Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, мы уже несколько дней пребываем в Пасхе Господней – как Вы переживаете наступление этого чудесного праздника?
– Я думаю, что для каждого христианина праздник Пасхи – особые дни в церковном году. Ему предшествует Великий пост – время серьезного раздумья над своей жизнью, над возможностью совершить какие-то хорошие дела. А Пасха – это золотой лучик, видя который, человеческая душа входит в стадию весны не только природной, но и душевной. Не только современный человек так рассуждает и чувствует. Об этом писали и святые отцы.
Духовная весна помогает и в последующие дни сохранять радость общего воскресения, а самое главное – надежду: Господь нам через Свою смерть даровал великую надежду на спасение. Врата рая, которые были закрыты для Адама на протяжении многих тысячелетий, отверзаются для человеческой души. Бог снова в радости, в примирении с человеком, а точнее – человек в примирении с Богом. Конечно, душа и сердце наполняются великой радостью, несмотря на утомляемость, соединенную с трудностями Страстной недели, с богослужениями, с постом. Ты чувствуешь лично в себе прилив необъяснимых сил, которые тебе и в дальнейшем помогают на жизненном пути.
Владыка, как Вы считаете, какая самая главная составляющая Пасхи?
– Это душевная радость, которую человек испытывает, неизгладимый дар, который Господь даровал нам (каждому из нас), – стать сынами Божиими. Это человеку дает силы, дает положительный заряд. И самое главное – через радость видения света Христова Воскресения, как через призму, стремиться к Христу Воскресшему. Стремиться не просто словами, а всей своей жизнью, всей своей душой.
Спаси Господи, Владыка. Вопрос телезрительницы Ольги из Санкт-Петербурга: «Господь при Втором Пришествии решит, где находиться душам умерших. А где они сейчас?».
– Душа находится у Бога, если человек жил праведной жизнью, какой должен жить христианин. Очень часто люди задают эти вопросы. Конечно, тема, связанная с загробной жизнью, интересует человека. Души находятся у Бога, и по Втором Пришествии будет окончательный Суд, который будет произнесен над той или иной человеческой душой. Но, несмотря на это, в ожидании Страшного Суда все равно душа человеческая находится либо в раю, либо в аду.
Мы молимся, чтобы они попали в место покойное.
– Самое главное, что есть возможность молитвенного утешения и предстательства оставшихся на земле за души умерших людей. И может быть так: от молитв за того или иного усопшего будет зависеть и результат – приговор на Страшном Суде. Поэтому человеческая молитва за душу усопшего человека – это действенный фактор, который может поменять загробную участь той или иной души человеческой. Если сам человек не может после физической смерти изменить свое положение, то оставшиеся на земле могут вполне. Примеров тому достаточно.
Скажите, пожалуйста, как приступать к таинству Святого Причастия на Пасху и в течение всей Светлой недели? Как в это время относиться к таинству Покаяния?
– Причастие в день Святой Пасхи – очень важный момент, священный. Мы находимся в ожидании этого дня, в ожидании реального соприкосновения со Христом: хотя реальное соприкосновение происходит за каждой Божественной литургией, никогда не нужно упускать момента подойти к Святой Чаше, особенно в день Пасхи или в день Великого Четверга, когда мы вспоминаем установление Святой Евхаристии.
И, конечно, в течение всей Страстной недели мы стараемся причаститься, исповедоваться. Светлая Седмица наполняет человека особой атмосферой, помогающей ему эту радость переносить и в причащении, в таинстве святой Евхаристии. Кто имеет возможность, тот должен приобщаться Святых Христовых Таин на Светлой Седмице. Где мы можем черпать силы и соединяться с Господом, как не в молитве, как не в общей Чаше, как не через таинства Святой Церкви? Человек грешен, оступается, совершает поступки, которые становятся преградой между Богом и им. Но есть таинство Покаяния, то дарованное Самим Богом таинство, проходя через которое, ты снова обретаешь мир с Богом. А таинство святой Евхаристии – это священная печать, что запечатлевается, когда человек под видом хлеба и вина получает Тело и Кровь Спасителя, исполняя Его завет, оставленный через Его учеников и нам с вами: кто не вкушает, тот несть Меня достоин – если кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Эти слова должны подвигать каждого человека стремиться быть достойным Господа.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Праздник Воскресения Христова длится 40 дней, и если подходить к этому буквально, то получается, что вообще ничего ни сажать, ни сеять нельзя. Что лучше для человека – копаться на грядке, молить Бога о прощении и думать о Нем или, стоя в храме на службе, переживать, что грядки незасеянные?».
– Я глубоко уверен, что в селах, где существуют храмы, нет службы каждый день. Праздник Святой Пасхи продолжается 40 дней, но мы говорим о днях Светлой Недели. Это больше касается городских приходов. Я говорил: если есть возможность.
Но нужно помнить, что Божественная литургия длится всего лишь час. Много за час вы успеете обработать грядок? Или можно побывать на службе, а потом уже пойти потрудиться. Говоря на такую тему, очень часто человек проецирует это на обычный воскресный день. Считает, что должен отдохнуть, выспаться. Так у нас и получается: мы Богу оставляем в своей жизни самое последнее местечко, а что касается самого себя любимого, то здесь в первой линии только я. Так что давайте всё соразмерять.
Надо во всем иметь разум. И на грядках с молитвой нужно трудиться, но не забывать, что если час побудешь в храме, поучаствуешь в общей молитве вместе со всеми, то благополучие будет и на грядках, и в доме, и в отношениях с близкими.
А что мы можем сказать человеку, который решил благочестиво на Светлой Седмице причащаться каждый день? Что мы можем порекомендовать ему для подготовки ко Святому Причастию?
– Есть правила, немного сокращенные, есть молитвы, есть канон ко Причастию. Здесь нельзя брать ориентир: буду каждый день причащаться, не буду ни читать, ни соблюдать что-то – такая уникальная возможность. Это снова к теме о разуме. Если ты чувствуешь в себе силы, если ты в Страстную неделю или весь Великий пост брал на себя подвиг поста, молитвы, то, конечно, причащайся. Но если ты не исполнял Великий пост, все то, что необходимо было исполнять, а решил восполнить это в Светлую Неделю Святой Пасхи, то нужно через таинство Исповеди подходить к Чаше. А так – причащайтесь, пожалуйста.
Такой вопрос задают: «После поста накопилось покаянное чувство, некая инерция, и с наступлением Пасхи люди не могут сразу же войти в то радостное настроение, о котором мы говорим. Отменяются земные поклоны, но люди говорят: может, иногда где-то можно сделать земной поклон…». Как Вы считаете, останавливать такое рвение или не надо?
– Если хочет человек сделать земной поклон, то пусть делает у себя в келье, отходя ко сну – здесь личные отношения между человеком и Богом, и Господь тебя не осудит. Не на этом нужно зацикливаться и думать: «Вот сделал я земной поклон: такой грех совершил!». Нет. Главное, покаянное чувство, приобретенное в дни Великого поста, все равно присутствовало, несмотря на радость Святой Пасхи. Ведь и Спаситель сказал: «Радости вашей никто не отнимет». Но покаянное чувство должно присутствовать на протяжении всей жизни: воскресенье – это малая Пасха и если в воскресный день мы причащаемся Святых Христовых Таин и покаянное чувство перетекает в радость, то и слава Богу, хорошо.
Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Почему Тайная Вечеря называлась тайной?».
– Все то, что происходило в Сионской горнице, действительно было тайной. И слова «таинство» и «тайна» созвучны. Все, что происходило в Сионской горнице (таинство установления святой Евхаристии) было сокрыто для многих людей. Но сегодня то, что было сокрыто, стало явью, реальностью. Называется эта вечеря тайной потому, что Спаситель не на центральной площади Иерусалима совершил пасхальную трапезу, а при закрытых дверях, в кругу только Своих учеников.
Владыка, иногда миряне или те, кто к Церкви пока еще не слишком близок, думают, что священники (а тем более епископы) знают какие-то особенные тайны и что слово «таинство» происходит не от Божественного действия, а от тайн, которые мы с вами знаем. Что можно на это ответить?
– Действительно, и священник, и епископ обладают тайной, которую Господь открывает во время хиротонии (рукоположения, посвящения в сан). Это таинство тоже тайна, но священнослужитель не скрывает ее.
Самая главная тайна (а, может быть, тайна, открытая для всего народа) – что он является совершителем тех Таин, которые Господь даровал человеку. Это самое сакраментальное. В буквальном смысле слова не нужно допытываться большего. Священник есть носитель той духовной составляющей, тайной составляющей, которая устанавливается между Богом и священнослужителем.
Как Вы считаете, можно ли мирянам знакомиться с молитвами, которые читаются священнослужителями во время Литургии («тайными молитвами»)? Можно ли их читать для ознакомления?
– Я читаю молитвы громко, вслух. Конечно, можно было бы читать про себя, но ведь у нас помимо совершения таинства Святой Евхаристии или Божественной литургии еще и миссионерские цели есть. Когда читаешь молитвы громко (а они очень красивые, насыщенные, наполненные моментами Священной истории, богословский смысл в них явно присутствует), то для человека, приходящего в храм, многое открывается. Давайте будем тайно молитвы читать, закроем все – и человек будет даже не соучастником, а просто наблюдателем того, что происходит…
Чтение молитв, особенно Евхаристических, должно быть понятным. Не надо человеку читать их: читает священник, и любой стоящий в храме может вслушиваться в них и применять к себе, так сказать.
Хоть и наступила Пасха Господня, многие люди пребывают в скорбях: у кого-то болеют родственники, у кого-то еще какие-то жизненные события, которые не дают им в полной мере приблизиться к радости Пасхи. Что бы Вы могли посоветовать им?
– Пасхальная радость даже среди тех, кто пребывает в скорби, прикован к кровати, присутствует. Я много встречался с людьми, несущими в себе телесный недуг, но христианами.
Здесь и можем как раз поговорить, насколько искренне человек исповедует Христа. Смотришь – тяжелобольной, лежит, но все равно он Пасхальную радость, этот свой крест – крестоношение болезни, других скорбей переносит с Божией помощью. И так же радуется Пасхе, понимая, что соприкасаясь с тайной Пасхальной ночи он соприкасается с Самим Господом.
Если Господь дает в таком состоянии пребывать, значит, это тоже рука Божия. Через болезни, скорби, трудности Господь каждого из нас желает отрезвить, образумить. Как человека приведешь в разум истины или спасешь, если он упорствует, не желает спасения? Пути различны. Порой Господь эти пути и применяет. А причина скорбей – всегда сам человек. Не слышишь голос Божий – но все равно Господь тебя желает спасти; приходится сталкиваться со скорбями, ведь Господь прошел Свой путь через скорби, трудности, отвержение, биение, заушение (как мы говорим в отпусте на Страстной неделе: «Грядый Господь на вольную страсть»), показывая каждому, что можно пройти таким же путем...
Что касается людей светских, им приходится работать во время праздничных дней… Сейчас очень многие не привязаны к общепризнанным государственным праздникам. Как себя вести в среде своих коллег, светских друзей? Каким образом можно донести до них радость Воскресения Христова?
– Вести так, как ты себя ведешь: не заниматься устроением двойных стандартов. Если ты поистине встречаешь Пасху с радостным, хорошим настроением, Пасхальный свет отображается у тебя на лице – даже для людей светских, далеких от веры… Хотя сегодня понятие светскости куда-то уходит, сегодня в реальности каждый человек имеет хоть какое-то информационное поле. Поэтому веди себя так, как ведешь себя всегда. Будь православным человеком. Эту радость никто не отнимет. Наоборот, увидят, что твое лицо сияет, что ты исполнен каких-то необъяснимых чувств, и пожелают присоединиться к той радости, которую ты испытываешь.
Вопрос телезрительницы: «Признает ли Православная Церковь гражданские браки? Вчера ответ был такой, что надо каждый конкретный случай рассматривать. До этого тоже был вопрос: мать живет в гражданском браке с мужчиной, но из-за того, что дети против, они не расписываются, и батюшка тоже сказал, что надо этот вопрос рассматривать отдельно. Так теперь тоже, как и за границей, признается браком сожительство? Или все-таки Православие против этого?».
– На эту тему мы рассуждали, если не ошибаюсь. Есть понятие гражданского брака как блудного сожительства. Я вспоминал советские времена, когда «гражданским браком» назывался брак невенчанный. А сейчас «гражданский брак» – это просто сожительство; особенно среди молодежи сегодня это распространяется. Не знаю, какие есть причины и поводы, но самое главное – это не брак, это сожительство, браком это быть не может, Церковь не признает его и признать не может. Есть документы, постановления, когда считается, что к таинству Венчания подходят только люди, имеющие официальный гражданский брак – не сожительство. Тогда совершается таинство Венчания…
А сегодняшняя практика – практика лукавая, помогающая молодым (особенно молодым людям) избегать всякой ответственности. Вот сегодня пожил – а завтра разбежались, послезавтра еще с кем-то, а потом еще с кем-то... Поэтому Церковь не признавала и не признает такие формы сожительства.
Как Вы считаете, душа человека действительно преображается в Пасху? Все люди, даже не имеющие серьезного воцерковления, как-то меняются? Или только те, кто причащается?
– Душа человеческая, безусловно, преображается, – но если преображение соединено с преображением христианским, я бы так сказал: если человек живет жизнью Церкви, причащается Святых Христовых Таин и соблюдает посты, конечно, он чувствует изменение, преображение. Даже дни Великого поста помогли: за эти дни те, кто в первый раз попробовал вступить на поприще Великого поста, совсем с другим чувством встречают Светлое Христово Воскресение.
Но даже те, кто не успел присоединиться к постящимся, все равно, желая соприкоснуться с Пасхальной радостью, пытаются приложить к этому много сил. И правильно говорит Иоанн Златоуст в своем Огласительном послании: «Постившиеся и непостившиеся, войдите в радость Господа своего». Никто не может человека из этой радости исключить, никто не может ее отнять.
Конечно, самое главное – как можно дольше сохранять свет преображения, Пасхальной радости. Не всегда получается, но, возвращаясь мыслями к дням Святой Пасхи, ты можешь вносить коррективы, изменения в свою собственную жизнь. Я уже говорил, что каждый воскресный день есть малая Пасха. Можно возвращаться снова и снова в благодатное состояние, которое человек от Пасхи до Пасхи может испытать вне зависимости от времени года, суток, дня.
Как быть с детьми в Пасхальный период, особенно на Пасхальной службе? Стоит ли их вести на ночную службу или лучше на утреннюю? Или, может быть, привести их на Светлой Седмице (вместо того, чтобы они были на многолюдном Пасхальном ночном богослужении)?
– Здесь разные варианты. Сейчас в большинстве храмов сложились практики служения ночной Литургии и поздней Литургии. У нас в епархии, в Выборге, в 10 часов утра служится Литургия и людей даже порой бывает больше, чем на ночной службе; я приехал на позднюю службу, увидел множество детей – родители приводят их днем, потому что ночью дети отдыхают и не всегда, может быть, удобно добираться до храма. Если нет возможности – можно и на Светлой Седмице. Нужно детей приводить обязательно, если есть возможность. На Светлой Седмице вообще можно приводить детей на ежедневную Литургию, если такая совершается на приходе, и причащать их всю Светлую Неделю – это возможность уникальная, особенно для детского сердца: мы знаем, что детская душа как чистый лист бумаги, и если чистый лист бумаги еще закреплен таким прекрасным таинством, как святая Евхаристия, то почему же этим не воспользоваться? И самому родителю хорошо прийти в храм Божий – порадоваться светлому Христову Воскресению, поучаствовать в крестном ходе, который совершается ежедневно на Светлой Седмице. Так что есть различные варианты.
Сегодня нельзя сказать, что нет возможности пойти в храм Божий. Слава Богу, возможность есть; если лень преобладает над твоим сознанием, душой, то здесь уже винить никого не надо.
У мирян, прихожан часто возникает желание, особенно в такие праздничные дни, наполнить свою жизнь духовным общением. Не всегда в храмах есть такие дружные общины, но как быть в общении со священником? Можно ли пригласить батюшку домой (или послужить молебен, или для неформального общения)?
– Конечно, можно. Наверное, это проще осуществлять в сельских приходах, но можно, конечно, и в городских. Если я не ошибаюсь, такая дореволюционная практика существовала: устраивали крестные ходы не только в Пасхальные дни, даже носили по селу, по местности иконы, их заносили в каждый дом, служились какие-то молебны – это замечательная практика.
Я не знаю, как это сегодня можно осуществить, но почему же нельзя? Почему нельзя поделиться Пасхальной радостью, прийти в гости к своим знакомым, друзьям? Пускай даже к членам общины, а, может, и нет. Взять кулич, яйца и прийти похристосоваться – это своего рода тоже проповедь, это желание христианина поделиться радостью. Второй момент – занятость священнослужителя. Но я считаю, что можно свою занятость немножечко отставлять на заднем плане и находить возможность пообщаться со своей общиной, а может быть, и с людьми, которые могут стать новыми членами общины.
Прошу Вас сказать еще несколько пасхальных назидательных слов нашим телезрителям.
– Всех поздравляю с Пасхой Христовой! Пусть свет и мир Воскресшего Спасителя будут в душе каждого человека. И чтобы Пасхальную радость не мог отнять никто, ибо через эту радость Господь входит в жизнь каждого из нас. Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, сестры! Дорогая молодежь!Всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы, за вашу духовную поддержку, которую ощущаю каждый день, неся нелегкий патриарший крест. Понести его не под силу одному человеку, во всяком случае так, чтобы это крестоношение помогало другим людям нести свои собственные кресты, помогало другим людям сохранять веру. Для этого нужна молитвенная, духовная помощь и поддержка епископата, клира, мирян, молодежи – всех тех, кто сегодня объединен верой, молитвой, дерзновением пред Господом и молится о будущем нашей Церкви и нашей страны.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.