Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1017) → Игумен Флавиан (Матвеев): Что такое «по-христиански»?

Игумен Флавиан (Матвеев): Что такое «по-христиански»?

№24 (1017) / 24 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Расхожее выражение – «не по-христиански»: вроде бы не совсем плохо, но чувствуется, что подвох есть, что-то сделано не на совесть. Логичный вопрос: а что тогда «по-христиански»? Каким должен быть христианин – какие качества он должен иметь? Что это за человек?

– Конечно, тема всеобъемлющая. Тут вспомнишь и «век живи – век учись», и «познай самого себя». Что значит быть христианином? Ответ на этот вопрос ищет для себя каждый христианин на протяжении всей жизни. Маленький ребенок ответит по-своему, подросток – по-своему, зрелый человек скажет по-иному, а у пожилого человека, с высоты прожитых лет оценивающего всю свою жизнь, мнение будет отличаться, в том числе оценка самого себя и уже прожитого по-христиански или не по-христиански жизненного пути.

Наш главный ориентир – Личность Самого Господа Иисуса Христа: мы знаем, что в Нем – воплощенная истина. Господь Иисус Христос – это Бог, ставший Человеком, и Бог, Который Сам засвидетельствовал о Себе, что Он есть истина. Познание Бога через Господа Иисуса Христа, понимание, как нужно жить, как нужно поступать, чтобы этому высокому идеалу соответствовать, – вот задача, большая, глобальная, которую так или иначе каждый христианин должен разрешить. А жизнь-то сложена часто не из больших событий, больших поступков – она часто состоит из множества маленьких событий, мелочей. Каждый христианин в каждый момент своей жизни что-то выбирает, что-то решает, при этом задумываясь: «А не запутываюсь ли я в мелочах? Не отвлекаюсь ли я от чего-то большого и нужного, а ища большого и нужного не забываю ли я следить за тем, не выпускаю ли из рук какие-то маленькие концы событий?». И так во всем – начиная от того, как улыбаться, чем питаться… Множество на этот счет можно встретить самых разных мнений, но нужно выбрать то, что соответствует учению Господню о любви, о стремлении к истине, о пути к Нему. Вот это все нужно пытаться в себя вобрать и в жизнь вложить. Век живем – и век об этом заботимся.

Вопрос Ангелины из г.Лобни, 14 лет: «Если Бог знает, что человека ждут вечные мучения в аду, почему Он попускает человеку рождаться в мир, если всех людей любит и не желает им зла?».

– Здесь сразу несколько вопросов. Первое: каждый человек рождается в мир совершенно свободным. И каждый может на протяжении жизни – каждый день, каждую минуту – выбирать. Каждый человек старается выбрать добро, но иногда сознательно выбирает зло – он знает, что делает зло, но ему так выгодно или, может быть, он хочет избежать наказания, – а потом в этом раскаивается: раскаяние – это путь возвращения на стезю добра. Каждый человек все время что-то нащупывает, как ему жить. И он абсолютно свободен.

С другой стороны, речь идет о том, как на все это смотрит Бог. Зададим себе вопрос: «Знает ли Бог, что будет в результате моей жизни?». Конечно, знает, ведь Он вне времени живет. Но я-то живу во времени, и для меня совершенно не очевидно, где я окажусь в конце моего жизненного пути, ведь я себя сравнивать с Богом не могу. Поэтому то, что мы можем сказать о Боге, мы в итоге к себе приложить никак не сможем: это, можно сказать, разные системы координат. Но эти разные системы могут существовать на одном большом листе. Где большой лист, на котором системы изображены, – это Сам Бог, Который содержит в Себе все системы координат. Если над этим поразмыслить, то получается, что Бог все знает, но мы существуем в условиях абсолютной свободы, поэтому не должны отчаиваться. Даже если у нас плохо получается жить по-христиански, все-таки надо находить именно то, где можно свою жизнь изменить и устремиться к добру.

Вопрос телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «У меня вопрос по Первой Книге Царств. Саул потерял благодать от Бога, святость Духа, а злой дух от Господа возмущал его. От Господа разве может быть злой дух?».

– Очень интересный вопрос. Господь с человеком поступает так иногда в воспитательных целях: ставит его в затруднительные условия. Это мы видим и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Но объяснено это может быть разными словами. В данном случае это объяснено такими словами. Нам, людям Нового Завета, эти слова кажутся полными противоречия: как от Бога может исходить злой дух?

Речь тут о том, что тот или иной человек может быть поставлен в условия, когда что-то, посланное от Бога, сильно противоречит его убеждениям. Это испытание человеку надо пройти, но посылает его Сам Господь. Поэтому очень трудно бывает христианину оценить подобную ситуацию. Вот христианин собирается сделать доброе дело и встречает какое-то препятствие – и говорит: «А что это со мной происходит? Это лукавый творит мне такое препятствие? Или, может быть, Бог посылает мне эту тяжесть, чтобы я крепче утвердился и более ответственно взялся за дело, преодолев сложность, которая сейчас предо мной стоит?». Решение этого вопроса тоже относится к тому, как мы поступаем, стремясь жить по-христиански. Даже то, как мы оцениваем свою жизнь и возникающие трудности, – это тоже оттенки наших попыток быть христианами в каждую минуту нашей жизни.

Вопрос телезрительницы Галины из Сарова: «Можно ли подавать записки на молебен и панихиду о некрещеных?».

– Любые церковные поминовения совершаются за членов Церкви, то есть за тех, кто захотел стать христианином и принял Крещение. Всех крещеных христиане поминают в своих молитвах в Церкви, в храме, а некрещеных нет, ведь они не являются членами Церкви.

Часто бывают вопросы, свидетельствующие, что из людей, называющих себя православными по факту Крещения, лишь немногие ходят в храм еженедельно, участвуют в богослужениях, таинствах, делающих христианином, православным по факту церковной жизни – жизни с Богом, со Христом. Насколько факт Крещения может быть признаком, в соответствии с которым человек может называть себя христианином?

– Очень серьезный вопрос. Есть такое словосочетание, мне оно очень нравится – «христиане на колесах». Это когда вначале его в колясочке привозят в храм покрестить, потом на лимузине – повенчать, а потом на похоронном катафалке – отпеть.

Очень прискорбно, что таких номинальных христиан очень много, и вроде бы они сами себя считают христианами, поскольку ни от Бога, ни от церковной жизни не отрекаются. Такого человека спросишь – он скажет: «Да, я знаю, что я плохой христианин, ну и что? Может быть, когда-нибудь я стану лучше, но теперь мне не до Церкви». И вот он умирает. Может ли священник его не отпеть? Наверное, большинство людей покачают головами и скажут, что это будет жестоко, что все-таки нужно отпеть – и в большинстве приходов таких прихожан действительно отпевают. У нас в монастыре тоже нет каких-то дополнительных строгостей, и, если человек крещеный и не отрицал Бога и Церковь, такого человека мы отпеваем. Даже несмотря на то, что в чине отпевания содержатся высокие эпитеты; усопшего человека называют христолюбцем, верным, что он вместе с другими христианами воспевает: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших», что у него с христианской общиной общие духовные отцы, так сказать. Это очень высокие истины, и даже несмотря хотя эти слова, по правде говоря, звучат ложью, все-таки жестоко лишить человека отпевания – и мы отпеваем.

Если священник эту разницу понимает, он, конечно, постарается сказать соответствующую проповедь, чтобы коснуться сердец тех людей, которые знали, какую жизнь вел их близкий (усопший) человек, чтобы они не повторяли его судьбу, были ближе к Церкви. Священник обязательно затронет в проповеди вот это противоречие.

Что нужно сделать этому номинальному христианину, чтобы хоть как-то усовершенствоваться в духовной жизни? Допустим, такой человек совершил грех (на кого-то накричал или кого-то обманул, предал) и решил пойти на Исповедь. Он приходит к священнику и говорит: «Батюшка, примите у меня Исповедь». Священник его спрашивает: «А когда вы в последний раз причащались?». Он говорит: «Я никогда не причащался». «Тогда, – говорит священник, – первое, что Вам нужно сделать, – подготовиться к Исповеди и Причастию и тем самым войти в жизнь Церкви». Именно с этой целью священники, готовя людей к таинству (например, к таинству Соборования), говорят, что нельзя просто так взять и пособороваться, если ты давно не причащался. Нельзя просто так обвенчаться, если ты не являешься членом Церкви – не участвуешь в ее таинствах.

Священники и епископы всегда заботятся, чтобы человека привести в полноту общения с Церковью. Но горько бывает, если тот не радеет о сохранении полноты – восстановил ее, а потом опять потерял. Это печально. Каждый священник старается каждого, кто хоть как-то ассоциирует себя с Церковью по факту Крещения, по своим внутренним убеждениям, в полноту общения привести.

Все мы помним историю благоразумного разбойника, который покаялся, уже вися на кресте, и первым вошел в Царствие Небесное. Кто знает, может быть, те, которые сейчас номинальные христиане, в какой-то период своей жизни очнутся?

– Никогда не нужно переставать надеяться на лучшее.

Вопрос телезрительницы из г. Лобни: «Я слышала, если люди не ходят в церковь сами, а подают записки через кого-то, эти записки считаются недействительными. Я, например, не могу ходить в церковь, я инвалид, хожу на костылях. А записки каждый раз подаю через знакомых. Значит, это недействительно?».

– Матушка, если вы сами стараетесь быть ближе к Церкви, то передаваемые вами записки Господь примет и священник их охотно прочитает. Но вам нужно обязательно позаботиться, чтобы хотя бы раз в год быть в храме. Если совсем не можете ходить, приглашайте священника на дом. А если хоть немножечко можете ходить, можно кого-то попросить помочь с машиной или на такси добраться до храма Божиего, чтобы приступить к таинствам Исповеди и святого Причастия. Тогда ни у вас, ни у ваших знакомых, которые передают ваши записки в храм Божий, не будет никаких сомнений, что все хорошо и правильно.

Телезрительница «ВКонтакте» спрашивает: «Когда Господь пришел после долгого пути со Своими учениками в дом Марфы и Марии, Он похвалил Марию, что она Его слушала, не помогая Марфе приготовить еду и накрыть стол для голодных мужчин. Объясните, пожалуйста, неужели и Марфе, прежде чем покормить гостей, нужно было слушать полезные для души вещи? Пусть гости страдают от голода, а мы только о своей духовной пользе должны думать?».

– Чисто женский вопрос, продиктованный тем, как это бывает в жизни, когда нужно похлопотать, чтобы было хорошее угощение.

Тот укор, который Господь адресовал Марфе, носит оттенок доброй иронии. Это не суровый выговор и не приговор, и не бескомпромиссная оценка деятельности. Этими с тонким юмором сказанными словами (которые, может быть, в переводе утеряли свои оттенки) Христос Спаситель просто расставляет акценты. Важнее слушать, что Христос Спаситель скажет слушателям, понимая, что кто-то в этот момент отсутствует, находясь, например, у плиты (стряпает, готовит и так далее). Ведь все самое главное Господь обязательно скажет когда все присутствующие будут собраны за общей трапезой и будут слушателями Его Божественных словес.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Есть такая пословица: не делай добра – не получишь зла. Как тогда помогать ближним и на что на-деяться? И еще хочу спросить про акцию “Будем жить”: она проходит каждый год летом?».

Имеется в виду марафон «Будем жить» по сбору средств на содержание телеканала «Союз». Отец Флавиан хоть и участвует в жизни телеканала «Союз», но не погружен в «кухню» его устроения, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к руководству телеканала или написать в нашей официальной группе «ВКонтакте».

– Вы сказали, и я сразу же вспомнил. В те нечастые моменты, когда я включал телевизор, в том числе и телеканал «Союз», я видел, как отец Димитрий обращался к зрителям, видел бегущую строку и специальные передачи, посвященные сбору средств. Это очень важно – поддерживать телеканал, который существует только заботой своих верных зрителей, заботливых и любящих христиан.

Небольшая ремарка. Одна наша коллега не так давно получила диплом журналиста. Она вела достаточно серьезную исследовательскую работу по поводу православной журналистики, православного телевидения и возможности создания его на народные деньги. Она поделилась, что в ходе защиты диплома у нее сложилось впечатление, что все, кто ее слушали, остались при своем мнении, что телевидения, созданного на народные деньги, быть не может, все равно есть кто-то, кто финансирует и спонсирует. А доказывается обратное.

– Скажем так, всегда бывают сердца ожесточенные, сердитые, недоверчивые – и в журналистике таких, может быть, чуточку больше. Несомненно одно – это люди ищущие, они ищут всего самого лучшего и до всего лучшего и хорошего обязательно достучатся.

Что касается поговорки «не делай добра – не получишь зла», то она в большей степени может быть проиллюстрирована психологами – здесь имеется в виду некая психологическая закономерность. На эту тему я недавно услышал такую притчу. Один человек жалуется психологу: «У нас есть один коллега – неотзывчивый, никогда ничем не поможет. Как говорится, зимой у него снега не выпросишь. А я всегда всем помогаю, на любую просьбу всегда стараюсь откликаться согласием. И в один день случились два удивительных события: тот коллега на чью-то очередную просьбу вдруг откликнулся и кому-то помог, а я никак не мог откликнуться согласием на просьбу, потому что так сложились обстоятельства, что время было занято, и я ответил отказом – и в момент стал изгоем в коллективе, на меня все смотрели с каким-то отвращением, а коллегу, у которого зимой снега не выпросишь, превозносили до небес, только о нем и были разговоры». Психолог отвечает: «Чего вы хотели? Оба этих поступка отличаются от вашего фонового поведения. Тот человек был совершенно неотзывчивым, фоном его жизни было: отвяжитесь, мне своих дел хватает. Вашим же фоном жизни всегда было желание помочь, и на этом фоне доброжелательности ваш отказ выглядел нетипично. И поступок обычно неотзывчивого коллеги выглядел нетипично, что и породило долгие разговоры. Поэтому не надо удивляться, что вы оба стали исключением из правил». Вполне возможно, что эта поговорка основана на таком феномене, и даже человек добродетельный, у которого иногда может что-то не получиться, в ответ может получить массу негатива, если кому-то откажет. Здесь срабатывает определенного рода психологический механизм.

Но мы, верующие люди, понимаем, что к любому доброму делу всегда старается примешаться враг рода человеческого и в ответ на доброе дело людям, которые стали свидетелями этого добра, внушить дурные помыслы: «Он неспроста это сделал – у него, наверное, есть какая-то тайная выгода». Это мы замечаем на каждом шагу. Можно эту поговорку и так объяснить.

Вопрос телезрительницы: «Обычно, когда я иду в храм, одна женщина всегда просит меня поставить свечки за ее усопших родственников. Сама она в храм не ходит, но меня постоянно просит ставить свечи. Могу ли я это делать? Грех это или нет?».

– Этот вопрос напомнил мне мою молодость. Когда я учился в медицинском колледже на фельдшерском факультете, у нас мальчиков в группе было мало, в основном девочки, и они, зная, что я верующий человек, иногда обращались ко мне с подобными просьбами. Например, у кого-то день рождения – за него надо поставить свечку, у кого-то годовщина со дня смерти – надо поставить свечку. И до меня очень быстро дошло, что если я буду на все такие просьбы откликаться согласием, то эти девушки сами в Церковь не попадут и к благодати Божией не приступят. А одной из причин тому окажусь я. Другими причинами могут быть лень, нерадение, может быть, какая-то опаска (все-таки в те времена поход в церковь был поступком, о котором люди как-то задумывались, потому что еще были памятны те времена, когда за посещение храма можно было лишиться житейского спокойствия).

Я очень быстро это понял и говорил: «Я бы поставил – я добрый, но если я поставлю, то ты в храм Божий не придешь и благодати от Бога не получишь. Вот если у тебя такое обстоятельство в жизни, когда ты действительно не можешь, тогда я соглашусь (если ты меня убедишь в этом). В ином случае тебе самой надо будет пойти». Еще я пояснял, что говорю так как раз потому, что желаю и тем близким, знакомым, за которых нужно поставить свечку, всего доброго и хорошего, и самому этому человеку, ведь он сможет прийти в храм и сам помолиться. Ведь что такое свечку поставить? Свечка – это видимый знак молитвы, а эту молитву я не смогу произнести так искренне, как сделает это сам человек. После этого аргумента человеку ничего не оставалось, как только сказать: «Ну ладно, как-нибудь схожу».

Вот такие разговоры были у меня в молодости, и я понимаю, что тогда я поступал правильно, – чего и всем желаю, кто находится в такой ситуации.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс