Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы говорим о свободе и запретах в Церкви, возникает много вопросов, связанных прежде всего с нашим поведением, но проблема значительно шире, ведь быть свободным – одна из самых сложных человеческих задач, а жить в запрете, может быть, гораздо легче: помните, сколько времени мы жили, что называется, «под сильной рукой», и сейчас даже есть люди, которые по ней скучают. Но запреты в Церкви иногда помогают настолько, что хочется наложить на себя еще больше ограничений (тем более постом мы как свободные люди ищем запретов, иногда самочинно). Столько тем я предлагаю Вам сегодня осветить, поэтому первый вопрос: что такое свобода?
– «Это сладкое слово “свобода”…» (наверное, многие смотрели этот фильм). Начнем с начала: откуда она берется, свобода? Свобода свободе рознь: можно в тюрьме быть свободным, а можно быть на свободе, как в тюрьме. Я читал, что в Японии до 5-ти лет родители с детьми общаются так, что для них нет слова «нет». То есть на все вопросы, которые задают дети, родители никогда не отвечают «нет».
Можно даже поиграть, но у нас с вами не получится: в любом вопросе, где идет запрет, – я автоматически скажу: «Это нельзя». Нас так воспитали. Но я стал разбираться, почему дети в Японии не получают такого ответа. Ведь проще сказать: «Нет, нельзя». И дело с концом. А вот чтобы объяснить, почему нельзя, – здесь нужно входить в интересную дискуссию с ребенком. Ему разрешено все, но он спрашивает: «Можно ли мне это?». И здесь ты должен без слова «нет» объяснить, почему ему нельзя съесть сегодня 5-ю конфетку.
Наше сознание двухполюсное: да – нет, черное – белое, небо – земля. И так далее. То есть мы можем все разделить. У нас даже система в компьютере двоичная: нолик и единица, все программы, в принципе, состоят из этих противоположностей… Свобода для человека разумного начинается с его возникновения в утробе матери. Но то, что его окружает, делает его несвободным: то, что его окружает, – это законы природы. Ребенок до 9-ти месяцев не может не подчиняться законам природы, он находится внутри утробы и раньше времени не сможет нормально выйти, по законам природы, он должен выйти в определенный срок и стать свободным. Но он и в утробе уже свободен. Он не обращает внимания на эту природу, она ему помогает – дает ему возможность двигаться, питаться. И что наполняет человека в это время, то и называется информационным накоплением каждого человека, он рождается уже с какой-то информацией.
Поступает и дальнейшая информация – вот здесь как раз заключается опыт. Если мы возьмем опыт Японии и сравним его с опытом наших поколений, когда розги висели над столом (и было написано, что кто жалеет розги, тот плохой отец), то здесь механизм запретов действует уже на нацию. Русская нация такая – видимо, без запретов нам нельзя. Японцы – совсем другая нация. Но можно иногда ведь и попробовать «закачать» в ребенка такую информацию, чтобы он решал, можно это ему или нет. И чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее он станет разумным человеком – именно разумный человек говорит себе «да» или «нет».
Вопрос телезрителя Дмитрия из Санкт-Петербурга: «Многие люди не решаются прийти в Церковь – им кажется, что на них там сразу наложат много правил, обязательств, запретов. Как им объяснить, что именно в Церкви настоящая радость? Как с ними лучше разговаривать?».
– Подсказать можно только своей жизнью. Есть у Антония Сурожского рассказ, как неверующий муж прибежал в храм и стал спрашивать митрополита Антония: «Что вы сделали с моей женой? Я хочу посмотреть, что у вас происходит!». Владыка ответил: «Ничего…». А дело в том, что она страдала из-за неверующего мужа, который говорил, что храм – это ерунда, что там накладывают много обязательств. И вдруг Антоний Сурожский подсказал ей, как вести себя с мужем именно по-христиански, –не перечить ему, не пилить его и так далее, но это было сказано не просто в качестве запретов, а именно чтобы человек возрастал в духе и радостью делился с другим человеком.
И когда она пришла домой после очередной службы, муж увидел, что жена изменилась – радуется всему: «Да все слава Богу! Конечно, милый мой, любимый мой, родной, котлетки? Сейчас все сделаю!». Только вчера она была другой – и вдруг изменилась. Он пришел узнать: почему она изменилась, кто ее так изменил? И он остался в этом храме, увидев в ней свободу – свободу, в первую очередь, от греха.
Поэтому, думаю, в первую очередь, вы можете своим поведением привлечь в храм. Как духовный менеджер, рассказать, как хорошо в храме, не просто устами, но и своим изменением. Если мы покажем в себе свободу, которую нам дает Христос, то и люди к ней потянутся: люди устали от греха, поверьте мне! Они хотят свободы. Но боятся Церкви: не пускает мысль, та информация, которая в них бушует, что там то, там это, там эти...
А информация закладывается с самого детства. Увы, мы носители информации. И мы реагируем на любое проявление человеческой слабости (или, наоборот, на подвиг) в основном информацией, заложенной в нас с детства. Вот эту информацию надо вытеснить Библией, желанием узнать, кто сможет в нас сделать «delete» в отношении этой информации. Вот этим надо заниматься.
Вопрос телезрительницы Юлии из Москвы: «Правда ли, что свободным может быть только смиренный человек? И вопрос, вытекающий из этого. Действительно, от грехов очень сильно устаешь. Хочется, допустим, побороть тщеславие. Святые отцы говорят, что нужно больше молчать, только отвечать на вопросы. В общем, быть букой молчаливым… Стоит ли в семье это практиковать? Ведь обычно кажется, что как раз в семье можешь вести себя очень свободно, естественно, а тут чувствуешь себя зажатым, несвободным. Но, может быть, это действительно полезно?».
– Вы абсолютно правы. Конечно же, без смирения свободы не получить, свобода без смирения будет революцией. Каждый революционер – это свободный человек, но без смирения (даже предлог «без» напоминает: «бес смирения», «смиренный бес», но такого не бывает). Поэтому, думаю, пробовать нужно. Но вы столкнетесь с тщеславием, которое будет выпирать у вас наружу изо всех щелей. Если вы зажмете его в тиски, оно начнет отовсюду вылезать – проблемы начнутся.
Как работать с тщеславием? Его нужно взять в плен и направить в нужное русло. Ведь любая страсть, оказывается, изначально должна была служить человеку. Гордиться – Богом: тщеславию предшествует прославление дел, которые через тебя Бог совершает. И тогда ты начинаешь постепенно брать страсть в плен, в такое сестричество, знаете, и страсть становится тебе подругой. То есть страсть подталкивает к тщеславию… «Конечно, моя родная, не вопрос: сейчас сделаем доброе дело. Вон бабушка там страдает – поехали к ней». И ради Христа это делать, и тщеславие тут же утихает.
Есть очень хороший пример. Один монах в монастыре, в своей келье, делал 5 000 поклонов ежедневно. И как-то узнал об этом игумен, призывает его, спрашивает: «Отец, ты как жив-здоров?». – «Да все хорошо». – «Правила выполняешь?». – «Да». – «А сколько поклонов ты делаешь?». – «5 000». – «Давай-ка с сего дня 300, как все братья делают. Это тебе послушание».
Приходит через 3 дня: «Отец, не могу сделать 300». – «Отчего ж так?». – «Не могу, сил не хватает, 50 – и ломаюсь». Он 5000 поклонов спокойно делал ежедневно – ради своего тщеславия, тщеславие давало ему силы, а 300 он не мог сделать из-за послушания.
Вот послушание опередит все ваши тщеславные моменты. Просто слушаясь мужа, как господина своего, вы получите радость и любовь. Вот в этой любви и будет свобода. В послушании появляется смирение. Вы будете свободны от чужих взглядов, от чужих разговоров. Мы же несвободны даже не то что от чужого мнения: «Вот, на меня посмотрели косо». Смирение возникает от послушания.
Попробуйте послушаться мужа один денек, делать все, что он скажет, только специально ему об этом не говорите, пожалуйста. (А вы, мужья, если сейчас слушаете, пожалуйста, не проводите эксперименты над вашими женами. Это только с духовником можно, конечно, советоваться, но попробовать можно). Пробуйте, Господь откроет ваш талант – может быть, вы прекрасный собеседник, так зачем же вам молчать? Беседуйте с детьми, с мужем. Необязательно говорить о Боге, об Иисусе – говорите о природе, о звездах, а потом тихонечко: «А кто же эти звезды сотворил, родной мой?», и так далее. Можно же увлечь разговором – пробуйте, это прекрасно.
Следующий вопрос: часто запреты нам все-таки не помогают, а заставляют нас чувствовать себя настолько некомфортно, что мы начинаем противиться: «Не хочу я молиться. Не хочу ходить в храм, потому что это все привносит в мою жизнь не радость, а какую-то тяготу…».
– Я это поясню на молитве Ефрема Сириянина. Конечно, все в храме начинают выполнять земные поклоны. Но есть люди, которые не могут их выполнить – больные ноги например, и так далее. Но они все равно пытаются это сделать, хотя видно, что поднимаются с болью. Неужели это необходимо – выполнять все уставные законы?
Заметьте, в Типиконе и Уставе нет ничего со словом «нет» (например, «не делай того-то»). Там сказано: «Делай это, сделаешь – молодец». То есть нет оценки твоих действий. Закон не оценивает твои действия и не ставит тебе оценку – двойку, тройку и так далее. В Церкви вообще нет слова «нет», Церковь предназначена сделать человека свободным. Церковь – место, где ты можешь встретиться с Богом, Который как раз освободит тебя от твоих грехов, фобий. Но есть каноны, которые просто держат Церковь в русле, чтобы она не растеклась, как она растекалась до Вселенских Соборов, когда можно было верить и так, и так. Церковь установила каноны, которые «суживают» наш ум: наш ум падший, он с нашего рождения как бы сопричтен больше к общению с дьяволом – он пленил нас, и мы получили в наследство грех Адама, первородный грех, который я называю «ген смерти».
Если бы не было таинства Крещения и других таинств, которые в Церкви есть, мы были бы самыми обделенными людьми – нам и грешить нельзя, и веселиться нельзя, ничего нельзя, а в итоге у нас еще и ничего не получается, ибо плоть наша такова. Как апостол Павел говорит: «мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». И только Христом побеждается всеобщее разложение нашей плоти, нашего состава. Мы состоим из тела, души и духа, и без Христа они просто развалены, разбиты: дух угашен, душа в потемках, тело в страданиях. А тут еще какой-то бородатый священник накладывает на тебя бремя: читать три канона, делать столько-то поклонов и так далее. А ты только пришел в Церковь...
Христос говорил о фарисеях, что они возлагают неудобоносимые бремена, а сами и перстом пошевелить не могут. Священник из своего опыта дает только то, что сам может сделать, я не могу человеку сказать: «Ты должен сделать 10 поклонов», а сам при этом и одного не могу сделать. Поэтому священники, которые чувствуют радость общения со Христом, передают эту радость людям, показывают, где Христос. Но как до Него дойти? Для этого есть детоводитель, «палочка для хромых» – закон, на который мы опираемся и с которым идем ко Христу. Пришел ко Христу – палки выбрасывай, ты исцелен. Как Иисус Христос говорит расслабленному: «Встань и ходи!». Сколько лет ты уже лежишь? 38?.. Но это надо услышать, к этому надо прийти. Это не просто ты возомнил себе: «Я теперь свободный. Аллилуйя!», и так далее. Нет, мой родной, докажи мне свою свободу во Христе, покажи мне веру твою.
Следующий вопрос: мы очень любим пользоваться словами «люди новоначальные» или «люди воцерковленные», но на самом деле это только слова. Кто-то считает себя воцерковленным, кто-то – новоначальным. У людей, которые пока еще не знают церковную жизнь, часто возникают проблемы, связанные с Литургией, с тем, как себя вести, когда нужно делать поклон, кому и когда ставить свечку. Как должен вести себя человек без церковного образования? Как быть свободным человеком в Церкви?
– Надо принять самое главное: Церковь – это не здание, не бревна, и даже не иконы и не свечи. Если мы приходим в храм только поставить свечу, то стоит задуматься вообще о своей духовной жизни: что такое для меня свеча, постановка ее именно в это место, зажигание именно от левой свечи, а не от правой и так далее… Надо об этом хорошо подумать. Уже пришло время быть прогрессивнее, уже много времени прошло, как Церковь стала свободной от «тяжелой руки». Теперь никто не будет шпионить за вами, вам не поставят это в укор, вас не уволят с работы, не исключат из партии. Сейчас коммунистам можно ходить в храм и помогать Церкви. Это же счастье! Это же здорово! Попробовал бы ты 30 лет назад коммунистом зайти в церковь или покрестить своего ребенка – положил бы на стол партбилет, и все разговоры.
Поэтому надо подумать прежде, что церковь – не простое здание. Можно, конечно, говорить о собрании верующих, включить богословские мотивы, и людям опять будет далеко до этого. Я учился через митрополита Антония Сурожского, читал все его записи, через него пришел к вере, познал его духовную свободу, которую дал ему Христос. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» – вот эту истину надо познать в Церкви.
Но прежде чем туда прийти, хотя бы откройте Евангелие, посмотрите Апостольские деяния, что для апостолов была Церковь, что они в ней делали. И что я иду туда делать? Свечку можно и дома поставить, необязательно ходить для этого в храм: приобретите себе иконочки, сделайте дома иконостас и ставьте свечи, никто ничего не скажет против. Но будет ли это «работать»? Возможно, будет, что-то получится благодаря самоутешению, самовнушению и так далее. Но без Причастия ничего не получится.
Церкви и строятся только для того, чтобы совершалась Литургия. Практически все остальные таинства можно совершать вне Церкви (кроме Венчания, и то умудряются венчаться в какой-нибудь мини-часовне на берегу озера; сейчас очень модно уехать куда-нибудь, на Кипр например, и там повенчаться – там красивые слайды можно сделать). Родные мои, Церковь – это встреча с Богом в Причастии, когда ты готовишься к Причастию, задумываешься об Исповеди, о своих грехах. Встреча со Христом должна быть.
Вопрос телезрительницы: «Я была в храме и подавала записки о здравии и об упокоении на проскомидию. Но свечница мне сказала, что это не по правилам, ведь я не знаю, причащались ли эти люди вообще. Как мне поступить в следующий раз?».
– Вопрос двузначный. Есть традиция, особенно в монастырях, когда свечница спрашивает, ходят ли эти люди в церковь, причащаются ли. Конечно, в проскомидии должны участвовать верующие, верные Церкви, это было бы правильно. Но я думаю немножко по-другому. Надо снисходительнее подходить к этому вопросу. Ведь в проскомидии что совершается? Не только поминовение. Незримым образом вынимается частичка за человека (либо об упокоении, либо о здравии), потом ты высыпаешь эти частички в потир с Кровью Христовой, говоря такие слова: «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся, Кровью Своей честной, молитвами святых». Мы опускаем эти частички, как бы человека окуная в Кровь (хотя бы таким образом, если их нет на Литургии). Господь таинственным образом помогает этим людям, если они даже не причащаются. Для меня – надо усилить молитву об этом человеке. И молитва на проскомидии одна из сильнейших. Так и об усопших. Есть свидетельство, как священники поминают усопших, а усопшие стоят в ряд – души их стоят и смотрят, они как бы получают просфору от рук священника. И если ты кого-то пропустил (есть такие рассказы), душа умершего остается и ждет, а священник это видит. Представьте себе ужас этого священника, который видит, может быть, десятки, сотни людей, которые пришли за проскомидией...
Главное, конечно, чтобы они были крещены, тогда это правильно. А если некрещеные – это уже другая молитва, келейная и так далее, на усмотрение человека.
Нас ожидает очередная родительская суббота, и Церковь нам предлагает не только вероучительные уроки, но и вспомогательные средства...
– Возможность вспомнить о своих корнях. Очень важно знать своих предков: мы не знаем, конечно, все ли они в раю, какую жизнь они вели, тем более что было 70 лет, которые дали очень серьезные проблемы в духовном плане. Почему именно в пост происходит поминовение? Мы же утончаем себя, мы начинаем питаться более правильной пищей, утончая свою плоть, и здесь просыпается уже дух в человеке. Он просыпается от «жира», который мы на нем накапливаем. Информационный «жир», который нас окружает, наконец-то начинает таять. Это же так радостно – быть в духе! И этот дух дается в Церкви. И в этом духе можно встретить всех своих усопших. В этом духе есть свобода.
Спасибо, отче. Благословите наших телезрителей.
– Господь да благословит вас на все добрые начинания.
Записали:
Игорь Лунёв
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.