Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1008) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Покаяние – это первые шаги к исправлению

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Покаяние – это первые шаги к исправлению

№15 (1008) / 15 апреля ‘19

Архипастырь

Сегодня опять подборка самых разнообразных вопросов. Так как на дворе Великий пост, начнем с вопроса о посте. Часто можно услышать, что в пост обостряются отношения духовные, личные. Объясните, пожалуйста, почему так бывает? И бывает ли такое в монастырях?

– Конечно, бывает. Почему? Это вполне естественно. Как с болезнью: как только берешься ее лечить, она не сразу покидает человека. Тем более духовная болезнь. Ведь проблема духовной болезни заключается в совокупности очень большого количества поступков.

К примеру, человек раздражительный. Причиной раздражительности могут являться не один и не два каких-нибудь греха (или склонности) человека. Причиной могут быть и алчность, и лень, и зависть, и гордость. И когда священник вместе с человеком начинает разбираться в причинах возникших проблем, то, естественно, когда это все перебирается, то и начинает болеть. Как при осмотре врача. И это вполне естественно.

Кроме того, всякий труд сопровождается некоторой усталостью и усилением ощущения своей немощи. В пост происходит то же самое. Как в путешествии: ты начинаешь чувствовать и дрожь, и усталость в ногах, и это вполне естественно для времени поста.

Где-то я встречала такой интересный вопрос, что самоосуждение – это покаяние, а осуждение другого – это грех. Можно запутаться...

– Покаяние – это не просто когда говоришь себе: «Я сделал плохо». Покаяние – это жажда исправления (если так можно сказать) и первые шаги к нему. И сила покаяния заключается не в том, что я просто цокаю языком и говорю: «Ах, плохо я сказал» (или: «Плохо я поступил»), а в том, что я начинаю менять свое сознание.

«Покаяние» на греческом языке – «метанойя», что означает «изменяющееся сознание». Человек меняет свое отношение к собственной жизни, к тому порядку (иногда в кавычках), который устоялся в его жизни. И вот это изменяющееся к лучшему (в отличие от прежнего) сознание, когда человек рассматривает свою неправоту и не просто сожалеет об этом, а начинает менять отношение к делу (а значит – менять поступки), и есть настоящее покаяние.

Осуждение других – всегда опасный путь. Это то же самое, как если зимой перед собою поливать дорогу водой: кажется, она такая чистая, прозрачная, как твоя правда по отношению к другим: «Вот я сейчас всех их выведу на чистую воду». Но только как бы не поскользнуться самому на этой чистой воде!..

Очень распространенный вопрос, иногда даже его используют как заголовок к статьям: почему каяться стыдно, а грешить – нет?

– Я всегда задаюсь этим вопросом, особенно в дни святой Четыредесятницы, когда идешь на Исповедь к духовнику и все твое внутреннее существо, вся твоя душа сжимается до мельчайшего размера, а кажется, была такой большой, такой сильной и такой решительной... Так бывает всегда, потому что Исповедь, особенно разговор с духовником, – это ведь не просто, как мы уже говорили, признание своей неправоты, это подробный разговор о том, почему же это произошло. Знаете, это как быть у врача и внимательно выслушивать его, может быть, совершенно нелестный приговор, что, в общем-то, болезнь началась не вчера, намного раньше ты начал жить неправильной жизнью. Тебе все это казалось праздничными вечерами, но постепенно, постепенно свой желудок или печень ты очень сильно повредил от этих праздничных вечеров. И ты начинаешь понимать, что, оказывается, за всеми так называемыми праздниками лежало совершенно другое – не радость общения, а почти жизнь из мира животных, что и привело тебя к печальным последствиям. Поэтому покаяние и Исповедь – это всегда очень большое испытание для собственной совести.

А если совсем не хочется идти на Исповедь к какому-либо священнику? Ну не несут ноги. Надо все-таки перебороть это или выбирать того духовника, к которому лежит душа?

– Хорошо, когда у человека есть духовник и когда уже много лет человек окормляется у одного священнослужителя. Но, к сожалению, такое бывает нечасто. Хорошо, когда в большом городе в большом храме есть несколько священнослужителей: есть священники в солидном возрасте, с которыми можно поговорить о серьезных проблемах, есть и молодые священники, с которыми легче общаться и найти общий язык молодым людям. Но если ты живешь в небольшом поселке, селе или маленьком городе, где всего лишь один храм с одним священником, то тут уже избираешь священника не по принципу своего собственного выбора, а по послушанию, можно сказать.

Например, у меня есть свой лечащий врач. (Я часто привожу аналогию с врачом, потому что то, о чем мы говорим сегодня, очень схоже). А есть врач, который оказывается рядом, когда вдруг что-то заболело. Конечно, я по телефону могу поговорить со своим врачом и что-то описать, но мой врач мне скажет: «Знаете, Вам обязательно нужно сходить к врачу там, где Вы сейчас находитесь, пусть возьмут анализы, только тогда можно будет о чем-то говорить». То же самое и здесь: нужно относиться к священнику как к человеку, который не только из своего личного опыта, но еще из того дара священства, который на нем есть, что-то говорит и советует.

Что касается самой Исповеди, нельзя сказать себе: надо исповедоваться. Как нельзя сказать себе, что надо любить, надо дружить, надо простить. Можно только лишь сказать себе: «Я без этого никак не могу», то есть полюбить это, захотеть не по принципу «надо, потому что тогда будет так», а по принципу «без этого мне никак». И вот когда человек начинает любить Исповедь как возможность откровенного разговора о себе самом и поэтому к исповеди приходит с должным правильным настроением, тогда она приносит очень большую пользу.

Владыка, как обычно, остались незаданные вопросы, которые мы перенесем, думаю, на следующую программу. И Ваше заключительное слово... Потому что время Великого поста – непростое. Дайте, пожалуйста, напутствие, чтобы легче его пережить.

– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Мы говорим о времени поста как о нашем времени (или, скажем так, как о человеческом времени). Потому что только человек может осознанно от чего-то отказываться, что-то любить, что-то менять. Не быть движимым только лишь своей физиологией, а, самое главное, решать проблему своей душой, своим сердцем. Я хочу пожелать каждому из нас, чтобы во время Великого поста мы не только себе, но и другим смогли помочь своей молитвой, своим вниманием, своим молчанием, своим искренним, открытым участием в жизни других людей. Пусть Господь поможет нам! Спасительного, радостного и тихого поста всем нам желаю.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Весть о Христе спасает людей

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем день Благовещения Пресвятой Богородицы, вспоминая, как ангел провозгласил благую весть, по-гречески «евангелисмос». Почти так же называется Книга, повествующая о земной жизни Господа и Спасителя. Однако название книги возникло где-то во II веке и в течение столетия все более и более утверждалось в сознании верующих людей; а в первоначальные годы христианства слово «евангелие» относилось прежде всего к благовестию, которое мир получил через Пришествие Господа и Спасителя нашего. Первым таким благовестием стала весть ангела Пресвятой Богородице, и потому слова «евангелисмос», «евангелие» так тесно связаны в церковном сознании с событием Благовещения, когда Царице Небесной была передана эта великая и святая весть.

 
Беседы с батюшкой

Священник Валерий Духанин: Крест Христов укрепляет нас на духовном пути

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс