Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1011) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Если я христианин, то буду служить людям

Иеромонах Макарий (Маркиш): Если я христианин, то буду служить людям

№18 (1011) / 20 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос: «В чем опасность нерадения в духовной жизни?».

– Понятно в чем – в утрате ориентира в нашем движении. Представьте себе, человек управляет лодкой – у него должен быть компас, направление, которое он выдерживает, курс; если он начнет ротозейничать, неизвестно куда поплывет эта лодка. Или человек идет по лесу, по какой-то местности, у него есть компас, карта. Если он внимательно смотрит за своим маршрутом, то идет в нужном направлении. Иначе никогда не предскажешь, куда он попадет. И это не метафоры. Мы наблюдаем это сплошь и рядом в жизни в печальных случаях, которые происходят: у кого – развод, у кого – болезнь, в том числе и духовная, у кого – грехи разного рода, заблуждения, ереси. Вот вам нерадение, невнимание к тому, что дает нам Господь в Своей Церкви. Здесь все просто.

Что может быть средством, помогающим человеку от нерадения?

– Я бы сказал, церковность, то есть пребывание в Церкви, внимание к Церкви. В наше время это внимание очень легко поддерживается или определяется словом Церкви. Иной раз цитату приведут (какой-то священник что-то сказал – и делают глубокомысленные выводы), я отвечаю: «А слушаете ли вы регулярно, что говорит Патриарх?» – «А мы даже и не знаем, где его слушать». Вот реальный, практически повседневный пример человеческого нерадения, неразумия (я бы сказал, преступной халатности). Ну что ж? Следите за жизнью Церкви, читайте церковную литературу, слушайте, смотрите и читайте Патриарха, его выступления, обращения, проповеди – и все будет в порядке.

Вопрос: «Никак не могу сосредоточиться на молитве. Подскажите, как собрать свое внимание? Меняю темп молитвы – не помогает, читаю Евангелие перед молитвой – тоже не помогает».

– В том дело, что не вы для молитвы, а молитва для вас. Из этого надо исходить и опираться на помощь священника, который на Исповеди подскажет вам практические меры. Самая простая практическая мера – выбрать состав ваших молитв, выбрать время для них. Очень хороший практический совет, который подходит для многих: выбрать время для молитвы. Не только время суток – когда, но и продолжительность ваших молитв. Чтобы молитва не была вытверживанием слов, которые, может, вам не очень близки и понятны, а чтобы это было время (10 минут, 15, 20, 30 – у кого сколько), которое вы можете (считаете необходимым) уделить молитве. Какие молитвы при этом вы будете читать? Те, которые вам ложатся на сердце, которые способствуют вашему приближению ко Христу, Господу Богу; кто-то читает псалмы, кто-то свои любимые молитвы, кто-то может читать акафист, который ему особенно близок. И вот так, потихонечку, нормализуется, выправляется ваша личная молитва. Заметьте, речь не идет о молитве общественной, когда вы приходите в храм и участвуете в богослужении: здесь уже не собственный свободный выбор, а то, что дает нам Церковь; здесь уже другая помощь – приобретайте книжки, руководства, молитвословы, последования (сейчас через интернет очень легко их приобрести, загрузить), которые позволят вам следить за ходом службы, входить в понимание богослужения.

Вопрос: «Стал ходить в храм и на работе стал отделяться от коллектива: стали неинтересны общие разговоры, корпоративы. Некоторые сотрудники говорят, что со мной что-то не так, что вера меня портит. Чувствую неприятное напряжение с их стороны. Ситуация неприятная. Как быть?»

– Действительно, такие конфликты случаются. И здесь надо очень четко отделять в своем взгляде на происходящее греховные действия, в которых вы не будете участвовать, от обычных человеческих контактов, общения, дружбы (может быть, и развлечений – почему бы нет?), но требуется здравый смысл, внимание, может быть, некоторое терпение. Вот, скажем, праздник Новый год. Самый простой ход для человека, приближающегося к Церкви, сказать: «Нет, я не пойду – тем более пост. Ну вас!». Самый простой, но совсем не самый правильный. А правильно будет остаться со всеми, поговорить, поздравить всех; может, подарки кому-то подарить или что-то в этом роде. Потом другие скорее всего будут спиртными напитками угощаться, еще чем-то – тут можно тихонечко встать и уйти. Можно даже извиниться. Не сказать «я вас презираю за то, что вы – пьяницы», нет. Сказать: «Извините, меня жена ждет, я должен уйти». В общем, здесь надо обязательно сохранять здравый смысл, дружелюбие, заботу о людях, понимание – не в том, что я хороший, я христианин и теперь буду беленький, а вы черненькие, а в том, что если я христианин, то буду служить людям, буду для них образцом доброго дела, доброго отношения, благожелательности и дружелюбия. Вот такие рассуждения для разумного человека необходимы.

Вопрос: «Люблю поговорить, пошутить с друзьями. Чувствую, что в этом как бы состоит обмен нашим теплом, нашей радостью. Но не многословие ли такая склонность? Церковь предписывает быть более сосредоточенным, немногословным, а мне это не нравится».

– Вот вы говорите «многословие», а кто измеряет эту многословность? Только вы сами. Только вы сами должны быть источником здравой меры. Как эту меру установить? Опытом, обратной связью, посмотреть: может, люди уже устают от вашего многословия или, наоборот, ждут, чтобы вы им что-то сказали хорошее. Смотрите, измеряйте, оценивайте обстановку самостоятельно, сравнивайте, может, с чем-то, с другими разумными людьми, которые рядом с вами. Но не пытайтесь (вот почему я немного удивился вашему вопросу) получить извне, от меня или кого-то, измерительную линейку, которая бы позволила вам измерить свою речь, многословна она или немногословна. Это немного смешно даже. Сами измеряйте, сами оценивайте и смотрите на результат. Многословие действительно дефект, но оценить свое поведение надлежит вам – исходя из жизненного опыта, практики, сопоставления с другими образцами.

Вопрос: «В последнее время мне кажется, что чтение духовной литературы, разговоры о духовности уводят в сторону от настоящего духовного пути, лишь создают иллюзию причастности к духовной жизни. Не лучше ли просто знать только 5-ю главу Евангелия от Матфея и хотя бы пытаться ей следовать?»

– А вот почему 5-ю? Как-то вы за евангелиста судите; почему не 6-ю, не 15-ю? Мы как бы цензурируем апостола, Евангелие и всю Церковь. Такая мысль (как будто бы с первого взгляда даже разумная в чем-то: «Я буду смиренный»), если приглядеться внимательнее, выводит человека на некоторую неуемную гордыню: «Я вот так буду: из церковного строя, церковного наследия это возьму, а остальное отброшу». Так ересь и возникает. Я уверен, что у человека, который об этом пишет, намерения добрые, но в его духовной жизни, психологическом строе что-то не ладится. Он сам пишет, что почему-то это его уводит в сторону, мешает, а он, вместо того чтобы подумать, что происходит (на Исповеди перед опытным священником рассказать, в чем дело, что у него болит), принимает решения: «Я это буду читать, а то не буду; этого мне достаточно, этого – недостаточно».

Результат будет самый плачевный и катастрофический. А вместо этого путь исправления своего духовного состояния лежит через сознательную Исповедь перед опытным духовником, священником. Можно сказать сразу: чтение литературы помимо Священного Писания – все-таки дело уже индивидуальное. Одним – одно, другим – другое (как аптека: есть средства, которые необходимы всем, – это Священное Писание; есть средства, которые назначаются по состоянию: одним – тонизирующие, другим – сосудорасширяющие, кому – снотворные, кому – возбуждающие). Пожалуй, только по совету священника можно выбрать себе чтение. Но если на человека какая-то литература, которую он читает, плохо действует, надо сразу прекратить ее читать, какая и чья бы она ни была. Каждому свое.

Вопрос: «Духовная и душевная радость, духовная и душевная любовь – чем отличаются друг от друга?»

– В этом контексте достаточно понятно, что под душевностью здесь понимается нечто отличное от Церкви, от Христа. В самом деле, человек далеко не всегда в своей жизни, в своем интеллектуальном, эмоциональном движении будет двигаться ко Христу. Включите телевизор, какие-нибудь развлекательные программы: вы увидите разного рода материал, не приближающий нас ко Христу, а только удаляющий от Него (пустое смехачество, злословие – все, что уходит в греховную сторону) и в то же время достаточно принятый нынешним обществом; во всех обществах всегда были элементы культуры, которые человека не приводят к Богу, а уводят от Него.

Я приведу простейший пример, тоже касающийся достаточно часто возникающих вопросов о театре (и кинематографе как современной форме театра). Святые отцы чуть ли не единогласно порицали театр. В апостольских правилах и правилах Соборов мы находим просто категорические запреты актерам входить в христианскую среду, а христианам общаться с актерами, особенно с актрисами, ходить в театр. Что такое «театр» по-гречески? Зрелище. А сейчас мы видим, как Православная Церковь вручает православные поощрительные грамоты и награды деятелям театрального искусства и кинематографии. И человек наивный может увидеть здесь какие-то очень неприятные симптомы. А между тем всего-навсего театр времен Иоанна Златоуста был равнозначен современной порнографии. Так развлекались люди похабщиной разного рода (интернета ведь не было, картинки похабного содержания тоже не так легко было раздобыть) – они приходили на зрелище в театр, и там их так и развлекали. Конечно, это никуда не годится, такой процесс «душевного обогащения» противопоставляется духовному. Вот так на это и надо смотреть.

Вопрос: «Если не чувствуешь покаяния, глубокого раскаяния, как привести уснувшую совесть в порядок?»

– Видите, здесь ключевое слово – «чувство». Вот, к примеру, я с кем-то поссорился и обругал человека, обидел его. Не без причины – была ссора, он тоже чем-то передо мной провинился, ну и я, соответственно, повел себя неправильно. Я чувствую обиду на него, несправедливость, которая со мной произошла. И в то же время знаю, что я провинился. Есть моя вина – независимо от того, что он сделал, как сказал, как встал, сел... Но я знаю, что сорвался, как говорится: не удержался, высказался, совершил ошибку, грех.

Друзья мои, учитесь быть свободными от власти ваших чувств. Чувства меня гонят в одну сторону – в негодование, может быть, в месть, злобу; а дело говорит, что я должен извиниться. И надо подумать, как это правильно устроить, чтобы еще больше не навредить, чтобы не было плохих последствий; может быть, третьих лиц пригласить в качестве посредников. В общем, что-то я должен сообразить: на Исповеди принести покаяние вопреки своему чувству, но подчиняясь воле Господа, ясно выраженной, ибо если ты совершил греховный поступок, обиду нанес – должен просить прощения, мириться. Может быть, человек, с которым был конфликт, вас и не простит. Ну и что? Вы свое дело сделаете, покаяние принесете перед Лицом Господа и лицом людей; может быть, и публично (как уж получится), и вопреки своим чувствам свою совесть направите в правильное русло. Вот, пожалуй, и все.

Вопрос: «Почему детей крестят сразу после рождения, не давая возможности им сделать сознательный выбор? Ведь в Древней Церкви люди крестились уже взрослыми, это был серьезный, осознанный поступок».

– Верно, хороший вопрос. Только начать надо с того, что в Древней Церкви были разные обычаи. Мы даже в Евангелии читаем о том, как крестили семьи целиком – нигде не сказано о том, что там детей обходили. Ну да, например, в IV веке был такой обычай – Крещение откладывать, а император Константин, например (принятый Церковью в качестве святого равноапостольного царя), крестился не просто в осознанном возрасте, а на смертном одре. И к тому же от еретика – арианина Евсевия Никомидийского (никого другого не было под рукой).

Действительно, такой обычай был, но в Церкви не укрепился. А укрепился в Церкви обычай очень ясный, однозначный – крестить детей в младенчестве. Почему? По очень простому соображению – дети принимают Крещение как часть своей христианской семьи. Родился ребеночек – плоть от плоти, кровь от крови моей, мой младенец, а я говорю: «Ну ладно, ты в стороночке полежи. Мы будем приобщаться к Святым Дарам, воссоединяться с Христом, а ты в сторонке будешь». Ни один нормальный родитель на такую логику не согласится, если любит своих детей, любит Христа. И вот из этого соображения, разумеется, дети и принимают Крещение как часть христианского семейного тела: когда ребенок в материнской утробе, он физически – часть ее тела, когда он рождается на свет, по-прежнему остается частью семейного тела, и семья не может допустить, чтобы ребенок был от этого тела отторгнут.

Отсюда очень простой вывод: если семья не составляет христианского тела, не приобщается к Телу Христову в таинствах Церкви, тогда возникает вопрос – зачем вы принесли ребенка крестить? И практика, которую сейчас Церковь очень четко внедряет в нашу христианскую среду, чтобы Крещение происходило после катехизации (после проверки, по крайней мере, ориентации семьи на христианскую жизнь), как раз направлена на то, чтобы рассортировать эти варианты. У тех, кто пытается крестить детей по принципу «как бы чего не вышло» (или «бабушка посоветовала», или чтобы ребеночек не чихал, не кашлял), надо отрезвить восприятие христианской жизни.

Можно ли читать каноны перед Причастием сидя и за пару дней до Причастия? А Последование ко святому Причащению читать накануне?

– Подготовительная молитва ко святому Причащению – это личная молитва верующего, прихожанина. Если она личная, то и предоставляется на личное усмотрение; конечно, при консультации со священником. Поэтому как читать (сидя, стоя, лежа) – это как вы сообразите; и в какое время читать – тоже как сообразите. Пожалуй, главное здесь – какие молитвы читать, в какой последовательности. Правильно отмечают некоторые священники: если человек причащается очень редко, у него должен быть достаточно серьезный и длительный период подготовки: то, что называлось говением в позапрошлом веке. Если человек, как это надлежит, причащается каждый воскресный день, а то и чаще, соответственно, и подготовительные молитвы будут другими – те, которые мы находим в молитвословах, рассчитаны на то, что человек причащается раз в году. А у нас все-таки это уже пройденный этап с Божией помощью. Возьмите любого священника… Я священник и совершаю богослужения 3–4 раза в седмицу. Если я трое суток должен поститься, а только 3 или 4 раза служу в седмицу, когда же мне 3 раза поститься? 3 дня по 4 раза – получается 12 дней, а в неделе их всего семь. Вот примерно так. Если исходить из этих простых соображений, очевидно, что подготовка к Причащению должна быть индивидуальной, по рекомендации приходского священника.

Вопрос: «Как побороть стыд перед Исповедью?»

– Ну что сказать, друзья? Представим себе, кто-то болен, у него болезнь – скажем, желудочная или половых органов. Он не рассуждает о стыде, а идет к врачу, к гастроэнтерологу, урологу или гинекологу (если это женщина). Дверь закрывают, и происходит демонстрация разных частей тела и рассказ о каких-то элементах нашего физического благополучия, о которых мы никогда при других условиях не рассказываем. Но почему-то когда заходит речь о нашем поведении, о наших грехах, уже идет совершенно другая логика: «Как же я расскажу? Мне стыдно».

Вспомните медицину и изложите ситуацию священнику. Есть одно исключение из этого правила, друзья мои; пожалуй, единственное исключение – если вам кажется, что есть какая-то тема Исповеди, которая касается самого священника, то желательно исповедоваться у кого-то другого или спросить у него совета.

Вопрос: «Поминовение усопших обильной трапезой и алкоголем не противоречит ли духовному настрою, не грех ли и языческий пережиток?»

– Конечно, особенно алкоголь. Трапеза откуда берется? Нужно видеть, откуда «растет» этот обычай, и тогда становится все ясно... Угощение должно быть обычным, а алкоголь не нужен, неуместен здесь. Никто запрет специально на алкоголь не делает, но именно в силу опасности, которую пьянство представляет для нашего общества, возникает очень разумный обычай – вообще воздерживаться от алкоголя при поминовении, на поминальной трапезе. И очень разумный обычай, вполне правильный: любое бесчинство, алкогольное или даже хотя бы просто по части насыщения, представляет собой грех. Какие тут сомнения могут быть? Вот так и рассуждайте.

Вопрос: «Я женат и люблю свою жену, но грешу тем, что иногда смотрю по сторонам на прохожих девушек, будто глаза мне не принадлежат. Как справиться с этим грехом?»

– Вы знаете, в чем дело: глаза действительно мне в каком-то смысле не принадлежат. Вот у лошади шоры бывают иногда, специально их вешают (может, видели на картинках или где-то на церемониальных выездах с лошадьми), чтобы лошадь по сторонам не глазела. Можно попытаться так, если вы будете, например, в интернете читать новости, а там портрет какой-то очень красивой женщины – ну что тогда?

Друзья мои, не надо себя заморачивать, надо спокойно воспринимать эти внешние воздействия, и женатому человеку, особенно молодому, помнить простейший принцип: если имеешь какое-то сексуальное впечатление, направляй его на жену. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Ольга Косторова и
Светлана Тодосейчук

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс