Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1007) → Священник Николай Конюхов: Духовное развитие

Священник Николай Конюхов: Духовное развитие

№14 (1007) / 8 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Что такое духовное развитие и какова его цель?

– Из православного вероучения мы знаем, что человек состоит не только из материальной части (тела), еще есть душа и дух. Человек развивается, растет. Он рождается маленьким, потом постепенно вырастает, начинает ходить самостоятельно, разговаривать, есть. И вместе с тем должна возрастать и его внутренняя духовная составляющая. Если этим не заниматься, то она может не только не развиваться, но, наоборот, деградировать, и тогда человек может перестать напоминать создание Божие, которое Бог сотворил не только по Своему образу, но и по подобию.

Вот этот потенциал, возможность становиться подобными Богу и есть цель духовного развития – стать богоподобными. Очень непростая цель. Духовное развитие происходит постепенно, об этом писал преподобный Макарий Египетский. Как ребенок развивается в утробе, постепенно становясь похожим на человека, или как у семечка появляется сначала маленький росточек (и еще непонятно, что это будет: капуста, морковка или картошка), так и человек возрастает в духовности в течение жизни постепенно. Если просто бросить семечко в огород и оставить его так, большой процент, что из него ничего не вырастет. Сначала нужно вскопать огород, посадить семечко, ухаживать за ним, вырывать сорняки – необходима активная деятельность, а не пассивная, – тогда есть надежда, что будут и плоды духовного развития.

Некоторые не понимают значения духовного развития, думают, что без него можно обойтись. Зачем человеку вообще оно нужно?

– Чтобы стать духовным человеком, а не плотским. У святых отцов (а особенно у сирийских, египетских пустынников) очень четкое разделение человека плотского (это материалист) и человека духовного, который живет по духу. Это извечный вопрос: собака управляет хвостом или хвост виляет собакой? Ибо либо наша личность, наша внутренняя духовная составляющая управляет телом и посылает ему команды, либо, наоборот, тело управляет самим человеком, поэтому он не может сделать какого-то нравственного осознанного выбора. Например, когда мы постимся, наше тело говорит: я не хочу поститься, хочу съесть вот это вкусное мясное блюдо. А наш дух говорит: нет, сейчас время сугубого покаяния, воздержания, поэтому я от этого отказываюсь. Это такой грубый пример. А бывают более тонкие.

Недавно прославленный Паисий Святогорец писал, что помыслы (наши мысли) – лучшее свидетельство духовного развития. О чем мы думаем? Вот у человека первая мысль – раздраженная, осуждающая других... Приводится такой канонический случай. Человек идет ночью по улице, и разные люди смотрят на него из окон. Один человек подумал: наверное, грабитель пошел кого-то грабить. Другой посмотрел: так, ночью куда-то идет – наверное, блудник. Третий подумал: он целую ночь где-то развлекался, предавался веселью, а сейчас пьяный возвращается домой, – и тоже его осудил. А этот человек шел на ночную Литургию. Первый помысел у этих людей был осуждающий, значит, здесь духовного развития нет или его очень мало. Соответственно, с помощью духовного роста человек становится более богоподобным, более насыщенным духовно, он может быть добродетельным. Цель духовного развития – достичь какой-то добродетели.

Вопрос телезрителя: «В чем различие святости и совершенства?».

– Святость – высшая форма совершенства. В Евангелии написано: будьте совершенны, как совершенен Отец Мой Небесный. Постепенность духовного развития должна в итоге привести к святости. Понятно, что достичь святости, которая есть у Бога (а Бог – Всесвятой), невозможно, ибо Он несоизмеримо больше и выше. Но стремиться к развитию и уподоблению Богу – наша обязанность как христиан. Человек совершенствуется, и форма совершенства в духовном – это святость, когда человек воплощает в жизнь заповеди Христа и живет не просто теорией.

Мы примерно знаем, что хорошо, что плохо, как тот самый кроха-сын, который пришел к отцу, и даже Заповеди блаженств знаем наизусть. Но далеко не всегда мы можем на зло ответить добром, как нам Господь заповедал, или, например, не осуждать, как нам тоже сказал Господь. А святые смогли воплотить в жизнь эти заповеди. Это вдохновляющие примеры, на которые мы ориентируемся, чтобы не отчаиваться, не думать, что это вообще невозможно. Возможно. Даже 100, 70 или 50 лет назад были люди, которые смогли реализовать Заповеди Христа непосредственно в своей жизни.

Вы сказали, что духовное развитие нужно чтобы человек стяжал добродетель и стал человеком духовным. А каковы средства духовного развития?

– Множество средств предлагает нам Святая Церковь. Основное развитие возможно при благоприятных условиях, а создание благоприятных условий тоже зависит от человека, какой образ жизни он ведет. Что может способствовать духовному развитию? Жизнь в Церкви – прежде всего. Потому что, если человек просто находится в мире, это не особо способствует духовному развитию. В мире много соблазнов, много искушений, всюду нас подстерегает враг, который не дремлет и пытается нас сбить с пути духовного развития. Ему не нравится, что мы вдруг решили шествовать по этому пути, и он всячески, как опытный ловец, цепляет нас через тонкие движения сердца нашего, через помыслы.

Вспоминаю книгу Клайва Льюиса «Записки Баламута», где один опытный бес научает менее опытного, как правильно уловлять людей, такие тонкие идеи подмечает Льюис. И в этом мире, преисполненном искушений, Церковь является гаванью, кораблем спасения, где у человека есть благоприятные условия для духовного развития. Церковь предлагает человеку возможность воздержания (это пост), более серьезного общения с Богом через молитву и через участие в таинстве Причастия, когда мы можем быть причастниками Самого Господа, вкушая Его Тело и Кровь на Литургии.

Есть множество других способов. Один из важнейших способов духовного развития – Покаяние. Без Покаяния движение человека в правильную сторону практически невозможно, ведь чтобы духовно развиваться, нужно, как минимум, сбросить те оковы, что нам мешают двигаться (быть чемпионом по бегу, имея две пудовые гири на ногах, не очень удобно), нужно сначала освободить себя от тягчайших нагромождений в нашем сердце – гнева, гордыни, лени. Куда пойдет духовно развиваться ленивый человек? Ему хочется сидеть спокойно и не делать никаких лишних движений. Поэтому ему нужно сначала от этого избавиться. А осознать себя согрешающим возможно через Покаяние.

Вопрос телезрителя: «У апостола Иоанна в Послании есть такие слова: исследуйте, какого вы духа. Духовное развитие может быть не только на добро, но и в обратную сторону. Какими критериями это определяется? А то ведь можно дойти до такого состояния, как у Денницы».

– Действительно, человек, развиваясь духовно, доходит до какого-то предела, когда уже начинает оценивать сам свое духовное развитие. Вспомним фарисея из притчи: он считал, что достиг уже достаточно высокого уровня духовного развития – говорил, какой он хороший, благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди, духовно не очень развитые, что он постится, молится, все делает. Но то, что он почитал за некое духовное совершенство, оказалось мерзостью пред Богом. Оказалось, что ничего, кроме тщеславия и гордыни, там нет.

Есть такое понятие, как духовная прелесть. Один монах в Киево-Печерской лавре хотел увидеть Христа как плод своего духовного делания. Он хотел видеть явное подтверждение того, что он достиг неких высот. И через некоторое время по его молитвам, когда он посчитал себя достойным этого, явился некто с ликом святых ангелов, и этот монах упал на колени, даже забыв перекреститься (с такими помыслами, что он достиг этого уровня, когда перед ним наконец явился Христос). В этом была радость, связанная с гордыней. Но когда он поднял глаза, увидел, что перед ним не Христос, а дьявол с его бесами, они набросились на него и избили до полусмерти так, что он был просто на грани жизни и смерти. Потом пришла братия, и они все молились за него, чтобы он просто остался жив. Когда он очнулся, рассказал, что с ним случилось, ушел в затвор и до конца жизни не сказал больше ни одного слова.

Такое может произойти с человеком, который идет неправильно. Он использует вроде бы правильное средство – пост, молитву, но не для тех целей, а для достижения какого-то краткосрочного результата и удовлетворения себя: я молодец, я забрался на Эверест, поставил там флаг, и теперь мое имя будет известно по всем телеканалам. Что человек ставит своей целью: некое внутреннее, интимное общение с Богом, духовное развитие, направленное именно к любящему Отцу, или это просто удовлетворение своих пагубных страстей? Вот об этом нужно думать.

Может ли человек сам себя адекватно оценивать на духовном пути?

– Думаю, нет. Есть множество способов… Должен быть сторонний взгляд. И Господь, зная, что мы не всегда можем сами за собой что-то заметить, посылает нам в жизни в первую очередь наших близких. Для женатых людей это вообще актуально. И муж иногда может жене вежливо, мягко, с любовью указать, что она как-то не так поступила, и жена может мужу вполне сказать: «Будь здесь осторожен, есть такой-то соблазн», или «здесь ты сказал что-то не совсем правильно». (Я уж не говорю про детей – у них есть родители, которые должны заниматься не только тем, чтобы ребенок в правильную школу ходил, кушал сбалансированную пищу, но и его духовными вопросами: если они видят, что ребенок растет как некий идол, вокруг которого все движется, что у него внутренняя гордыня, жуткое своенравие, это должно стать тревожным звоночком, они должны суметь своему ребенку об этом рассказать). Ну и, конечно, есть Священное Писание, есть Священное Предание Церкви, они – критерии, чтобы посмотреть, туда идешь или не туда. Есть духовные наставники, когда человек спрашивает своего духовного отца, правильно ли он развивается, или просто приходит к своему приходскому священнику, который его знает и может скорректировать его путь, чтобы ему не заблудиться.

Каковы критерии правильного духовного развития? Что происходит с человеком, если он идет правильным путем?

– В нем развивается самая главная добродетель, о которой говорил Христос. Главная заповедь – заповедь любви. А если человек занимается духовной жизнью, но стал более раздражительным, более нетерпимым к другим людям?.. Мы это можем наблюдать. Иногда человек ходит часто в храм, знает богослужение, церковный Устав, достаточно строго соблюдает устав поста. Но как только он видит, что человек в храме неправильно перекрестился, вошел в неподобающем одеянии, что-то не то сделал, с точки зрения церковного человека, и от этого стал раздражаться, делать замечания и агрессивно на это реагировать, то сразу можно понять, что он ведет неправильную духовную жизнь, раз такие плоды.

Плод духовный, по слову апостола, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, воздержание. Оценивать духовную жизнь стоит по этим критериям: каким я стал? Более кротким или нет? Я стал добрее к своим близким и дальним или нет? Люблю я своих врагов, как мне Христос заповедал, или нет? Прощаю ли я? Господь сказал прощать до 77-ми раз за день, – или я хожу обиженный, надутый, как самовар, аж раздирает от злобы. Вот они – критерии; нужно смотреть на себя, сравнивать по этим критериям.

Какие самые распространенные ошибки на пути духовного возрастания?

– Их достаточно много. Люди, например, принимают иногда внешнее за внутреннее. Тут есть такой перекос. Например, исполнение внешних религиозных обрядов они считают достаточным для своей духовной жизни. Или, наоборот, человек считает, что вообще не надо ничего делать, «Бог у него в душе», он «духовно развивается», и все. Особенно в контексте современности опасна подмена, когда люди духовное развитие заменяют душевным и путают эти два понятия. Например, человек достаточно много читал иностранной художественной литературы и русской классической литературы. Человек ходил в Театр оперетты или в Большой театр, слушал разные произведения, знает членов «Могучей кучки» и поэтов Серебряного века, может их перечислить и говорит: я духовно развит. Эти подмены очень серьезные. Душевное развитие, связанное с миром культуры, с миром этики, подменяется тем, что человек говорит: я духовно развит. Нет: духовное развитие говорит о близости человека к Богу.

Безусловно, культура может подтолкнуть тебя к этому развитию, но может и увести совершенно в другую сторону, куда тебе совсем не надо. Духовное развитие связано именно с тем, насколько я умею общаться с Богом, насколько я воплощаю в моей жизни заповеди моего Бога, насколько я следую тому пути, который мне Господь показал. Когда Христос сказал: «Я есмь путь», Он показал четкую дорогу. Насколько я иду по этой дороге? Какое мое нравственное состояние? Есть ли у меня любовь, радость? Часто я радуюсь или нет? Человек, который находится в духовном мире, в состоянии умиротворения, – радостный. Не из-за того, что ему что-то подарили, не из-за того, что у него наконец закончилась ипотека... Он радостен от внутреннего осознания мира с Богом и ближним. И эта любовь дарит настоящую радость.

Духовное развитие, духовный путь – путь скорбей или путь радости?

– И то, и другое. Когда мы начинаем духовно развиваться, встаем на этот путь (это, конечно, очень дерзновенно говорить: я духовно развиваюсь), мы делаем некие потуги. Как у барона Мюнхгаузена, который из болота сам себя вытащил, у нас не получится. У нас есть надежда на Господа, на Всемилостивого Творца: мы протянем руку, и Господь нас подхватит, вытащит из болота, где мы очутились, и мы почувствуем умиротворение и утешение.

И когда человек проводит духовную жизнь, он, безусловно, сталкивается как со скорбями, так и с радостью. Это вполне естественно для нашего падшего состояния, причем как скорби, так и радости могут нам помочь.

Радости – понятно, мы радуемся, торжествуем, для нас вот это ощущение Царствия Небесного – радость. Как сказал Христос, Царство Божие внутри нас устрояется, мы можем пережить опыт Царства Небесного здесь. А как же скорби могут помочь? Им есть практическое применение: через скорби мы становимся более благодарными существами. Есть такое понимание, что, к сожалению, человек начинает ценить что-то, только когда это теряет. Скорби иногда нам помогают больше ценить своих близких, внимательнее относиться к своей духовной жизни, больше надеяться на Бога, чем на себя. А то у нас периодически бывают гордыня, неправильные помыслы. Нас иногда нужно по лбу стукнуть, чтобы мы отрезвились, осознали, что происходит в нашей жизни, осмотрелись, пришли в себя. Поэтому путь скорбей – на двух ногах: одна нога стоит на пути скорбей, другая – на пути радости. И вот так потихонечку будем идти в правильном направлении духовного развития, цель которого – приблизиться к нашему Всеблагому Господу Иисусу Христу.

Может быть, еще несколько слов для наших телезрителей о духовном развитии: что в нем самое главное?

– Для нас, современных людей, обремененных всякими трудностями и обязательствами, показателем духовного развития может быть состояние нашего сердца, когда мы наблюдаем сами за собой. Во-первых, очень важно человеку иногда побыть в одиночестве и проанализировать, кто он и что он, перестать спешить, бежать, выключить телефон, убрать его подальше и поговорить с самим собой, поговорить с Богом, через Бога узнать о себе что-то.

Мы сразу поймем: наше духовное развитие как-то реализуется в нашей жизни, его видно или все это идет впустую? «Если я хожу в храм уже несколько лет, но как кричала на своего мужа, так ничего и не меняется, даже хуже становится, то, может быть, я мало сил употребляю? Может быть, я мало внимания этому уделяю и нужно сосредоточиться именно не на внешнем, а на внутреннем, на духовном?» А то получается, что мы той же работе уделяем много времени. Или в магазинах некоторые женщины могут ходить часами и выбирать себе обувь, в итоге так ничего и не выбрав (мне всегда жалко впустую потраченное время), а своему духовному развитию мы уделяем мало времени.

Осознав это, мы должны прийти в себя и сказать: все, душа важнее, она бессмертна. Мы умрем, и наше тело, за которым мы так ухаживали, будет разлагаться во гробе, а душа будет жить вечно. Поэтому давайте ей уделим должное внимание, поставим правильные приоритеты. Вспомним кондак Великого покаянного канона Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается» – это воззвание к своей собственной душе, Андрей Критский это своей душе говорил. Почему бы и нам не сказать нашей душе: «Хватит спать, хватит пребывать в лености и праздности, нужно как-то воздвигнуть себя к духовным свершениям»?

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс