Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1011) → Протоиерей Артемий Владимиров: Нужно понимать, что вечная жизнь – это плод союза со Христом

Протоиерей Артемий Владимиров: Нужно понимать, что вечная жизнь – это плод союза со Христом

№18 (1011) / 20 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Наша встреча на Пасху – традиционная. Батюшка, давайте ответим на некоторые вопросы телезрителей. Наверное, главный вопрос: как причащаться на Светлой Неделе? Как быть с Исповедью?

– Причащаться с трепетом, великой радостью, с внутренним покаянием, сознанием своего недостоинства. И Исповедь – дело важное. Я, находясь в курсе современной полемики как священник, сам прошел этот путь: студентом приходил на Светлую Седмицу и охотился за батюшками, чтобы открыть 3 – 4 грешка, то есть сделать косметический ремонт своей души, ведь потребность христианского сердца – вкушать святыню с чистой совестью, дерзновением.

Люди воцерковленные далеки от смертных грехов (чур меня!), но все-таки по немощи всегда найдут какой-то заусенчик: осудил, праздное слово сказал, не так посмотрел, не туда... В нашей тихой Алексеевской обители непременно, непрестанно, неизменно совершается и утром Исповедь – легкая, краткая, как открытие того, что смущает вас, и вечером накануне. Да и любой священник, совестливый и благоговейно предстоящий Божьему престолу, всегда понимает внутреннюю нужду христианина «почистить перышки» через минутное выслушивание его согрешений.

Это даже приветствуется: если вдруг что-то – все-таки подойти, чтобы совесть была чиста?

– Приветствуется священниками, которые собирают со Христом. А кто со Христом не собирает, а расточает, все равно находится при исполнении своих обязанностей. Поэтому христианин должен сказать: «Батюшка, вы сегодня работаете исповедником? У меня трехсекундный диалог с вами, благословил Святейший Патриарх, с которым я дружу». Услышав эти слова, батюшка с такой милой улыбкой выслушает вас, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Святейший Патриарх радуется, что сегодня литургическое, евхаристическое сознание людей возвращает их к потребности наслаждаться Святыми Христовыми Таинами на Светлой Седмице. Это прописано даже в постановлении древних Соборов, значит, отсутствие поста никого не должно смущать. Наконец, если уж не представилась возможность встретиться с батюшкой, приобщимся Святых Христовых Таин, храня себя во всякой чистоте и честности, а постфактум, когда будет возможность, придем к знакомому батюшке и (если потребность сохранится) напомним, что у нас было не так (или не совсем так, или совсем не так) накануне встречи со Христом у Евхаристической Чаши.

Батюшка, вопрос: «Тем, кто не верит в воскресение мертвых, как доказать обратное? Многие в это не верят».

– Ну, надо только подождать… Думаю, что поверили бы, если бы были накануне… В пятницу вечером мы совершали чин погребения Спасителя, с крестным ходом несли Плащаницу, а затем, войдя в храм, слушали пророчества Иезекииля. Внимательно нужно было это пророчество слушать либо открыть сейчас и перечитать 37-ю главу Книги пророка Иезекииля… Так пророк, если можно сказать, иллюстрирует, дополняет свидетельство Самого Христа.

Евангелист Матфей запечатлел, как Спаситель воссядет на Престоле, воскресит народы и одесную и ошуюю (справа и слева) поставит овец и козлищ. Не верить в это – либо фосфора не хватает (рыбку нужно кушать), либо просто душа считает по недоразумению, что она произошла от обезьяны. Но таким я помочь затрудняюсь, ведь если человек живет по-обезьяньи, то обезьянью философию для себя и избирает. А вот подождем немножко…

Когда пробьет последний
час природы,
Состав частей разрушится
земных,
Все зримое опять покроют
воды,
И Божий лик изобразится
в них!

«Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата» – немножко поживем и все там встретимся: все там будем.

Батюшка, раз вопрос, что будет: «В Евангелии сказано: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Получается, что в раю уже не будет никаких отношений?». Этот вывод делают наши телезрители. Все будут как ангелы, по духу? И священники говорят прихожанам, что мы встретимся с близкими людьми только для успокоения, так как на земле мы не можем осознать всю полноту любви Божией. Ведь редко кто-то спрашивает: «Встречу ли я в раю свою прапрабабушку?». Спрашивают: «Встречу ли я свою супругу (или мужа)?».

– Видимо, первый вопрос поступил от исповедующего ислам, практику шариата – там у них особые чаяния, выражающиеся в ожидании чувственных наслаждений… Нет! Истина свидетельствует, что только на земле люди, облеченные в плоть во исполнение Божией заповеди «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю», испытывают определенное влечение плоти и соединяются в земные союзы. А там воскрешенное тело праведника будет подобно светлому, прозрачному хрустальному чертогу, душа, сияющая как солнце по причине обитающей в ней благодати Духа Святого, будет животворить само тело. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное», – говорит апостол Павел: там уже не будет ничего плотского, ничего чувственного – мы будем питаться буквально лучами Духа Святого, и достоинство наше будет равно достоинству бестелесных ангелов – с той только разницей, что мы, человеческие души, будем облечены в наше телесное естество.

Здесь душа в теле трудилась, каялась, постилась, делала добрые дела – и там с этим телом предстанет пред Богом живой, но тело будет одуховлено. В нем не будет тяжести, дебелости, тления и смертности – оно будет светло и воздушно, какими были тела Адама и Евы до грехопадения. Но Святая Церковь учит, что мы сегодня, благодаря Христу Воскресшему, получаем преимущество над тем Адамом, ибо в нас всех будет Христос Искупитель. И мера нашего единения с Воскресшим Спасителем там непостижима здесь нашим ratio, нашими ментальными способностями: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А что Он приготовил? Полноту блаженного богообщения, начало которому полагается уже здесь, в лоне Матери Церкви, – через веру, Крещение, жизнь по вере и участие в таинстве Причащения.

Как раз здесь подходят слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение».

– Да, ведь часто говорят: «Христос Воскрес, но мы-то здесь по-прежнему умираем». Нужно понимать, что вечная жизнь – это плод союза со Христом. Будущая вечная жизнь – это Он Сам, Воскресший Христос, благодать Которого мы носим за пазухой. Христос в нас, и присутствие Господа познается по ясности ума, по свету очей.

Посмотрите – вы видите, какие чудесные лица у христиан на Пасху... По мирному, радостному взыгранию души, по легкости, которая ощущается как крылья, простертые за спиной, даже тело участвует в вечной жизни. Ибо, нося в себе Христа, мы чувствуем, как в каждой клеточке нашего тела Он таинственно присутствует, умиряет и укрепляет его.

Поэтому телесная кончина для апостола Павла (и дай Бог, для нас) уже не будет такой брутальной, такой безотрадной. Господь Иисус Христос сточил жало смерти, истребив грех и вложив в нас новую закваску – благодать Святого Духа. Он хочет даровать нам кончину земную, как успение: тихую, светлую, дай Бог, безболезненную – в ту меру, в какой мы очистились здесь от страстей. Поэтому для апостола Павла смерть – приобретение. Он здесь носил в себе Христа, Спаситель был как бы изображен перед очами духовных детей апостола Павла, ибо уста Павла были устами Христа. Сила духа, действовавшая через апостола Павла, давала окружающим ощущение, что Сам Господь прикасается к ним.

Многострадальное тело апостола Павла подвергалось и биению палками, и побиению камнями, и в темнице он сидел не однажды, и кораблекрушение претерпел… Апостол, конечно, перешел к такому созерцанию, общению со Христом – лицом к Лицу, что его блаженство предстояния Воскресшему Спасителю там, за гранью земного бытия, уже не может быть описано земными словами. Но мы верим апостолу, жизнь для него – необходимость (он ради духовных чад оставался), а смерть – приобретение. Он упокоится от своих благовестнических трудов, уже не будет слышать клеветы от иудеев, подвергаться гонениям от язычников. Но радость всех радостей –Христос будет единственным предметом его внимания, прославления, славословия. Вот почему так важно в Пасхальные дни, на мой взгляд, читать послания Павла: дух бодрости, радости и благодарности, искрящейся энергии от слов апостола переходит к нам, становится достоянием наших сердец.

Да, батюшка, сейчас, можно сказать, Вы ответили на вопрос, который у меня был заготовлен: «Почему тема смерти и Воскресения в Церкви является основной?».

– Ну как же? «Всем нам надлежит единожды умереть и явиться на судилище Христово», – свидетельствует апостол Павел. Memento mori – так говорили еще древние языческие мудрецы. И память о кончине – это основа нравственного преуспеяния: помни, что ты – смертный человек, по крайней мере не будешь погрязать в смертных грехах.

Но в Священном Писании нам дано куда более глубокое проникновение в тайну смерти и воскресения. Иные люди, как говорил Спаситель, здесь уже мертвецы, если они убили сами себя смертными грехами (это измена супруге, гнев, переходящий в устойчивую ненависть, матерная брань, простите, которая сегодня слышится не в подворотнях, а в школьных коридорах – смертный грех!)… Не обманывайтесь, братья, апостол Павел из глубины веков как будто обращается к постсоветской реальности: блудники, пьяницы (мы не против вина, но против злоупотребления), ругатели Царства Божия не наследуют.

Представьте себе, что смерть – это безотрадное состояние уныния, отчаяния, безверия, гордостного самоутверждения, всегдашней обиды, нежелания благодарить Господа за дар жизни – разрушена Христовым Воскресением, если только мы пользуемся как следует плодами любви Божией к нам, а это раскрытие совести в таинстве Покаяния, исправление своей жизни, чтобы она была незазорной, чистой, прекрасной – и, конечно, причащение Святых Христовых Таин, чтобы, вобрав в себя Божественную благодать, мы могли щедро изливать ее и делиться ею со всеми встречными, правыми и виноватыми.

И для меня огромная честь, что вы приглашаете меня, провинциального батюшку (Красное Село, многие считают, где-то в районе Красноярска, – а это неподалеку от Садового кольца), в Пасхальный вечер иметь возможность обратить благовестие Христова Воскресения к миллионам людей.

Батюшка, помогите разобраться нашей телезрительнице в таком вопросе: «Имеет ли силу Исповедь без Причастия?».

– Конечно. И великую. Алексей Михайлович Тишайший (наш царь-батюшка, помазанник Божий, XVII век) начинал каждый день с водных процедур, принимал святую водичку, закусывал просфорою и призывал царского духовника. Представьте себе, какое послушание у священника, протоиерея Кремлевского собора каждый день… А вставал царь-батюшка затемно (был трудоголик как бы мы сегодня сказали), в 5-м часу утра. И вот уже в облачении, с крестом и Евангелием священник был у Алексея Тишайшего. И тот исповедовался.

Привезли откуда-то из Архангелогородской волости воеводу… «Донесли мне, что он взятки брал. В моем государстве такого не было!.. Как привели его, схватил меч и одним ударом рассек его, чтобы и другим неповадно было (как говорит апостол Павел, начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое). «Прости, Господи, душу грешную – на Светлой Седмице такое учинили царские руки мои. Но, батюшка, видит Бог, действовал я не своевольно, не по мести, а как исполнитель Божиего веления. Молюсь теперь за него, да упокоит Господь его душу в вечных селениях. Претерпев лютую казнь от помазанника Божия, да найдет там отраду»… Духовник скажет: «Ну, от Причастия воздержимся – не вели казнить, вели миловать. А Бог простит тебе грех твой, потому что действовал ты не по самоутверждению, не по злобе, а как Божий слуга, помазанник».

Надо вообще отметить, что в нашей традиции это два разных таинства: Исповедь и Причастие.

– Они разные, но связаны друг с другом, ибо Феофан (а уж он повыше будет стамбульского нынешнего старца Варфоломея) говорит, как подготовиться к Причастию: «Чисто исповедуйся, вот ты и готов». А то недавно случай был в Афинах. Все там причащаются (греки, братья наши) без Исповеди – все отпущено на ваше произволение. И человек, постоянно причащавшийся, стал умирать. Оказалось, что он ни разу в жизни не исповедовался. Священники – не прозорливцы и кого причащают, часто сами не знают: вот этот трансгендер, а вот этот – с двумя сестрами одновременно (не в Пасхальный вечер будет сказано) живет по плоти, и все предоставляется совести причастников.

У нас, безусловно, действует тот же самый закон: каждый да рассуждает, как он приступает – если не хочешь болеть или даже умереть, приступай с чистой совестью... Скажу про себя: приобщаясь достаточно часто, я всегда найду возможность исповедоваться своему собрату: самое великое в мире сокровище – чистая совесть. Хочется принять Христа и обернуть Его в чистые пелены своей совести, а не в тряпки, мазутом промазанные.

Если я кого-то обидел или кто-то из собратьев, может быть, вступит со мной в полемику – я только рад. К сожалению, сегодня в студии – один протоиерей Артемий Владимиров.

Батюшка, следующий вопрос: «Почему апостолы не пришли ко гробу Христа, как это сделали мироносицы? Они боялись?».

– Апостолы Петр и Иоанн пришли – по зову Марии Магдалины, которая обнаружила гроб опустевшим. А первыми были мироносицы: эти хрупкие, слабые представительницы прекрасного пола оказались бесстрашными в любви. Боящийся несовершенен в любви. Видимо, любовь ближайших учеников ко Христу еще была с горчичное зернышко. А Мария, Пречистая Дева, пламенная сердцем Мария Магдалина (что впоследствии дошла даже до Тиберия Кесаря и, передав ему пасхальное яйцо, произнесла ему на чистой латыни: Christus resurrexit! – «Христос Воскрес!»), Саломия, Сусанна, Иоанна, эти удивительные и скромные жительницы Палестины, о которых почти не упоминают евангелисты (женщины на Востоке всегда держались в тени), оказались сильнее всех страхов. И сильнее синедриона, который уже вынашивал замыслы мести и думал об убийстве учеников Христовых.

И это повод для нас во второе воскресенье по Пасхе прославить мироносиц и поучиться у них жертвенности, самоотверженности, радостной вере. Ведь апостолы могли бы сказать: «Ну что мы пойдем к Учителю? Мы хотели бы воздать Ему вновь честь и помазать Его тело ароматами, как это было при снятии с Креста. Но такой валун и 6 человек не сдвинут с места, и там же приставлена иерусалимская стража – эти люди не шутят. Мы уж как-нибудь переждем», и они действительно находились в состоянии уныния, отчаяния. Почему даже явление Христа Воскресшего не изменило тотчас их мысли? Они не готовы были воспринять эту истину – думали, что это призрак, самообольщение, фантом. Но Господь, преподав им двукратно мир и дав осязать Свои руки, уверил апостолов, что Воскресение не призрачно, а свершилось поистине. Как верим в это и мы, по слову апостолов-мужчин. Но первыми благовествовали великую радостную тайну победы жизни над смертью мироносицы, за что им честь и хвала.

Батюшка, мы совсем недавно поздравляли всех с 8-м марта. Можно сказать, что так принято в нашей среде…

– Ну, я особенно не поздравлял: ни Клара Цеткин, ни Роза Люксембург, ни французские блудницы, которых выпустили из Бастилии и которые пели в пьяном угаре «Свобода, равенство и братство», не вызывают у меня никакого сочувствия. Но весна, вторгшаяся в суровые зимние пределы, и другие празднества, конечно, понуждали нас быть галантными рыцарями. Мы не ходили с каменными лицами среди христианок, а говорили: «Здоровья вам! Счастья вам! Дожить вам до Пасхи Христовой! Примите эти мимозы и эти розы!».

Третья Неделя по Пасхе – Неделя жен-мироносиц: можно сказать, наш православный женский день. Что Вы скажете об этом? Ведь на приходах в общинах обычно так и есть.

– Я считаю, это день не только женский, но и мужской. Мроносицы, как мы выяснили, явились образцом христианского мужества, сердечной молитвы. И, безусловно, я бы хотел, чтобы наши сестры во Христе подражали мироносицам, чтобы среди них не было интриг, подзуживания и ревности. Чтобы они были, как истинные сестры, спаяны единомыслием, миром, любовью. Очень бы хотел пожелать (и обязательно еще мы это сделаем) нашим сестрам-христианкам скромности, опрятности, аккуратности. И особенно того, о чем говорит апостол Павел: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Но разве я могу вас, себя и наших милых мужчин (редких, но драгоценных) обделить вот этими благопожеланиями? Так что мы будем поздравлять и женщин, и мужчин.

Батюшка, прошу, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям в этот радостный Пасхальный вечер и вкратце рассказали, как правильно провести светлые дни Пасхи.

– Я думаю, дорогие друзья, sapienti sat («мудрому достаточно»). Если вы хотите быть всегда молодыми, здоровыми, богатыми (в меру), красивыми, благочестивыми, добрыми, счастливыми, блаженными, то один из дней Светлой Седмицы, начинающейся сегодня, побывайте в храме. Если вам удастся приобщиться Святых Христовых Таин, то это Небесное сокровище не прячьте в себе, но, выйдя из храма, расточайте всем благодать Святого Духа. Через слово, исполненное правды и любви, через деятельную помощь ближним и через тайную молитву. Надеюсь, что частичка этой молитвы достанется и мне, недостойному протоиерею Артемию, и бессменному ведущему телеканала «Союз» Сергею Платонову.

Спасибо Вам, батюшка, за эту встречу. Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Еще не раз и не два мы встретимся до Страшного Суда.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс