в неделю хорошо: что там такого полезного?

Сколько времени вы тратите на Ваш блог? Наверное, больше часа?

– Конечно, больше: я постоянно отвечаю на вопросы. Сейчас у меня 50 вопросов без ответа. Ежедневно я веду вечерние прямые эфиры – это еще час. Бывает необходимо еще сделать какой-нибудь пост на полезную тему, не просто новостной: новостной – 3 минуты. Я сейчас перед эфиром записал минутное видео: мол, пишите, звоните.

Что мы сегодня встречаемся здесь?

– Да. А если надо написать, как жить во Христе, или как вести себя на кладбище на Радоницу, или можно ли поминать самоубийц на Троицу? Это актуальные вопросы, они сейчас появятся, об этом надо писать. На это, конечно, больше времени уходит – надо картинку найти, текст написать, хештеги расставить. Конечно, это больше часа. Но я все-таки создаю что-то, а не поглощаю.

Наверное, Вы можете сделать вывод, что катастрофически не хватает обратной связи… Что можно посоветовать людям, чтобы они не боялись подходить к священнику, не боялись написать Вам?

– Проблема в том, что люди реально не могут священников найти: священник отслужил – убежал, если это приходской священник. Если он служит где-то в провинции – некому спрашивать. Послужил – у тебя полно времени, ты организуешь воскресную школу для взрослых, кинозал, кинолекторий. Паломнические поездки – это отдельная категория, тут народ готов ехать. Но учиться люди не готовы... Думаешь: ну подойдите, спросите что-нибудь! Я организовывал у себя воскресную школу. 10 человек ходили, 5, 3 – мало. Поэтому я и завел страницу в Instagram, чтобы охватить как можно больше людей. Действительно, оказывается, есть спрос: люди жаждут информации, знаний, хотят узнать ответ у священника. Слава Богу, что есть такие проекты, как «Батюшка онлайн», где можно даже выбрать священника, которому ты хочешь задать свой вопрос.

Вопрос: «Как христианство относится к тенденции верить в себя, свои успехи, достижения, не забывая о Боге?».

– Если у тебя что-то получается, это уже даже не вера, а знание, что ты посредством многолетних тренировок в состоянии завоевать олимпийскую медаль. Но ты должен помнить: если Бог тебе не поможет, ничего у тебя не получится. Мы знаем историю со святителем Спиридоном Тримифунтским, когда он увидел гордящегося своим голосом диакона. Он сказал: «Нельзя так» – и сразу голос у того пропал.

У каждого, кто возносится самим собой (да, тысячи часов тренировок и сложнейшего труда), но не будет помнить, что Господь был рядом, Господь может все превратить в прах и пепел. Надо работать так, как если бы все зависело только от тебя, а молиться так, как если бы все зависело только от Бога. В этой синергии, соработничестве с Богом ты получаешь желаемый результат; без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Вопрос: «Стоит ли рассказывать семье и друзьям о своем духовном опыте? Хочется делиться, но есть понимание, что возносишься, гордость мешает. А маскируется она под радость: „Подросла в духовной жизни, порадуйтесь за меня!”». Об этом рассказывают батюшкам, когда у них исповедуются? Что здесь можно посоветовать?

– Очень отрадно, когда человек как бы растет, – но вопрос, растет ли? Если ты видишь, что при рассказе о каких-то духовных совершенствах (надо, конечно, говорить с глазу на глаз, что ты считаешь духовным совершенством) это окрадывается тщеславием, гордостью, появляется приятное щекотание в сердечке, – промолчи. Можно говорить о случившихся с тобой чудесах. Почему нет? Допустим, книга Владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» – вся об этом. Когда можно что-то сказать о себе так, что это принесет пользу другим, скажи. Но что ты можешь рассказать? «Я теперь пощусь всю Святую Четыредесятницу, это хорошо». Для тебя-то хорошо, а будет ли это хорошо для другого? Я очень советую поговорить со священником, стоит ли делиться этим с друзьями. С ними, конечно, надо о вере говорить (тем более если они слышат), но так, чтобы самому духовно не растерять плоды, которые ты получил. Это очень важно.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии написано: если постесняешься говорить людям о Господе, то и Господь постесняется тебя. Я приходил на работу после Пасхи и говорил „Христос Воскресе!“. На меня смотрели так!.. Сейчас прихожу на работу и говорю своим рабочим: „Спаси и сохрани вас Господь” – и на меня тоже смотрят удивленными глазами. Как мне поступать – повторять фразу или просто отходить тихонько в сторону и молиться за них?».

– Фраза там, если не ошибаюсь, такая: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Если сотрудники спрашивают вас: «А не христианин ли ты?» (с предполагаемой издевочкой), вы должны сказать: «Да, я христианин». А навязывать им свою веру – атеисту, мусульманину, адвентисту – совершенно не нужно; я не хочу никаких параллелей проводить, но сказано Господом: «Не мечите бисер перед свиньями» – не надо говорить «Христос Воскресе!» тому, для кого Христос – не Бог, не надо принуждать к вере тех, кто не спрашивает у вас о ней. Как написано в Писании, «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

Если вас поведут на мучения, то Господь даст вам силы и знания, что вам сказать мучающим вас. Молитесь за тех, о ком хотите молиться, чтобы Господь просветил их светом истины, коснулся их сердец. Показывать свое благочестие не нужно.

Очень рад, что Вы сегодня были с нами. Будем прощаться с нашими телезрителями…

– Я буду рад, если вы еще раз меня позовете. Дорогие телезрители, смотрите канал «Союз» – замечательный канал с замечательными батюшками и ведущими. Пусть Божие благословение пребывает на вас отныне и до века.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс