Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1004) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Молитва – дыхание души

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Молитва – дыхание души

№11 (1004) / 18 марта ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Мелхиседек, почему молитва так важна в нашей повседневной жизни?

– Когда задают вопросы в нашей дорогой студии на телеканале «Союз», всегда забываю пригласить в наш Покровский храм (он будет сегодня с нами на заставке передачи), где вы можете увидеть византийскую мозаику – 2 500 метров этого великолепного храма. Приглашаю всех в гости и на экскурсию, желаю, чтобы была такая возможность – посетить наш замечательный Покровский храм, что в Ясеневе.

Когда мы сегодня анонсировали нашу передачу, то так ее и назвали: «Молитва – дыхание души». Какая важность кислорода в жизни человека? Без кислорода жить невозможно.

Мне вспоминается наставление святителя Филарета (Вахромеева), митрополита Минского. Он сейчас на покое, но когда был ректором Московской духовной академии (это в Троице-Сергиевой лавре), студентам говорил: «Любите богослужения! Ходите к преподобному Сергию. И пока вы студенты, пока вы в храме, пока вы в лавре, дышите воздухом вечности». Вот это потрясающая мысль святителя: молитва – это воздух вечности!

Кто-то о молитве сказал: «Что такое молитва? Молитва – собеседование с Богом. Молитва – возношение ума к Богу». У каждого из нас есть телефон, по которому мы выходим на связь друг с другом, с родными и близкими людьми. А на связь с Богом мы выходим только посредством молитвы, ибо молитва – собеседование с Богом.

В одном храме я увидел замечательное объявление: перечеркнут телефон-мобильник – и надпись: «Связь только с Богом». Оригинальное напоминание отключить мобильники. В храм пришли для чего? Для беседы с Богом, поэтому все новости, все разговоры, все встречи – после храма, после службы. Если пришли заранее, до богослужения – поздоровайтесь, пообщайтесь, спросите, как дела, как здоровье… Чтобы узнать, чем помочь, быть полезным. Но когда началось богослужение, все посвящено только Богу, душе и Церкви.

Интересно говорил преподобный Серафим Саровский, что сейчас вся брань дьявола с христианами идет за две добродетели – целомудрие и молитву, потому что знает лукавый: как только не будет в жизни христианина этих двух добродетелей, не будет в жизни христианина вообще ничего. Что тогда говорить про наш век, когда все загружены, кругом информационная атака по отношению к нам: новости, передачи, события, эксцессы, какие-то проблемы, реклама – до бесконечности, на каждом шагу?

Кто-то сказал, что информацию, которую современный человек получает в течение года, человек, живущий в XVIII или XIX веке, не получал за всю жизнь. Количество информации несопоставимо, поэтому всегда очень важно ее фильтровать и счищать, а память от загрязнений вычищает, конечно, молитва.

А какова цель молитвы в нашей повседневной жизни? Когда мы общаемся с человеком, это беседа. Когда хотим выйти на связь с родными и близкими, мы с ними беседуем. Молитва – общение с Богом, с Источником жизни, радости, мудрости, всепрощения. Ну какая цель? Цель – общение. И цель – услышать и быть услышанными, стать лучше. Для чего Церковь, молитва? Не только чтобы нам было лучше, а, самое главное, чтобы лучше были мы. Кто-то из мудрых людей сказал, что в храм мы приходим не, чтобы Богу напомнить, что Он «забыл» (одно, другое, третье – прошения), а услышать, что Он хочет от нас (вот это самое главное!), какая Его воля, какими должны стать мы. Когда станем другими мы, тогда у нас и жизнь переменится.

Один из греческих философов сказал: «Куда бы ты ни пошел – везде найдешь то, что принес с собой». Для хороших все хорошо, а для плохих – все плохо, поэтому надо сначала переменить свой ум, и тогда переменится жизнь. А переменить ум помогает нам, конечно же, молитва.

Отец Мелхиседек, молитва – это дыхание для души, воздух, которым мы дышим и без которого не можем. Какие должны быть условия, чтобы молитва была плодотворной?

– У отцов есть такая мысль: «Душа молитвы – внимание». Там, где нет души, нет ничего: нет души в теле – тогда это не тело, а труп; нет души в каком-то деле, которое ты делаешь, когда все делается бездушно, – тогда и само дело непонятно. Даже простое дело – приготовить еду – надо делать с душой, то есть старательно, наилучшим образом. Старец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что мы, православные христиане, должны быть отличниками: ты должен быть отличным портным, отличным водителем, отличным поваром, отличным экономистом, отличным компьютерщиком, отличным оператором. Отличным!

Сделать так можно только когда к порученному тебе делу относишься внимательнейшим образом. Условие успешной молитвы – это прежде всего внимание: душа молитвы. Отцы говорят, что все должно быть покрыто покаянием и смирением: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Однажды ко мне подошла женщина и говорит: «Батюшка, подскажите, что делать. Я начала читать вечерние молитвы и обнаружила, что прочитала утренние. Надо было мне их повторять утром или нет?». Представляете? Бывают и такие уникальные случаи. Если ты сам себя не слышишь, как будет тебя слышать Бог?

Есть относительно внимательности советы преподобного Иоанна Лествичника – думаю, из книг святых отцов, которые будут полезны для души и помогут нам правильно, с духовной пользой провести пост, это, конечно, книга Иоанна Лествичника «Лествица» (мы будем вспоминать в середине поста этого величайшего аскета, подвижника веры и благочестия, который оставил нам великий труд – азбуку духовной жизни. Наш Покровский храм уникален тем, что такого иконостаса нет ни в одном храме мира: в одноярусном иконостасе есть иконы величайших святых Вселенской Церкви – это авва Дорофей и Иоанн Лествичник, святитель Феофан, Затворник Вышенский, святитель Игнатий, епископ Ставропольский и Кавказский... Такого сочетания святых (еще раз с уверенностью повторяю) нет ни в одном храме мира – они подарили нам азбуку духовной жизни, поэтому начать знакомиться с их трудами обязательно надо).

Иоанн Лествичник нам всем говорит о молитве: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (то есть сильнее молитвы Иисусовой.) Еще говорит: «Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить может и уму нашему дать постоянство». То есть (по словам святителя Феофана) мы должны соображать, что мы читаем, читаемое уразумевать, а сердце должно откликаться на уразумеваемое; если ты говоришь «помилуй!», – говори это с чувством покаяния, если говоришь «благодарю», – с чувством благодарности, говоришь «слава тебе, Господи!» – значит, со славословием, заключая в слова не только мысли, но еще и чувства. И молитва будет плодотворной, когда она будет с рассуждением, в чувстве и в духе смирения, покаяния, любви и преданности Богу.

Отец Мелхиседек, несколько вопросов от наших телезрителей о молитве. «Претерпевает ли изменения келейное правило во время Великого поста? Каковы Ваши рекомендации для совершения молитвенного правила Великим постом? И можно ли заменить правило кратким молитвословием в случае тяжелой и продолжительной болезни?».

– Начнем с конца. Сейчас вот один близкий человек лежит в больнице Святителя Алексия с радикулитом – никакая молитва на ум, наверное, не приходит, кроме краткой. Иногда боль выбивает человека из колеи, невозможно сосредоточиться. Поэтому отцы советуют: когда нельзя сосредоточиться, пусть молитва будет краткой – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (а можно еще короче: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», потом еще короче: «Господи, помилуй!»). Варсонофий Великий говорит, что для болящего человека все правило заключается в одном: не роптать на Бога в болезни, и это благодарное состояние заменит все молитвы.

Меняется ли молитвенное правило в течение Великого поста? Наш покойный наместник, архимандрит Венедикт (Царствие ему Небесное), говорил: «Гайка духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, а не по миллиметру раскручиваться». Если в колесе машины из-за движения гайка ослабляется и если за этим не следить, можно в конце концов потерять колесо и разбиться. Поэтому опытные водители периодически гайку на колесе подкручивают, следят за техникой. Так и мы должны следить за своей душой.

Великим постом (вообще постами) правило должно немножко увеличиваться. Те, кто читал только начальные молитвы, правило Серафима Саровского или другое краткое правило, начните полностью читать утренние и вечерние молитвы. Кто утренние и вечерние молитвы читал – попытайтесь прибавить хотя бы одну «Славу», то есть треть кафизмы. Если кто-то уже так делал, попытайтесь читать целиком одну кафизму – это двадцатая часть Псалтири. Если кому-то близки каноны (Покаянный, Матери Божией, ангелу-хранителю) – читайте один канон в день. Кто-то любит акафисты – пожалуйста, читайте акафист Спасителю, Божией Матери и т.д.

Кстати, на «Союзе» часто спрашивают (и вообще часто этот вопрос задают во время поста): можно ли Великим постом читать акафисты? Можно читать все что угодно! Любую молитву, которая вам по сердцу, которой вы хотите помолиться, – абсолютно никаких ограничений нет. Говорят, что акафист – это же молитва радостная. А кто нам мешает во время поста радоваться? Поэтому читайте и акафисты, и каноны, и Псалтирь, но не просто читайте, надо чтение молитвослова превратить именно в молитву: обычное чтение – это еще не молитва.

Есть такое выражение – «вычитал правило». Ну хорошо, вычитать-то вычитал, а помолился при этом или нет? То есть в какой степени это пятнадцатиминутное или получасовое правило содержало в себе действительно нерассеянную молитву? Наша молитва достигает Небес, только если мы произносим ее слова с полным пониманием, с чувством (с покаянием, с любовью) и в духе истины. Мало прочитать – надо стараться, чтобы это на самом деле была беседа с Господом: нерассеянная, покаянная, с любовью и благодарностью.

Еще вопрос от нашего зрителя: «Я уже 5 лет хожу в церковь, регулярно исповедуюсь и причащаюсь, стараюсь вычитывать утреннее и вечернее правило, но у меня большие нагрузки на работе: работаю в школе учителем. Усталость, нервное напряжение приводят к тому, что я оставляю молитву, впадаю в уныние и потом долго не могу снова вернуться к регулярному чтению правила. Подскажите, как быть».

– Во-первых, надо запомнить слова епископа Игнатия (Брянчанинова): «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Великое дело, когда есть постоянство! Поэтому вам, дорогой учитель, советую: начните с малого, короткого правила, но пусть оно будет постоянно исполняемо, а потом постепенно его увеличивайте. Наша душа не может без молитвы, как телефон без подзарядки. Связи с Богом не будет никакой. Поэтому надо сначала осознать важность молитвы, а потом себя к этому понуждать. Скатываться с горы легко – подниматься в гору гораздо тяжелее. И потому лукавый делает все так, чтобы у нас ни одной минуты не осталось для молитвы. Почему? Лукавый знает: если у человека есть молитва, есть связь с Богом, то душа его жива. Молитва – дыхание души. Не надо превращаться в бездыханный труп, поэтому понуждайте себя.

Еще я хотел бы посоветовать: чрезвычайно важен режим. У всех нас одна проблема – усталость, перегруженность. Не остается сил и времени, особенно вечером. А кто вам сказал, что вечер – это главное для души и для молитвы? Самое главное время – утро. Нам всем надо кардинально поменять режим нашей повседневной жизни: надо приучить себя пораньше ложиться и пораньше вставать – подарить себе время для вечности, время, в которое мы бы подышали воздухом вечности.

Сейчас многие болеют бронхитом, который потом переходит в воспаление легких, и есть такое приспособление, которое называется ингалятор: 5–10 минут – и человек получает облегчение. «Где найти время для молитвы?» Когда человек болен, он ведь находит время для лечения? Просыпаемся, и тут же начинается круговерть: подготовка к работе, приготовление завтрака... Где взять это время? Ты сам можешь подарить его себе! К примеру, ты каждое утро встаешь в 7 часов утра, чтобы начать свой трудовой день, – начни вставать на полчаса раньше, в половине седьмого. Посвяти эти полчаса утренней молитве. И добавь к ней любые другие краткие молитвы – какие хочешь, но полчаса посвяти собственной душе.

Что для этого надо сделать? Всего лишь лечь спать на полчаса пораньше. Поэтому поменяйте свой режим – ложитесь как можно раньше, чтобы вставать до работы. А у нас не так: спим до последнего... «Еще 10 минут, еще 5 минут», – потом все просыпаем, вскакиваем как угорелые, и начинается круговерть без Бога, без души и без памяти.

Кстати, тот же Иоанн Лествичник, великий учитель Церкви, говорил, что подвижничество начинается с того, чтобы тут же вставать, когда проснемся. Это чрезвычайно важно: тут же вставать. Исаак Сирин говорит: если человек после того как проснулся опять ложится спать, на него наваливается дьявол. Проснувшись, опять ложиться – неоправданно: ты же проснулся – так вставай. Эти 5–10 минут не дадут тебе ничего, мало того – все на свете проспишь: и Литургию воскресную проспишь, и на работу опоздаешь.

Такое поведение – свидетельство некой духовной и физической распущенности. Нам надо постараться мобилизовать себя и Великим постом вставать строго по будильнику: дарить себе этот маленький отрезок времени, который будет посвящен молитве до начала рабочего дня. Самое ценное время – утро, недаром Литургия – утром, все монашеские и духовные правила – всегда утром: в это время у нас чистый, светлый ум, еще не засоренный впечатлениями дня, рекламой, новостями, событиями, впечатлениями. А вечером это чрезвычайно сложно. Так что меняйте свой режим.

Однажды к старцу Амвросию подошел один купец и спрашивает: «Батюшка, а как начать духовную жизнь?». И тогда преподобный Амвросий говорит: «У вас лично духовная жизнь должна начаться так: пусть ночь будет ночью, а день будет днем. А то вы в 12 часов дня просыпаетесь, в 2 часа завтракаете, в 7 часов обедаете, а потом отправляетесь в английский клуб. И там – до 3-х – 4-х часов ночи. Сделайте так, чтобы ночь была ночью, а день был днем». Так и мы: в 11 люди ложатся, в 12, в час – это глубокая ночь. А потом утром никак не могут встать, и тогда ни на что времени уже не хватает.

Мало того – утро еще и самое энергичное, самое плодотворное время даже для домашних дел. Я знаю многих домохозяек, которые приучили себя рано ложиться. Рано встают, успевают посвятить какое-то время молитве, Богу, своей душе, а потом делают домашние дела: готовят обед на сегодня, стирают, гладят. Именно утром все это делается быстро, энергично, «с чувством, с толком, с расстановкой». Почему? А потому, что есть силы. А потом уже – начало рабочего дня. Поэтому всем советую: раньше ложитесь спать и раньше вставайте.

Вопрос: «Отчего может быть так, что Бог не отвечает на молитвенные прошения? Более 10-ти лет в больших и важных нуждах я не получила ни ответа, ни помощи. Это не может не пугать. Что со мной не так? Господь не слышит молитвы грешников? Но как же тогда причащаться? Или мне просимое не полезно? Поймите, я могу обойтись и без просимого, но без диалога, без обратной связи с Богом – нет».

– Благодарю за вопрос. Его надо было поставить в начале передачи – он очень серьезный. Потом надо будет на связь выйти уже в условиях храма. Это пришло на мою почту; мы постараемся разыскать адресата и уже поговорить об этом наедине.

Вспоминается ответ епископа Игнатия на подобный вопрос: «Я долго молюсь и не вижу успеха и пользы от молитвы». И тогда он говорит: «Вы знаете, пребывание в молитве уже есть успех и польза». Из этого вопроса чувствуется, что человек просил о работе – и работы нет, просил о каком-то творчестве, а творчество дальше не продвигается, о семье, а семья тоже не складывается. Поэтому всякую молитву, с которой мы обращаемся к Господу, надо заканчивать, по примеру нашего Господа, так: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет».

А еще, может быть, нам посылалась возможность – работы, семьи, какого-то внешнего продвижения, а мы могли не заметить тех конкретных ситуаций, которые посылал Господь: они же маленькие, они же как молния – блеснула и показала путь. Это же намек. Поэтому давайте учиться Бога благодарить за то, что есть сейчас. И потом говорить: «Не моя воля, но Твоя да будет». И еще старец Амвросий Оптинский говорил: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи».

Самое главное, нам надо понять: вся христианская жизнь нам дана не чтобы нам было внешне хорошо, а чтобы мы стали другими. У Бога мысли о нас гораздо глубже.

Если внешние обстоятельства нас закаляют, делают нас мужественнее, терпеливее, это самое главное, а не чтобы сложилась благополучно наша внешняя жизнь. У некоторых она благополучна, у некоторых – нет, но чаще всего она у многих не складывается, потому что всегда человеку будет чего-то не хватать, всегда его будет что-то не устраивать.

Кто-то из мудрых людей сказал, что люди с поверхностным взглядом думают, что ноги носят голову. Нет. Духовные люди заметили, что голова носит ноги: как человек думает, так он и делает, так и поступает, и счастье в жизни зависит не от того, что человек имеет или не имеет. Счастье человека зависит от того, что он по этому поводу думает. Самое главное – это правильный настрой ума. Потому что гораздо важнее не иметь, а уметь. И поэтому надо всегда благодарить Господа, чтобы мы умели довольствоваться необходимым, радоваться жизни. Умели радоваться, что мы – дети Божии, что нам дано счастье святой Православной веры, а это в жизни уже много.

Если человек задал этот вопрос, значит, человек уже на своих двоих, хочет семью, работу, творчества – значит, уже есть какие-то определенные внешние силы и энергия. Это в нашей жизни уже много. И человек 10 лет молится – я считаю, что это и подвиг, и милость Божия. Думаю, что когда-нибудь на вас все с неба свалится за все те десятилетия, которые вы не получали что-то. Видимо, Господь в одночасье все даст, что будет полезно для вашей души и для вашей жизни.

Отец Мелхиседек, можно еще несколько заключительных слов о молитве как о дыхании души?

– Надо нам всем находить время для души, для Бога, для собеседования с Ним. Переменить режим, чтобы день стал днем, а ночь ночью – и самое главное: не лишать свои души духовного кислорода, дышать воздухом вечности. И любить и храм, и домашнюю молитву. Помнить слова старца Силуана Афонского: «Бога любить никакие дела не мешают». И блаженного Августина: «Когда Бог на первом месте, тогда все остальное будет на своем». Я вам от всей души, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители, желаю, чтобы Бог у вас был на первом месте, а все остальное тогда будет на своем.

Еще раз всех приглашаю в наш Покровский храм, что возле метро «Ясенево», увидеть новый Иерусалим: в нижнем храме Архангела Михаила – копии величайших христианских святынь. Ну и, конечно, хорошо помолиться в этом храме, который похож на храм XIII века – периода Византии.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс