Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1014) → Протоиерей Димитрий Предеин: Что было бы, если бы Христос не Воскрес?

Протоиерей Димитрий Предеин: Что было бы, если бы Христос не Воскрес?

№21 (1014) / 3 июня ‘19

Беседы с батюшкой

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно отмечает Светлое Христово Воскресение – однако что было бы, если бы Христос не Воскрес? Что такое смерть?

– Смерть – это расторжение союза души и тела, это противоестественное явление в человеческой жизни. Именно поэтому смерть страшна для каждого из нас. Как об этом писал в свое время святой Игнатий (Брянчанинов), мы живем так, будто бы должны жить вечно – внутри нашей души есть чувство, что мы бессмертны, хотя каждый из нас прекрасно понимает, что рано или поздно он должен умереть. Чувство вечности для нашей души вполне врожденное, естественное, ибо душа действительно обладает бессмертием. Но, к сожалению, о теле этого сказать нельзя – мы видим, как смерть выдергивает из наших рядов людей; это путь всея земли – мы все там будем, но внутри своей души, в глубине сердца мы не можем с этим смириться – мы понимаем, что, хотя это повсеместное явление и этого никак нельзя избежать, есть в этом какая-то глубокая несправедливость, какая-то трагедия.

Когда мы с этим сталкиваемся, то всякий раз понимаем, что только в Боге находим разрешение этой проблемы.

Как смерть вообще вошла в жизнь, в мир? Ведь сказано в Писании, что Бог не сотворил смерть.

– Да, Бог смерти не сотворил. Она вошла в мир вследствие грехопадения наших прародителей, как об этом пишет святой апостол Павел: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Наши прародители Адам и Ева нарушили заповедь в раю. Это влекло за собой следствие, о котором Господь заранее предупредил: «От древа же, еже разумѣти доброе и лукавое, не снѣсте от него: а въ оньже аще день снѣсте от него, смертiю умрете» – и смерть теперь постигла не только самого Адама и его супругу Еву, но и всех их потомков. Как из зараженного источника течет зараженный поток, так и от прародителей, которые в себе имели это греховное повреждение природы, рождается поврежденное грехом и подвластное смерти потомство.

Однако Бог ведь обещал возвращение бессмертия человечеству?

– Да, Господь, зная немощь человеческого естества, оставил нашим прародителям надежду на избавление от этого оброка смерти. Это текст из третьей главы Книги Бытие, который святые отцы называют Протоевангелие (то есть «первое благовестие»): Господь говорит, что вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту – того самого змея, который искусил Еву, предложил вкусить запретный плод. Именно он стал непосредственным побудителем к совершению этого проступка; мы не знаем, как бы сложились обстоятельства, если бы он не искусил так хитро и коварно наших прародителей (прежде всего Еву), но Господь обещает, что произойдет чудесное избавление.

Уже древние святые отцы на это обратили внимание: если говорится, что семя жены сотрет главу змия, значит, имеется в виду сверхъестественное, девственное зачатие и рождение, ведь у жены семени нет – это мужская принадлежность. Потому, если Господь все-таки употребляет такое выражение, значит, имеется в виду нечто особое, чудесное и сверхъестественное, что и исполнилось на Пресвятой Богородице Деве Марии.

– Господь выбрал определенный образ, через который проложил путь воскресения всех нас – домостроительство. Что это за путь, что это значит?

– По-гречески это называется «икономия» (в переводе на славянский буквально «домостроительство») – это Промысл Божий о спасении человеческого рода, который воплощался в жизнь постепенно. Не сразу Господь совершил наше избавление. Если мы возьмем библейскую хронологию, то увидим, что 5 508 лет прошло от сотворения Адама до того, как Родился Спаситель мира Христос. Боговоплощение – это великая тайна, не случайно апостол Павел так об этом и говорит: «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти».

Чем отличается тайна от загадки? Тем, что ее невозможно отгадать. На любую загадку есть разгадка. Если это тайна, она будет тайной навсегда – она не может быть постигнута человеческим разумом; мы должны с этим смириться – мы не понимаем до конца, почему именно такой способ нашего спасения избрал Господь, почему Он решил стать таким же человеком, как мы, почему нельзя было это сделать как-то иначе, без таких страшных, жутких страданий, которые Господь претерпел.

Вместе с тем мы можем вспомнить святоотеческое мнение, которое принадлежит, в частности, преподобному Максиму Исповеднику, что Боговоплощение в нашем материальном мире по замыслу Божию должно было состояться в любом случае. Если бы прародители в раю не согрешили, то это Воплощение было бы безболезненным, оно не было бы сопряжено с кенозисом, страданиями Господа, а так, к сожалению, это трагическая реальность: смерть и страдание неправды, греха, подвластности смерти и дьяволу – все это пришлось Господу иметь в виду на момент Воплощения, и Он был готов, что Ему придется перенести очень жестокие страдания, чтобы достичь изначальной цели – обожения человеческого естества и соединения с Собою того человеческого рода, который Он изначально для Себя и создавал.

Христос Воскрес, и этим побеждена смерть, уврачевана человеческая природа. Было ли предсказано это в Ветхом Завете, были ли пророчества о Воскресении Христовом?

– Да, у нас есть мессианские тексты, в которых говорится о Воскресении Самого Мессии, а также о воскресении мертвых – всеобщем, последнем, которое наступит при конце истории в последний день. Эти тексты Церковью были собраны; они последовательно читаются в Великую Субботу, когда все верующие уже ожидают скорого празднования Воскресения Христова. Читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, когда мы слышим о случаях воскрешения мертвых в Ветхом Завете, которые были совершены, в частности, пророками Елисеем, Илией. Мы слышим пророчества Иезекииля, как целое поле, усеянное сухими костями, вдруг начинает оживать: кости обрастают плотью, кожей и становятся живыми людьми.

Самый яркий прообраз Воскресения Христова, который Сам Господь применительно к Себе называл, – образ пророка Ионы, который три дня и три ночи был во чреве кита. Можно было ожидать, что это для него уже точно верная смерть, что там, на глубине морской, он окончит свои дни, но нет, по Промыслу Божию это животное (или большая рыба – сейчас трудно сказать, что это был за кит такой, но в любом случае это огромное морское существо) выбросило его из своей пасти на берег. Иона остался жив и продолжил свое служение, поэтому Господь приводил его в пример как прототип, прообраз Своего собственного Воскресения (хотя хронологического полного совпадения здесь, конечно, нет: Иона именно три дня и три ночи был во чреве кита, это трое суток, а Господь, как мы видим по Евангельскому тексту, был в царстве мертвых менее полутора суток – вечер пятницы, всю субботу и первые мгновения воскресного дня).

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение и жития вечного начало», – говорит Пасхальный канон Иоанна Дамаскина. Как Христос Воскрес?

– Как именно произошло чудо Воскресения Господа, не видел никто – нужно с этим смириться, это признать: не было свидетелей самого действия Воскресения Христова. Воскресшим Его видели многие люди – если всех посчитать, это сотни людей, как минимум. А как происходило само действие Воскресения, свидетелей не было. Но и не могло быть, по существу, ибо Господь Своим телом на момент Воскресения находился в закрытом помещении – в пещере. Она была завалена тяжеленным и огромным камнем, к тому же стояла печать. То есть была, во-первых, полная тьма без проблесков света; во-вторых, это было надежно огражденное от всего внешнего мира помещение. Там находилось тело Христово – нетленное, которое на себе имело раны от гвоздей, от копья, но вместе с тем это было тело животворящее. С ним соединяется душа Христова, которая до того сходила в преисподнюю земли для проповеди тем, кто находился в преисподней, в аду, чтобы те люди, которые захотели бы уверовать в Господа и последовать за Ним, могли быть полностью освобождены от власти дьявола. Господь их оттуда выводит. По учению Церкви, в Великую Субботу происходит это важнейшее для всего загробного мира действие.

Когда Господь это совершил, вывел их, Он Своей душой соединяется с телом – и Его тело обретает новые свойства. У апостола Павла есть целое учение, какими будут свойства воскресших тел: они будут нетленны, сильны, славны, бессмертны; все эти качества, которые будут присущи духовным телам, будут у каждого из нас после воскресения из мертвых. У Господа тоже было такое тело сразу после Воскресения, поэтому Он беспрепятственно вышел из гроба, буквально сквозь его каменные стены. Далее, Он мог оказаться в том месте, где Сам хотел, беспрепятственно: Его тело обретает такие свойства, что в любой момент времени Он мог перенестись в любое место, любую точку земли (а может, не только земли, но и вообще других измерений). Тут мы видим уже явное прославление Господа по Человечеству. Божественная слава же была у Него всегда.

Какие у нас есть доказательства Воскресения Христова?

– Мы имеем немало доказательств Воскресения нашего Господа. В советское время атеисты пытались оспаривать возможность Воскресения Спасителя. Уже тогда наша христианская апологетика выработала целый арсенал доказательств, которые мы использовали тогда и можем до сих пор использовать, если в этом будет необходимость. Начать нужно с того, что гроб Господень был пуст – в этом могли убедиться все, это было реальностью. Для первосвященников, фарисеев возникла целая проблема, как это объяснить, поэтому они сочинили легенду, что Его тело украли ученики. Тело Христово во гробе не находится, и оно никогда не было найдено, то есть по факту его нет на земле. Куда же оно могло исчезнуть так бесследно?

Или покажите тело, или уверуйте в Его Воскресение?

– Да, кроме того, как минимум 4 свидетеля говорят о Воскресении Христовом – 4 евангелиста. И хотя это вроде бы не так много, но, например, о жизни Сократа мы узнаем от Платона, Ксенофонта и Аристофана – троих свидетелей, и никто никогда не сомневался в действительности жизни Сократа. А во Христе и Его Воскресении, о котором 4 человека пишут независимо друг от друга каждый в своем Евангелии, почему-то некоторые начинают сомневаться.

И есть, конечно, психологический аргумент, который особенно любил использовать покойный митрополит Антоний Сурожский. Он состоит вот в чем. Апостолы Христовы были обычными людьми, с такими же недостатками, как любой из нас: тоже были боязливы, имели инстинкт самосохранения. Когда Христос был арестован, они все разбежались. Только один следовал за Христом – Иоанн Богослов, который поэтому все более подробно описывает. Петр еще следовал издалека, но как только его заподозрили, что он из учеников Господа, он тут же отрекся от этого – причем трижды. А Иоанн Богослов следовал более спокойно – может быть, потому, что был знаком первосвященнику: его отец был поставщиком рыбы для архиерейского двора, потому у него была определенная гарантия безопасности, своего рода юридический иммунитет от всех возможных преследований. И вот все ученики разбегаются, все боятся за свою жизнь. Вдруг проходит немного времени, и они обретают такое необыкновенное дерзновение, силу слова, вдохновение, решимость идти буквально до концов земли, проповедуя Господа. Откуда в них вдруг произошла такая необыкновенная, разительная перемена? Митрополит Антоний говорит, что это невозможно иначе объяснить, как только вполне реальным и убедительным общением с Воскресшим Господом.

До сих пор у нас есть неоспоримые доказательства Воскресения Христова. Первое – это гроб Господень. Насколько важно сейчас свидетельство гроба Господня для нас?

– Оно всегда будет важно и убедительно. Гроб Господень – величайшая святыня христианского мира, поэтому так много было всегда войн, борьбы вокруг этой святыни на протяжении истории. Но, во всяком случае, мне один раз посчастливилось – Господь сподобил быть на Пасху в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня. Я видел схождение Благодатного Огня, пережил все эти чувства – необыкновенный подъем духа, радость, которая захватывает всех людей, присутствующих там, они все ликуют, радуются, торжествуют. Этот Огонь имеет особые благодатные свойства, которые появляются чудесным образом. Первые минуты после схождения Огонь имеет сверхъестественные качества: он светит ярким белым светом, при этом не обжигает, не опаляет. Это Божественное доказательство чуда Воскресения Христова. Я думаю, этот Огонь, наверное, сходил уже с первых лет времен апостольских, после Воскресения Господа – именно как конкретное чудесное удостоверение Воскресения. А письменные доказательства у нас есть с VI века, уже с этого времени чудо регулярно происходило. Для этого собиралось множество паломников.

Это не единственное чудо Святой Земли. В день Крещения Господня происходит чудо возвращения Иордана, чудо облаков над горой Фавор в день Преображения Господня. Это знаки, напоминания о чудесных событиях земной жизни Христа, которые Господь оставил Своей Святой Церкви. Но из них все же первым и самым важным, которое до конца времен (до пришествия антихриста точно) будет ежегодно происходить, – это чудо Благодатного Огня.

Апостол Павел часто рассуждает, что было бы, если бы Христос не Воскрес… Возникло бы христианство без Воскресения Христова?

– Это интересный вопрос, который мы можем поставить отвлеченно и рационально об этом порассуждать. Может быть, и возникло бы христианское учение, если мы представим себе, что Иисус Христос был не Богом, не Богочеловеком, а просто человеком – талантливым проповедником, незаурядной личностью, религиозно одаренным мыслителем, который сумел создать столь прекрасное, возвышенное нравственное учение и проповедовать его три года в Палестине: если Будда сумел создать мировую религию, будучи обычным человеком, возможно, и здесь тоже бы возникло возвышенное, нравственное, прекрасное учение? Оно было бы, наверное, менее распространено, чем христианство сегодня медленнее распространялось бы, но пафос этого учения сам по себе возвышен, прекрасен – у нас нет в мире другого учения, настолько замечательного, как христианское. Не исключено, что, возможно, и возникла бы религия, даже мировая, если бы даже Христос и не был Богочеловеком.

Тем не менее была бы одна принципиально важная черта отличия, которая сразу бы оттолкнула некоторых людей от принятия этой религии. Состоит эта черта в том, что, например, Будда в своем учении не притязает на божественный статус – он никогда о себе не говорит, что он Бог: он себя назвал просветленным, но не более того. Из слов же Христа мы ясно можем понять, что он Себя считает Богом, Единосущным Отцу, Единородным Сыном Небесного Отца. Он об этом говорит, на это намекает, совершает дела, которые должны это подтвердить. Он обещает, что Он есть Истина, Воскресение, Жизнь, Путь ко спасению: кто верует в Него, даже если умрет, оживет, – Он прямо об этом говорит. И вдруг если бы оказалось, что этого не произошло, что Он Сам не Воскрес, оказался обычным человеком, то гораздо труднее было бы человеку принять веру в Него, только надеясь, что когда-нибудь в будущем что-то изменится. А так мы уже знаем, что все изменилось – Христос уже Воскрес, мы живем уже в другой реальности, в другом мире, не в том, который был до Воскресения Господа.

Почему апостол Павел говорит, что если бы Христос не Воскрес, мы были бы самыми несчастными из людей. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков?

– К сожалению, до сих пор, хотя мы живем в демократическом обществе, развитом, когда права человека должны уважаться, когда есть общечеловеческие ценности, которые всем понятны, сплошь и рядом зло побеждает добро, несправедливость торжествует, а правда оказывается где-то на задворках. Мы постоянно сталкиваемся с социальной несправедливостью, несправедливостью в личных отношениях. Все это больно ранит наши души – мы чувствуем, что не можем доискаться правды, добиться истины. Всякий раз, когда нас начинает охватывать уныние от этого, мы можем вспомнить, что, во всяком случае, Христос Воскрес: Он – Судия, Он воздаст каждому по его делам в будущем, на Своем Божественном Суде. Это дает нам надежду, укрепление наших сил, что правда рано или поздно все равно восторжествует, Господь расставит все точки над «i».

А если бы Христос не Воскрес, на что было бы нам наде-яться? Если Он не Воскрес, получается, Он и не Бог, ведь в Божественный план спасения человеческого рода Воскресение было включено как неразрывная, важная часть, это мы должны для себя учесть: Крест (Голгофа), изведение душ человеческих из ада, Воскресение Господа, Вознесение, Пятидесятница – это звенья одной цепи, это единый Божественный план, поэтому если Христос – Бог, Он должен был сделать все вышеперечисленное. А если Он не Бог, тогда Он умер как обычный человек на кресте – и, конечно, и не мог воскреснуть. Тогда мы действительно были бы несчастными людьми.

Почему христианин должен всегда помнить о Воскресении Христовом?

– Это один из критериев нашего Православия. В свое время преподобный Серафим Саровский говорил помещику Мотовилову, что в последние времена даже архиереи впадут в такое нечестие, что основному догмату христианской веры веровать уже не будут, будут сомневаться, Воскрес ли Христос.

Думается, что каждый раз, когда мы утверждаем, что Христос Воскрес, когда мы эту веру вновь и вновь обновляем в своем сознании, в своем душевном ощущении, это уже нас приобщает к факту Воскресения.

Есть такая особенность церковных праздников: мы вспоминаем событие, которое было очень давно, но оно имеет настолько непреходящее значение, что в день, когда мы его отмечаем, оно как будто бы заново переживается – это какая-то трансвременная реальность, она буквально вечна. Такое впечатление, что мы, приобщаясь к радости Воскресения, в какой-то степени к нему приближаемся – хотя бы на шаг, но становимся ближе, становимся наследниками светлого Воскресения. А это ведь самое важное для нас: когда Господь нас воскресит, чтобы мы оказались от Него по правую руку, чтобы Он нам подал Свое благословение и вечную жизнь.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс