Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос: «Можно ли причащаться несколько раз на неделе, пока есть такая возможность?».
– Все-таки это вопрос личный: нельзя дать совет общего характера, нужно понимать, как человек относится к Причастию.
Видимо, очень хочется.
– Очень хочется – понятно, но мы все-таки должны к Причастию определенным образом готовиться. Если мы часто причащаемся, то должны вести определенный образ жизни – жизнь более Евангельскую, я бы сказал. Это не значит, что нужно поститься много или еще какие-то правила исполнять, – но есть внутреннее правило, понимаете? Оно требует определенной чистоты. Это самое сложное в Причастии, ибо наш самый главный страж – совесть. Когда ты идешь причащаться, кого ты боишься больше всего? Не батюшку: ему ты поисповедовался, он прочитал молитву… Ты боишься совести. Этот голос не зря нас предупреждает, потому мы приступаем к Причастию «со страхом Божиим и верою»… Поэтому я бы сказал, что этот вопрос решается лично, с духовником.
Я считаю, это вполне возможно, есть такая практика. Но нужно понимать, что это не просто мое желание: сегодня хочу так, завтра по-другому.
Нужно понять еще одну вещь. Что значит предательство? Это может быть сокращение отношений. Вот мы с вами друзья, жили душа в душу, общались. Потом в какой-то момент я вдруг прекращаю с вами общаться, общаюсь редко: я ваш друг, я вас не предавал, не покидал, но у меня свои дела. Может это считаться охлаждением отношений?
Я к чему говорю? Если мы причащаемся часто, скажем, в течение недели, а потом вдруг месяц не причащаемся, не будет ли это подобно тому случаю, который я описал? Мы шли-шли вместе, а потом вдруг один кто-то удалился и сказал: у меня свои дела. Нужно понимать, что если мы беремся какое-то правило исполнять (скажем, молитвенное, постное), а потом вдруг опускаем его – это тоже не очень хорошо. Наверное, нужно браться за то, что нам под силу нести (пусть не всегда, но с Божией помощью).
Мы часто мудрствуем, что «сейчас недостойны, сейчас мы не будем причащаться», «сейчас я не готов, да и как-то не хочется…»
– Ну и хорошо, что мудрствуем. Мне кажется, человек должен размышлять о Причастии: это же не праздный вопрос. Когда мы думаем, что недостойны, где-то внутри уже начинаем каяться. Это хорошо.
Знаете, в «Добротолюбии» написано: кто познал себя, тот духовно выше, чем тот, кто может мертвых воскрешать. Если я научусь воскрешать мертвых, а себя еще не познал? А вот познать себя сложно. Любой шаг – это всегда мучительный выбор, шаг в неизвестность. Как можно предугадать личные отношения? Вот я встретился с человеком, начинаю ему про себя рассказывать. А что он про меня думает? Может, он посмеется надо мной и потом друзьям своим расскажет? Но не рассказывать тоже страшно: останешься один. Это шаг веры.
Я верю, что Бог примет меня с моим недостоинством, со всеми моими неполадками духовными, которые мне совесть подсказывает. Да, я верю, но я точно не могу знать про это. Сомнение всегда должно быть – это здоровое сомнение, нормальное. Как сказал отец, который пришел просить об исцелении бесноватого сына: «Верую, помоги моему неверию». Это, наверное, наше состояние такое.
Даже когда ты понимаешь, что сейчас как раз Причастие в осуждение. Ты так решил...
– Я думаю, это мы решаем, что в осуждение: ведь не нам решать за Бога, что Он видит в нас, – Он же видит всю нашу жизнь. Мы видим только какую-то ее часть, а какую? Часто мы себя обманываем, а какую-то часть по-разному оцениваем. Иногда проходит время, и мы вдруг свои поступки переоцениваем – чаще всего так бывает. Но Бог-то видит их истинную ценность. Поэтому, думаю, нужно больше стремиться верой причащаться. Даже начало молитвы такое: «Верую, Господи, и исповедаю». Само слово «вера» дает энергию: да, ты человек немощный, слабый, но ты же веруешь, ты пришел не к кому-то, а к Тому, Кто сказал: «Я пришел с вами быть здесь – Я хочу, чтобы вы были со Мной». Желание Его такое. Это не равнодушие, – наоборот, это самое горячее, живое участие в жизни всякого человека.
Вопрос: «Существуют ли сглаз и порча?».
– Такой вопрос часто задают. Нужно понимать, что такое сглаз и порча. В определенном смысле слова колдовство существует – оно связано с темными силами: мы не можем сказать, что их не существует, что нет их вмешательства в жизнь человека.
Невидимый мир существует, и он частично человеку противопоставлен. Дьявол называется «человекоубийства искание» – он ищет всячески, как человеку повредить. С другой стороны, у человека есть ангел-хранитель, есть и другой мир духовный, который человека защищает. В этом смысле тоже есть некое понимание, что человек сам себя определяет, к какому миру он ближе. Если он ближе к миру падших духов, тогда он попадает под их влияние. Если он отходит от этого мира, то попадает под защиту ангелов, которые его от этого мира и от мира падших духов защищают.
Мне кажется, колдовство связано с грехом определенным образом. И порча, и сглаз – все это связано с какими-то грехами, которыми человек грешил, а потом Бог попускает такие события с ним. У апостола Павла, помните, когда брат согрешил, то его предали сатане, образно, чтобы дух спасся. Это образно, но если говорить о жизни человеческой, что важнее? Чтобы спаслась душа. Всякие внешние неприятности Церковь ставит не так высоко, ибо душа вечна. Иногда бывает, что по попущению Божию с человеком случаются неприятности, в том числе и от темных сил. В конце концов, можем вспомнить Книгу Иова – какая уж тут порча, какой сглаз? Все отнято.
Помните спор дьявола с Богом о душе Иова? «Только душу его сбереги». Все – дети, имущество, жена, друзья – отнято. Друзья его не поняли: «Ты так согрешил, что ли? Почему у тебя так плохо? Скажи, признайся». Или супруга, которая сказала: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (так жить, как ты, нельзя). Человека все оставили, но он нашел в себе силы противопоставить себя злу, сказав: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими… Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно.
Мы видим, что часто бывают испытания. Но они даются людям сильным духом, верным. В этом испытании Иов дьявола посрамил – он отошел от Иова посрамленный, он душу его не завоевал, не получил. Но это исключительный случай. Конечно, Священное Писание нам дает это понять. На это мы можем сказать: да, есть разные случаи. С одной стороны, это следствие греха, грехопадения человеческого, и тогда он попадает под власть тех сил, тогда такие манипуляции, как колдовство, становятся возможны, – или это некое испытание, но для людей уже очень искусных духовно.
По-житейски понятно, что праведный Иов – это пример. Но как не унывать в ситуации, если у тебя все отнимается, уходят друзья, и так далее?
– Сложно не унывать: мы немощные люди. Дух уныния всегда рядом – чуть где-то какая-то болезнь, неприятность на работе, потеря, уже человек склонен унывать. Это первая человеческая реакция, мне кажется.
Потом уже мы выбираем, как нам жить: либо унынием и всю жизнь плакать, что так случилось, либо смириться. Смириться – не значит, что я буду терпеть, сжав зубы, – я пойму жизнь по-другому: пойму – то, о чем я переживаю, этого не стоит. Иов это понял. Он ценил семью и детей, любил их, он каждый день приносил за них жертву, но он понял, что в конце концов есть жизнь другая – в ней все будут живы: и дети его, и все, и он в том числе. Есть другие ценности.
Иногда человек проходит испытания. Вначале унывает, а потом приходит и говорит: я понял, есть другая жизнь. Хотя раньше казалось, что нужно жить так, но теперь человек увидел другую жизнь и может жить по-другому. Разные бывают случаи. Не дай Бог никому никаких испытаний, я так считаю: мы все-таки слабые, немощные духом, поэтому нам трудно, нам каждый такой шаг дается с трудом. Но кому он уже выпал, унывать не надо – надо посмотреть на жизнь по-другому.
Вопрос телезрительницы: «Я прочитала высказывания святых отцов: не молитесь многословно, молитесь кратко. Рассеивается внимание. Считается ли многословным молитвенное правило? Я стала замечать за собой, что почти все молитвы уже наизусть знаешь, и внимание рассеивается. Но почему-то мне очень тяжело молиться кратко. Мне кажется, что я что-то недоделала. Как себя вести?».
– Молитвенным правилом Церковь пользуется уже веками. Это правило очень доброе, хорошее. Если вы привыкли молиться, рекомендую молиться вслух. Когда мы читаем правило, вообще читаем молитвы вслух, они как-то больше проникают в нас: слово, сказанное вслух, большую силу имеет. Само слово молитвы такое сильное, что оно формирует в нас определенное духовное состояние. Примером может явиться то, что люди, которые даже не понимают часть текста в славянских молитвах, чувствуют, как молитва на них производит определенное действие. Значит, она действует иногда даже помимо сознания.
Что это означает? Феофан Затворник в своих письмах пишет: если отвлекаешься во время молитвы, не отчаивайся – это обычное искушение, продолжай молитвы читать, но вслух; слово, произнесенное вслух, все равно подействует на тебя.
Краткая молитва требует определенного состояния. Не зря святые отцы писали об определенной (грубое слово) технике молитвы: как молиться можно, как нельзя, как привыкать к этой молитве. Опять же, при постоянном повторении определенной краткой молитвы ра-зум-то отвлекается. Как сделать, чтобы разум с устами молился? Господь же говорит: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Есть определенные правила, как молиться краткой молитвой. Я считаю, прекрасная книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» – об Иисусовой молитве (или можно другие книги об Иисусовой молитве почитать).
Что касается утренних и вечерних молитв – читайте их вслух. Если чувствуете, что выучили их, – вслух читайте спокойно, и увидите, что легче молиться вслух (если есть возможность, конечно: я понимаю, что это не всегда возможно, когда семья или вы на работе, но если есть возможность – читайте вслух).
Вопрос: «Крестная ребенка приняла буддизм. Как быть? Можно ли взять новую крестную?».
– Новую крестную нельзя взять, ведь само Крещение уже совершено, назад это событие нельзя вернуть – это как рождение ребенка: нельзя его новым родителям передать, у кого он родился, у того родился. Увы, смысла в новом крестном нет. С другой стороны, хочу напомнить, что сейчас само значение института крестных утеряно – таких, которые были когда-то, во времена Пушкина или раньше: они были молитвенные, они активно участвовали в жизни своих крестников. Сейчас мы живем все-таки очень замкнуто, в жизни другой семьи участвовать очень тяжело – и из-за времени, и многого другого. Традиция общения изменилась даже за последние 50 лет, не говоря уже о столетиях.
Сейчас институт крестных возрождается. Кстати, благодаря беседам, которые сейчас проводятся с крестными, люди стали менять к этому отношение. Если лет 20 назад крестные просто покрестили, вместе за стол сели, отпраздновали – и все, то сейчас уже многие крестные приходят на Причастие перед Крещением, если они давно не причащались. Мне кажется, постепенно ситуация будет меняться...
К сожалению, такие случаи возможны: человек может отпасть от Православия – самый хороший, самый интересный человек может отпасть. Но это не значит, что все пропало: надо молиться, чтобы человек вернулся в Православие и вернулся к своим обязанностям крестного, – но так бывает.
Вопрос телезрителя: «Как относиться к людям, которые считают, что их вера в Бога самая правильная, и осуждают других за их другое мнение? Грех ли это?».
– Конечно, мы не вправе судить веру другого человека. Любые суждения о вере уже есть нарушение какого-то правила: вера – это личная жизнь человека. Как мы можем сказать ему, что его личная жизнь плохая? С другой стороны, есть люди, которые любят обсуждать чужую личную жизнь. Мы их не приветствуем, называем сплетниками и так далее. Но ведь это есть. Конечно, человеку духовному вообще не следует обсуждать духовную жизнь других людей, ибо это не ему судить. Господь говорит: кто ты есть, судяй чуждему рабу? К сожалению, есть любители и про чужую личную жизнь поговорить, и про недостатки – такой грех есть у людей. Здесь только один рецепт – «врачу, исцелися сам». Что такое вера праведная? Как писал кто-то из наших философов, Православие не доказуется – оно показуется. Так покажи веру жизнью своей. И человек скажет: «Ой, как здорово он живет – наверное, у него прекрасная вера». Его не надо будет убеждать, что твоя вера лучше. Тогда не нужно никого и осуждать. Вот прекрасный способ показать, что твоя вера лучше: покажи хорошую, добродетельную жизнь. Не говори о ней, а именно покажи из самой жизни, а слово твое пускай при этом молчит...
Вопрос: «В Евангелии есть такие слова: никого нельзя любить больше, чем Бога. А как же дети и родители? Поясните, пожалуйста».
– Да, такие слова есть, они нас немножко смущают. Я тоже смущался этими словами, честно говоря... Мы часто ставим вопрос: «или-или» – или Бог, или ближний, или родители; или правила, или домашние дела; или в церковь, или с семьей. На самом деле так вопрос ставить неправильно. Когда человек глубоко Бога познал, он уже никого не потеряет из людей.
О чем говорит Христос, о чем говорит нам Евангелие? Чтобы познать, полюбить людей в полноте, не эгоистично (как мы часто хотим, чтобы они были наши, чтобы при нас), а именно полюбить так глубоко, как учит Евангелие, нужно Бога полюбить вначале. Тогда мы научимся любить людей.
Я тоже просто объясню. Я люблю кого-то, а потом он мне досадил, и моя любовь вдруг куда-то пропала, я начинаю лупить или ругать детей, или что-то еще… Где ж твоя любовь-то? Где она, как говорит апостол, которая долготерпит, милосердствует, не завидует? Где эта любовь? Нет ее. Значит, нам нужно научиться любви из Евангелия: от Христа мы принимаем это учение. Когда мы такой любовью полюбим, она нас никогда не покинет.
Я где-то читал хорошее рассуждение, что любовь никогда не заставляет человека страдать – это правда, настоящая любовь не должна заставлять страдать. А мы все время страдаем из-за любви: мы любим своих, а они нас недостаточно любят, и мы страдаем. Значит, это не любовь, это эгоизм – самолюбие нас обмануло: мы самоутверждаемся в других.
Вот почему, к сожалению, человеку нужно прежде разобраться с собой и полюбить Бога. Тогда он избавится от дегтя эгоизма, который есть в наших самых чистых, самых добрых отношениях с людьми и который может перевернуть все это и сделать в конце концов нас ревнивыми и злыми, осуждающими близких, которых мы любим: казалось, я люблю их, а тут же и осудил. Чтобы этого не случилось, нужно Бога полюбить.
Благодарю Вас за беседу. Я бы хотел, чтобы в заключение передачи Вы обратились к нашим телезрителям с поучением, пожеланием.
– Я желаю всем светлой Пасхи Христовой. Есть несколько дней в году, которые могут поменять жизнь человека совсем – мы часто ждем перемен на работе, в семейной жизни, в материальной, мы ждем, копим что-то, стараемся, а есть дни, которые всю нашу жизнь могут перевернуть и сделать ее глубокой; это день Пасхи, и желаю, чтобы эта Пасха для вас стала такой переменой, чтобы она наполнила вас радостью, наполнила духовным содержанием нашу жизнь, чтобы мы стали внутренне чуть богаче с этим праздником. Я желаю всем светлой Пасхи Христовой, этих светлых дней, глубоких и хороших.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.