Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Говоря о православном мышлении, мы зачастую не очень понимаем, о чем речь. Наверное, каждому православному христианину понятно, что значит быть православным: молиться, ходить в церковь, участвовать в богослужениях, исповедоваться и причащаться. Большинство людей так и ответит на вопрос, кто такой православный человек. Но православное мышление для нас – какое-то особое понятие, какое-то особое погружение. Что же такое, на Ваш взгляд, православное мышление?
– Православное мышление – это прежде всего осознание себя христианином. Можно сразу же посмотреть на пример святых апостолов, которые ходили за Христом 3 года. И когда Господь Иисус Христос однажды заговорил с апостолами о Своей смерти, о том, что Ему нужно будет быть преданным, пострадать и Воскреснуть, апостолы рисовали это как воцарение. Они думали, что, когда Господь говорит о смерти, Он, скорее всего, говорит о перерождении, а Воскресение воспринимали как воцарение здесь, на земле, в Иерусалиме, и уже интерпретировали все ветхозаветные пророчества так, что должен прийти Царь этого мира. Они уже представляли, как будут царствовать рядом с Ним, ибо Он их избрал (даже был спор между двумя апостолами, кто воссядет по левую, кто по правую сторону, будет более приближенным). Но Господь видел эти совершенно плотские размышления.
Что такое – хождение со Христом 3 года? Представляете, со Христом ходили – если перевести на нас, я бы сказал, что это 30 лет нашего воцерковления. И все равно человек думает по-плотскому, не по-духовному (мышление о земном). И Господь говорит: не ведаете, о чем просите. Мышление должно искать не своего, а Божественного.
В другом месте Господь говорит: если хочешь свою душу спасти, ты должен ее потерять – как раз земное, что-то человеческое. И еще: каждый должен взять крест, отвергнуться себя и следовать за Христом. Отвержение себя и есть направление мысли православного человека, который должен видеть главное в Царствии Божием. Как говорил проповедник покаяния Иоанн Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Это мышление сродни духовному трезвению – объективному видению себя и направленности мысли в сторону Божественного.
Православное мышление – это не просто пребывание в Церкви и ощущение себя человеком, исповедующим Православие, но прежде всего обращение внутрь себя. Возникает вопрос: в бытовом, плотском мышлении мы не видим никакой греховности (кроме той, которую исповедуем перед священником, когда «отчитываемся» в неких грехах). Но если бы мы взглянули на себя действительно в духе покаяния, который нам послал Господь (мы его просим у Господа в молитве об исповедании грехов), то, наверное, были бы удивлены грехам и страстям, которые у нас есть. Из страстей в нас с какими, на Ваш взгляд пастыря (священника, который может очень много рассказать, с какими проблемами в приходской жизни сталкивается он и прихожане), нам прежде всего приходится бороться, чтобы найти в себе силы для православного мышления?
– Наверное, задействован весь спектр. Я занимаюсь «Братством трезвости», поэтому ко мне приходят люди с алкогольной зависимостью. Здесь эта проблема особо ярко выражена. И видишь, что человек просто поражает себя веществом и полностью отсекает себя от благодати Божией. Поэтому мы призываем всех к трезвому образу жизни, к даче обета трезвости – это очень важно.
Вопрос телезрительницы Любови из Абхазии: «Как приучить себя к хождению пред Богом?».
– Да, это действительно важный вопрос: можно сказать, это цель нашей жизни. Человек иногда хождение перед Богом переводит в другой, несколько плоский уровень: просто посещает храм... Например, слышал, как в одном из храмов читается «Господи, помилуй!»: вместо «Господи, помилуй!» – «Осподи, поми!». Когда в древние времена на Русь (еще к княгине Ольге) приезжали из Византии греческие пастыри, они совершали Божественную литургию, понятно, на греческом языке. И люди, которые приходили в храм, ничего особо не понимали: язык греческий. Они понимали только «Кирие, элейсон» («Господи, помилуй!»), что многократно произносится или поется (что, видимо, еще в те времена коверкали и появилось слово «куролесить»). Получается, это опять отсутствие православного мышления. Оно прослеживается всегда, на протяжении всей истории, как мы говорили, еще со времен апостолов.
