Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1011) → Иеромонах Корнилий (Зайцев): Как только вы переступаете порог храма, вы оказываетесь в объятиях Бога

Иеромонах Корнилий (Зайцев): Как только вы переступаете порог храма, вы оказываетесь в объятиях Бога

№18 (1011) / 20 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Корнилий, как быть, если человек не готовился, никак не соотносил себя с событиями, происходящими в Церкви, в богослужебной жизни, а сейчас, возможно, слышит предложение от своих близких, родственников, друзей посетить храм на Пасху, приготовить кушанья, куличи?

– Здесь есть два момента. С одной стороны, иногда мы все упрощаем. Не постился – ну ладно, не готов – все равно иди в храм. Может быть, это и хорошо, но для какого-то определенного периода, для конкретного человека. У меня друг до семинарии рассказывал: как-то он зашел в храм, а перед этим слегка позавтракал (кофе, сосиска, бутерброд). Ему в храме говорят: «Сегодня большой праздник, все причащаются». И он рассказывает: «Я тоже причастился. Но после этого я вышел другим человеком». То есть для Бога не препятствие – кружка кофе. Но это конкретно для него было такое попущение.

Но, с другой стороны, все-таки необходима подготовка. Необходимо серьезно подходить ко всему происходящему в Церкви, ведь это не только внешние действия, не просто воспоминания о каких-то событиях – это переживание, глубина, жизнь, живой нерв Церкви. И все богослужения несут в себе особый посыл, особую благодать, особое расположение сердца человека.

Как быть? Идти обязательно в храм, но понимать, что ты идешь к Богу в гости. А Господь примет тебя как Отец, – с открытыми объятиями, с любовью. Это нужно понимать, но только серьезно, честно, искренне, и тогда, наверное, уже не встанет вопрос о том, как прошли сорок дней поста. Если ты сегодня откликнулся на зов прийти в гости к Отцу и Отец тебя принимает, то с этого момента начнется твой отсчет – твоя подготовка к светлому празднику Христова Воскресения.

Человек, возможно, хотел бы прийти в храм, но сомневается – боится, что встретит там людей, которые будут смотреть на него, задавать вопросы – например: «Я Вас не видел. А Вы причащались? А Вы как-то участвуете в жизни прихода?». Или какие-то другие сомнения... Бывает, люди сомневаются: «Зачем я туда пойду, если я не думал, не готовился, а приду со всеми вместе?»...

– Конечно, интересно, что есть такое. Но как только ты переступаешь порог храма, то оказываешься в другой реальности, и все сомнения, страхи, которые сейчас кажутся такими весомыми, значимыми, что даже заставляют тебя задуматься, идти или не идти, отпадут сами собой. В храме совсем другие атмосфера и обстановка. Я просто уверен, что таких людей не будет, которые будут косо смотреть и говорить: «Тебя вчера с нами не было», – наоборот, все будут делиться радостью. Вокруг будут незнакомые люди, но сердцем вы будете понимать, что все мы едины, и в этой духовной радости будет некое ликование от соприкосновения с чем-то великим, могущественным, чистым и настоящим. Вот это настоящее тебе говорит, что ничего важнее и значительнее в жизни нет.

То есть, как только вы переступаете порог храма, вы оказываетесь в объятиях Бога, и там нет и быть не может никаких косых взглядов. Конечно, если говорить серьезно, то всякие люди бывают, и искушения бывают. Действительно, человек в храм зашел, а ему, может быть, что-то не так ответили. Я тоже слышал такое: «Вот мне сделали замечание». Но нет ничего страшного, если тебя поправили, если тебе подсказали и если это сделано корректно, с чувством такта, уважения.

Поэтому, мне кажется, все страхи нужно оставить. Для Бога это не будет иметь существенного значения, ведь каждый будет сам отвечать – не будет коллективного: «Вот вы все постились, а вот эти не постились»… Не надо сомневаться, встреча будет. Она должна произойти. Я просто уверен, что это будет встреча с любящим Отцом. Бывает такое, что мы родителей забываем, некогда им позвонить, не то что в гости заехать. А когда приехал в гости – столько радости! Просто останови свое внимание и посмотри, как радуются мама, папа или бабушка, к которым ты приехал, и точно так же радуется Бог – даже еще больше.

Вы сказали о сопереживании. Многие священники и проповедники говорят, что хорошо бы быть с Господом, услышать Его слова: «Побудьте со Мною…». Но мы в жизни так много заняты… Как найти время и силы бодрствовать и быть со Христом?

– Знаете, я сам себе всегда отвечаю на этот вопрос. Как и все остальные, устаешь, приходится себя понуждать. И каждый раз я себе говорю такие слова: «Бог дал тебе все это время, это время – подарок тебе. И ты из этого времени не можешь найти 15 минут утром и вечером, чтобы помолиться, чтобы поговорить с Тем, Кто дает тебе этот дар, дает тебе время? Ведь этого времени может и не стать у тебя»…

Время воспринимается по-разному: в детстве оно тянется, с годами проходит все быстрее и быстрее. Хотя в принципе, наверное, ничего не меняется – стрелки часов как шли, так и идут. Но меняемся мы, и полностью от нас зависит, найдем мы 10 минут побыть с Богом или нет. Митрополит Антоний Сурожский часто говорил, что если нет сил и ты устал, необязательно стоять и читать молитвы (хотя понуждать себя к молитве нужно); просто сядь в кресло, помолчи, послушай, что Бог тебе скажет. И святые отцы часто советовали настраиваться на молитву: немножко приди в себя, а потом становись на молитву.

Так что здесь оправдания быть не может – было бы желание, а время найти можно. Можно стоять в очереди в магазине и мысленно общаться с Богом, обращаться к Нему. А если мы найдем время и сходим на богослужение, то Бог в долгу не останется – Он даст обильно Свою благодать, и благодать нам даст радость и возможность правильно распоряжаться своим временем, правильно дружить, общаться, работать.

Вы сказали, что много мелочей в жизни. А если сделать так, чтобы все эти мелочи были светлыми? Тогда вся наша жизнь будет доброй и светлой. Если мы мелочи воспринимаем как рутину, то вся наша жизнь и проходит как рутина, а сделаешь их светлыми – и все будет по-другому: вся жизнь будет светлее, добрее, чище.

Отец Корнилий, когда Вы разговариваете со своими студентами, что Вы им говорите, как настраиваете на эти периоды, дни? Ведь у них тоже есть вопросы, сомнения...

– Я бы так ответил на ваш вопрос: студенты меня больше настраивают, чем я их. Ребята мыслящие, думающие, ищущие, поэтому иногда они подходят к каким-то моментам (будь то богослужебные или чисто бытовые, например послушания) так, как они это воспринимают. И чаще я у них нахожу ответы на вопросы, которые у меня есть внутри – это все происходит естественно. Так что в первую очередь студенты меня наставляют.

Наша жизнь не стоит на месте, мы двигаемся вперед, появляются новые возможности, варианты действий, и человек иногда может выбирать не то, что было написано тогда, а действовать абсолютно в новых рамках новой морали… Это связано и с нашей жизнью: вот Вы сказали, мы должны радоваться дару жизни, времени, который нам дан. Но есть люди, так совсем не считающие, они распоряжаются жизнью так, как хотят?

– Есть такое, но это не по-настоящему, это неискренне. Когда человек приходит на Исповедь или просто в храм, чтобы побеседовать со священником, задать вопросы, переживая сложную, критическую ситуацию в жизни, он уже так не рассуждает – если до этого он думал: «Моя жизнь (молодость, деньги, состояние, положение и так далее), делаю что хочу», – то, когда наступает точка другого отсчета, человек сожалеет об этом.

«Жизнь жительствует», идет, берет свое, и наша задача – чтобы наша жизнь звучала, как музыка: в ней все должно быть гармонично, настроено. Допустим, гитара: нужно натянуть каждую струну, и тогда она будет звучать, тогда получится мелодия. Вот играй свою мелодию, свою жизнь. У кого-то это скрипка, у кого-то – другой инструмент, но настройка нужна, иначе, как бы вы ни старались стучать по клавишам, это будет вызывать диссонанс, неудобство; и сам устанешь. Наша жизнь – это искусство: научись правильно жить.

Правильно жить – это по заповедям Божиим?

– Думаю, что да. Заповеди есть в сердце каждого из нас. Ведь, как говорится, душа по природе христианка, она сама знает, что правильно и что ей нужно, и тянется к свету. А заповеди – это же не набор ограничений: вот этого не делай, того не делай, будет так и так. Они как правила дорожного движения: зеленый свет – переходи дорогу, красный – стой, иначе будет беда.

Христос не хочет нас ограничить в чем-то, тем более что наша свобода – дар нам от Бога. Но Господь дает нам правила, чтобы было меньше аварий в нашей жизни. Например, есть специальная территория на дороге – пешеходный переход, где можно пройти безопасно. Так и заповеди в Церкви: они подсказывают, как вернуться домой. Вот идешь ты с работы, например: там перебежал, там перебежал – и авария. Тебя дома ждут, ты спешил, сэкономил 2 минуты, и какое горе – попал в аварию! Соблюдай заповеди – и вернешься домой целым и невредимым.

Бог не разочаровался в человечестве в целом?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Я думаю, что нет. Разве может отец разочароваться в своем сыне? Разве может мать сказать «нет» своему сыну, каким бы он ни был? У меня своих детей нет, но у меня есть студенты – 80 человек. У нас есть определенные правила, есть внутренний распорядок дня, и если они ко мне идут, значит, для них нужно делать исключения. Например, если они хотят выйти в город, когда это не положено (допустим, после ужина Великим постом), или пропустить что-то, то они идут ко мне. И мне сложно им отказать, ведь у них же есть какие-то причины (например, девушку нужно встретить или мама приезжает), и нужно входить в их положение. Я думаю, что Господь тем паче понимает каждого из нас, как нам трудно, как нам тяжело.

С другой стороны, если ребенок пытается делать первые шаги, а мы все время будем держать его, не отпускать из своих рук, боясь, что он упадет, то он не научится ходить. Если позволите, расскажу небольшую историю. Мальчик с девочкой гуляли. Рядом небольшой пруд, камыши. Они увидели кокон, из которого уже вот-вот вылетит бабочка. У них на глазах она взлетела, вспорхнула. Это так их впечатлило, что через какое-то время они опять пришли на это место, опять видят кокон, вот-вот взлетит бабочка – и они решили ей помочь...

От доброго сердца, с добрыми намерениями?

– Помочь ей освободиться из кокона, чтобы она взлетела. Но они повредили ее крылышки (все знают, что на крыльях есть пыльца – если ее убрать, то бабочке сложно взлететь). Они помогли ей, но взлететь она не смогла. Вот такая история… Умение жить должно быть приобретено, каждый должен научиться жить, иначе мы не взлетим, если нам все время будут помогать. Вот поэтому Господь иногда и дает какие-то трудности и испытания.

Может быть, вообще не стоит никуда идти, посидеть на месте, если мы осознаем, что нас ждут трудности, мы с чем-то можем не справиться, будет больно, мы упадем?

– Можно и это избрать, но тогда, кроме этой студии, вы ничего больше не увидите: не узнаете, что трамваи ходят, что сейчас колокола звонят, с друзьями не увидитесь. Можно никуда не выходить, будучи бабочкой, сидеть и думать, что ты до сих пор гусеница, но это – уже другой диагноз, это уже не ко мне.

Из года в год богослужебный круг повторяется, и есть мнение: «Ничего нового, придя в храм, не услышим. Пасха прошлого, позапрошлого года та же – те же свечи, Благодатный Огонь, проповеди священников. Все то же самое. Чего я там не видел?».

– Бывает, читаешь книгу, которую читал не раз, но каждый раз она раскрывается по-новому, ведь все зависит от нас. Богослужение – действительно одно и то же. Тексты одни и те же, они написаны святыми отцами и повторяются из года в год, но как ты их будешь воспринимать, зависит от тебя: тебе знакомы и напев, и слова, но ты прислушайся – и услышишь намного больше, чем до этого слышал, тебя совсем иначе коснется это слово. В Евангелии каждое слово по-новому может быть раскрыто.

Я, помню, был еще школьником, у нашего настоятеля была беседа с каким-то военным. Он говорил: «Батюшка, у меня такая традиция: когда я читаю какую-то книгу, подчеркиваю интересные мысли. Когда я стал читать Евангелие, по привычке взял карандаш, но понял, что нужно все подчеркивать». Видите, какая глубина, как все может восприниматься – и это может переживаться каждый раз по-новому.

Те же свечи, облачение, крестный ход, – но каждый раз по-разному, как общение с другом: друг тот же, но встретил его – и всегда есть о чем разговаривать, и чем чаще общаешься, тем больше тем для разговора.

Здесь то же – каждый раз по-разному, и каждый раз радостно: тебе все по-новому раскрывается, и так хорошо от этого! Надо только захотеть, надо, как я уже сказал, искренне и честно подойти к этому, тогда никаких повторений не будет и те же родные лица будут восприниматься еще лучше, ярче. Вот сейчас телевидение перешло с одного формата на другой: четкость другая, качество другое – то же от Пасхи к Пасхе: если в прошлый раз было так, то в этот раз будет в лучшем качестве, потом еще лучше – все зависит от нас.

Вот сейчас, например, говорят: «Хотите, чтобы ваш приемник показывал лучше? Купите приставку». Так и здесь: хочешь, чтобы все было лучше, – приходи в храм, ты получишь этот заряд, благодать: не мерою дает Бог Духа Святого. Насколько ты будешь способен вместить, насколько сам будешь готов к этой радости, Бог тебе столько и даст без остатка.

На Пасху храмы полны, и людям приходится вставать плечом к плечу, в храме душно, жарко и не очень удобно; уже и радость куда-то уходит, и думаешь о многом, только не о молитве...

– Мне сложно с этим согласиться. Я, например, вспоминаю свое детство, когда я был не в алтаре, а в храме. Людей было очень много, постоянное движение – кто-то заходит, кто-то выходит. Но такая атмосфера, обстановка, богослужение бывает раз в году, и ты стоишь в этой толпе такой счастливый! И все счастливые – у всех живые глаза, и эти глаза делятся с тобой радостью: это объединяющий праздник, он дает духовное единство, и внешнее неудобство не замечается – оно воспринимается по-другому.

Знаете, есть большие стадионы, они вмещают много людей, и люди туда идут – значит, им там хорошо, они себя ощущают иначе. Храм действительно ограничен, он не может вместить всех, кто-то стоит на улице, и для удобства в больших храмах организуются трансляции. Но если ты пришел в храм и хотел этого, ты на внешние неудобства не обращаешь внимания, у тебя только одно чувство – радость от богослужения.

Радость от происходящего в храме больше, когда ты готовился? Или она такая же, как если ты просто зашел в храм и со всеми вместе порадовался?

– Конечно, больше! Я думаю, что больше: это как ждать праздника, исполнения желания. Иногда ведь ожидание бывает лучше, чем исполнение желания: вот, исполнилось, и что дальше?

Человек готовится к празднику, у него есть ожидание чуда, он себя готовит. Ведь что такое пост? Это же не просто диета – пост нужен, чтобы наше духовное было над материальным: человек преображается, очищается. Сколько слов написано, сказано святыми отцами о пользе поста, поэтому безусловно пост помогает человеку более правильно, внимательно подойти к Пасхе, раскрыть все краски, палитру этого праздника. Иначе, когда человек пришел менее подготовленным. Но опять же мы можем только теоретически об этом говорить, ибо у Господа Свой суд, и Он каждому даст ту радость, которая ему необходима. И когда мы будем уходить из храма, все будут довольны, радостны. Поэтому сказать, что у этого будет больше радости, а у того меньше, неправильно.

Подводя итог нашей беседы, мне хотелось бы попросить Вас еще раз сделать акценты: как сосредоточиться на себе? Что было бы полезнее для каждого из нас?

– Если позволите, я скажу то, что и себе говорю. Нужно быть внимательнее к своему внутреннему «я»: «Кто я? Где я?». Вот я прихожу на службу: «Кто я, где я? Как я слышу голос Бога?» Мне кажется, эти дни даны именно настроиться и увидеть Бога, Христа именно по-настоящему – не так, как мне это представляется, а реально: вот Он – Бог, Он ждет твоего приглашения, чтобы войти к тебе. Нужно себя приготовить и позвать Бога в гости. Наверное, эти дни для того нам и даны. Я так себе это говорю.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс