Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1009) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№16 (1009) / 22 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Протоиерей Владимир Волгин продолжает рассуждать на тему Божественной литургии; хотела бы напомнить, что наши предыдущие беседы можно прочитать в «Православной газете», о которой не надо забывать и которая публикует беседы о Евхаристии. Иногда что-то, может быть, бывает непонятно, хочется еще раз вернуться к пониманию каки-либо моментов Божественной литургии, тогда можно открыть газету и прочитать.

– Мы остановились практически на конце Божественной литургии, на ектенье. Она (одна из последних) произносится священником (либо диаконом, если священник находится в сослужении с диаконом) перед тем как священству причаститься Святых Христовых Таин, а потом и народу Божию, стремящемуся тоже причаститься, чтобы Христос обитал в нас, а мы обитали во Христе. Эта ектения очень знакомая, она произносится и во время Божественной литургии, и во время всенощного бдения, поэтому заострять внимание на ней мне бы не хотелось. Хотелось бы сказать о заключительной ее части.

После того как произносится прошение: «Соединение веры и причастие Святага Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – бывает возглас. Причем это такой возглас, который на современный русский язык невозможно перевести. Есть много людей, которые пытаются склонить Церковь к тому, чтобы перевести богослужение на русский язык. Но церковнославянский в себе содержит такую широкую палитру нюансов, что невозможно выразить их современным русским языком.

Вот возглас, к которому мы пришли после ектении: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Как это перевести на русский язык? Совершенно непонятно.

Невозможно.

– Это просьба, чтобы Господь сподобил нас, то есть дал нам возможность, помог славить Бога: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением…». Любая молитва человеческая должна быть связана с дерзновением. Часто мы, священники, когда не находим иного ответа на поставленные прихожанами вопросы, говорим: «Молитесь» – иного пути нет. Но как молиться? Конечно, всем сердцем надо молиться, вопиять ко Господу, чтобы Он помог в той или иной ситуации справиться тебе либо другому человеку, или чтобы Господь привел другого человека к Себе и таким образом избавил бы его от всех нестроений в жизни: когда человек приходит к Богу, он начинает понимать, с чем связаны нестроения в жизни.

И я все время говорю, что надо обязательно вопиять – не механически произносить молитву и не потому, что тебе сказали произносить молитву. Допустим, если твой ребенок тонет, то ты закричишь всем сердцем, чтобы кто-то спас твоего ребенка (если не можешь сам спасти); или мы можем оказаться в ситуации, когда нуждаемся в помощи, и тогда кричим: «Помогите! Спасите!». Вот так надо кричать ко Господу – с дерзновением. Кстати, это тоже удивительное слово – «дерзновение»: это значит не только с дерзновением воскликнуть что-то, но еще осмелиться воскликнуть... Это слово очень глубокое само по себе и заключает в себе много смыслов, дополняющих друг друга: «Со дерзновением смети», то есть дать возможность, дать силу этому вопиянию к Богу.

«Смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати» – мы опять исповедуем здесь Господа, Который управляет всем миром, и снова призываем Бога Отца к завершению Божественной литургии. Народ Божий (либо хор) поет: «Отче наш, Иже еси на небесех...» – эта молитва дана Самим Господом Иисусом Христом, когда ученики просили: «Господи, научи нас молиться». Господь дал вот эту Господню молитву «Отче наш». Она исповедует Пресвятую Троицу.

«Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...». «Да святится имя Твое» – что это значит? Оно и так само по себе святится, Господь всегда находится в Фаворском сиянии, в Фаворском свете. Что же это за призыв такой? Чтобы в нас святилось имя Его, чтобы мы тоже стали светом для мира и солью для земли и чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили бы Отца Небесного. То есть чтобы в первую очередь в людях святилось имя Его.

Человек – особое творение, краса Вселенной, венец всего живущего. Поэтому кто, как не мы, можем светить именем Господа нашего? И через нас свет должен распространяться на весь окружающий мир. Я видел людей праведных (и все видели наверняка): они действительно сияют каким-то необычным светом, который невозможно осязать, но можно увидеть. Праведники – светоносные люди, имеющие в себе Святой Дух, как и преподобный Серафим Саровский, преобразившийся перед Мотовиловым, когда лицо его больше, чем солнце, просияло. Вот так мы должны светиться Богом, Фаворским светом. Был замечательный богослов, митрополит Антоний (Блум) (в свое время экзарх Западной Европы, епископ Русской Православной Церкви, в конце жизни он был настоятелем собора в Лондоне). Это был очень глубокий человек. Он говорил, что в человеке не может появиться деятельной веры, если он не встретит того, через кого рассеивается свет Небесный, Божественный свет. Вот об этом свете и говорится в этой молитве.

«Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...», ведь мы же все жаждем быть в Царствии Божием. Я какое-то время размышлял над словами Иоанна Предтечи – перед тем как он вышел на проповедь, перед тем как крестил Господа Иисуса Христа в водах Иордана, он говорил (а потом и Сам Господь говорил): «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Такое странное выражение: приблизилось Царствие Божие.

А почему оно было далеко до проповеди Иоанна Крестителя и до проповеди Христа? Да потому, что врата в Царствие Божие были закрыты со времени грехопадения Адама и Евы. Вместо того чтобы покаяться, Адам свалил вину на Еву, а Ева – на змея, хотя Господь призывал к покаянию и спрашивал: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Непонятный вопрос для Всеведущего и Всевидящего Бога, а этот вопрос – спасательный круг, который Господь бросил человечеству в лице Адама и Евы. И если бы Адам и Ева пали перед Господом ниц и сказали: «Господи, прости нас, не ведали, что творили», – то Господь, безусловно, простил бы их, и Адам и Ева не были бы изгнаны из Царствия Божия, из рая, и двери Царствия Божия не были бы закрыты.

Господь пришел искупить живых и мертвых (тех, которые умерли, но по жизни душевной бессмертны, как каждая душа человека), ведь в этом заключалась Его основная миссия – искупить первородный грех человеческий и снова открыть врата в Царствие Божие. Оставалось немного времени до открытия врат. Ведь Господь Иисус Христос проповедовал всего-навсего 3 года. «Приблизилось Царствие Божие» – это значит: «Вот-вот Я Своим подвигом земной жизни, для которого Я был предназначен Богом Отцом, открою для вас врата Царствия Божия». Поэтому для каждого человека, естественно, приблизилось Царствие Божие, для каждого из нас. Вот в чем заключается смысл слов Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». А потом и Господь повторяет те же слова.

«Да будет воля Твоя». В чем заключается воля Божия? О какой воле мы говорим? Во-первых, Господь управляет всем миром, и Промысл Божий совершается всегда – даже когда Он попускает нам разные нестроения в жизни и искушения бесовские. В связи с этими словами молитвы можно было бы сказать, что мы здесь, еще не освобожденные от греха и страстей, не только бываем исполнителями воли Божией, но и воли духов злобы поднебесных. Господь, оставляя за нами абсолютную свободу, призывает нас к исполнению заповедей Божиих и других заповедей (церковных или заповедей блаженств). Церковные заповеди – это хождение в церковь, исполнение постов, молитвенных правил и так далее. В этом Его воля.

Но кроме этого мы встречаемся и с другой волей. Например, я подумал почитать Евангелие, но тут же находятся тысячи каких-то дел, препятствующих чтению Евангелия и молитве.

Как бы две воли на земле: воля Божия, не совершающая над нами никакого насилия, и воля духов злобы поднебесных, которые совершают над нами насилие и тотально хотят нас поработить. Поэтому мы молимся: «Да будет воля Твоя – только Твоя воля». А когда будет только воля Божия? Когда совершится абсолютная победа над силами зла, когда они будут заключены во аде и уже не будут действовать в человеческом мире, а тем более в Царствии Божием. Оно заселится (и сейчас заселяется) праведными душами, желающими спастись и желающими исполнять заповеди Божии – только Божию волю. Потому такое удивительное прошение: «Да будет воля Твоя». Воля Божия всегда преисполнена блага, она в нашей жизни направлена только на то, чтобы дать нам возможность (а мы по собственной воле ее теряем) спастись и стать гражданами Царствия Божия.

Отец Владимир, иногда телезрители спрашивают, как понять смысл выражения «яко на небеси и на земли»? На небе же и так Божия воля – какая может быть еще?

– Мы смотрим на небо: оно сияет красотою, голубизною, солнцем. Но в то же время бывают и облака на небе, и тучи, и гроза. Так вот, по свидетельству святых отцов, в воздухе, наполняющем наш земной мир, скопление духов злобы поднебесных. Мы их не видим. Поэтому в узком смысле, когда мы говорим «яко на небеси и на земли», – мы говорим, чтобы и на небе тоже была воля Божия, чтобы и на небе, которое мы видим своими глазами, отсутствовали духи злобы поднебесные. Мы просим, чтобы и на небе, и на земле до абсолютной победы Бога (о которой я сказал) над злом и над тьмою духов злобы поднебесных являлась воля Божия, при нашей человеческой жизни, когда еще не совершена эта победа. По сути, победа уже есть, ведь Христос пришел на землю – да, мы ожидаем Второе Пришествие, когда будет заключительный акт победы над миром зла.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (всегда давай нам хлеб насущный). Здесь имеются в виду два хлеба, если можно так выразиться. Первый – это пища, хлеб, в котором основа нашей жизни, основа нашего питания: в хлебе заключена какая-то особая энергия, содержится огромное количество микроэлементов, витаминов, то, что насыщает нас. В конечном итоге мы, как аскеты, могли бы питаться только хлебом и водой.

Но еще здесь говорится именно о Хлебе Небесном – хлебе, который становится Плотью, Телом Господним во время Божественной литургии. Это еще более насущный хлеб для нас: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я». И об этом хлебе тоже говорится в этой молитве.

Когда Господь Иисус Христос в образец поставил эту молитву Господню, ученики Его еще не предполагали ничего подобного о Теле и Крови Его. Хотя Господь Иисус Христос (в Евангелии от Иоанна) говорит: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». Вот Кто насущный Хлеб для нас, и кто будет питаться этим Хлебом, не увидит смерти вовек. Но тогда ум человеческий не мог это вместить – более того, многие люди даже среди учеников не могли вместить этого слова и отошли от Него. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго… Вот какой насущный хлеб – Причастие, хлеб жизни вечной, а не только земной: допустим, сегодня я поел хлебушка, и завтра тоже захотел хлеба, иначе могу умереть от голода – и к Причастию так же стремится душа, без него душа будет умирать от голода по Богу.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – какие долги? Ведь мы должники перед Богом. А в чем? В том, что не являемся точными исполнителями Его заповедей: постоянно, так или иначе, в большей или меньшей степени грешим. И это наши долги перед Богом, мы должны отдать долг. Что значит «отдать долг»? Это значит, с этого времени, начиная жизнь как бы с чистого листа, я должен стараться исполнять Его волю, заключающуюся в исполнении заповедей Божиих.

«Остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим». «Не судите и не судимы будете», – говорит Господь. Кого не судите? Людей, согрешающих перед нами. До скольки раз мы можем прощать? До семи ли раз? Господь говорит: «Не до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». То есть 500 раз в день мы должны прощать человеку его согрешения – его как бы долги перед нами. И если мы, по слову Божиему, будем стараться не осуждать людей, то и Господь (мы надеемся на это и преисполнены надежды) нас тоже не осудит на Страшном Суде и так же простит нам страсти и грехи, которыми мы обременены, а значит, мы будем помилованы.

Но еще мы можем иметь и другие долги – материальные. Например, я занял и не могу отдать. Что Господь говорит в Евангелии? Если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего. И мы так начинаем богатеть в Духе Святом и в Боге, когда отдаем человеку и не надеемся это получить от него обратно.

В свое время я читал книгу Сергея Михайловича Соловьева «История Российского государства» – о влиянии христианства, Христа и Его призыва на душу русского народа. Он приводил очень много замечательных примеров, как богатые люди, купцы или помещики перед смертью делили свое имение среди, допустим, крепостных крестьян, а богатые люди давали взаймы средства и не требовали отдачи этих денег, тем более когда видели, что человек не может их отдать.

В современном мире, наоборот, чтобы должники отдали средства, часто прибегают к криминальным людям, которые имеют силу и возможность воздействовать на человека физически (иногда даже и до смерти). Господь же призывает к тому, чтобы мы прощали долги. Я научился этому. Когда у меня просят какие-то средства в долг, если у меня есть возможность, я даю и внутренне прощаюсь с той суммой, которую отдаю, потому что знаю, что 90% людей не возвращают долги в силу обстоятельств.