А что нужно, чтобы ходить пред Богом? Стяжать благодать Святого Духа: как говорил Серафим Саровский, цель нашей жизни – стяжание Святого Духа. Мы должны ходить перед живым Христом, чувствовать Его, видеть Его...
Вот о проблеме алкоголизма мы говорили. Можно сказать, человек постоянно возбуждает свои рецепторы. И без алкоголя эти рецепторы точно так же возбуждаются благодаря постоянному потоку информации, обрушивающейся сейчас на человека. Посмотрите даже современный кинематограф: какой-то фильм снят в 1980-е годы монотонно, спокойно, там есть моменты, где показывается природа, тишина, человек идет по улице, а сейчас бывает отсутствие смысла, спецэффекты. Это опять же возбуждение каких-то духовных рецепторов, и человеку становится интересно смотреть на это. А если вдруг что-то монотонное, тишина – все, интерес отсутствует.
Что происходит, когда человек заходит в любой храм? В первую очередь там присутствует тишина, никто не стоит в наушниках, с плеерами. Начинается служба, чтец начинает читать молитвы, происходит богослужение. Человек вступает в духовную тишину и начинает приносить тишину к себе в дом. Даже когда мы читаем молитвы, перед вечерним и утренним правилом, есть такая рекомендация: постой немного, успокойся, приди в себя. Тогда ты сможешь услышать Господа. А не так: у меня сегодня очень много дел, надо сделать то-то и то-то – и 15 минут на прочтение молитв; и как говорится, начинаем «куролесить».
Конечно же, в вопросе о хождении пред Богом есть ответ. Хождение пред Богом – это когда человек постоянно чувствует, видит Бога перед собой, общается с Ним.
Часто, бывает, мы каемся в рассеянности во время молитвы: даже в нашу молитву постоянно вмешиваются «плотские» мысли, которые мешают нам услышать ее внутри себя – мы обращаемся к Господу, но думаем: «Так, что-то у меня зарплата в этом месяце…», и так далее. Но если мы все время размышляем и думаем о Господе и, что называется, ходим перед Ним, то мы размышляем и о смерти Спасителя, и о Его Воскресении. И мы больше всего на свете хотим спастись, мы тоже хотим в жизни вечной быть у Господа. Может ли человек, который зависит от страстей, в том числе и от алкоголя и наркомании, надеяться на спасение?
– Нужно, чтобы человек выражал эту надежду какими-то делами: жить не по-христиански, мыслить плотски и надеяться, что Бог все равно всех спасет, – это, я бы даже сказал, хула на Духа Святого: как раз тот грех, который не прощается Богом.
Господь хочет, чтобы человек трудился, чтобы он действительно отвергся себя. Человек привык жить для себя, он думает: «Это же мое удовольствие – что тут плохого? Вот я выпью». Почему такое множество людей садятся в автомобили в алкогольном опьянении? Они хотят угодить себе. А Господь говорит: «Чтобы получить счастье, ты должен Мне угодить, Богу угодить – отвергнуться себя, взять крест и следовать за Мной».
Значит ли это, что всю жизнь надо провести в неких мучениях? Если человеку скажут: «Отвергнись себя, возьми крест свой, себе вообще ни в коем случае не угождай», – в этом нет радости?
– В Господе радость – Господь и есть нашей Радостью, Он сотворил человека, чтобы человек радовался. Мне сразу вспомнилась притча Господа Иисуса Христа о жемчужине: человек находит, как говорит Господь, огромную жемчужину, бежит и продает все свое имение, все продает – может быть, даже берет в долг и покупает эту землю, берет эту жемчужину – вот его радость. Наша радость – это Господь. И нет другой радости.
Употребление алкоголя я бы не назвал радостью – это веселье. Это несколько другое. Сказано: вино веселит сердце человека. В Книге Екклесиаста сказано: увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех; во время веселья человек и делает глупости. Сейчас это вообще распространено – бездумное делание каких-то глупостей, совершенно бессмысленный юмор. В молодежных течениях распространены такие вещи. А Господь говорит: «Да, ты можешь радоваться, можешь даже веселиться, но знай, что за все дашь ответ пред Богом, что потом будешь приведен на Суд». Радость должна быть осмысленной, а алкоголь (где дьявол-то появляется? – в алкоголе) просто притупляет сознание человека, и Господь тут же отходит от него.
Не Господь отходит, а мы отходим от Господа?
– Да, именно так – так даже вернее. Человек сотворен по образу и подобию Божию, в нашей природе есть Бог: даже говорят, что голос совести – это голос Божий. Вот если прислушаться к себе... Возьмите святую Варвару – ее воспитывали в язычестве, отец старался, чтобы она полностью была язычницей, а она, просто рассматривая мир (она жила в большой башне, смотрела на небо, звезды), без какой-то помощи пришла к осознанию, что есть Творец, есть Создатель. Потом, когда уже повзрослела, она вышла на улицу, познакомилась с христианами и (мы знаем эту историю) стала христианкой.
Получается, если мы зависим от алкоголя или, не дай Бог, еще и от наркотиков, мы уподобляемся язычникам: мы верим в другого бога, который заменяет нам Господа нашего, и становимся язычниками.
– Я исповедую тотальную трезвость и жду момента, когда алкоголь будет запрещен. Знаете, если отмотать лет 30 назад, мы видим, что было равнозначное отношение и к никотиновой зависимости (к табаку), и к алкогольной, можно было везде встретить людей с папиросами, и в фильмах многократно... Сейчас мы видим, что курение практически запрещено в общественных местах, больницах. Уже есть какие-то сдерживающие факторы, уже стали понимать, что курение – это плохо, но в отношении алкоголя пока тишина.
Помните время, когда пиво продавалось на улицах прямо из ящиков – и люди пили пиво, сидя верхом на скамейках? Было огромное количество рекламы и пива, и вина: и на билбордах, и на рекламе по телевидению постоянно, потом ее запретили – убрали рекламу с улиц, потом запретили рекламу алкоголя до 10-ти часов вечера. Сейчас вообще не вижу этой рекламы и очень сильно упала продажа пива в России. Это говорит о том, что алкогольная зависимость и пропаганда связаны?
– Пропаганда пока еще продолжается. Я, например, часто с ней сталкиваюсь. Вот мне посоветовали посмотреть два зарубежных фильма, вроде бы как раз о том, как хорошо жить трезво, но я там увидел еще более страшные вещи. Один фильм – «Экипаж» с Дензелом Вашингтоном. Он там в пьяном виде сажает самолет, у него зависимость. Но там показывают еще более страшные вещи: его приводят в нормальное состояние наркотиками. Вызывают, дают ему эти наркотики, он их нюхает, встает – и как здоровый человек. По нему даже не видно, что он только что выпил сколько-то бутылок водки.
Другой фильм – «Джунгли». Кажется, хороший фильм, там спасают человека. Но самое яркое впечатление от этого фильма (его, может быть, некоторые пропускают, не обращают на него внимания) – когда главному герою перед путешествием дают наркотики. Он их нюхает, и появляются спецэффекты: летают какие-то бабочки, все крутится, вертится; потом весь фильм действительно о спасении человека, он выживает в жутких условиях. Речь о том, что даже индустрия (западная индустрия) построена на подсаживании человека на зависимость. Понимаете? Видимо, просто это большие деньги, и за этим стоят, к сожалению, злые люди, которым неважно, что у нас... Знаете, сколько сегодня людей в России умерло от алкоголя?
Нет.
– 1400 человек в день. Это статистика, ее можно посмотреть: от 1400 до 1500 человек ежедневно в России.
Полторы тысячи человек в день умирает от алкоголя?..
– А зарегистрировано в России алкоголезависимых 5850000 человек. Представляете размах? У нас, например, идет подсчет людей: сколько человек причащается в храме. У нас – больше всего на Пасху, 1 200 человек, на двух Литургиях это битком набитый храм. Представьте себе: вот столько людей ежедневно гибнет от алкоголя.
А если смотреть по миру, то от чего в основном гибнут люди в мире (понятно, после старости и всяких заболеваний)? От голода! И чем себя оправдывают эти алкоголезависимые люди? Они говорят: «Мне тяжело жить». А если сравнить с теми, кто живет в Африке? В Южной Африке в основном гибнут – им действительно тяжело жить. Там пищи нет, воды нет, антисанитария. Понимаете? А у нас (приведу маленький пример) приходит мужчина, плачет, рыдает. Что случилось? Говорит: «Я жить не хочу. Я сегодня заводил свою машину, а она не завелась. Я сел во вторую машину (жены), и на ней у меня ДТП, она сломалась. Вот я и пришел в храм. Я жить не хочу» – у человека прямо повод выпить.
И другая ситуация. Приходит мужчина (рядом с нами больница) и говорит: «Знаете, у моей жены ноги ампутировали. Она просит, чтобы вы пришли к ней, причастили ее». Я прихожу к ней, спрашиваю: «Ну как вы? Наверное, унываете?». Она крестится (православная) и говорит: «Господи! Слава Тебе, Боже, за все. Значит, так надо». А муж что про нее сказал? Муж сказал: «Видимо, Господь не хочет, чтобы она была на человека похожа – Он хочет, чтобы она была на ангела похожа, без ножек». Вот отношение, мышление православного человека и светского.
Вопрос телезрительницы Елены из Московской области: «У нас в православной среде (это не сейчас родилось, давно, и это продолжается) человек не может взять на себя ответственность, принять какое-то решение, все „как батюшка благословит”. Годами около батюшки человек – и все говорит „как батюшка благословит”, вплоть до каких-то бытовых вопросов. Правильно ли это? Я помню, схиигумен Савва (Остапенко), псково-печерский старец, писал в своих воспоминаниях: смотрю на своих духовных чад и плачу – они карлики, они не растут… Насколько актуален и насколько важен вопрос ответственности, принятия решений?».
– Да, есть такая проблема. Я переведу это даже на «Братство трезвости»: бывает так, что «Братство трезвости» выстраивается в такое тоталитарное общество, где человек привязывается невидимым поводком к священнику. Мы сейчас пытаемся возродить то, что было до революции, – православное «Братство трезвости», где людей называли трезвенниками, а не алкоголиками. И задача священника, возглавляющего «Братство трезвости», – сделать человека свободным во всех смыслах. В первую очередь, конечно же, от алкоголя. Человеку нужны какие-то «костыли», опора, ему нужен выход. Он должен научиться исповедоваться, научиться разговаривать с Богом, соединяясь с Ним в Причастии Святых Христовых Таин. Если смотреть на неправильные направления, когда нагнетается: «Ты алкоголик, ты должен всегда у меня все спрашивать», – это уже отклонение. Получается, человек просто меняет свою зависимость: с зависимости алкогольной на зависимость от организатора «Братства трезвости».
Мы всегда смотрим на Господа, на Евангелие. Господь 3 года ходил с учениками, Он их всему научил. Потом в какой-то момент Он покинул их, и они остались один на один с Богом. Задача «Братства трезвости», председателя «Братства трезвости» – сделать человека свободным во всех отношениях, в том числе и от «Братства трезвости»: впоследствии человек просто должен стать христианином. Ему уже будет неважно, на какой он ходит приход: самое главное, что он приходит к Господу. И когда человек исповедуется, неважно, у какого священника он исповедуется: он исповедуется Господу.
Вопрос: что делать человеку, попавшему в зависимость? Он должен прийти просто в любой храм и обратиться к священнику? И везде ли существуют службы помощи?
– Слава Богу, у нас еще в 2015 году Русская Православная Церковь приняла «Концепцию по утверждению трезвости». В соответствии с ней при каждом храме должно быть организовано «Братство трезвости», поэтому можно прийти в любой храм, обратиться к священнику; может быть, еще не в каждом храме есть «Братство трезвости», но в епархии точно есть такие трезвеннические отделы.
Любому человеку есть способ помочь, или все-таки бывают безвыходные ситуации?
– Знаете, у меня все стараются. Все, кто приходит, проходят какие-то ступени, у кого-то не получается, кто-то оступается, но мы не бросаем людей – Господь каждому дает шанс, и пока человек жив, есть шанс исправиться, побороть зависимость.
Мы говорим это для всех людей, которые, что называется, опустили руки, – не опускайте руки: обращайтесь за помощью в ближайший храм, и вам обязательно помогут!
– Помоги всем нам Господь жить в трезвении и чистоте!
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.