Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1006) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Мы должны лелеять и совершенствовать драгоценный камень в виде нашей души

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Мы должны лелеять и совершенствовать драгоценный камень в виде нашей души

№13 (1006) / 1 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Уже 2-я седмица поста. У Вас это не первый пост в священном сане и вообще на протяжении жизни – какие у Вас ощущения в это время церковной жизни? Что самое главное?

– Когда наступает это время, оно всегда пугает: как ты с духовной точки зрения все это преодолеешь? К физическому посту по милости Божией мы уже привыкли за все эти годы, а сохранить равновесие, внутренний, духовный покой – «стяжать дух мирен», чтобы вокруг тебя если не тысячи, то хотя бы один спасся, бывает достаточно сложно. Это основная тревога. Ну и надо постараться пройти пост достойно, чтобы встретить праздник Пасхи.

Есть какой-то самый главный совет, который Вы даете своим прихожанам, чтобы это время действительно было благодатным? И чтобы подойти к празднику Пасхи уверенно, без сожалений?

– Надо чаще заглядывать внутрь себя, особенно в дни Великого поста: чаще делать анализ своей жизни, думать больше о своей бессмертной душе, что для нее нужно, и меньше стараться думать о материальных проблемах, нас одолевающих в повседневной жизни – на них мы гораздо больше обращаем внимание, чем на ту жемчужину, которую нам дал Господь в виде нашей души.

Этот драгоценный камень мы должны лелеять и совершенствовать, каждый раз нанося очередную грань на этот бриллиант – становиться чудесным бриллиантом. А у нас, к сожалению, камушек лежит, часто мы не обращаем на него внимания, погрязаем в заботе, забывая слова: «Марфа, Марфа, печешься о многом; Мария же благую часть избрала». Как научиться сочетать в себе часть Марфы и часть Марии? И то, и другое необходимо.

Пересекая порог храма, очень важно, чтобы все осталось за его порогом… Это сложно.

– Не только за порогом храма. Это нужно не столько для священника (каждый ведь выбирает свой путь), сколько для людей, приходящих в храм. Я все-таки советую больше думать об этом (да и не только я, но и многие батюшки). Но это не значит, что надо забросить все земные дела, которые требуют своего решения, но Богу – Богово, кесарю – кесарево. Всему свое время.

Вопрос телезрителя: «Хотя мы все и грешные, но освящаемся истиной Христовой и становимся святыми в какой-то момент жизни… Собственно, вопрос такой: почему на Святой Земле в Иерусалиме в самом главном храме – Храме Гроба Господня присутствуют разные Церкви: и Армянская, и Греческая, и Коптская, и Эфиопская, и другие?».

– По моему ощущению и по знакомству с житиями различных наших святых (я имею в виду православных) – не дай Бог ощутить свою святость, что ты достиг какого-то уровня святости. Наоборот, каждый из святых чем совершеннее становился, тем больше считал себя не достойным звания святого. Поэтому осторожнее с высказываниями: «блюдите, како опасно ходите», – так и до прелести недалеко. Легко переступить этот порог. Если сегодня мы еще помним о своей греховности и о том, что святость – это все-таки дар Божий, то потом может получиться как у той лягушки-путешественницы: «Это я придумала, это я, своими силами…». Мы, конечно, своими силами ничего не достигли. У католиков всех священников называют «святой отец», а мы – отцы грешные, как все остальные. Поэтому стремимся к святости, но порой это тоже для нас бывает недосягаемо.

По поводу Иерусалима и Гроба Господня. Кувуклия там одна, другое дело, что есть престолы различных конфессий. Да, это так – это общехристианская святыня, которая как краеугольный камень лежит в основании любой христианской религии, и никуда от этого мы уйти не можем. И сам по себе Иерусалим – уникальное место, где в относительном мире умудряются уживаться под одной крышей представители разных конфессий (как и в России – чем она уникальна в своей структуре? Тем, что здесь по милости Божией на протяжении не одного века в мире уживаются представители разных конфессий). Это очень важно.

Но мы знаем, что в Кувуклию заходит только один Патриарх Иерусалимский. Перед этим проводят его осмотр, чтобы удостовериться, что у него с собой ничего нет, производят осмотр Кувуклии. И там он молится о схождении Благодатного Огня. Благодатный Огонь сходит и в Кувуклии, и, как мы знаем из истории, может сходить и за ее пределами. Однажды Армянская Церковь попыталась не пустить Патриарха в Кувуклию – сами молились. Но Благодатный Огонь вышел совершенно в другом месте. С тех пор даже не пытаются преграждать путь Патриарху, хотя все равно ставят под сомнение схождение Благодатного Огня. Но для нас это великое чудо, и мы верим, что до скончания века Господь будет являть нам Свою милость, в этот день Огонь будет сходить.

И сегодня, во время такой информационной коммуникабельности, весь православный мир в Великую Субботу замирает в ожидании сообщения, сошел или не сошел в Иерусалиме Благодатный Огонь. И когда доносится благая весть, что сошел, конечно, мы с радостью это воспринимаем и с облегчением воздыхаем, что Господь дает нам еще время, чтобы радоваться дару жизни, что Он дал каждому из нас. И благодарим Бога, что Он дает нам еще какое-то время созерцания окружающего мира, созданного Им.

Если Благодатный Огонь не сойдет, то будет конец света, – это такое пророчество?

– Да, но у нас есть много таких пророчеств – и то, что касается Иверской иконы Божией Матери, что она должна перед Вторым Пришествием уйти с Афона. Весь мир на это смотрит. Слава Богу, пока все святыни остаются на своих местах, а Благодатный Огонь Господь каждый год, как чудо, являет по Своей милости, – но сейчас будем думать не о схождении Благодатного Огня, а о наших грехах, которые нам надо бы исправить, может быть, особо потрудиться в дни Великого поста. А придет время, будем молиться (каждый у себя, или в храме, или дома, а Святейший Патриарх Иерусалимский – в Кувуклии), чтобы Господь послал нам милость в виде Благодатного Огня. Всему свое время.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии, когда юноша назвал Христа Учителем благим, Он ему ответил: никто не благ, только один Бог. Отсюда вопрос: спасительная благодать – это прерогатива только Бога?».

– Я понимаю так, что благодать – это вообще прерогатива Божия, которую Он дает или не дает. Иногда, может быть, Он дает ее в качестве аванса. Как талант: дал монету – преумножь, не преумножил – заберу и отдам тому, кто преумножил. Так и здесь получается. Но чаще всего бывает, что благодать, которую получает тот или иной человек, дается все-таки через те труды, что он совершает на ниве духовного подвига, духовного роста. История так показывает. Конечно, прерогатива Божия – дать или не дать.

Опять же, что мы понимаем под этим понятием и как ощущаем благодать, как принимаем? Благодать Божию Господь на нас изливает каждую минуту, может быть, даже каждую секунду. Только мы порой не чувствуем благодать, не видим ее, а иногда и отмахиваемся от нее, как от назойливой мухи; не каждый в силах понести благодать, которую Господь дает.

Например, после таинства Причастия каждый замечает особенное состояние души и даже тела.

– Кто-то и надолго его сохраняет, а кто-то, получив, сразу забывает об этом, отойдя...

Как необходимо в Великий пост подходить к таинству Причастия? Как-то особенно готовиться? Еще вопрос: многие считают, что Литургия Преждеосвященных Даров не для всех, а лишь для особенной категории людей (больных и так далее) – как этот миф развенчать?

– Это не миф: на самом деле, изначально было так устроено, что Литургия Преждеосвященных Даров Великим постом совершалась именно ради тех, кто нуждался в этом в данный момент. Поэтому младенцев (совсем маленьких, которые причащаются Кровью) за Литургией Преждеосвященных Даров мы не причащаем, ибо Тело и Кровь здесь вместе. Причащают взрослых, если есть такая необходимость.

Традиция сложилась так, что это всем доступно?

– На сегодня – да. Сказать, что это плохо? Ну почему плохо, если человек лишний раз причастится? Если он в силу своей работы в воскресный или субботний день не может быть в храме, чтобы принять Святые Христовы Таины, но хотел бы в Великий пост каждую неделю причащаться, почему же ему не причаститься за Литургией? Главное, не делать из этого магического действа: это должно быть благодатью, которую мы получаем. Особенно у нас, в Русской Церкви, за многие десятилетия сложилась традиция, что вечерня служится с утра и Литургия Преждеосвященных Даров служится с утра. Сейчас во многих местах начинают вечерню служить с вечера, и многие считают для себя, что вечером причаститься важнее, чем с утра (к сожалению, такое тоже есть). Поэтому могущий вместить да вместит. Главное, чтобы это достойно было – не в суд или в осуждение, а во исцеление души и тела. Если вы не получаете исцеление души и тела, а проявляете гордыню в этот момент или что-то не совсем благочестивое, какой тогда смысл в Причастии? И не только в дни Литургии Преждеосвященных Даров, но и во время других Литургий тоже.

Вопрос телезрительницы: «Мы и наши родственники всю жизнь жили без Бога. Как мы, всю жизнь прожившие без Бога, будем судиться?».

– Господь не дал мне такого дара – знать, как это будет. Во-первых, вы еще живы, вам дает Господь время, тем более вы уже думаете, что рано или поздно надо будет дать ответ перед Богом за то, как жили. Значит, вы уже задумались над тем, что Бог есть, и Его присутствие в какой-то мере ощущаете в своей жизни.

Обратитесь к Богу, начните исправлять свою жизнь. Ведь разбойник на кресте только принял Бога и осознал Его, и Господь сказал: сегодня же будешь со Мною в раю. Иногда можно всю жизнь называть себя христианином – и Царствие Божие не наследовать, а можно, как разбойник, в одночасье... Одним днем Мария Египетская, осознав свою греховность, почувствовав сердцем любовь к Богу, отреклась от всего земного, ушла в пустыню и, преодолевая искушения, стала великой святой. Она же говорит, что не все просто: ушла – и святость стяжала. Нет, она трудилась.

Трудитесь – и Господь вам даст.

Что делать? Если вы задаете такой вопрос, наверное, вы ходите в храм, наверное, мóлитесь. Молитесь за своих близких, старайтесь сами не грешить. Молитесь, чтобы Господь вразумил тех ваших родственников, которые живы, открыл им путь, показал путь истинный, чтобы они пришли к храму Божьему. В своей повседневной жизни будьте примером для них.

И за усопших молитесь: никто из нас не знает, что с ними будет, как они будут судиться, – все это в руках Божиих, все мы надеемся на Его великое милосердие. Они уже сделать ничего не могут, а вы, пока живы, имеете дерзновение своей молитвой просить Бога о своих усопших сродниках, чтобы Он их принял и явил милосердие и снисхождение за их неверие или еще за что-то. Но все в руках Божиих.

Мы предполагаем, что по делам Господь будет судить, по справедливости, и молимся: «Если каждого из нас, Господи, будешь судить по всей строгости, кто из нас будет оправдан?». Никто. Ни у кого этого не будет. Поэтому и надеемся на Его великое милосердие и помощь, заступничество Пречистой Владычицы Богородицы. Поэтому и молимся Ей, и любим Ее как Мать, Которая защищает Своих детей.

Вопрос от телезрителя: «Батюшка, я работаю при деревенском храме. Я готовлю трапезу на весь приход, присутствовать на Литургии нет возможности, но очень хочется участвовать в таинстве Причастия. Как я могу к нему приступить, если не находилась на службе?».

– Но ведь и ближнему тоже служить надо. Согласуйте со своим батюшкой, как вам поступать, как правильно подготовиться. Дома можно вычитать правило. Ведь можно и в храме на Литургии стоять или на вечернем богослужении, но умом быть где-то в другом месте. А можно заниматься какими-то делами, а сердце и ум будут с Богом. Поэтому молитесь, и Господь покажет. Может быть, какие-то вещи надо делать заранее, чтобы успевать причаститься, а потом побежать разогреть все это, вовремя подать и накормить людей.

Организовать правильно работу.

– Да, и помощников ищите среди своих прихожан, которые будут приходить к вам и помогать, чтобы дать вам возможность побывать на службе и приступить к таинству. Такое и у нас есть, в московских храмах, не только в сельских, когда одни и те же люди все большие и великие праздники, вместо того чтобы быть на службе, трудятся. Чтобы все, кто придет потом, ощутили радость не только богослужения, но и продолжения братской трапезы.

Вопрос телезрительницы: «Как-то один батюшка по радио сказал, что Великим постом мы все должны стать немного монахами. Я бы хотела спросить, какой главный итог Великого поста для каждого из нас должен быть? Что мы должны на выходе получить? Понятно, что все мы разные и каждый берет по себе подвиг для духа, души и тела. Но если обобщить, что должно быть главным итогом нашего Великого поста?».

– Главный итог тот, чтобы, во-первых, мы были с Богом. Тут как-то сразу и не ответишь. Вроде вопрос простой: надо ли быть чуть-чуть монахом в пост? Наверное, да. Но ведь монашество – тоже не панацея для спасения. Будучи монахом, тоже приходится стремиться к совершенствованию. Почему так говорят, что надо быть немножко монахом? В том смысле, что немножко отстраниться от земных забот (это то, о чем я говорил в самом начале), постараться больше сосредоточиться на внутреннем, духовном делании.

Знаете, хотелось бы получить в конце поста ощущение, что я хотя бы на полшажочка приблизился к тому, что мне удалось хоть чуть-чуть побороть с Божией помощью ту или иную страсть, что в дни Великого поста мне удалось сохранить внутренний, духовный покой, никого не обидеть, не огорчить, не опечалить чем-то – ни Бога, ни окружающих. Я старался (может быть, не совсем получилось), и Господь как-то меня поддерживал. Вот это, наверное, и будет самым главным результатом поста: мы старались, мы трудились и просили Бога, чтобы Он нам помогал. Может быть, у нас что-то не получилось, но мы хотели. И от этого и праздник будет радостней – ведь мы потрудились.

Еще вопрос: «Я с детства молюсь в душе Богу, проговаривая «Отче наш» и обращаясь к Нему с просьбами, но в церковь не хожу, не причащалась. Считаюсь ли я верующей?».

– Я отвечу байкой. По-моему, у Митрофана Воронежского как-то не очень ладились отношения с губернатором... К сожалению, западные течения во многом затронули нашу аристократию, губернатор в храм не очень-то ходил. И при каждом возможном случае, когда они встречались, архиерей ему говорил, что надо ходить в храм, а тот ему все время отвечал, что Бог у него в сердце. И на каком-то приеме или еще где-то архиерей опять говорит губернатору: «Приближается большой праздник, мы были бы рады видеть Вас на службе». А тот опять отвечает: «Бог у меня в сердце». Святитель не выдержал и сказал: «Да, а в голове колокольня, которая ветрами продувается». Дай Бог, чтобы в нашей голове не было этой колокольни.

Верующий – это образ жизни. Человек, не ходящий в храм, не может называться верующим на 100%, ибо не выполняет Завет Божий – вне храма нет Причастия, а Господь в Священном Писании говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» и «…аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» – это надо помнить. Иногда бывает, что человек вроде бы и ходит в храм, и причащается, а назвать его стопроцентно верующим невозможно: в храме он один, а выходит за его пределы и становится совершенно другим. Любовь надо нести, а у нас иногда любви не всегда получишь (и в храме в том числе)

Нельзя сказать, что вы неверующий человек, но ищите спасение через храм: лишь Церкви Господь дал таинства, необходимые для нашего спасения – только они преображают нашу жизнь и дают нам возможность совершенствоваться. Это Покаяние, которое очищает нас, как воды Крещения, и Святое Причащение, которое попаляет наши грехи и дает нам силы бороться с ними...

Хотел сказать в конце: Великий пост страшит нас в своем начале. Вот уже вторая неделя, которая пролетит очень быстро. Совсем скоро начнется Крестопоклонная седмица, а это уже середина поста. А не успеет пройти Крестопоклонная седмица, мы уже будем готовиться к празднику Пасхи Христовой и радоваться Воскресению Христа. А уже вскоре после Христова Воскресения будем печалиться о днях Великого поста, что они так быстро пролетели, а мы их и не заметили.

Поэтому в эти сугубые дни цените каждую минуточку своей жизни, цените каждый свой вздох и не проводите жизнь бесцельно, а пытайтесь открыть свое сердце Богу, почувствовать Его, быть немножко добрее, внимательнее друг к другу и, конечно, к Богу. Старайтесь чаще ходить в храм и приобщаться к Церкви Христовой. Господь укрепит всех нас. Помощи Божией в дни Великого поста!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс