Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1013) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Духовная жизнь начинается с духовных поступков

Протоиерей Димитрий Смирнов: Духовная жизнь начинается с духовных поступков

№20 (1013) / 31 мая ‘19

Беседы с батюшкой

В православный женский день, когда Церковь вспоминает жен-мироносиц, пришедших рано поутру ко гробу, чтобы помазать благовониями тело погребенного Учителя, такой вопрос: как в человеке начинается духовная жизнь? Ведь не сами собой они пришли ко гробу в столь ранний час, а Дух Святой их привел?

– Апостол Павел сказал: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Духовная жизнь начинается с духовных поступков: у каждого человека перед каждым поступком возникают мотивации, их много. Например, при устройстве на работу какая самая распространенная мотивация? Заработать немножко денег, чтобы хватило до следующей зарплаты. Пока человек не найдет другую работу, он так и будет на своей сегодняшней работе влачить существование…

Бывает другая мотивация. Я знал одного человека, который был автомобильным гонщиком-виртуозом. Он нашел себе учителя и сказал: «Я буду вам мыть машину, буду во всем служить вам, – а вы меня учите». Вот такая мотивация: захотел научиться. Его учитель вскоре погиб, а он продолжил его дело и достиг необычайного мастерства. Даже, по-моему, в дальнейшем сам подготовил двух чемпионов России.

Так и у каждого человека: любой поступок имеет мотив. Этот мотив может сводиться, например, к капризам. Ребеночек говорит «хочу гулять» или «не хочу гулять», и всю энергию души тратит на то, чтобы отвоевать себе возможность такого поступка. А что лежит в основе? Каприз. Он не может ничего объяснить – для него существует только «хочу» или «не хочу». А когда человек следует указаниям Святого Духа, он отбрасывает все остальные мотивы, которые могут им руководить, и хочет совершить только то, что ему очень тихо говорит Святой Дух.

Он сразу на это откликается, что бы ни делал. Допустим, переносился во мгновение ока на другой континент (Дух Святой может это сделать). Или, например, вдруг встает и идет посетить знакомого в тюрьму, как заповедал Господь (только Дух Святой может внушить такую мысль). И жизнь человека начинает складываться уже из духовных поступков – он начинает вести себя не как обычный человек, которому нужны деньги, исполнение капризов, какие-то удовольствия, но он только ищет, как бы сотворить волю Божию, продолжить дело Христа на земле. И Господь время от времени дает такому человеку и воскресить умершего, и исцелить болящего. Он просто продолжает дело Христа на земле, Господь как бы ему это поручает. Но это только тем, кто не присваивают это себе, не считают своей заслугой. Тогда они и становятся проводниками Духа Святого, Который живет в них.

Батюшка, но почему в одном человеке возникает желание духовной жизни, он слышит голос Божий, а другой нет?

– Почему для одного классическая музыка – это счастье и радость, а для другого скучнейший из шумов? Одни люди не знают, как можно слушать эту мерзость, которая называется современной эстрадой, а другие там и ручки вверх поднимают, и что-то подпевают, и подплясывают, и улыбаются. Одни едят фастфуд, а другие говорят: «Этого даже свиньи не едят». Все дети «заточены» пить фанту, пепси-колу, они этого хотят: они хотят есть чипсы, они хотят всякую гадость.

Но некоторые все-таки удерживаются от нее.

– Нет, они никак не могут удержаться – все сделано так, чтобы это им было вкусненько. Над этим работают химики – серьезные люди на больших зарплатах, они ищут комбинации этого вкусненького. Родители должны места, где это продается, обходить с детьми за четыре версты, чтобы им даже на глаза не попалось. Я помню, пораженные учителя спросили у одной девочки: «Почему ты на перемене ешь морковку?». – «А потому, что пирожные, которыми вы нас кормите, вредные. А морковка полезная». Что тут скажешь? Это единственная девочка – не из класса, а из школы. А все остальные едят гадость, и родители эту гадость в них впихивают. Они жиреют, делаются больными, а уж насколько потом они будут безнадежно жирные – это зависит от реакции самого организма. А некоторые даже ничего, все могут перемалывать – едят и не толстеют. Вот такая реакция организма.

Но, к сожалению, многие люди совершенно безумны. Они способны только слушать соседей и не способны ни в книгу заглянуть, ни до конца какую-то передачу прослушать. Говорят: «Это какая-то муть». Им нужно все примитивное. «Аптека» на вывеске – это они еще понимают, а если три слова написаны – это уже очень сложно для них. Так же и дети. Когда что-то возникает из четырех слов, это уже людей раздражает. Музыка, над которой можно размышлять, не воспринимается. Только все тупое, как барабанный бой. Что с этим делать? Ничего. Чтобы человека воспитать хотя бы в каком-то секторе культуры – на это нужны десятилетия.

Батюшка, я вернусь к моему вопросу о духовной жизни. Дух Святой приходит к каждому человеку, живущему на земле?

– Нет. Некоторые условия для Духа Святого непереносимы.

То есть тот образ жизни, который человек избрал…

– Не только образ жизни. Главное – проявление духовности самого человека. Например, гордость: к человеку, обладаемому духом гордости, Дух Святой не может приблизиться.

А как сам человек может изгнать духа гордости?

– Никак. Дух гордости может человеку опротиветь, и тогда он будет его теснить. И вот если этот процесс начнется, то дух смирения будет вытеснять дух гордости. И когда маленькая толика пространства души человека освободится – на такое расстояние и сможет приблизиться человек к Духу Святому.

Человек должен действию греха воспротивиться?

– Да. Можно сказать, насилию греха над человеком.

Вопрос телезрительницы: «Я слышала от одного священника, он говорил: „Вы не получаете просимое от Бога, поскольку не того просите”. Что он имел в виду? Недостойное прошение? Или „не того просите” – не Бога, а дьявола?».

– Вообще-то надо спрашивать у того священника, что он имел в виду. Откуда я знаю? Это будет гадание на кофейной гуще. Поэтому если вам интересно, вы его найдите и спросите, это будет правильно. Обсуждать речь другого, когда я этого не слышал, контекста не знаю и не знаю, что он имел в виду, – подумайте, разумно ли это?

Господь говорит: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». А какие условия должны быть, чтобы это произошло?

– Вера должна быть не менее горчичного зерна. Тогда если скажешь горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», – гора не преминет это сделать. Если вера чуть поменьше, то это уже не работает.

Вопрос именно в вере человека?

– Да, конечно. Все, что происходит по воле Божией и по просьбе человека, дается только по вере. Некоторые говорят, что у кого-то «сильная молитва». Никаких «сильных молитв» не существует, это абсурд, такое выражение можно использовать лишь как метафору именно когда имел место некий великий результат. В частности, гора бросилась в море – «у, какая молитва сильная!». Да нет никакой «сильной молитвы». Сила только в Боге. Но эта сила совершается в немощи человеческой: когда человек реально ощущает собственное бессилие, он всю надежду, упование возлагает на Бога, и Бог совершает просимое.

По его смирению, по его вере, по его просьбе?

– По вере. Просьба – это тоже чепуха. Человек может и не формулировать просьбу так явно, а просто мысль мелькнет… Мне рассказывал мой прихожанин, как один батюшка крестил слепого мальчика и у него мелькнула мысль: «Князь Владимир прозрел же во время Крещения? Неужто Господь не может дать зрение этому мальчику?». И во время Крещения мальчик прозрел. По-моему, месяца не прошло еще с тех пор. Просьбы-то не было, он не просил у Бога, просто подумал, что для Бога же это возможно… Ну конечно, возможно!

Но при этом Господь говорит: «Просите, и дастся вам».

– Конечно. В прошении участвует воля: когда у человека сформулирована просьба – он уже привнес сюда свою волю. А в упомянутом случае воля была выражена мимолетно, но все равно она была услышана Богом.

Вопрос телезрительницы: «Отец Димитрий, назовите, пожалуйста, смертные грехи. Почему они называются смертными?».

– Это условное название. Эта классификация возникла в Западной Церкви. Сейчас попробую (я обычно один или два забываю, но для вас постараюсь вспомнить): гордость, зависть, сребролюбие, чревоугодие, блуд, уныние… И что еще?

Тщеславие?

– Нет, тщеславие – это производная гордости, дочка. Что же еще может быть? В общем, 6 назвал. Просто для меня это не является чем-то очень важным. Святые отцы говорили, что булыжник, если повесить его на шею, человека утопит. И мешок с мелким песком такого же размера – тоже утопит. Множество мелких грехов и один крупный – они в этом смысле равноценны. А потом, по классификации Димитрия Ростовского, который тоже западное образование получил, есть 4 вида грехов, которые хуже смертных. А смертные грехи во многих справочниках присутствуют. Я думаю, даже в интернете вы их можете найти.

Если грех приводит к смерти, то что может быть хуже? Ведь речь идет о духовной смерти!

– Хуже смерти? Да, конечно. Хотя это, может, для тебя так. А некоторым другим все нормально кажется…

То, что люди ценят…

– Им лишь бы бендикс в автомобиле работал, а что-то более серьезное их совершенно не интересует: просто хотят жить – и чтобы ничего не болело и зарплаты хватало, чтобы, не думая, можно было тратить на вещи не очень дорогие. Для большинства это – главное.

А какой ценой, каким путем все это достигается?

– Ну, там разные компромиссы существуют. Человек готов идти на всякие компромиссы, но христианство предполагает совершенно другую жизнь – большинству людей она совершенно неведома и неинтересна.

Но когда человек вкушает плоды духовной жизни, духовной радости, для него жизнь других людей становится непонятной, и он пытается изо всех сил их приобщить к тому, чем сам живет…

– По-разному бывает. Одни люди действительно хотят к этой жизни приобщить как можно больше людей – например, свою семью. А бывает, что это не получается: родственники считают, что человек сошел с ума. Приводят в пример какую-нибудь прабабушку, которая якобы была очень набожная, а в церковь не ходила. Ну и так далее, без конца. Христианство – это для избранных. Причем избрание происходит с двух сторон: и Господь избирает человека, и человек избирает Бога – в друзья, в отцы, в наставники. Потому что он любит Бога.

Это как, например, Дмитрий Шостакович писал прекрасную музыку, поскольку он очень ее любил. Это был язык, на котором он говорил и с Богом, и с людьми. Многим эта музыка много чего давала, но большинству – ничего. Ну просто как китайская грамота…

Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины…

– Он Сам Истина, и Христос – это Истина. Он желает, чтобы мы через Него пришли к Отцу Небесному.

Каждый живущий на земле.

– Абсолютно каждый. Как? По любви. Бог любит каждого человека, каждое насекомое, каждую рыбешку, каждую водоросль, каждый камешек. Это все Его создания, и они совершенны. Композиторы (раз уж сегодня о них зашла речь) некоторые свои произведения любят, другие не любят, а некоторые даже уничтожают (настолько их не любят, видят их изъяны). А люди даже в несовершенном произведении гения видят гармонию. У Бога же все совершенны. Бывают картины хорошие, бывают плохие, бывают совсем дрянь. Люди же это далеко не все и не всегда понимают. Часто им нравится всякое барахло. Почему? А изложено на их птичьем языке. Им это нравится. Они не понимают, живопись это или не живопись. Есть художники, которые не понимают ничего в живописи, и архитекторы, которые не понимают, что такое архитектура – не понимают ее как род искусства.

Он замахнулся на нечто превосходящее его понимание?

– Он мог бы поучиться лет 10, изучить историю архитектуры и развить в себе вкус до какого-то предела, пусть и не до гениальности. И тогда у него получилось бы что-то неплохое, грамотно сделанное. Но большинству нравится всякая дребедень, лишь бы было «что-то новенькое»; существует такая большая проблема. Но у Бога, что бы Он ни сделал: астероид, черную дыру, новую метагалактику, – все прекрасно, все совершенно. И человека завораживает красота Его творения.

Я просто умираю от этой гениальности таблицы Менделеева, понимая, как буквально из нескольких кирпичиков (чуть больше сотни элементов) Господь создал прекрасный мир. Бог хочет именно к Божественной красоте приобщить маленького человечка, это бескрылое насекомое. Он хочет открыть ему этот мир…

Бывает, человек родится без мозга (есть такое уродство, генетическое заболевание). У такого человека нет никаких коммуникаций и восприятия, он не может научиться говорить: череп есть, а мозга нет. Но Бог-то может дать и мозг. Господь хочет помочь, но у человека есть свобода… Сначала должна быть любовь к Богу, а потом все остальное.

Господь прикасается к сердцу человека, и у кого-то оно открывается…

– Да, хотя бы приоткрывается, появляется какая-то маленькая щелочка, чтобы туда упал луч Божией любви.

Многие люди свидетельствуют, какие Господь творит в их жизни чудеса…

– Если бы люди были внимательны, себе бы внимали, то они бы убедились, что чудеса происходят каждый день и помногу – можно жить как в раю среди чудес Божиих (только нужно поменьше о них говорить с другими людьми).

Господь прикасается к жизни человека, к самому человеку. Человек удивляется, восхищается, а к Богу не обращается.

– И так бывает. Поэтому человек все время (дается 70–80 лет, в особых случаях 90 и больше) сам строит жизнь. Существует пословица: «Человек – сам кузнец своего счастья». Что сковал, то и получил.

Большинству людей достаточно того, что они имеют.

– Да, например, они празднуют день рождения комсомола. Уже комсомола давно нет, а они празднуют. Как вот Константинополя давно нет, а Патриархат есть. Совершенно нелепая цирковая программа.

Вопрос: «Батюшка, поясните, что значит „положить душу за други своя”? Во время войны – это понятно, а в мирное время?».

– Ну как? Человек, родивший детей, всю свою душу полагает на взращивание из них настоящих христиан. И это гораздо важнее, чем умереть за кого-то: это каждодневное умирание. Древние святые говорили, что умирать каждый день тяжелее, чем раз умереть.

То есть самоотвержение ради…

– …ради детей: человек полностью оставляет какие-то свои стремления, задачи, мечты и рассматривает свою жизнь только с точки зрения духовной пользы своих детей; надо добавить – еще и без занудства, иначе все испортишь: очень многие родители идут таким путем, и уже к 11-ти годам дети все духовное с порога отвергают.

То, что детям храм не в радость, – это видно по их лицам.

– Да. И по тому, как они стоят.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс