Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1005) → Игумен Леонтий (Козлов): Смысл Великого поста и его роль в жизни верующего человека

Игумен Леонтий (Козлов): Смысл Великого поста и его роль в жизни верующего человека

№12 (1005) / 25 марта ‘19

Беседы с батюшкой

Я искренне рад впервые приветствовать у нас в гостях игумена Леонтия (Козлова). Наверное, будет логично начать наш разговор с вопроса, который вытекает из темы передачи: в чем смысл поста?

– Пост лежит, наверное, в основании христианства, которому свойственна аскетичность. Как известно, человек состоит из духа, души и тела, и чем больше мы уделяем внимания телу и его покою, тем больше утесняем дух: объедение, пьянство, различные мирские заботы отягощают душу и, конечно, всякому христианину свойственно стараться отодвинуть это, чтобы больше быть человеком Небесным, чем земным и плотским. Ведь мы знаем, какая великая задача стоит перед нами: самая первая заповедь говорит, что мы должны возлюбить Бога всей душою, всем сердцем, всею крепостью своею. А если мы имеем такую великую задачу, которая требует напряжения всех сил человека, то должны освободиться от всего побочного, ненужного, второстепенного (например, если человек хочет поднять тяжелое бревно, он не может это сделать одной рукой, в другой руке держа мороженое: он должен все оставить, собраться и совершить это дело, которое по-другому просто не сможет осилить).

Собрав именно все силы.

– Да, собрав все силы, сконцентрировавшись – это суть поста, которая заключается в том, чтобы воздерживаться не только от разного рода пищи, но и в общем смысле от лишнего: разговоров, общения – смотреть, как и на что мы употребляем свое время, есть ли у нас время на молитву, на добрые дела.

А что касается происхождения поста, то в христианстве пост частично наследован от Ветхого Завета (например, еженедельные посты в среду и пятницу), только акценты были смещены. В первое время после Воскресения Христова Его ученики постились по особым случаям (например, когда нужно было идти на проповедь). Потом это перешло к событиям, к праздникам. Например, первый известный пост (перед Великим постом) – 40 дней по образу того, как Спаситель постился в пустыне; это одна часть Великого поста, а вторая – Страстная седмица, посвященная Его страданиям и смерти.

А можно сказать, что время Великого поста – это определенный путь к Богу и некий маршрут, который мы можем пройти (а возможно, должны пройти), если считаем себя православными?

– Несомненно, вся жизнь человека – это путь, путь к Богу. Сам Господь говорит: «Я путь, истина и жизнь». И мы призваны в этой жизни пройти путем за Господом, неся соответствующие обременения (то, что мы называем крестом) – тяготы исполнения заповедей Христовых, легкого ига Господня. Конечно же, в нашей жизни присутствуют и цель, и труд, который мы совершаем, когда идем.

Этот путь может быть успешным, а может быть неуспешным. Например, если мы видим цель и идем к ней, это одно: мы к ней приближаемся. А если утеряли ее из виду, то попадаем мимо, уходим в сторону и в какой-то момент начинаем удаляться от нее. Если путник заблудится в пустыне, он погибнет – так же и мы: если не придем к Богу, если душа не возвратится в свое Небесное отечество, она даже не сможет погибнуть, а просто будет вечно страдать. Великий пост – путь, который начинается, можно сказать, из рая, от изгнания Адама из рая (то, что мы вспоминали в воскресенье) и вплоть до страданий (Голгофа) и Воскресения Христова и который требует видения цели, постоянства, упорства, труда, а венчается потом попаданием «по назначению».

Святые отцы говорят о времени Великого поста как о весне духовной. Вы соглашаетесь с этим? Так же смотрите на этот период, или есть своя точка зрения?

– Я думаю, всем людям, даже неправославным, свойственно (и это издавна было) так видеть этот цикл природы, воскрешения, когда деревья, которые были безжизненными, становятся зелеными, красивыми, когда снег и холод уходят, появляется солнце и оптимистичное настроение. И, конечно, в нашей вере это глубокие символы, символы Воскресения. Лично в моей жизни это тоже связано.

Время поста – время покаяния, работы над собой, и это все ассоциируется со снегом, со льдом, который постепенно тает, вся грязь уходит, душа постепенно расправляется под Солнцем правды Христом, и все заканчивается радостью Воскресения.

Сейчас вспоминаю фразу, прочитанную мной в одной из книг (там рассказывали о прославленных альпинистах уральской земли): «Знать, как пройти путь, – это совсем не то же, что его совершить». Если мы применим эту фразу к великопостному времени: мы всё это знаем, но знать – это одно, другое – каждый день воплощать в своей жизни, вставая утром на работу, погружаясь в суетные дела, бытовые вопросы, вечером возвращаясь уставшим домой, где тебя ждут родственники и близкие – и снова проблемы, вопросы... Все это очень сильно отвлекает.

– Несомненно. Одно дело – понимать, примерно представлять, как это происходит, а другое дело – пройти это на опыте. Мне близка тема восхождения на гору – я сам 2 года занимался альпинизмом, даже получил 3-й разряд; действительно, одно дело – знать технику, иметь снаряжение, а другое дело – взойти на гору: нужны сила духа, решимость, воля к победе, и помимо этого есть еще непредвиденные обстоятельства, их нужно как-то преодолевать.

Точно-точно, ведь на самом деле так.

– И когда человек восходит на гору, нужно иметь перед глазами цель, чтобы не уйти в сторону. В прозрачном горном воздухе кажется, что эта цель – вот она, руку протяни, и она здесь, но ты идешь часами, все остается так же: она как бы удаляется от тебя. Помимо этого не всегда можно ее видеть – она закрывается другими отрогами, промежуточными вершинами. Тебе кажется, что вот-вот дойдешь (вот она, вершина!), выходишь на этот рубеж, тебе открывается новый горизонт, а потом следующий... Это образ, который учит, что и в духовной жизни нужно иметь волю к победе, терпение, уметь преодолевать трудности, не унывать, если что-то не получается, и идти дальше.

Батюшка, одно дело – мы не унываем и относимся ко всему с точки зрения христианина: все от Бога, все происходящее с нами так и должно быть. Но когда нет внутреннего желания, горения, есть леность или, возможно, внимание человека ушло на что-то другое: может быть, он просто не хочет, перехотел, или, как Вы сказали, появились другие цели в жизни?

– Если у тебя появилась другая цель, другая вершина, то, когда ты на нее поднимешься, поймешь, что она очень низкая. Но чтобы вернуться к цели, которую увидишь, тебе надо будет спуститься вниз и начинать сначала.

Действительно, очень важно, как настроен человек. Когда альпинисты поднимаются на гору, они прекрасно знают, что такое немощь человеческая – и даже не столько телесная, сколько духовная, душевная; нужно приложить много усилий, чтобы преодолеть себя… Но зато, когда поднялся на вершину, тебя не столько радует красота открывшегося вида или замечательная природа, сколько победа над собой, преодоление, взятие очередной вершины. Это и дает радость, настоящий восторг.

У Вас как человека, который и на гору ходил, и духовные старается покорить вершины, ощущение схожее?

– Да, можно сказать, схожее: когда человек побеждает свои немощи, свою ленивую плоть, он понимает, что очень многие препятствия лежат в психологической сфере.

На самом деле мы не изголодались так, что сейчас умрем, просто это психологические механизмы, которые необходимо преодолеть. И если мы их преодолеваем, то другие препятствия и проблемы в жизни (мы же не только постимся, это не единственная трудность в нашей жизни) воспринимаются по-другому: мы приобретаем какое-то дерзновение, и это обогащает человека, он изменяется – становится энергичнее, радостнее, его не пугают бесконечные фантомы, тени, он понимает, что в нашей жизни очень многое значит свободное произволение, желание. Если есть желание, то с помощью Божией мы достигаем большинства целей.

Если мы готовимся к путешествию (к духовному путешествию мы тоже готовились достаточно долго), как это необходимо делать правильно?

– Готовиться надо. Те же альпинисты и кроссы бегают, и по стенкам карабкаются, прежде чем пойдут в серьезный маршрут. Перед постом (вообще в течение жизни, у нас есть и другие посты, менее строгие) полезно тренироваться, ведь страхи психологического плана мешают: «Ой, я бедный! Я умру, не смогу...». Иногда можно воздержаться от пищи и даже от воды 1–3 дня, понимая, что это вполне спокойно происходит.

По силам?

– Да, – и уже не боишься поста. Наша Церковь подготавливала нас к этому путешествию: были подготовительные недели к посту. Например, первая подготовительная Неделя – о мытаре и фарисее. Церковь учит нас правильно молиться: молитва не должна быть превозношением над другими, гордостью, похвальбой перед Богом какими-то своими мнимыми заслугами или трудами. Она должна быть такой, как у мытаря, который даже не смел взглянуть на Небо, бил себя в грудь и вышел более оправданным. В то воскресенье мы слышали в Евангелии, что тот, кто хочет поститься, пусть не будет унылым, как лицемеры, напускающие на себя постнический вид, чтобы получить похвалу от других, какие они великие постники. Господь говорит: когда постишься, помажь главу маслом и будь радостным, чтобы твои труды принял Господь. Очень важна побудительная причина, почему ты совершаешь подвиг: ведь его можно совершать не только для угождения Богу и очищения, а чтобы потешить свое тщеславие перед другими, покрасоваться – и это, конечно, перечеркивает весь труд поста.

Потом была Неделя о блудном сыне. Мы видим человеческое естество: человек не понимает всю серьезность своей жизни, что он должен служить Отцу, чтобы получить наследство Небесное. Ему хочется здесь и сейчас получить какие-то блага. То, что мы имеем в жизни (ум, чувства, тело), нам дано для преумножения, а мы часто это обращаем не туда – на удовольствия, развлечения. И нам показано логическое завершение такого направления жизни: блудный сын ушел от отца, все растратил в грехе прелюбодеяния (ибо всякий грешащий человек – прелюбодей перед Богом, он уклоняется от своего Создателя). И чем это закончилось? Он начал голодать, нуждаться, и, слава Богу, до него что-то дошло, он, пришед в себя (а до этого был вне себя), вернулся к отцу. И мы должны знать, что Господь всегда нас ждет с распростертыми объятиями. Другой пример – старший сын, который внешне исполнял волю отца, но при этом не достиг любви; он начинает завидовать и осуждать своего младшего брата. Наследуя, может быть, какие-то стада своего отца, какое-то его материальное достояние, он не понял, не наследовал самое главное достояние Отца Небесного – любовь. Это тоже учит нас быть с Богом и искренне служить Ему.

Третья подготовительная неделя – Неделя о Страшном Суде: Господь нас взбадривает страхом. Мы должны понимать, что в конце придется отвечать за нашу жизнь, и Великий пост – некий прообраз всей нашей жизни. Кроме того, Господь показывает нам ориентир, цель, для чего мы вообще проводим и свою жизнь, и этот Великий пост. На Суде Господь спросит каждую душу, будет судить по тому, насколько она была милостива к ближнему. И эту милость Господь принимает как оказанную Самому Себе. Мы должны понимать, что цель поста – научиться любви, научиться жертвенности, молитве, конечно...

И в последнее воскресенье вспоминаем об изгнании Адама из рая. Нам надо помнить о том, что мы потеряли сокровище Небесное, близость с Отцом, были низвергнуты из нее по причине греха. Из-за непослушания, невоздержания перевернулось все наше устроение: где сокровище ваше, там и сердце ваше будет – плоть оказалась на первом месте, и человек оказался на земле, чтобы в трудах, через пот и кровь возвращаться к своему Небесному наследию. И мы должны помнить, что в этой жизни мы странники и пришельцы, чтобы мы не засматривались на окружающее, а помнили о цели.

Прежде чем сделать первые шаги, человек опытный (любой альпинист, походник) скажет, что надо обязательно (и не раз) проверить свой рюкзак, снаряжение: как подогнана одежда, как сидит обувь, все ли вещи по списку лежат за спиной, в рюкзаке. Мы тоже начинаем делать первые шаги – есть возможность этот список сравнить. Что нам взять с собой?

– Конечно, аналогии можно проводить, но не до бесконечности. В духовной жизни все по-другому. Что можно вспомнить в первую очередь? Решимость. У нас должна быть решимость, причем ее должно быть запасено много. В Евангелии Господь рассказывает притчу о человеке, который собрался строить башню. Перед этим ему нужно поду-мать, сможет ли он ее довести до конца, чтобы не начали над ним смеяться. И сразу за ней – другая притча: царь, идущий с десятью тысячами воинов на другого, у которого двадцать тысяч, должен подумать, хватит ли у него боевого духа одолеть эти полчища. Святые отцы говорят, что и в том, и в другом случае этим людям не хватает решимости; если нет решимости, тогда мы цели не достигнем. Ну а решимость нам придает наша вера.

Многое нужно брать с собой на пост: и терпение, и усидчивость, и пример подвижников. Из практического – хорошо подумать о правиле, какое ты будешь совершать постоянно, каждый день в пост, что будешь читать: чтобы было Евангелие. Советуют читать в пост Ветхий Завет (например, Книгу Бытие, Книгу Иова, Псалтирь, конечно, и какие-то духовные произведения).

Каждый сам решает, сколько читать, или есть какие-то правила?

– Есть различные правила. Начиная с утренних и вечерних молитв и дальше человек по силе прибавляет что-то. Если есть у него потребность больше общаться с Богом, то он, конечно, спросит благословения у духовника, исповедующего священника (чтобы ревность была не самочинной – не то что «я себе назначил, я себе и отменю»; он уже получил благословение от священника и старается его исполнять). Постоянство очень важно не только в восхождении на гору шаг за шагом, но и в духовной жизни.

В конце программы мы подведем итог сказанному и хотели бы услышать наставления для наших зрителей.

– Время замечательное – в чем-то трудное, но и радостное: мы призваны обрести утерянное сокровище (которое находится недалеко от нас, в нашем сердце, ради обретения которого не жалко отдать все – все свои жемчужины, все драгоценности, которые мы в этой жизни обретаем): сокровище Царствия Небесного ни с чем не сравнимо.

Царствие Небесное хотя и сокровенно от нас, но находится где-то совсем недалеко. Нужно помнить о цели: Христос – наша цель, и мы идем за Ним, как апостол Петр, который вышел из лодки и шел по водам вокруг бушевавшей стихии. Ветер, волны, но он смотрел на Господа – и совершалось чудо: он шел за Ним, укрепляемый помощью Божией. Потеряв цель из виду, испугавшись, он стал тонуть...

Важно всегда (какие бы у нас ни приключались неудачи – всякое бывает, и в уныние впадаем) взывать ко Господу: «Господи, помоги!». Господь тут же протягивает руку, ведь Он совсем рядом и ждет от нас, что мы будем к Нему приближаться. Он Сам выходит навстречу, протягивает руки и принимает нас как сынов, давая все, что нужно, – и крепость, и силу, и терпение. Надо отбросить страхи и себя понудить, ибо Царство Божие силою берется, – а дальше Господь подхватит. И когда вам кажется, что силы уже иссякли, Господь оказывается на нашей стороне. Кто может противостоять тогда Ему? Какие враги, какие стихии? Хочется пожелать, чтобы мы шли к поставленной цели с верой и молитвой, и тогда непременно достигнем с Божией помощью в этом посту Светлого Христова Воскресения и спасения души.

Огромное спасибо за эти слова.

Записали:
Людмила Ульянова,
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс