Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1007) → Протоиерей Димитрий Смирнов. В христианине все должно быть по-христиански: и походка, и речь, и отношение к труду, к соседке, к отцу с матерью, братьям и сестрам

Протоиерей Димитрий Смирнов. В христианине все должно быть по-христиански: и походка, и речь, и отношение к труду, к соседке, к отцу с матерью, братьям и сестрам

№14 (1007) / 8 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Евангелие повествует нам об исцелении расслабленного, которого принесли его друзья или, может быть, родственники – люди, кому он был небезразличен. И за их веру Господь подает исцеление и прощение грехов расслабленному. Насколько вера другого человека может помочь неверующему?

– Можно сказать, сколько угодно. Нас дьявол разделил. И мы людей, которые нас окружают или живут где-то далеко, воспринимаем как чужих. Но для Бога мы все дети – Он нас создал как единый человеческий род. И человечество есть единый человеческий организм. В этом смысле это очень органично. И апостол Павел этому учит: мы, сильные, должны немощи немощных носить и не себе угождать: «Каждый из вас ближнему да угождает во благое к созиданию». Поэтому они просто исполнили Евангелие. И Господь хотел и их поощрить, и другим дать пример, что это совсем не зря… И вот произошло такое замечательное и обыкновенное чудо. Он увидел, что они изрядно потрудились, принеся своего болящего приятеля, и очень знаменательно, что, может быть, он у них был не один, но оказался им очень дорог. А почему он им оказался дорог? Он был прекрасный человек.

Хорошо этому болящему, что его положили к ногам Христа. А в нашей жизни – как мы можем наших неверующих близких положить к ногам Христа, чтобы Он на них презрел?

– Нет, силком это невозможно. Но если мы просветим человека светом Христовой истины, то это и будет – положить его к ногам Христа. Некоторым из нас Господь дает детей. Наша задача – их принести к ногам Христа, чтобы они не расслабленно двигались в этой жизни, но трудились активно во славу Божию.

«Нет пророка в своем Отечестве», и порой на наши слова никакой реакции...

– Порой – да. Но мы знаем множество примеров. Например, родители преподобного Сергия или отец и мать Григория Богослова. Они своей жизнью настолько убедили детей в ее христианской красоте, что дети потянулись за ними. И преподобный Сергий с братом Стефаном прониклись христианством. И Кесарий, брат Григория, тоже Вселенской Церковью принимается к лику святых.

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, смысл подвига страстотерпчества. Получается, если не сопротивляться врагам, которые тебя убивают, то после смерти становишься святым?».

– Все зависит от мотивации. Если как Борис и Глеб, то действительно. Но святыми не становятся, святые являются. В подвиге страстотерпчества, когда люди испытывают муку (и физическую, и моральную), они остаются на высоте своего христианского призвания, тем самым показывая, что их любовь ко Христу превышает в них все, они свидетельствуют любовь к Сыну Божию.

Своей смертью человек свидетельствует, что он в жизни приобрел. Не то что человек был совершенно в стороне, равнодушен – и вдруг просиял таким подвигом.

– Нет, такие вещи происходят иногда сиюминутно. В человеке происходит переворот, и он, как разбойник на кресте, за какой-то час совершенно преображается.

Как один из севастийских мучеников.

– Который был их охранником и, тем не менее, увидев венцы, опускающиеся на главы, он возжелал такой же жизни и встал, чтобы этот подвиг совершить.

Вопрос: «Как понять, когда надо противиться злому, а когда нужно принять происходящее как волю Божию?».

– Если человек живет с Богом и старается свою жизнь опереть на волю Божию, тогда он ощущает близость Божию. И это ему дает возможность правильно различить, что его непротивление злу в данном случае угодно Богу. А в другом случае – наоборот.

Это опыт уже самого человека?

– Конечно, это именно духовный опыт. Раз и навсегда это очертить нельзя. Когда Александра Ярославовича Невского из Новгорода выгоняли, это было зло и несправедливость. Он подчинялся и уходил. А когда враг угрожал Новгороду и новгородцы перед ним каялись, он становился на их защиту. При очень похожей ситуации было противоположное решение.

Он был удивительным, смиренным дипломатом, когда ходатайствовал перед Ордой, перед ханом за Русь. И в то же время безжалостно сопротивлялся католичеству, которое рыцари пытались насадить нам.

– Вот такая широта ума. И, конечно, глубокая духовность. Он прекрасно понял опасность: как это так – с именем Христовым убивать женщин, детей? В этом совершенно безобразном деянии – отрицание Евангелия.

Но порой люди усматривают в действиях святых людей какие-то червоточинки и вопрошают: как так можно? Но святость была явлена именно во всем, что творил такой человек: он действовал не ради себя, а ради Христа – и с глубочайшим смирением, на мой взгляд. Хотя где смирение, когда человек рубит другого пополам?

– Со смирением.

Вопрос: «Как увидеть в нуждающемся человеке Христа?».

– Надо это принять как аксиому.

Что каждый человек, обращающийся к тебе с просьбой, есть Господь?

– «К данной прямой через одну точку можно провести одну, и только одну параллельную линию» – это в геометрии Евклида: аксиома, принимается без доказательства. Так же и здесь.

Вопрос: «Как быть, если пытаешься быть христианином, но не получается соблюдать все правила, которые нам предписывает Церковь?».

– А Церковь не есть источник набора правил. Это нечто гораздо большее. Всякий закон, записанные правила спасти человека не могут, правила не могут человека преобразить – они могут только быть вехами на пути к преображению как таблички: «Гора Фавор, преображение – там». Но и то, залезть на гору – это не значит преобразиться. Нужно стяжать благодать Божию, которая преображает человека. Как говорил преподобный Серафим: «Стяжи мирный дух – и вокруг тебя спасутся тысячи», не только ты сам.

И все-таки правила человеческую жизнь регламентируют.

– Организовывают.

И они в нашей жизни важны.

– Конечно, важны. Человеку так проще… Опять же надо разбираться, что за правила. Потому что многие правила можно и облегчить. Сейчас некоторые люди подходят и просят благословение на послабление поста. Это очень естественно.

Вопрос телезрительницы: «В Евангелии Господь сказал: От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. От каких слов мы можем оправдаться, а от каких осудимся?».

– Человек, открывая рот и что-то говоря, свидетельствует о своем устроении. Если слово обращено к человеку с любовью, то оно дает возможность ему и нам самим оправдаться: не потому, что нас кто-то обвиняет, а потому, что мы свидетельствуем о том добре, что живет в нас. Если же слова наши злы, то мы свидетельствуем о том, что мы еще далеки от Бога. И это наше собственное слово нас осуждает. Хоть мы можем быть формально крещеными людьми, но наши слова обличают наше несовершенство – злобу, раздражение. Это может быть не только смысл этих слов, но и форма, в которую они отлиты.

Форма, кстати, человека обижает чаще, чем само слово.

– Конечно: форма придает яркость. В ней мы слышим и пренебрежение, и насмешку, и превозношение. И это, конечно, отталкивает. Это противоположно любви. А заповедь о любви – наиважнейшая.

Батюшка, Господь говорит, что за каждое праздно сказанное слово человек даст ответ на суде. Что это за взыскание?..

– Очень просто, отец Александр: кто не собирает, тот расточает. Если слово говорится вне Христа, то это слово пустое. Бог дал человеку слово, чтобы тот прославлял Бога. Непосредственно пел гимны… Либо это слово созидает, допустим, мир: папа останавливает драку двух своих сыновей, делает им внушение – твердо, но с любовью, и вот – грех уже исчерпан, он покидает сердца мальчиков, и они переходят к более спокойным играм.

Люди делятся впечатлениями, эмоциями, новостями, тем самым созидается общение и, может быть, люди лучше друг друга узнают, поддерживают дружбу. Такое общение праздное?

– Что не во Христе, то праздно: у христианина вся жизнь должна быть воцерковлена. Вся! Манную кашу варит и, чтобы она была без комков, он должен, помешивая ее, освящать ее молитвой.

Человек должен все освящать молитвой, что в его жизни созидается?

– Обязательно. Это не значит, что обязательно ее произносить. Предстоять перед Богом каждую секунду своей жизни – вот чего нужно достигать. Не отвлекаться от Бога. Преподобный Серафим тоже говорил, что доброе дело вне Христа – это грех.

Даже если оно преследует цель помочь.

– Да – оно при этом будет только служить тщеславию. А если во Христе, то это служение Богу.

Но каждый, творящий добро, приятен Богу.

– Приятен.

Значит, само по себе добро приятно.

– Бог может его принять. Но сердце человека остается бесплодным: вне Христа нет добра. Добро человек делает вне Христа, допустим, по своей природе...

…по воспитанию.

– И этот человек оказался приятен: идет красивая дева, обронила платок, и не такой красивый, но хорошо воспитанный юноша бросается его поднять. Какой мотив? Угодить этой деве. Но нельзя сказать, что этот поступок во Христе. Это поступок «в этой деве» – в ней все дело: уж очень хороша! Он хочет заслужить ее внимание, поощрение, может быть – улыбку, слово благодарности, развить это в знакомство. Но ко Христу это отношения не имеет.

А если человек и по природе добр, и воспитан хорошо, и творит много добра людям...

– Это все облегчает… Осталось еще его просветить светом Христовой истины. И чтобы он дальше развивался в этом направлении.

Вопрос телезрительницы: «Часто слышу и по „Спасу”, и по этим беседам батюшек о формальности Исповеди. Нам предлагают так: „Вы дойдите до дна: почему Вы так поступили?”. Ну разве я могу, необразованный духовно человек, найти, как мне дойти до дна? У меня был такой случай: муж заварил чай, и я, наверное, часа 4 терпела, не могла сказать ему, что чайник не закипел, поэтому вкус другой. Через 4 часа я все-таки мужа укорила. Какой грех я совершила? Как дойти до дна, чтобы начать лечить грех?».

– Ваш пример для меня очень сложен. Какой чай мне нальют, такой и пью – совершенно не различая вкусов и прочее.

Для Бога важно не это – до дна, не до дна. Для Бога важно покаяние. Что такое покаяние? Покаяние есть перемена человека: если человек меняет направление своей жизни, которое в движении от Бога, к Богу – это и есть покаяние. А то, что называется «до дна», – это еще не покаяние, а всего лишь Исповедь. Человек фиксирует: «Я вот такая грязная скотина». Ну да, ты очень правильно рассудил. Дальше что? «Каким ты был, таким и остался». А покаяние есть изменение, преображение человека. Вот чего надо достигать. Но это не дно. Наоборот, это вершина – это сияние Фаворским светом.

Вопрос: «Все ли заповеди блаженств необходимо выполнять, чтобы попасть в Царствие Небесное? Или только те, которые тебе под силу?».

– В Царство Небесное никто не «попадает»: Царство Небесное приходит к человеку и воцаряется в нем. А заповеди блаженств как ступени. «Блаженны нищие духом» – первая ступень. Что такое нищета духовная? Это и есть смирение: «Без смирения нет спасения», учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Все должно быть осолено смирением. Почему? Царство Небесное – это воцарение благодати Божией в сердце человека. И если она пришла в сердце человека, то научает его всему: и молитве, и правильным поступкам, и правильному выбору между добром и злом. И человек таким образом начинает жить. Иногда над ним смеются, иногда его бьют, в отдельных случаях – убивают, но он с этого пути не сворачивает. Он этим служит Богу и ведет христоподражательную жизнь.

А дальше есть еще ступени. Но вот человек не прошел их все...

– Нет, эти ступени условны: допустим, я исполнил 9 заповедей, а 10-ю категорически – нет. Но этим самым ты перечеркиваешь все… Человек видит, что вот здесь возможность исполнить заповедь, и он нудит себя, чтобы это совершить.

Человек одни таинства Церкви принимает, а от других – воздерживается. Вот человек крещен, хочет причащаться, а от Венчания пока как бы воздерживается.

– По церковным правилам такого человека причащать нельзя. Христианин – и не венчался? Как это понять? Что это за сожительство такое нехристианское? В христианине все должно быть по-христиански: и походка, и речь, и отношение к труду, к соседке, к отцу с матерью, братьям и сестрам. А тут – важнейшая и, можно сказать, главная задача, ведь Церковь вообще состоит из семей – и семья есть домашняя Церковь. Но если церковь не освящена, то это еще не церковь, а просто помещение. Церковь становится церковью, когда она освящена.

Если брак не освящен, это же не Брак. Другое дело, что 2 язычника объединились, чтобы вместе рожать детей. Церковь это не разрушает. Наоборот – принимает, именует это семьей, пусть и языческой. Потом в определенном порядке кто-то из них уверовал в Бога, и другой член этого содружества не против. Они могут вместе жить. В таком случае тот, кто принял святое Крещение, может причащаться и если жена у него – язычница (хотя язычество есть мерзость перед Богом). Но она еще до этого не доросла – или, как теперь модно говорить, «я не готов», «я не готова». Мы видим, что не готова. Какая готовность, если у тебя сознание языческое? А уж если просветится светом Христовой истины, тогда первым делом надо венчаться.

Люди воцерковлены оба, ходят в храм, но от Венчания пока удерживаются.

– Что это за воцерковление? Это все равно что в мороз ходить голыми. До первого милиционера.

Вопрос телезрительницы: «У моей дочери первая беременность, 21 неделя. А врачи настаивают на прерывании беременности, так как у ребенка очень тяжелый порок сердца. То есть даже если он выживет, то может быть тяжелым инвалидом, после трех тяжелых операций. Что бы Вы посоветовали в такой ситуации делать ей и мне?».

– Ничего тут не могу советовать: я твердо знаю, что убивать людей нельзя. Никого нельзя убивать. Поэтому я бы посоветовал сказать врачам: если вы хотите, то дождитесь собственной беременности и убивайте своих детей, а я своего убивать не буду. А если будет порок сердца – ну что ж... У меня тоже внучатый племянник родился с таким пороком. Ему даже вызывали клиническую смерть, сделали ему операцию на сердце, порок устранили. И он уже через год то отставание, которое возникло в результате операции, полностью преодолел и стал абсолютно полноценным мальчиком.

У нас хирургия очень развита в стране. Поэтому одно дело пытаться спасти ребенка, другое дело – убивать. Пусть эти врачи убивают своих детей и своих внуков, а мы не должны этого делать. Просто для врачей проще ребенка угробить: и возиться не надо – если ребенок у них умрет, их будут ругать, а если аборт, то мама во всем виновата. А то, что она потом будет бесплодная или у нее будет разрыв матки в результате этого аборта, их вообще не волнует: они еще денег сдерут на то, чтобы лечить после последствий аборта. Это такая вещь, которая Минздраву только доставляет дополнительные средства. Зачем нам это делать? Убийство есть убийство.

Вопрос: «Стоит ли строить серьезные отношения с девушкой из неполной семьи? Читал, что в семьях, где супруга из неполной семьи, большие проблемы. Так ли это, по Вашему мнению?».

– Они, скорее всего, есть, но в отдельных случаях может и не быть. Это зависит от того, какая у нее мама. Вопрос требует исследования.

На каких принципах вообще ребенок воспитывался...

– Да, конечно. Безотцовщина – это формальный признак. А надо знать обязательно твердо, какие последствия этой безотцовщины. Бывают такие папаши, что не приведи Господь такого иметь, – так лучше расти без папаши, результат будет лучше, чем с таким...

Вопрос телезрителя раба Божия Игоря: «Отец Димитрий, подскажите, пожалуйста, двоюродный брат затеял свадьбу в пост. Идти на свадьбу или нет?».

– А это зависит от того, как вы с ним близки. И если он вам близкий, дорогой человек – сходите. А что такого-то? Это у нас с вами пост. А он пока еще человек дикий.

Возникает следующий вопрос: «А как я там буду, когда стол не постный и на меня смотрят, что я не как все?».

– Ну почему «не как все»? Возьми да поешь. Винегрет-то будет?

Вопрос: «20 лет прожила в браке. Муж ушел 7 лет назад, осталась одна с двумя детьми. Последние 5 лет жизни – самые счастливые для меня. Мне очень хочется делиться своей историей с женщинами, у которых бестолковые мужья. Правильно ли я поступаю, рассказывая о своей счастливой незамужней жизни?».

– В отдельных случаях это может быть правильно. У меня есть знакомая женщина, у нее 6 детей. И она очень плакала, когда ее муж оставил. А через год детки ей сказали: «Мам, а нам без папы-то лучше»: он был очень капризный, все время ныл, без конца был раздражен, дети его утомляли. Он всегда был в плохом настроении. И он все время к ним цеплялся. Ну вот такой – истероид: маменькин сынок, ему нужно ложку в кашку и прямо ему в ротик. Вот это понимал. А тут – и шумят, и бегают, и каждый на своем музыкальном инструменте играет. Такая семья музыкальная. Так и отцедили все это «папство». Просто они настоящего-то отца не видели. А истерика этого очень даже оценили уже за год – смотрят: а так вообще лучше.

Тихо, спокойно.

– Да, спокойнее стало. Никто не ноет. Поэтому тут не общее правило. Может быть, и у этой женщины тоже муж такой же неудачный.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс