Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1013) → Священник Игорь Хлынов: Как разлюбить страсть?

Священник Игорь Хлынов: Как разлюбить страсть?

№20 (1013) / 31 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Вы возглавляете в Гатчинской епархии Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Вы человек с большим опытом помощи людям в противодействии наркомании и алкоголизму. На Ваш взгляд, сейчас ситуация улучшается? Или я ошибаюсь?

– Если мы пройдемся по кладбищу, увидим, что много молодых людей преждевременно ушло из жизни. Я думаю, ситуация меняется, но в том смысле, что население у нас уже много лет сокращается. Мы постоянно говорили, что у нас демография падает. Если приедешь в деревню (а я очень часто езжу в Новгородскую область), можно увидеть, что мужичков-то и нет – их просто нет, пить некому.

Мое наблюдение такое. Может быть, по этой причине ситуация стала легче... Хотя сегодня преобладает женский алкоголизм. Это что-то невероятное! Смотришь, молодая мамочка катит коляску, в одной руке у нее сигарета, а в другой банка с пивом. Вот такая ситуация сегодня.

Академик Углов, еще когда был хирургом, писал, что когда женщина возьмется за сигарету и алкоголь, это будет конец всему: она мать, она несет жизнь другому человеку. А человек может уже изначально от утробы матери быть зависимым. Такое происходит и происходило! Ребенок плачет, потому что ему нужен алкоголь, так как мама его употребляла, когда была в положении.

Если ситуация действительно настолько критичная, как Вы рассказываете, то впереди нас ожидают еще более тяжелые испытания, нежели те, которые выкосили большинство мужского населения. И что в этом случае делать? Мы все время надеемся на то, что все должно исправиться. Если женщина с коляской курит и пьет пиво, то, наверное, ей это нравится. Если бы ребенок занимал ее больше, то, наверное, она любила бы своего ребенка и опять-таки не пила и не курила… Как перестать любить грех, перестать любить страсть, любить вино и т.д.?

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос, когда спустился с горы, сказал в ответ об этих страстях: сей род изгоняется постом и молитвой. Я понимаю, как любить грех, а как его не любить, мне непонятно. Хотелось бы подробного объяснения».

– Сначала надо сказать, почему существует грех. По одной простой причине: он приятен человеку. Если бы он не был приятен человеку, тот бы никогда этим не занимался. Но он приятен – человек жаждет его. Никуда от этого не уйдешь.

И сегодня очень большая пропаганда приятности греха – в основном по нашему телевидению. Молодежь сегодня видит это и, что называется, черпает потихонечку – черпает, черпает и черпает: что ни фильм, то непременно распитие алкоголя, обязательно курят. Это в каждом фильме! А когда человек видит это постоянно, в его подсознании появляется мысль, что это нормально: идет приучение человека к тому, что это норма. Такая ситуация у нас.

В эти дни показывают много фильмов о войне. Они были сняты давно, когда не видели никакого греха в том, чтобы пить и курить. Часто это очень хорошие фильмы, и очень талантливые актеры. Это было настолько оправданным, что не вызывало никакого противодействия. И как-то мы привыкли. Скажите, неужели нет пути разлюбить грех, эту страсть? Я бы даже сказал так: существуют ли методики?

– Мы сегодня просто сами не свои от методик. Нам вот дай на это и на то свою методику...

А еще лучше таблеточку.

– Совершенно верно! Я бы сказал, мы просто погрязли в методиках. Христос говорит: иди, вера твоя спасла тебя – Он говорит о вере. А у нас сегодня дефицит веры. Мы даже в Церковь притягиваем методики, чтобы что-то поменять.

Но где же наша вера? Я думаю, Христос потому и спрашивал, найдет ли Он веру на земле, когда придет.

Помните, как написано, что было бы, если бы вера наша была с горчичное зерно? Значит, у нас совсем нет никакой веры.

– Дефицит веры был уже тогда.

Мы живем в мире, наполненном страстями и грехами, и уповаем (опять по поводу методик): если у вас есть зонтик, мне можно будет постоять под вашим зонтиком; а солнышко выглянуло – я скажу: «Спасибо, отче», и пойду, мне этот зонтик уже не будет нужен. Мы ежедневно сталкиваемся со своим грехом, в котором каемся на Исповеди многократно в течение многих лет: это осуждение, гнев, рассеянность в молитве и т.д. Причем мы говорим себе, что больше не будем осуждать, но опять осуждаем. Более того, еще до Причастия успел осудить какую-нибудь бабушку за то, что она встала перед тобой. Что нам делать с постоянным греховным состоянием? Неужели мы не способны ничего сделать?

– Мы на самом деле ничего не способны сделать. Поэтому Христос и говорит: без Мене не можете творити ничесоже. Мы просто должны осознать, что мы – ноль без палочки. Но что же тогда в этом случае делать? Уповать на Бога, на Христа. Следовательно, нужна вера. А где ее найти? Опять обращаемся к слову Божиему. Писание говорит: вера от слышания (так апостол Павел говорит). Следовательно, мы постоянно должны делать то, что говорит апостол и евангелист Иоанн: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. Если христианин не пребывает в исследовании (нужно заниматься не просто чтением, а исследованием), то шансы будут равны нулю, вера никогда не проявится в этом человеке – он будет искать методики, он не будет искать Бога. Это не что иное, как подмена.

Именно нужно исследование?

– Да. Так говорит апостол: «Исследуйте Писания, ибо через них вы надеетесь иметь жизнь вечную». Через что? Через исследование Писания. А что такое исследование? Разговор с Богом, с Христом.

Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Бывает так, что больные люди на любовь и заботу отвечают злостью. Можно ли их утихомирить одним терпением, ибо терпение и труд все перетрут? Я не пью, не курю, у меня нет никаких вредных привычек».

– Опять-таки написано: «Претерпевший до конца спасется». А у нас получается немножко не так. Мы начинаем человека пилить, начинаем его строгать. И получается, что он слушает-слушает и уже не знает, куда деваться...

У нас в епархии существует отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. И люди приходят сюда... Недавно я встретил женщину, которая пришла и говорит: «У меня есть дочь. Она пьет, и я не знаю, что делать». Но когда она пришла, сначала спросила: «А где здесь продаются лечебные чаи?». Я понимаю, что у многих есть желание помочь своему близкому человеку тем, что, например, поить его чаем, который поможет ему преодолеть грех. Существует ли в этом случае шанс победить алкоголизм, страсть винопития?

– Конечно! Я хочу сказать, очень большая надежда на то, когда человек уже совсем понял, что ему не справиться. Здесь он должен найти сообщество трезвых людей, верующих. Я всегда сравниваю это с рассолом. Что произойдет, если в трехлитровую банку рассола кинуть свежий огурец? Он станет соленым. И многие говорят: «А если он не захочет?». Он все равно засолится, правильно? Так и в этой ситуации.

Мы должны брать из природы примеры, которые устроены Богом. А устроено так, что, если кидаешь в рассол огурец, он просолится. Поэтому трезвые сообщества – очень важный момент. Сам по себе человек не устоит – ему обязательно нужен коллектив, который бы понимал его, поддерживал и исповедовал то же самое, что ему предлагается: абсолютную трезвость. В этом случае вероятность успеха очень большая.

Люди, которые находятся в этом сообществе трезвенников, зачастую сами прошли этот путь...

– Не всегда. Я знаю людей, которые трезвенники уже в 3-м, 4-м поколении.

Таких людей много?

– Нет, не очень много, но они есть. В частности, у меня жена – в 4-м поколении трезвенница. Мне просто повезло.

В Петербурге, я понимаю, есть такие общества.

– Петербург всегда был колыбелью трезвеннического движения. Взять церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала...

Да, она была построена обществом.

– Обществом трезвенников. Активно участвовал в этом Иоанн Кронштадтский, он давал деньги на постройку этого храма.

У нас есть примеры в этом даже самого отца Иоанна Кронштадтского. А если человека вдруг начинает тяготить его собственное пусть не каждодневное, но все-таки пьянство и он приходит на Исповедь, чтобы сказать священнику: «Чувствую, что я в этом грехе», нужно ли что-то особое делать священнику, к которому обратился такой человек? Нужно ли его каким-то образом направлять куда-то? Или надо просто сказать: «Не пей!»?

– Сколько родных говорят это своим зависимым – что-то поменялось? Нет. Я всегда советую в этом случае найти человека (в данном случае – священника), который «в теме», то есть сам трезвенник. Я сталкивался с такими моментами, когда человек говорит: «Батюшка мне сказал: “Ну, не упивайтесь”». Но у него проблема: да, апостол говорит не упивайтесь, а где эта мера, когда у него проблема?

Здесь нужно четко и ясно понимать, что человеку нужна абсолютная трезвость. Ему нужен «рассол», о котором я говорил, нужно погрузиться в него. Если этого не происходит, то ничего не произойдет: он как пил, так и будет пить. Самая лучшая вещь для человека – погрузиться в трезвый «рассол»: попасть в коллектив непьющих людей, верующих. Тогда будет результат.

Это можно посоветовать абсолютно каждому человеку, страдающему от алкоголизма?

– Да.

И еще мы сталкиваемся с проблемами созависимых людей. Но слово «созависимые» часто звучит не очень понятно. Пример с рассолом меня, конечно, просто вдохновил. Но как «попасть в рассол» тем, кто не пьет, но находится в этой беде?

– На Варшавку приходят очень многие из тех, кто не пьет – приходят потому, что проблемы с детьми, с мужем. Это необязательно люди пьющие. Тем не менее я всегда советую им самим принять обет. Вот женщина говорит: «У меня муж пьет».

«Прими обет трезвенности»?

– Да. А потом уже начни работать с мужем – вы же одно целое. А то приходят: «Сделайте что-то с мужем». – «А как ты?» – «А мне это не надо». Вот такой момент.

Вопрос телезрительницы Насти из города Дмитрова: «Мои дети-крестники сейчас маленькие. Родители не разрешают ничего говорить им о вере, ни Библию покупать, ни книжки. Они хотят, чтобы дети выросли до 18-ти лет, лишь только потом они могли бы разрешить с ними разговаривать. А я не знаю, как мне, крестной, быть с этой проблемой. Что посоветуете? Я очень переживаю».

– Это все равно что сказать: «Когда ребенок вырастет, тогда мы его начнем обучать математике. А сейчас пусть будет недорослем».

А если ребенок с младенчества живет без знания о Боге, откуда он потом его почерпнет? Из телевизора?

– Он будет черпать из телевизора совершенно другое.

Кстати, так, как в этом примере, наверное, живет очень большая часть нашего общества. Более того, часто и наши прихожане разговаривают о том, что видели по телевизору... Продолжим о любви к страсти: мы любим осуждать – нам нравится чувствовать себя выше других, это еще и гордыня, и так далее... В разговоре до передачи Вы говорили, что существует так называемый запинающий грех. Что это такое?

– Это когда человек не может справиться с грехом – одно и то же, одно и то же, как заигранная пластинка: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1).

Мы как бы спотыкаемся на этом…

– И это длится годами. И человек не знает, как от этого избавиться.

Как?

– Вера! Не методики, а вера. Это говорит о том, что в нас нет веры. Вера!

Как ее воспитать? Как ее получить?

– Мы только что говорили об этом: исследуйте Писания... Вера – от слышания: я бы сказал, надо не только читать. Вот мы с вами беседуем о Боге, мы слышим друг друга и что-то получаем... От беседы, от того, что создается эта вибрация (мы слышим ее), приходит вера... Как это происходит? Я не могу сказать, но это происходит.

Можно сказать, опыт веры – от опыта слушания, чтения и исследования Священного Писания? В храмах, которые не запираются после Литургии на висячий замок, можно всегда поговорить с дежурным священником, задать ему вопросы, которые тебя волнуют, и здесь не надо стесняться (ведь мы часто не можем исповедоваться в тех грехах, которые, что называется, очевидны), прийти и сказать священнику: «Я пьяница. Что мне делать? Помоги, отче». Мы не можем прийти и сказать: «Я сижу на игле» – мы почему-то прячем эти грехи где-то глубоко, чтобы не открыть их самому себе. Помните, в молитве: И грех мой предо мной есть выну? Мы этот грех превращаем в свой любимый, в любимую страсть. И получается, что разлюбить страсть и грех можно через опыт чтения, исследования Евангелия и через как можно более частые Исповедь и Причащение – это, наверное, действительно реальный путь?

– Я столкнулся с интересной вещью. Иногда люди думают: если они нашли себе хорошего духовника, то все будет решено. Но, как пишет (еще в то время!) Игнатий (Брянчанинов), «сегодня нет духовников» – еще тогда он писал об этом. И что же он предлагает? Он предлагает то, о чем мы сегодня говорим: начать исследовать Писание – ведь все святые отцы черпали из одного Источника, Который есть Христос. Если мы начнем делать это же, то и у нас будут подвижки: наш грех будет уходить, ведь будешь осознавать, что пьяницы Царствия Божия не наследуют. Я знаю одного человека, он поменял 8 приходов – ходит год, батюшки исповедуют; становится стыдно, он меняет приход – и так 8 лет; за 8 лет поменял 8 приходов.

И он говорит: «Когда я пришел к трезвенникам и погрузился в этот “рассол”, начал понимать, что во мне что-то стало происходить. И я перестал пить». Вот такая ситуация.

Приходит другая радость: на смену лживой любви к греху и страсти приходят настоящая любовь и радость о Господе, и никакие другие удовольствия не могут с ними сравниться – и это замена всего. Здесь я опять обращаюсь к Исповеди и Причастию; если человек начинает это понимать, в радости пребывать можно бесконечно.

– Просвещение дает человеку понятие веры: что эта благодать начинает входить, и человек исправляется. Посмотрим примеры наших святых отцов: 140 человек из наших православных святых были абсолютными трезвенниками. Они и говорили об этом. Возьмите Тихона Задонского – что он пишет? «Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога» – все просто.

Побороть свою греховность, свои страсти, расстаться с любовью к ним и найти любовь и радость в Господе – это реальный труд. И тут не может быть методик – кроме той, о которой Вы сказали: исследуйте Священное Писание. Прошу благословить наших телезрителей и сказать им что-то ободряющее после нашей такой сложной беседы.

– Дорогие мои, не теряйте веры: Господь сделает то, что Он хочет сделать. Помоги нам, Господи!

Записали:
Таисия Зыкова
и Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс