Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1005) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Если бы мы всегда следовали Священному Писанию, наша жизнь преобразилась бы

Протоиерей Димитрий Смирнов: Если бы мы всегда следовали Священному Писанию, наша жизнь преобразилась бы

№12 (1005) / 25 марта ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, какого прощения ждет от нас Господь? Подойти к человеку с просьбой о прощении, наверное, не так уж и сложно, но как отпустить из своего сердца обиду, которая там застряла, может быть, много лет назад?

– Господь дал нам алгоритм, сказав: «Молитесь за обижающих вас». Если бы мы всегда следовали Священному Писанию, наша жизнь преобразилась бы. Но наше невежество, неспособность воплотить в своей жизни заповеди Христовы и создают ситуацию постоянного опускания в греховную тину. А если то, что от нас требуется, аккуратно и с вниманием исполнять, дело пойдет на лад.

Заповедь о молитве за врагов известна многим. Но то ли люди не верят в нее (в то, что это возможно), то ли не так ее исполняют. Результат, судя по их словам, плачевный.

– Да. По Зигмунду Фрейду (у него есть книга «Психопатология обыденной жизни»), неприятное для человека обычно проваливается в его подсознание, и человек подсознательно начинает этого избегать. Но у нас же остаются и враги, и, конечно, о любви к врагам трудно говорить, если мы стараемся о них даже не думать.

Если человек нам досадил, то мы должны, наоборот, на нем сосредоточить свое внимание?

– Да: с досадой мы не сможем войти в жизнь вечную.

Говорят: «Может, я его просто не буду ни вспоминать, ни видеть, буду обходить за три квартала?».

– Подойдем к вратам Царства Небесного, а там стоит с ключами апостол Петр, который скажет: «Сынок, тебе нельзя».

«У тебя обиды не проходят».

– «У тебя обиды, ты вообще весь такой обидчивый. У нас тут только те, кто умеет прощать».

Но апостол говорит: «По возможности будьте со всеми в мире» (аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте) – значит, не всегда есть такая возможность?

– Да, мир зависит от двух сторон. Но пусть с твоей стороны будет мир: как учил преподобный Амвросий, «всем мое почтение».

Но есть такие люди, с которыми лучше в жизни не пересекаться.

– А Господь тоже на этот случай сказал: «Пусть будет тебе как язычник и мытарь». Что это за люди такие? В Израиле каждый знал, кто такие мытарь и язычник – это те, кого нужно обходить за три версты.

Если этот человек мне досадил, а я обхожу его за три версты, как мне в себе обиду преодолеть?

– А надо за него молиться. Я сегодня из храма выгнал одного жулика: он облапошивал моих прихожан. Я долго его вразумлял через проповедь. Он настолько бессовестный, что я его выкинул за шиворот – и все, без всякой обиды. И сказал сторожам, чтобы больше на территорию его не пускали – пусть идет куда хочет.

Как отнестись к человеку, который против тебя строит козни, без обиды?

– Ну это же так естественно – козни. Люди же несовершенны.

Особенно если ты делаешь ему добро, а он этим добром просто внаглую пользуется.

– Так как я человек, привязанный к месту, то не могу его обходить, если он приходит в храм, поэтому я предпочел взять его за шиворот и выкинуть. Он уже безропотно спросил: «Я только оденусь, можно?». Я разрешил.

Все по-христиански.

– Я ж его не бил (и даже не хотелось, ты знаешь: формально понимаешь, что неплохо ему наподдать, но желания как-то не было).

Вопрос: «Каким образом человек должен приносить плод покаяния, чтобы он был достойный?».

– Если он настоящий, он достойный. Если это имитация плода, то это лукавство.

Человек в этом сам разобраться может? Думаю, каждый кающийся, если его спросить, честен ли он в своем покаянии, скажет: «Да!».

– Это все-таки дело совести человека. И Господь будет вопрошать совесть человека.

Вопрос: «Если человек ни разу в своей жизни не исповедовался и не причащался (если только в детстве), может ли он попасть в рай?».

– А я не знаю, что он там будет делать… Если только где-то во вселенной заблудится и случайно попадет. А как, не ища рая, туда попасть? Это же не капкан какой-то – рая взыскуют!

Рай – это место, где человеку неизреченно хорошо.

– Нет, смотря кому: птице хорошо в воздухе, а рыбе хорошо под водой; а если поменять местами, обе задохнутся.

Если грешнику открыть рай, то ему там хорошо не будет?

– Грешники все, – но есть грешники кающиеся, а есть имитирующие покаяние.

И вот человек имитировал-имитировал...

– ...приходит, а Господь говорит: «Отойди от Меня, Я даже тебя не знаю, кто ты такой».

«Как? Стоял перед Тобой, Господи, в храме каждую воскресную службу».

– «Это не передо Мной ты стоял, а перед собой: собой любовался, людей осуждал. И сейчас таким судом, которым судил, будут судить тебя, и от тебя полетят пух и перья».

Вопрос: «Можно ли в миру стяжать добродетель послушания? Если да, то как?».

– Конечно, можно. Каждый человек у кого-то в послушании. У каждого есть старший, да и сами обстоятельства жизни влияют.

А насколько важно человеку быть у кого-то в послушании?

– Это важно, чтобы стяжать дух смирения.

Если человек этот дух стяжать хочет.

– Да. Но если нет, то, конечно, ничего не выйдет.

Господь нас смирять пытается болезнями, обстоятельствами, начальниками.

– И начальниками, и клеветой, чем угодно – всякой несправедливостью.

Господь нам это, получается, как бы навязывает?

– Нет, Он просто дает нам такие экзамены.

Если человек смиряться не хочет, то для чего?

– Если не хочет смиряться, значит, он не хочет войти в Царство Небесное.

Ему нужно хорошо пожить здесь.

– Какое-то время, может быть, и поживет.

А Господь все равно его смиряет.

– По любви. Другого пути нет.

Заставляя человека вынужденно смиряться, Господь все-таки хочет его преобразить. «Трудно идти против рожна?», – вопросил Господь.

– Спрашивается, зачем идти-то против рожна? Только по гордости. «Не будь вельми прав».

Как-то не хочется уж совсем себя растоптать.

– Почему сразу растоптать? Сразу иголки под ногти. Вопрос-то пустяковый: «Не будь вельми прав».

Постоянный дух недовольства...

– Дух недовольства, собственной правоты. Такое мнимое всезнайство.

Говорят: «Когда очевидная несправедливость, как быть? Человек, который поставлен мне помочь, с меня деньги вымогает. Человек, который призван меня защищать, на мне наживается».

– Люди несовершенны, и каждый человек несовершенен.

И нам надо все это потерпеть.

– А что нам делать? Нам дается жизнь, страна, принадлежность к определенному народу, определенные географические и метеорологические условия. И вот живи!

Хочется эту жизнь улучшить, изменить.

– Это естественно и очень правильно. Вообще человек призван жизнь на Земле сделать раем: Господь поселил на Земле человека для этого, чтобы Эдем расширился на все пространство. Я даже думаю, что сама форма Земли в виде шара (пусть это в некотором смысле эллипсоид) есть символ бесконечности: в какую сторону ни иди, конца нет (форма для размышления очень интересная), и чтобы человек, куда ни пошел бы, все украсил. Люди по-разному это воспринимают, в основном стараются рай на себя натянуть, как сапоги.

Но если поговорить о рае с каждым в отдельности, то окажется, что у каждого свое восприятие, как там должно быть.

– Да: мерилом ставят самого себя, – а надо ближнего.

Это и будет плодом покаяния.

– Если будет покаяние, будут и плоды.

Начнем ближнего ставить во главу угла своей жизни.

– Да, каждый ближний – это дверь в анфиладе из залов, которая есть жизнь, и, пройдя эту дверь, мы приблизимся на одно поприще к вожделенному Царству Божию.

Вопрос: «Нахожусь в коллективе совершенно безбожном. Кругом сквернословие, сплетни, осуждение. Батюшка, подскажите, как исполнить заповедь «стяжи мирный дух», если нахожусь в бесконечном конфликте с коллегами?».

– А зачем конфликт? Есть тысячи способов, может, даже десятки тысяч...

Как не вступать в конфликт...

– А зачем вступать в конфликт? Например, какой-то человек выругался. Нужно встать перед окном, поднять руки и сказать: «Господи! Вразуми Ты этого бедного человека. Помоги ему, чтобы он оставил сквернословие навсегда, хотя бы в присутствии своих сотрудников». И если каждый раз по поводу каждого испускания этих жаб человек будет так взывать, это возымеет колоссальное действие!

Но что-то мешает человеку так поступить.

– Человекоугодие.

Чтобы перед остальными не выглядеть...

– ...инаковым.

Это сложно.

– Да ничего сложного!

Для большинства людей главное – не выделяться.

– Но смотря из чего.

Из окружения.

– Тогда нужно занять самый низкий уровень. Но зачем? Мы же стремимся к Небу: мы граждане неба и свои Богу, сказано в Писании. Родство-то наше не княжеское, а выше – царское.

Но человеку ближе то, что в руках, чем то, что в небе?

– Каждый выбирает сам ту жизнь, которой живет: история Марии Египетской показывает, что из любого падения человек может восстать на Небесную высоту.

Каждый человек надеется на изменения в своей жизни.

– Само ничего не происходит: под лежачий камень вода не течет.

Но те труды, которые люди предпринимают, оказываются недостаточны.

– Значит, надо искать другие пути. Для этого есть целое Евангелие.

А на большее не хватает сил, или веры, или желания.

– Нет, только веры: какие особенные силы нужны, кроме сил души?

Самое распространенное – «нет сил терпеть то, то, то»...

– Понятное дело. Можно сети аккуратно распутывать, а можно очень резко запутать их еще больше.

И вот человек оказывается в ситуации, когда он «без сил».

– Ну что ж. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи»: как бы человек низко ни пал – всегда Господь рядом.

Вопрос: «Как стяжать мирный дух, о котором говорит преподобный Серафим?». Люди находятся в таком окружении, где все бурлит, и сохранить мирный дух...

– Он должен быть внутри.

То, что должен быть, это понятно.

– Вот как живет себе некий композитор? Его музыка звучит у него внутри, и она для него гораздо важнее, чем те звуки, которые он слышит вовне.

Но он к этому состоянию шел долгое время.

– Конечно. Чтобы уметь слушать музыку, надо учиться лет 15.

Только слушать?

– Да. А писать – это же нужно еще иметь некое творческое начало, это же не просто – сел и написал.

Но у нас многие пытаются сочинять.

– Ну, дай Бог им доброго здоровья.

Вопрос: «Почему нельзя копить деньги? Как правильно распоряжаться маленькой зарплатой? Есть вещи, которые с одной зарплаты не купишь».

– Есть. Тогда потрать 2 зарплаты.

Значит, все равно нужно откладывать.

– А может, то, что хочешь купить, тебе и не нужно. Разные могут быть подходы...

Вопрос: «Батюшка, на Ваш взгляд, нужно ли инвалиду детства искать себе супруга или лучше не стремиться к семейной жизни?».

– Это по склонности. Апостол Павел говорил: лучше оставаться, как я.

А почему «как я»? Почему без семьи?

– Это – кто может вместить; Сам Господь Иисус Христос поставил безбрачие выше брака.

Но при этом брак никак не умаляется.

– Нет. Брак – это удел большинства. А безбрачие – удел тех, кто входит в равноангельский чин.

А прошедшие через путь семейного шествия по жизни уже быть равноангельными не могут?

– Конечно: равноангельные же – монашество. Человек выбирает свое поприще и ему следует, и святости человек достигает и на этом поприще, и на том.

Награда в Царстве Небесном подается не за монашество или семейный подвиг...

– За то, кем ты стал в результате избранного тобой пути.

Насколько ты этим путем шел к Богу?

– Да.

Люди в основном ставят результат в зависимость от того, что делают.

Вопрос: «Долго жила со множеством страшных грехов. В результате пришли страдания и скорби. Они же и привели к Богу. Стала воцерковляться, исповедоваться и причащаться. Скажите, батюшка, имею ли я право на счастье и душевный мир после всех тех страшных согрешений, которые были в моей жизни? Или душа теперь будет вечно мучиться?».

– Что значит «счастье»? Человек счастье создает сам. Я немало знаю людей, которые претерпели страшные, невыносимые муки, совершенно непереносимые для человека. И они счастливы: они в своей жизни нашли и опору в Боге, и дело, которому могут послужить. И это дело, угодное Богу, стало для них счастьем.

И страдание...

–...растворилось.

Человек перестал его замечать?

– Нет, оно осталось – как память, как некий шрам, но боли не приносит. Зарубцевавшийся шрам может вызывать желание его почесать, но боли нет.

Вопрос: «Отец Димитрий, очень сильно раздражают пьяные люди. Внутри все кипит. Почему такое происходит и как быть?».

– В сердце поселился бес раздражительности и свила себе гнездо смертельная страсть гнева. Человек-то думает, что это пьяницы виноваты. Нет: другие же люди иначе реагируют. Значит, виноват ты.

Это, наверное, самая сильная борьба – с бесом раздражения: он всегда находит лазейку – как бы человека зацепить.

– Надо против этого подвизаться – иначе как? Молишься – и раздражаешься, в церковь пришел – раздражаешься. Где же мирный дух? Мирный дух не знает раздражения.

Хочется, чтобы люди тебя поняли.

– Но это слишком шикарно. Если Самого Сына Божия не поняли, в начале Его пути даже Мама Его не понимала.

Но человеку хочется, от неисполнимости этого желания человеку плохо.

– Смиряться надо, тогда будет хорошо. Как в одной умной книге я прочел, смиренный вообще не скорбит.

Батюшка, спасибо большое за ответы.

– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! Простите нас, грешных. И хорошего, доброго, полезного Великого поста всем.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс