Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос: «Обязательно ли накануне Причастия посещать вечернее богослужение?».
– Есть суточный круг церковного богослужения. Литургия, Евхаристия – это кульминация суточного круга. Когда мы готовимся к Причастию, надо стараться выполнить весь суточный круг, предшествующий Литургии. Бывают разные ситуации, конечно, в жизни людей, не всегда это получается. В другой день хочется причаститься. Конечно, с разрешения духовника или исповедника (священника, который исповедует) можно принять решение. Но все-таки надо, чтобы это было исключением из правил – и так мы уже очень много упрощаем.
Вопрос телезрителя: «Можно ли подавать на проскомидию за упокой родственников, которые не ходили в храм, и о здравии родственников, которые не ходят в храм?».
– Если подходить со всей строгостью, то, допустим, старообрядцы не отпевают не прихожан прихода, даже если они считают себя старообрядцами и были когда-то крещены в старообрядческой Церкви. Но ради любви к ближнему, думаю, не только можно, но и нужно это делать, это наша с вами молитва. Если человек крещеный, если он не самоубийца… Мы молимся об упокоении наших близких, и нет человека совершенного в этом мире: каждый из нас грешен, душа каждого отшедшего из этого мира требует молитвы.
Если на земле нет человека, который будет приносить свои воздыхания об усопшем сроднике, знакомом или своем предке, это плохо. Поэтому нужно молиться за таких людей. А уж о здравии… Даже если эти люди не ходят в храм, но крещены, то, может быть, через нашу молитву, наше поминовение, через их духовное участие в Евхаристии, когда частичка с именем вынута, погружается в общую Чашу, Господь и смилостивится, услышав наши молитвы, воздыхания нашего сердца, наше сокрушение, что наши близкие устраняются от живого общения с Богом. Может, ради наших молитв приведет их к вере, и через это они придут к Церкви Божией. Так что молитесь и поминайте своих близких, если для этого нет канонических препятствий (это – самоубийство, когда человек лишает себя по своей воле того дара, которым он обладает не по своему произволению, а по дару свыше, или когда живые сродники явно отрицают Бога). Да и за таких тоже надо молиться, чтобы Господь как-то их вразумил, направил, привел к Церкви…
У нас любят сейчас молиться за кого угодно, но не за себя. Прежде всего, дорогие братья и сестры, надо научиться молиться за себя: тогда ваша молитва будет искренняя. Проще молиться за весь мир, спасать весь мир, но как тяжело спасать самого себя! Научитесь спасать себя, и, может быть, через это, через ваше воздыхание Господь кого-то приведет к вере. Если бы мы были достаточно искренними верующими, старались жить по закону, который Господь нам оставил, и подвизаться и подражать святым угодникам, которые для нас должны быть примером, то, может быть, наши близкие, в какой-то момент задающиеся вопросом об истинности веры или отступающие от нее, не ушли бы от Христа, от Матери Церкви. Но если сознательно уходят – что ж, невольник не богомольник; насильно в Царствие Божие никого не затащишь.
Когда дети подрастают, в какой-то момент я родителям запрещаю заставлять ребенка ходить в храм. Маленького еще можно уговорить, заставить, но когда человек приходит в более-менее сознательный возраст, насилие над его волей может иметь очень плохие последствия. В силу своей зависимости от родителей ребенок будет ходить в храм, но его пребывание в храме за богослужением будет не любовью, а повинностью, которая рано или поздно отведет его от Церкви совсем. Если же родители проявят к нему снисходительность, но сами будут достойными прихожанами, христианами, то ребенок, видя это, имея свои детские воспоминания, все равно рано или поздно вернется в Церковь – семечко, которое было посеяно когда-то, прорастет и даст свои плоды. Нельзя дать себе возможность задавить это своей нахрапистостью, эгоистичной любовью. Нам кажется, что мы настолько любим человека, когда тянем его к спасению, но на самом деле через насилие душим его в объятиях.
Вопрос телезрительницы: «Часто слышишь такое выражение: „В чем застану, в том и сужу“. Что здесь имеется в виду? Допустим, человек воцерковлен, ходит в храм долго, и вдруг что-то произошло – согрешил человек, не покаялся… Имеется в виду за всю жизнь? Или на сию секунду – внезапная смерть?».
– Мы очень часто молимся и просим у Бога, чтобы Господь избавил нас от внезапной смерти. Почему от внезапной? Или, допустим, священник призывает: помните о смертном часе. Почему мы должны помнить о смертном часе? Бояться, что должны умереть? Нет, наверное. Человек, родившись в этот мир, с каждым шагом становится ближе к своему последнему воздыханию – ни дня, ни часа не знает, но не надо бояться этого часа, надо быть к нему готовым в любой день.
Мы не знаем, когда Господь призовет и в чем Он нас застанет, с чем мы предстанем пред Ним… Если мы помним о смертном часе, это напоминает нам, что мы не должны совершать неблаговидных поступков, а должны стараться приносить Богу покаяние в наших грехах. Но надо не только каяться, но и уметь радоваться тем дарам, которые Господь посылает нам в этой жизни, уметь благодарить Бога за то, что Он нам посылает. Тогда в чем Он нас застанет? В христианской жизни. И будет нас судить…
Другое дело, когда мы живем одним днем, не думаем о Боге. Думаем: «Придет время помирать – тогда покаемся!». А вдруг Господь нас именно в этот момент призовет? В чем застанет, в том и будет судить: с чем придем к Богу, за то и понесем ответ, а кто-то, может, будет отвечать и за сиюминутный поступок, происходящий в данный момент. Но на чашу весов будут положены все наши грехи, все наши достоинства за всю нашу прожитую христианскую жизнь.
Есть, к сожалению, вещи, которые исправить нельзя. Для этого и надо помнить о смертном часе. Вслушайтесь в слова Священного Писания, в молитвы, которые читаются во время заупокойного богослужения. Богатые, бедные, молодые, старые – все в равном достоинстве: и молодые умирают, и совсем дети. Господь призывает их по какой-то причине к Себе, а кто-то в глубокой старости отходит… Но это не значит, что нам Господь даст радость прожить долгую жизнь в здравии. Не всегда так получается: у каждого свой срок, который Господь ему отпускает – продлевает или укорачивает. Это Его воля.
Но мы должны стараться жить с Богом, иметь Его в сердце. Если мы живем в сердце с Богом, то стараемся жить так, как Господь нас учит, и помнить о смертном часе: не бояться его, а знать о том, что в этот момент мы предстанем перед Тем, Кто дал нам дар жизни. Смерть есть, можно сказать, второе Крещение, второе рождение от жизни временной к жизни вечной туда, куда мы должны прийти. Здесь мы в гостях, там будем дома…
Вопрос телезрителя: «Для чего существуют православные четки?».
– Любые четки существуют, чтобы молиться по ним. У нас, к сожалению, в последнее время четки носят все кому не лень, нужно это или не нужно. Это уже часть даже моды, нежели духовного состояния.
Четки в Православной Церкви символизируют меч духовный, который вручается с молитвой монаху во время монашеского пострига, чтобы тот помнил, что надо пребывать в постоянной Иисусовой молитве и через постоянную молитву отгонять от себя соблазны, искушения, что он посвятил свою жизнь Богу. Конечно, может быть, и хорошо, когда у мирянина есть четки, которыми благословляют, но у нас и благословляют все кому не лень – и кому положено четки носить и кому не положено…
Четки – чтобы молиться. Носите их в кармане, чтобы не было видно, а не на руке, чтобы все видели, какие вы молитвенники... А насколько уж молитву совершаете, не совсем понятно... Любые четки – православные, католические, старообрядческие – предназначены прежде всего не для украшения, а для молитвы.
А как все-таки по ним молиться? Вы весь эфир держите четки. Как это вообще происходит?
– Стараюсь держать Иисусову молитву, на каждую бусинку или узелочек творить Иисусову молитву: 10 Иисусовых молитв, одну Богородичную (может быть, кому-то по-другому благословляют молиться). Стараюсь так, но тоже не всегда получается.
Люди покупают четки и, бывает, просто нервно перебирают – это правильно?
– Нет, неправильно… И мусульманские четки тоже прежде всего для молитвы предназначены, а не для игры. К сожалению, и у них это тоже иногда становится игрой, и у нас частью атрибута – показать, что ты православный. Это все больше православный бизнес получается. «Спрос рождает предложение»…
Я лично не очень хорошо отношусь к колечкам «Спаси и сохрани». У нас есть крест, который спасает и сохраняет, зачем еще что-то? Хотите вы кольцо носить – наденьте обычное кольцо, закажите себе хороший перстень, если уж так этого хочется, – не лукавьте перед Богом, что это какой-то для вас оберег. Крест – оберег наш, он нас оберегает от всего. Не на кольце Господь страдал за нас, а на Кресте…
Надо подытожить: чтобы молиться по четкам, нужно иметь не только благословение, но еще и духовный опыт, внутренний стержень. Это же очень сложно: когда молишься, обычно бывают искушения.
– Ну, мы же всегда с добрыми намерениями: «Батюшка, благословите мне четки!». – «Зачем?». – «Буду молиться» (берут, как правило, для домашнего пользования). – «Ну, Бог благословит». А потом они появляются на руке, становятся неотъемлемой частью. Еще раз говорю: дай Бог, чтобы они были у человека постоянно для молитвы. Мы реже видим, что их перебирают, а чаще видим, что они просто висят на руке. Если носите – пусть это будут маленькие, невзрачные четки, которые никто у вас особо видеть не будет. Это будет действительно для вашей молитвы: молитва должна быть тайной, не напоказ – «такие мы прямо подвижники Божии»... Господь, видя втайне, воздаст вам явно; а когда все явно, то явно и получаете сразу, уже здесь.
Вопрос телезрительницы: «Наша близкая родственница всю жизнь была атеистом, прожила вне Православия, даже были моменты, когда она хулила Бога, но когда пришла очень тяжелая болезнь, она восприняла всю жизнь по-другому, покаялась, позвала священника, исповедовалась, причастилась, приняла Крещение. Через 12 дней умерла с миром. Есть ли у нас надежда, что она может наследовать Царствие Божие?».
– Во-первых, у нас надежда, что любой человек может наследовать Царствие Божие, и мы тоже надеемся на это. Мы наде-емся на милосердие Божие, что наследуем Царствие Божие. Господь каждого ведет через свой путь – кому-то надо всю жизнь прожить в трудах и молитве, чтобы стяжать Царствие Божие, кому-то, как Марии Египетской, много лет провести в пустыне, чтобы стяжать благодать, которую дал ей Господь, и через эту благодать наследовать Царствие Божие. А кому-то достаточно в последний момент, как вашей родственнице, как разбойнику, висящему на кресте, сказать: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» – уверовать в Него как в Господа, чтобы Он принял. Может быть, это последнее воздыхание истинной веры – счастье, Господь в последний момент дал человеку возможность обратиться и осознать свои грехи, принести искреннее покаяние. Наверное, тогда человек спасен будет.
Хуже, когда человек всю жизнь считал себя верующим, а в момент последних дней на земле, когда, допустим, посылается тяжелая болезнь (например, онкология), впадает в отчаяние, уныние, не хочет принимать волю Божию, разочаровывается в Боге. Это гораздо хуже.
Радуйтесь и благодарите Бога за то, что в последние дни своей земной жизни человек (можно сказать, гонитель) стал истинным христианином, принял со смирением крест, который Господь на него возложил, не ругая Бога, не вознося хулу. Два разбойника были. Один хулил и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А другой говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Дай Бог, чтобы нам Господь дал эти силы. О смертном часе надо помнить всегда – он может настать в любой момент, не только после тяжелой болезни, но в любой момент нашей жизни, и дай Бог, чтобы внутреннее духовное воздыхание наше к Нему было: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».
Вопрос: «Можно ли молиться с одной проблемой разным святым в один день?».
– На самом деле молиться надо Богу: Господь дает, не святые – они, скажем так, «усилители» нашей молитвы: им Господь дал благодать быть ходатаями за людей в тех или иных нуждах.
А почему нет, если вы обращаетесь к разным святым угодникам, моля их о помощи? Я это особенно ощутил в прошлом году, когда в Святую Землю ездил. Там за день приходится побывать у разных святынь. У каждой святыни возносишь свои молитвы. Это не значит, что это плохо, но так программа составлена. Конечно, хорошо, если вам дается возможность пожить там, помолиться у мощей какого-то одного святого. А если в монастыре много святых, которые были прославлены в том или ином месте? Ничего страшного в этом нет. Мы молимся не им – мы молимся через них Господу, просим, чтобы они были за нас молитвенниками, предстателями у Престола Божия: мы немощные и не всегда умеем молиться, а они, стяжавшие благодать Духа Святого и ныне предстоящие у Престола Божия, ходатайствуют за нас, чтобы Господь укрепил нас, помог. Все дары, которые мы получаем, – от Бога: Он преподает их нам тем или иным образом через святых угодников, через чудотворные иконы.
Вопрос: «Священники говорят, что болезни – это благословение Божие, но в то же время я слышу, что болезни по грехам нашим. Как правильно это понимать?».
– В болезнях мы чаще о Боге задумываться начинаем. Пока мы здоровы, всё куда-то спешим, бежим и не помним, что жизнь наша коротка, что в какой-то момент она заканчивается, всегда находим оправдание, чтобы отложить свой поход в церковь: «Сегодня нам некогда, сегодня мы молоды, подождем до завтра, завтра выйдем на пенсию, будем ходить». Выходим на пенсию – появляются внуки, потом правнуки, если кому-то Господь дает долгую жизнь. Если человек себя не приучил, он находит тысячу причин, чтобы этого не делать. Надо все-таки стараться не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Как научиться не осуждать ближнего? Вечный вопрос…
– Просто чаще читать молитву «Отче наш». Помнить: Ибо каким судом судите, таким будете судимы. Старец Симеон Псково-Печерский, который был практически нашим современником, всегда учил: надо помнить, что ты хуже всех – все остальные лучше тебя.
Человек, может быть, больший грешник, но в последний момент покается и Царствие Божие наследует, а мы за наше осуждение Царствие Божие потеряем. Будем об этом помнить: не судите, да не судимы будете, каким судом судите, таким будете судимы. Смотрите больше на себя и на свои грехи. Если быть требовательным к кому-то вменяется в ваши должностные обязанности, то требуйте, но не осуждайте человека.
Помните: носите тяготы друг друга. Господь терпит нас и носит наши тяготы, так и мы должны нести тяготы окружающих нас. Не всегда получается (учить легче, чем жить), но мы должны к этому стремиться.
Вопрос: «Меня часто посещает уныние, раздражительность, хотя часто хожу в храм и принимаю таинство Причастия. Подскажите, как бороться с этим, и не в осуждение ли будет Причастие в этой ситуации?».
– Уныние, раздражительность возникают потому, что нет у нас внутреннего покоя, внутреннего ощущения присутствия Божия. Нет внутренней любви к Богу, не умеем принимать все как волю Божию, не умеем радоваться миру Божьему, который в нас, не умеем искать положительное в нашей жизни, а ищем отрицательные вещи, нас раздражающие. Для одного человека стакан наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Стремитесь все-таки к тем, кто видит, что стакан наполовину полон. Если сегодня получается какое-то искушение, надо стараться его в себе сдержать (не всегда получается, по себе знаю, потому сокрушаемся). Но стремиться к этому надо.
К сожалению, все это от нашего бессилия происходит (в какой-то ситуации мы не можем что-то исправить, чего-то не можем сделать), от нашего маловерия. Мы, уповая на свои силы, забываем о помощи Божией: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия» – забываем об уповании на Бога, не просим Его помощи, стараемся сами все сделать, а ведь без Бога ни до порога: ни одного шага не будет, если не будет Его благословения. К нему надо стремиться. Тогда, может, уйдут и раздражительность, и осуждение, и многие другие грехи. Это путь, это труд. Чтобы что-то сделать, всегда надо потрудиться: золотошвейки – это же огромный труд, кружева плетут – труд, дома рубят – это тоже труд. Так и в духовной жизни – все это труд. Научиться молиться – труд, и очень тяжелый. Предстоять у престола Божия – тоже служение нелегкое: тебе, ощущающему свою немощь, приходится нести тяготы еще и тех, кто к тебе приходит, и ответственность за них. Это, поверьте, очень нелегко.
Несколько слов нашим телезрителям...
– Дорогие телезрители, хочу еще раз вас поздравить со всеми праздниками, через которые мы сейчас проходим, – от Пасхи к Вознесению Господь ведет нас, потом к Троице. Дни Пасхальной радости напоминают нам о подвиге, который Господь совершил ради каждого из нас, о жертвенной любви, которую Господь дал нам, вселяют надежду в наши сердца. А для этого мы тоже должны не забывать про Бога, стараться быть ближе к Нему – и в своей повседневной жизни, и в церковной. Тогда радость Воскресения Христова, которую мы сегодня празднуем, не будет распространяться только на дни Светлой седмицы и день Святой Пасхи, но будет и во все дни. Как у преподобного Серафима Саровского: не только 40 дней до отдания Пасхи он радовался, а вся жизнь для него была Пасхой Христовой. Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Воистину Воскресе!
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.