Но это не значит, что мы, православные люди, не должны стремиться вернуть долг человеку, а прося в долг мы должны понимать, что у человека это могут быть последние деньги и он тоже рассчитывал на них, чтобы потратить, например, на лечение, на строительство дома, на обучение детей – мы должны это учитывать и понимать. Обманывать мы не должны.

– Безусловно. Но я говорю о тех, кто дает в долг. А люди, которые принимают долг, безусловно, должны преисполниться ответственностью перед тем, кто дал им в долг, и, безусловно, возвратить этот долг. Иначе это безнравственно и будет похоже на воровство.

Нельзя кивать на «остави нам долги наша». Все-таки понимать надо правильно: действительно, бывают ситуации, когда человек не может отдать, а вот когда может, но не хочет – это уже из разряда другой болезни?

– Да, правильно. Я полностью с вами согласен.

Далее в молитве Господней идут удивительные слова, которые часто для православного человека оказываются неясными. «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Разве Господь – проповедник или носитель возможных искушений, которые нас одолевают? Конечно, нет! Дерзну сказать, может быть, это не совсем правильный перевод. Во всяком случае, толковниками этой молитвы говорится, что Господь никогда никого не вводит в искушение. Господь может попустить искушения.

Господь – любовь, и Вы все время об этом говорите.

– Да. Источником зла, безусловно, Господь быть не может, никогда не был и не будет, но в мире существует не только Господь и Его ангелы: в мире пока существует дьявол и его ангелы, поэтому Господь иногда попускает нам испытание нашей веры для возмужания в ней. Какие-то искушения попускает.

В этом отношении очень характерна, ярка и образна Книга Иова. Мы помним, как дьявол предстал перед Богом, и Господь спрашивает его: «Где ты был?». Дьявол говорит: «Я обошел всю землю, видел разных людей, которые находятся в отступничестве от Тебя». – «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности». – «Видел. А что ему не быть праведным, когда он богат, имеет семью, которую любит?..». Тогда Господь говорит: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».

Источник болезней и нестроений в жизни, безусловно, духи злобы поднебесные, которые хотят нас сделать нищими, хотят лишить нас нашего здоровья, наших близких и так далее, чтобы поколебать нашу веру. С целью не просто поколебать веру, но и отвратить нас от Бога.

Приведу пример. В одной семье моих духовных детей умер племянник. И это так потрясло семью, что они возроптали на Бога и задумались, ходить ли им теперь в церковь. Правда, они не искали и не ищут встречи со мной. Во всяком случае, такая обида произошла на Господа, что они задумались, продолжать ли им быть церковными людьми, продолжать ли молиться, причащаться, поститься и так далее. Вот для этого трудятся духи злобы поднебесные, по попущению: Господь как бы отпускает ситуацию, чтобы посмотреть, что же произойдет с человеком – может быть, он еще более обогатится верой в Меня, в Господа?

Господь попускает искушения, но не является их источником. Автор любых искушений – лукавый, дух злобы поднебесный. Бывают духи чревоугодия, духи злобы, раздражения. Мы можем наименовать их в связи с заповедями Божиими. Например, дух воровства, дух убийства и так далее. Поэтому мы и просим Господа избавить нас от лукавого, который старается нас искусить, сбить с пути истинного: чтобы Господь избавил нас от источника зла, источника всех преступлений, которые совершаются на земле из-за духов злобы поднебесных, когда человек забывает Бога и не обращается к Нему за помощью об избавлении от той или иной страсти.

Я вспоминаю, в прошлом году мы читали об авве Антонии Великом. И, в частности, об авве Аммоне, ученике Антония Великого. Они жили в полупустынном монастыре – 3 километра до каждой кельи («два поприща» друг от друга). И авва Аммон пишет, что он 14 лет молился Господу, чтобы Господь Бог избавил его от духа гнева.

Спасибо большое! О чем мы будем говорить в следующей передаче?

– Будем говорить о Причастии священнослужителей, Причастии народа Божиего и о заключительной части Божественной литургии.

Спасибо огромное, батюшка, что Вы уже столько лет вместе с нами и дарите радость нашим зрителям, размышляя о Божественной литургии.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi122;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi124

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс