Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, с особой радостью Вас приветствую. Мы долго не встречались, и за это время набралось к Вам очень и очень много вопросов, – так что будем отвечать.
– Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, рад приветствовать всех вас в эти Пасхальные дни.
Первый вопрос: «Можно ли читать молитву “Богородице Дево, радуйся” вместо Иисусовой молитвы?».
– Мы – счастливые люди: у нас нет никаких препятствий для обращения к Богу. Молитва – это беседа с Богом, молитва – это дыхание души, а внимание – это душа молитвы. Поэтому может читаться любая молитва, но от сердца. К Господу можно обращаться в любое время дня и ночи любыми молитвами, и не надо делать из этого проблемы.
Например, когда был пост, задавали вопрос, можно ли постом читать акафисты. Читайте что угодно! Постом читают Псалтирь. Хотите читать акафист – читайте акафист. Хотите читать канон – читайте канон. Хочется читать Иисусову молитву – пожалуйста. Хочется читать молитву «Богородице Дево, радуйся» – пожалуйста. Нет никакой бухгалтерии, канцелярии, нет никакого магизма, что «эта молитва действует, а другая не действует» или эта молитва вовремя, а другая – нет: в любое время дня и ночи молитесь любой молитвой.
Хотя определенные правила есть. Серафим Саровский говорил: кто читает «Богородице Дево, радуйся» 150 раз, тот не лишится особой благодати Божией по молитвам Пресвятой Богородицы. Оптинские старцы, понимая, что род человеческий чуть дряхлеет в духовном плане, говорили читать эту молитву хотя бы 24 раза, а последние из Оптинских старцев говорят – хотя бы 12 раз. Пусть это будет маленьким молитвенным правилом, но повседневным – отцы говорят: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Очень велики твои определенные последовательность, постоянство, ибо постоянство – это правильное духовное устроение.
Следующий вопрос: «Можно ли выпить таблетку в 6 утра, чтобы причаститься в 11 часов?».
– Если это витамины, например, или антибиотики, то можно обойтись и без них. Если же это сердечные таблетки, или от сахарного диабета, или от давления, то греха нет, если их выпить, иначе будет нанесен вред здоровью. А таблетки для поддержания жизненного тонуса или для профилактики (например, сосудорасширяющие, от холецистита, спазмолитики и так далее) можно выпить и после Литургии.
Можно выпить таблетки жизненно необходимые. А запивать чем? Лучше, наверное, крещенской водой?
– Нет проблем в том, чем запить – неважно, простой водой или крещенской: Господь смотрит на состояние человека. А то мы сейчас скажем, что запивать только крещенской водой, а у людей нет крещенской воды, например. Поэтому чем запили, тем и запили (но, конечно, не компотом и не кофе).
Тут надо различать. Есть люди, чрезвычайно трепетно относящиеся к своему здоровью, они пьют разные безобидные таблетки. Вот, например, я сейчас болею бронхитом и принимаю отхаркивающие таблетки. Разве мне жизненно необходимо принимать в 6 утра такую таблетку? Хочется, чтобы люди поняли этот момент.
Следующий вопрос: телезрительница сомневается, в каком случае следует читать святому канон, а в каком – акафист.
– Нет особенностей, когда читать канон, а когда акафист. Чаще всего святому написан акафист, нежели канон. Каноны содержатся в богослужебных книгах. Если у вас есть набор Миней богослужебных и вы по служебным делам не смогли быть на вечернем богослужении, тогда прочитайте канон, который читался в церкви. В любое время можно читать акафист святым, которых вы любите, почитаете, или святому, имя которого носите. Особой разницы здесь нет.
Актуальный вопрос: «Если прихожанин часто причащается, всегда ли нужна Исповедь?».
– Мы по возможности должны исповедоваться перед каждым Причастием. Но есть особые дни – Светлая неделя, Святки, когда духовники (или священники, которые вас знают) благословляют причащаться не «без Исповеди», а с прежней Исповедью. Например, вы причащались в Великий Четверг, на Пасху и есть желание причащаться на Светлой Седмице, батюшка может благословить причаститься с прежней Исповедью. Но если у священника есть возможность принять Исповедь, тогда исповедуйтесь.
Общее правило такое: перед каждым Причастием исповедоваться. Если ваш духовник благословил вас причащаться с прежней Исповедью, то это его право – его видение вашей духовной жизни. Но правило остается неизменным: мы исповедуемся перед каждым причащением. Если духовник или священник решит иначе – никаких проблем нет.
Следующий вопрос: «Есть мнение, что когда человек умирает на Светлой Седмице, он попадает в рай. Это правда?». Это народное поверье – у святых отцов я об этом не читала...
– Корни его, наверное, из самого богослужения, из богослужебных текстов. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и играюще поем Виновного, Единого Благословенного отцев Бога и препрославленного... Воскресил всероднаго Адама...». То есть как будто весь род человеческий заключался в одном Адаме… Сами Пасхальные тексты давали к этому повод, хотя и непрямой.
Надо стремиться не умереть на Пасхальной неделе, чтобы попасть в рай, а стремиться жить по-Божески, тогда не будет иметь значения, в какой день вы преставились, а будет иметь значение, как вы прожили жизнь. Кто-то из мудрых людей сказал: после Воскресения Христова не надо бояться смерти – надо бояться пустой жизни. Не надо вычислять, когда преставишься, когда это будет наилучшим образом, это тайна. Давайте жить Пасхально, чтобы умереть Пасхально, чтобы Пасху вечную своими глазами увидеть, праздновать, оказаться с Господом.
Вопрос: «Как неформально исповедоваться, если причащаешься раз в неделю или чаще?».
– В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) есть советы о частоте причащения. По своему духовному опыту (а опыт его вобрал в себя опыт многих духовников) он советовал мирянам причащаться раз в 2–3 недели, это норма. Великим постом можно причащаться и каждое воскресенье. Для меня отец Иоанн – авторитет, наставник, великий духовник, поэтому, считаю, этого надо и придерживаться. Особые дни, конечно, Святки и Светлая неделя...
Как неформально исповедоваться – это уже серьезный вопрос.
– Если от Исповеди до Исповеди нет серьезных грехов – слава Богу, что не посещают такие серьезные искушения. Как исповедоваться? Но мы же моем руки по нескольку раз в день, душ принимаем – раз в день, в баню ходим (у кого есть возможность) – с какой-то периодичностью. Поэтому иногда Исповедь – это как помыли руки: слава Богу, что не было серьезных грехов. А если совершили что-то серьезное – это уже как баня. Слава Богу, что у вас нет необходимости каяться в серьезных грехах с большим сокрушением...
А есть понятие серьезного и несерьезного греха для нашей духовной жизни? Ведь иногда и мелкие грехи могут очень подточить...
– Грехи ссоры, обиды, гнева – очень серьезные вещи, когда мы стали источником ссоры, гнева, каких-то разборок. Одно дело – грех мыслью, но когда дошло до дела, поступка и ты стал виновником ссоры... Помните, как сказано в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Мы, православные, порой об этом забываем, считаем, что «это ничего не значит». Люди так и говорят: «Это ее проблемы, что она обиделась», «да я не это имел в виду», «ну, такой у меня характер...».
Характер свой надо менять. Мы родились с таким характером, но это не значит, что мы должны с ним умереть. Я считаю, что ссора – серьезное препятствие к Причастию, серьезный грех. «Первее примирися тя опечалившим» – интересные слова: первым примирись не только тогда, когда ты опечалил, а когда кто-то тебя опечалил. Ты недоволен человеком – вот иди и мирись с тем, кто тебя опечалил. А уж тем более помирись, когда ты кого-то опечалил.
Мы живем среди зла. Как говорит апостол Иоанн, мир во зле лежит – зло вокруг нас, но оно не должно проникать в нас, тем более исходить от нас: мы не можем быть источником зла в этом мире. Если стали – это серьезный момент для Исповеди и препятствие к святому Причастию, пока не решится ситуация. Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», поэтому мы должны предпринять все, чтобы не быть источником ссор, разборок, гнева и недоброжелательности, а если это произошло – должны мириться в этот же день. Писание говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» – это серьезные вещи.
А если бывают грехи мыслью – блудные, нечистые помыслы, зависть, вранье на уровне мыслей, это вещи неприятные, но на Исповеди они смываются; а если ты на Исповеди говоришь, что произошла ссора, гнев, раздражение, неприязнь и ситуация никак не разрешилась, тогда сначала реши ее.
Следующий вопрос: «Хотелось бы услышать опровержение бытующему заблуждению, что при Крещении человека (во взрослом возрасте) все его прошлые грехи прощаются без Исповеди».
– Это верование Церкви и истина Церкви, что в таинстве Крещения благодатью Божией прощаются грехи человека. Во взрослом возрасте или в детском – значения не имеет.
Важный момент – подготовка к святому Крещению, когда человека знакомят с догматами Церкви. Раньше подготовка к Крещению занимала чуть ли не целый год – есть «Поучения огласительные» Кирилла Иерусалимского, которые растянуты на целый год. Сейчас со взрослыми перед Крещением проводятся две беседы, но можно и больше (если есть такая возможность) готовить человека. Иногда такой возможности нет, и человек что-то до конца не понял, не созрел, поэтому до конца всех своих грехов может и не вспомнить, не осознать. Это не значит, что грехи, которые он не исповедовал, за ним остаются после таинства Крещения – они омываются, но желательно, чтобы они были исповеданы в беседе со священником до совершения таинства. Таинство Исповеди над ним может совершиться только после Крещения, поэтому такой рассказ о своих грехах является со стороны человека согласием и решимостью расстаться со своими прежними грехами, а таинство Крещения это закрепит, но если вдруг человек не смог назвать всех своих грехов, не смог до конца сердечно исповедаться, это не означает, что в таинстве Крещения не были прощены все его грехи, совершенные им до Крещения – в таинстве Крещения смываются все грехи человека.
Следующий вопрос. «Что делать с артосом? Можно ли его давать мусульманам? И можно ли его сразу съесть, как получил?». Лично я всегда его храню на всякий случай (кладу в холодильник).
– Все, что касается церковной атрибутики и церковных вещей, то некрещеным людям мы не даем ни святую воду, ни крещенскую воду, ни артос, ни просфору: в жизни Церкви участвуют члены Церкви.
Относительно использования артоса – после молитвы на его освящение мною читается такая аннотация (из нашего Требника): «Келарь (ответственный за питание братии в монастыре) приносит артос в трапезную, раздробляет и дает братии для вкушения». Это свидетельствует, что артос употреблялся сразу, поэтому слишком «завышенное» отношение к этой святыне неверно. Дело в том, что антидор и просфора даже выше артоса: артос – это часть хлеба, которая выделялась как часть Господня за трапезой (у апостолов был такой обычай: они за трапезой одну часть хлеба символически выделяли для Христа и потом эту часть хлеба распределяли между собой).
В молитве на освящение артоса читается, что этот хлеб будет во здравие души и тела: «Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего Небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая» – артос был в крестных ходах, он лежал перед Царскими вратами на солее, это освященный хлеб, такой же, как мы вкушаем во время литии (а раздаваемый во время литии хлеб мы вкушаем даже не натощак). Поэтому – да, этот освященный хлеб мы принимаем с верой во здравие души и тела, но хранить его целый год как чрезвычайную святыню не совсем верно, ведь у нас есть и просфоры, и антидор.
Следующий вопрос: «Расскажите, пожалуйста, о записках в Церкви: чем отличаются простые от заказных? Что такое молебен и панихида и как правильно их заказывать?».
– Святитель Феофан Затворник Вышенский пишет, что, когда вы только вознамерились помянуть ваших родных и близких, ваша молитва уже пошла. В храме мы подаем поминальные записки о своих родных и близких, их имена потом читаются в алтаре священником (если записок слишком много – и диаконами, и алтарниками, и помогающими в храме). Но самое главное: написав свою записку, не надо думать, что дело сделано. Святитель Феофан говорит: «Во время Литургии свою молитву соедините с молитвой священника, тогда она будет доходить до Господа». Не надо формально относиться к этому.
А сейчас в основном так делают: пишут записки и уходят.
– Да, и сами не принимают участия в Литургии. А надо самим молиться. Заказная записка от простой отличается только мерой вашего участия: заказная записка дороже, ваше пожертвование больше. Заказные записки читают на проскомидии, если их немного. Если записок огромное множество, есть такая молитва Василия Великого: «Помяни, Господи, ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже, ведый коегождо…». Но если мы и сами помолились, соединив свое участие с молитвой Церкви, то будет огромная польза родным и близким, за которых мы помолились. А заказная записка или простая – это мера вашего участия в жизни Церкви: простая записка дешевле, заказная – чуть дороже.
Вопрос: «Чем таинство отличается от обряда?».
– У нас в Церкви есть семь таинств, при совершении которых подается особая благодать Святого Духа. Это таинства: Крещения, Миропомазания, Исповеди (Покаяния), Причащения, Венчания, Соборования, Священства (рукоположения). А к обрядам относится освящения икон, например, или освящение колодца, самолета, квартиры, машины и так далее, когда освящается какой-то предмет или жилище. Но здесь тонкая грань: и там, и там происходит освящение благодатью Святого Духа. Но особыми названы конкретные таинства, закрепленные нашей Церковью.
Всегда была полемика, является ли монашеский постриг таинством. В какие-то времена это считалось таинством, в какие-то времена не считалось. Мое личное мнение: монашеский постриг – очень серьезное священнодействие – безусловно, его можно назвать таинством, хотя сейчас официально оно в таинства не входит. Но я считаю, что это, конечно же, великое священнодействие, великое таинство Церкви – это рождение нового человека.
Вопрос: «Ответственны ли дети за грехи родителей?».
– Нет. Где нет воли, нет и греха. В грехах родителей участия воли детей не было, поэтому они не ответственны за грехи родителей – если, конечно, не сам ребенок стал источником их греха. Например, ребенку сказали: «Не бери, не делай», а он получил по голове и ввел их в состояние гнева – тогда он, конечно, ответственен за грехи родителей. А если, например, родители поругались со своими соседями, то ребенок за это не отвечает. Опять же, если они не поругались из-за ребенка (например, ребенок что-то украл, а родители начали его защищать: «Наш сыночек такой хороший», – а он на самом деле проходимец). Поэтому если ребенок не был источником родительских грехов, он не несет ответственности за их грехи.
Следующий вопрос: «3 моих некрещеных внучки живут очень далеко от меня. Родители говорят, что, когда вырастут, сами осознанно покрестятся. Я молюсь за них. Примет ли Бог мои молитвы за некрещеных девочек?».
– Обязательно примет, но надо самой принимать в этом посильное участие. Родителям надо постоянно напоминать об этом, уговаривать их, просвещать, настаивать, чтобы Крещение внучек совершилось. Мы же отдаем ребенка в школу в 6 – 7 лет и не говорим: «Когда сам разберется, сам захочет, тогда и пойдет», и школе мы выбираем за него, какой язык ему изучать – английский или французский. Мы за него выбираем, учиться ему в музыкальной школе или не учиться. Многие дети не хотят туда ходить, но потом только благодарят родителей, что они отдали их в спортивную секцию или музыкальную школу.
Это всегда труд, усилия, понуждение: легко с горки катиться, но тяжело на нее подниматься, это было, есть и будет, – но пускать ситуацию на самотек («сами определятся») неправильно: это легкомысленное, безразличное отношение к своим детям и к их дальнейшей судьбе.
Бабушка должна не только молиться, но и по возможности со своими детьми (сыном или дочерью, от кого родились внуки) проводить просветительскую работу. Если они не слушают, то умолять на коленях Бога в храме и дома, чтобы особый Промысл над ними совершился. Иногда дети дозревают быстрее, чем родители.
Вопрос: «Как относиться к тому, что в моей семье не верят в Благодатный Огонь? Правда ли, что молитва по соглашению творит чудеса, и как правильно молиться этой молитвой?».
– Молитва по соглашению заповедана нам Господом: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому можно договориться молиться о конкретном деле в определенное время.
О Благодатном Огне... Если не верят – их воля. Когда-то об этом поговорить, побеседовать надо, но оставить все на волю Божию. Во всяком случае, о Благодатном Огне в Символе вере нигде не говорится, поэтому полемизировать об этом надо, но оставить все на их произволение.
Батюшка, Ваше завершающее слово для телезрителей.
– Все хотят, чтобы у них в жизни было все хорошо. Старец Амвросий говорил: «Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову – низко» – и гордым людям он советовал: «Сядь пониже, а то угореть можно» (как в бане, садясь наверх, можно угореть, так и по жизни). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – живите Божьей жизнью, и пусть Бог будет на первом месте, а все остальное – на своем. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Спасибо, отец Мелхиседек! Как всегда, было очень интересно и познавательно. Надеюсь, что расстаемся мы ненадолго, а то наш вопросник рискует вырасти до огромного размера.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.