Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У нас сегодня с вами последняя встреча перед каникулами… Если кто-то немножко огорчен, потерпите (время – особенно летнее – быстро проходит), – но сегодня мы с вами.
Это воскресенье именуется Неделей о расслабленном (по Евангельскому чтению). Господь исцеляет человека, который 38 лет пребывал в тяжкой болезни. Батюшка, нет человека, который бы болел и не желал бы исцелиться, но не к каждому Господь подходит с вопросом: «Хочешь ли быть здоров?», и не каждого Он воздвигает словами: «Встань и ходи», – а только избранных. От чего зависит избранность?
– Этот замечательный эпизод изложен евангелистом Иоанном как притча. И он настолько насыщен тем, что Господь хочет нам открыть об этом, что, если со вниманием относиться к этому поистине Божественному тексту, мы многое там найдем.
Например, чтобы получить исцеление, нужно долготерпение: 38 лет – это половина жизни. Второе: терпение должно родить в человеке смирение, что прекрасно продемонстрировал этот болящий человек. Он уже не роптал. Может быть, вначале своего скорбного пути он и был недоволен, обижался на тех людей, которые его обходили, роптал, но в конце мы понимаем (из того, что он говорил Христу Спасителю), что он полностью смирился со своей участью и просто сказал (даже не посетовал), что не имеет человека, который мог бы окунуть его в Овчую купель. Христос был поражен таким смирением – и мгновенно его исцелил. (Кстати, маленькая ремарочка. Один мой знакомый говорил, что в этот день мы все именинники: общее духовное расслабление – это знамение нашего века. Очень интересно, я с этим согласен.)
Третье. Чтобы быть исцеленным Спасителем, надо полностью предаться воле Божией. Это проявляется в полном послушании… «Встань, возьми постель свою и ходи», – и он, не зная ни Его имени, ни звания, тут же это исполняет – и сразу становится здоровым. Так что третий пункт исцеления заключается в готовности следовать словам Христа Спасителя. И Господь нам это показывает: хочешь быть цел – нужны долготерпение, смирение и послушание.
Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Можно ли жить только по совести, чтобы быть в гармонии с внутренней жизнью?».
– А я не знаю, что вы называете внутренней жизнью. И совершенно не понимаю, что Вы вкладываете в слово «гармония». Что вы вообще испытываете при вашем гармоничном устроении? Между чем и чем вы устанавливаете гармонию? Без ответа на этот вопрос будет разговор слепого с глухим: у меня одно понятие о гармонии – у вас, допустим, другое, – и то, что я вам скажу, может отвечать совсем на другой вопрос. Поэтому нам нужно с вами договориться о терминах; если дозвонитесь второй раз, мы сделаем такую попытку, а так это абстрактный разговор ни о чем – мне бы не хотелось последнюю передачу и наше эфирное время на разговор ни о чем тратить.
Вопрос: «Скорби – для смирения, но не все смиряются. Есть те, кто озлобляется и становится еще хуже, чем раньше. Тогда зачем такому человеку Господь дает эту ношу?».
– Господь, во-первых, Сам лучше знает, что нужно каждому человеку, чего часто не знают ни отец, ни мать. Если позволите так выразиться, Господь нам больше Отец и больше Мать, чем даже отец с матерью. Поэтому Его наказы есть совершенно безукоризненная терапия – с высшей точки зрения. А зачем? Мы принимаем таблетку – мы же не знаем то вещество, из которого она сделана.
И не всегда реакция нашего организма на это вещество бывает положительной.
– А Богу все это известно. Ничего вредного Он нам не желает. И для чего это праздное любопытство: «Зачем?». Всегда ответ на это: для исцеления. Лекарства бывают горькие (из тех, которые я пью, – в основном нейтральные, но есть пара таблеток, которые горечь оставляют на 5 минут после того как их примешь).
Следующий вопрос: «Как понять, за что посылается та или иная болезнь?».
– Не «за что?», а «почему?». Если человек пьет спиртные напитки, это кончается белой горячкой, и это свойство нашего организма.
Это следствие разрушительной жизни.
– Если человек с закрытыми глазами колет дрова – нет ничего удивительного, что он может себе по коленке колуном задеть.
Вопрос: ««Жертва Богу – дух сокрушен». Объясните, пожалуйста, что такое сокрушение духа? Каким оно должно быть?».
– Обычный человек, родившийся от обычной женщины и обычного мужчины, попадает в наш мир, в котором растворен, как азот и кислород в воздухе, дух гордыни. И с малого возраста мы можем это заметить: уже полуторагодовалый младенец пропитан духом гордости. Дух гордости нужно сокрушить. И вот его сокрушение – лучшая жертва Богу.
Это говорит о том, что Овчая купель-то не нужна, и Творцу Вселенной не нужны мытые овечки – вся ценность жертвы домашних животных Богу заключается в том, что человек просто приносит жертву Богу. В этом акте, а все остальное не имеет значения: молодой ли это бычок, овечка, горлица или просто деньги на храм, – это не играет никакой роли, как не играет роли, пудовую вы свечу поставите или копеечную.
Играет роль, что ты готов сделать для Бога. Отличается только символ твоего усердного жеста, его цена. Пророк объясняет, что жертва Богу – сокрушенный дух. Сразу задает планку самую высшую – духовную: Бог есть Дух и, как сказал апостол Павел, если мы живем духом, то по духу и поступать должны – наши поступки должны иметь мотивацию не финансовую, не белковую, не витаминную, а духовную…
Вопрос телезрителя: «Мне приходится ездить на соревнования по бильярду и встречаться с многими людьми. И я хотел бы, чтобы через меня Бог обращал людей к вере. Какими качествами должен обладать верующий человек в наше время, чтобы через него люди обращались к вере? И есть ли какие-то курсы по подготовке?».
– У нас (не знаю, есть ли он сейчас) был миссионерский факультет в Православном Свято-Тихоновском богословском университете – посмотрите в интернете, есть ли такой сейчас. А так мне трудно сказать, как тот человек, который играет в бильярд, может использовать этот механизм для обращения людей ко Христу. Это как бы совсем далеко отстоит. Тут все-таки надо избрать какое-то другое поле – организовать какую-нибудь школу… Очень эффективно у нас на приходе действуют два евангельских кружка – для людей зрелых и молодежи. Они изучают Евангелие и вокруг Евангелия размышляют. И все глубже и глубже воцерковляются и начинают понимать, что Господь от них хочет. Так что вы можете начать с этого.
Поездки были необходимы, когда апостолы устраивали церкви. Но и сейчас у нас есть Русская миссия в Японии, крохотная – в Китае. Есть небольшая миссия и на Филиппинах. Нужно ездить. Но и отец Иоанн Кронштадтский сначала хотел ехать в дальние страны, а потом увидел, что русский народ – темный, хоть крещен, но не совсем просвещен, – и здесь работы непочатый край.
Я вчера или позавчера был в поликлинике. Там женщины увидели, что я священник, и стали вопросы задавать (что называется – ни в зуб ногой), и пришлось там вести миссионерскую работу, рассказывать что-то, отвечать на вопросы, как из тех трагических ситуаций, в которых они оказались, выйти. Давал бесплатные советы.
Поэтому тут разъезжать не надо. Наша родная Москва – как целая страна, в ней народу живет больше, чем в Греции, – такой насквозь как бы православной (хотя там больше половины населения никогда Евангелие не читали, в чем я с удивлением убедился). Но если у вас есть такое стремление… Сейчас у меня появился некий ресурс миссионерскую группу у нас на приходе организовать – поэтому осенью звоните, может быть, и для вас найдется стульчик.
В любом коллективе, если человек ведет себя по-христиански, это обязательно каким-то образом повлияет и на окружающих людей.
– Абсолютно точно. У меня был один друг, ныне покойный, отец Андрей… После войны с Германией его угнали на работу, у него хватило ума не возвращаться в Россию, чтобы не оказаться в лагере. Он переехал (не знаю, каким образом) в Америку и воспитал там целую семью детей. И он говорил, что пока в американском коллективе не найдется русский или индус, который имеет хоть какие-то понятия о духовной жизни, – для них это вообще непонятная вещь. А появится человек – и начинается совершенно переквашиваться все, весь коллектив: им это внове, интересно и потому, что они очень восприимчивы ко всякого рода знаниям – любят учиться. Так что твое наблюдение очень точное, мне отец Андрей это подтвердил.
Вопрос телезрительницы: «У меня сложилась сложная семейная ситуация. Мои родители уже довольно преклонного возраста, они больные, и я, как могла, помогала им все время. Но им казалось мало того, что я делаю. Я – единственная дочь и тоже уже в пенсионном возрасте. Однажды у меня возникло такое состояние – какое-то недовольство, возбуждение, внутри все клокотало. И в конце концов я сломала руку. Хочу разобраться в этой ситуации: в чем же я виновата, что не так сделала, почему такой результат?».
– Бывают такие случаи. Я 3 дня назад бежал, а был дождь, я упал и разбил коленку… В чем я виноват? Я виноват, что не надо было бежать под дождем: асфальт был новый и скользкий. Но я этого не знал. Я абсолютно ни в чем не виноват. Почему я должен думать, что виноват? Ну, проявил неосторожность, повредил коленку – ничего страшного, похожу с палочкой. Люди в вашем возрасте ломают руки, ну и что? Я отпиливал себе пальцы на руке, падал с лошади – ломал себе ребра, лопатку, ключицу. Ну так и что? Это нормальная вещь: когда человек скачет на лошади, он с нее слетает (это называется «посвящение в конники»). И все в порядке. Что гнать панику? Ничего тут страшного, подумаешь – сломал руку: вам 60-ти нет, вы – молодой человек, ваша рука быстро заживет. Вот вам ответ.
Вопрос: «Мои родители невоцерковленные, мало уделяли времени нашему воспитанию. Старшие сестры и брат вообще понятия не имеют о Церкви. Я пытаюсь им говорить о Боге, о спасении души, но они меня не слушают, говорят, что Бог у них в душе. Мне искренне хочется им помочь, чтобы они всем сердцем уверовали в Бога, но любые мои попытки привести их в Церковь оказываются безуспешными. Может быть, я что-то не то делаю?».
– Конечно, не то. Во-первых, нельзя метать бисер перед свиньями – это грех. Во-вторых, нет пророка в чести в своем отечестве – это надо знать из Священного Писания. Поэтому тут нет ничего нового, за 2 000 лет ничего не изменилось. Вы действуете совершенно неправильно и не только бесполезно – я даже вам скажу, что вы отвращаете ваших родичей от Церкви.
То есть чем человек усерднее…
– Тем больше отвращает. Если он хочет их к Церкви привести – должен стать в их глазах человеком прекрасным, самым лучшим. Тогда они будут вспоминать: «Да, вот у нас была родственница (для кого сестренка, для кого кузина) – лучше ее на свете не было! Она была христианкой». И потянутся узнать: «А что там, в Церкви, такого дают, что она вот такой стала, а мы – нет? Грыземся как собаки или как неблагодарные свиньи». Личный пример (только молчаливый) – и любовь. А все эти попытки совершенно противоречат замыслу Божию, они происходят от неграмотности. Говорит: «Они невоцерковленные». Берусь утверждать, что эта наша вопрошательница – абсолютно невоцерковленная, ничего не знает из Священного Писания. Темнота, темень непролазная. А надо Евангелие читать.
Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Отец Димитрий, спасибо Вам за поддержку семейного образования, но у меня вопрос: в нашей Церкви нет однозначного к нему отношения? В официальной Концепции Православной Церкви отдельно об этом ничего нет?».
– Нет, это движение у нас в стране совсем новое. Хотя очень многие родители (в смысле в численном выражении) уже давно абстрагировались от нашей казенной школы в силу того, что там ребенок много чему плохому может научиться и пострадать. Поэтому сейчас это движение растет... А так – у Церкви другие дела.
Я занимаюсь педагогикой потому, что я, можно сказать, профессионал, и мне это интересно. Вот звонил парень, он на бильярде играет, ну а я детей выращиваю, мне интересно выращивать детей. Смотреть, когда они приходят, выше меня ростом становятся, я прямо радуюсь: был маленький такой, а стал большой, выше меня. Интересно же? Был глупенький, а стал умненький. Это просто прекрасно. У нас есть Синодальный отдел, который занимается образованием, Богословский университет есть, который даже олимпиады для детей проводит – одновременно и миссия совершается. Но не это главное. Задача Церкви – человека привести в Царствие Божие: исполнить дело, ради которого Христос пришел на землю.
Одно из самых трудных дел воспитания – чтобы у ребенка был интерес к Богу, Церкви, к спасению и желание идти этим путем. Как этого достичь? Просто водить его в церковь? Это не дает результата.
– 2 дня назад был разговор с моей внучкой – она уже взрослая, ей 2 года и месяц. Папа ее говорит: «Я хочу картошку посадить». А она говорит: «Я сама, дай лопату». И посадила 10 кустов картошки, а папа был на подхвате. Ребенок хочет сам. Раз он хочет с папой – он будет поливать, картошка будет расти. Самое главное в воспитании – вовлечение детей в жизнь родителей. Чтобы не отдельно – в школу сдал и не знаешь, что там происходит, приходит в слезах…
Это все равно что в сад на пятидневку – это неестественно, как неестественен детский коллектив: его в природе не бывает. Редко бывает двойня, а так обычно по одному ребенку – двойня уже редкость. И надо детей вовлекать во все, тогда они лет с 9-ти уже няньки, уже в «дочки-матери» играют с 3-летними: и стирают, и сервируют, и моют посуду.
А как вовлечь детей в церковную жизнь?
– Ну как же? Есть храм. И есть поход в храм. Надо сначала детям облегчить этот поход: 3-часовая служба для детей тяжела. Надо приходить к такому моменту, чтобы они могли спокойно в этом участвовать. Некоторые родители (но это редко, дважды только встречал) мудрые: одно воскресенье ходит папа, а мама ходит на раннюю, а второе воскресенье – мама, и так по очереди, а дети даже не замечают, что идет такой процесс. А потом, наблюдая за каждым ребенком, родители видят, кому можно немножко прибавить.
И они постепенно их знакомят со всем, дома рассказывают – и про Литургию Преждеосвященных Даров, и про Рождественский пост, и про Казанскую икону. И так по календарю живут. Русский христианин знал: «А, Георгий – знаю», – это когда он бычков выводит первый раз на травку. Так вся жизнь была связана с храмом – и народ даже давал праздникам свои деревенские названия. «Вход Господень в Иерусалим» – для него это слова непонятные. А Вербное воскресенье – понятно. А там уж батюшка дополнял. 5 лет отходил – уже знает и Вход Господень в Иерусалим, и Символ веры, и даже что значит «чаю воскресения мертвых».
Дети порой знают, но любви к Богу у них нет.
– Они должны видеть, как мать и отец любят Бога. Чтобы дети молились, они должны видеть молящимся отца – как он со слезами на глазах молится о них над их кроватью, когда они болеют, как он держит их на руках и поет им Пасхальные стихиры, они запомнят навсегда. А их любят, постоянно целуют, прижимают к сердцу, участвуют в их жизни, спрашивают: «Чем ты опечален, мой друг? Что с тобой, моя радость? Пойдем с тобой помолимся Богородице перед Ее Феодоровской иконой…».
У моего приятеля одна из его дочерей ночью маму будит: «Хочу варенья». – «Какое варенье среди ночи?.. Ну, давай помолимся». Они помолились, открыли буфет, а там стоит банка из-под майонеза с земляничным вареньем – никто ее туда не ставил. Или вот меня попросил директор одного завода в Крыму, говорит – у них засуха, гибнет виноград: «Батюшка, помолитесь». Мы помолились, и они позвонили: «Дождь шел 10 минут – только пыль прибил». Я говорю: «Завтра я еду в детский дом, попрошу детей помолиться». Они помолились – такой прошел дождь! Звоню в Крым... «Все спасено». Говорю: «Ребята, благодарность! Вы так помолились…».
Или когда мы привезли мощи генерала Каппеля, я для своих кадетов устроил почетный караул. Рассказал им о Владимире Оскаровиче, какой он был великий человек – настоящий русский генерал. И как он спас 300 000 русских от большевиков – увел всех в Китай. И дети стояли у гроба и плакали. Я говорю: «Вам выпала честь, мы его сейчас перезахороним». Потом на кладбище ходили, там панихиду служили. Это все в них останется – участие в молитве и что они сами – творцы жизни. Не просто: «Сиди! Не стой! Куда побежал? Я кому сказала!».
Детей надо и любить, и уважать, и учить, и жалеть – и наказывать, конечно, если какие-то поступки из ряда вон. Вон однажды подожгли целый штабель досок, и я велел всех участников выпороть – тоже запомнили: могли такой сделать пожар – и сами погибнуть. Дети же часто опасность не понимают… Сегодня видел двух девочек – подошли к дороге, как рванули! Хорошо, мать ринулась – поймала обеих за руку. По два с половиной года. Дети есть дети, но надо понимать, где мы живем, и принимать соответствующие меры.
Спасибо, такие были интересные вопросы, мне самой души коснулись: я очень люблю детей. Поэтому, как многим педагогам, Бог много детей не дал, и я утешаюсь своими сиротами.
До следующих встреч – уже осенью!
Записала:
Татьяна Муравьёва
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.