Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1004) → Архимандрит Петр (Поляков): Радость Великого поста

Архимандрит Петр (Поляков): Радость Великого поста

№11 (1004) / 18 марта ‘19

Беседы с батюшкой

В чем заключается радость Великого поста?

– Великий пост называется духовной весной. И как весенний ветер оживляет в нашей душе радостные чувства, так и наступление Великого поста возбуждает предвосхищение встречи величайшего праздника – Святой Пасхи. В году 4 поста, они разнятся и по строгости, и по продолжительности. Например, церковный год начинается с Рождественского поста, по своей продолжительности он равен Великому посту, но все-таки Святая Церковь называет предпасхальный пост Великим: он наполнен особым духовным и богословским содержанием.

Великий пост предваряется подготовительными неделями. Это Неделя о Закхее, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя воспоминания о Страшном Суде, следующее воскресенье – воспоминание Адамова изгнания из рая. Подготовительные недели содержат особые молитвословия. За богослужением (на всенощном бдении) исполняются духовные песнопения, которые по своему духовному и богословскому содержанию дают возможность всем молящимся в храме вспомнить о своем жизненном предназначении, о своих христианских обетах, которыми мы должны руководствоваться в своей жизни, вспомнить о вечности. Радость Великого поста именно в том и состоит, что мы живем в предвкушении очищения наших душ от греховных привычек, от пороков. Мы призваны примириться с окружающими людьми, с ближними, мы призваны Церковью вспомнить о своем высоком достоинстве быть чадами Божиими.

Один из моих духовных друзей – архимандрит Мелхиседек – очень красочно изобразил в одной из своих проповедей состояние человеческой личности. Он предложил очень современный образ. Каждая человеческая личность – это как бы смартфон, он может быть дорогим, может быть дешевым, но основное его предназначение – осуществлять связь с окружающими людьми. Так вот, рожденный человек есть тот смартфон, у которого нет sim-карты. И sim-карта – Крещение, которое открывает каждой человеческой личности врата Церкви.

Но иметь sim-карту недостаточно, необходимо ее активировать. Активация sim-карты – таинство Миропомазания. Но если, скажем так, «смартфон» уже действует и со всеми можно осуществлять связь, необходимо тем не менее постоянно его подзаряжать участием в таинствах, необходимо его очищать от различных вирусов (это Покаяние). Это очень красочное и понятное современному человеку сравнение.

Радость Великого поста состоит в том, что нам предоставляется очень хорошая возможность очистить свою душу в таинстве Покаяния. Именно к покаянию призывает Церковь своих чад в подготовительные недели Великого поста. Это, конечно, молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Я сын священника, и нас с детства родители приучали постоянно повторять эту молитву мытаря.

Если мы по каким-то обстоятельствам не можем исполнить вечернее или утреннее правило, то, встав утром с одра, нужно просто произнести молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». Если совершил какой-то поступок или какая-то мысль суетная посетила, сразу можно вспомнить молитву блудного сына, обратившись к Богу: «Отче, согреших на небо и пред Тобою». И эти краткие молитвы, которые нам предоставляет Святая Церковь в этих Евангельских образах, держат нашу душу в духовном тонусе и соединяют нас с Господом.

Вопрос телезрительницы: «У меня больные ноги. Утренние, вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению я читаю сидя. А как же быть с покаянной молитвой Ефрема Сирина? Ее же надо читать на коленях. Как мне быть?».

– Этот вопрос давно решен Церковью. Дело в том, что наша Святая Церковь, как заботливая Мать, не принуждает нас к чрезмерным физическим подвигам: надо исходить из тех возможностей, что есть у каждого. Например, один из наших прихожан сломал правую руку – крестился левой. Этим он ничего не нарушил. Так и в вашем случае: вполне можно читать молитву Ефрема Сирина сидя, совершать мысленные поклоны. Господь принимает нас такими, какие мы есть.

Вопрос телезрителя: «У кого настоящее покаяние: у мытаря, который бил себя в грудь и говорил слова, или у Закхея, который не бил себя в грудь, но пообещал кое-что сделать?».

– Здесь давать оценку покаяния Закхея или мытаря не совсем правомочно уже потому, что Закхей – историческая личность, а мытарь – персонаж притчи Христовой. Закхей, принимая Господа у себя в доме, сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». За этим последовала и молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Духовное перерождение, которое произошло в душе Закхея от встречи со Христом, конечно, имело и дальнейшие последствия. Несомненно (и об этом свидетельствует церковное Предание), Закхей в дальнейшем стал одним из учеников Христовых и проповедовал Христа в своем обществе, принял мученическую кончину.

Что главное в подготовке к Великому посту? С каким настроем следует вступать в поприще поста?

– Телезрительница упоминала в вопросе о молитве Ефрема Сирина. И эта молитва раскрывает перед нами путь, которым мы призваны пройти и в подготовительные недели Великого поста (ведь эта молитва уже читается в храме за богослужениями): она содержит ступени духовного восхождения, которые и ведут нас к совершению истинного поста. «Господи и Владыко живота моего» – в этой молитве мы сразу обращаемся к Источнику всякой жизни, Господу нашему Иисусу Христу. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» – здесь указывается на необходимость избавления от греховных привычек, поступков. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» – здесь уже указываются ступени восхождения: какие качества надо возгревать в своей душе, чтобы исполнить поприще Великого поста достойно. Эта молитва замечательно была выражена Александром Сергеевичем Пушкиным в последний год его жизни – он пишет так:

Владыко дней моих!
дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи
сокрытой сей,
И празднословия не дай
душе моей.
Но дай мне зреть мои,
о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня
не примет осужденья,
И дух смирения,
терпения, любви
И целомудрия мне в
сердце оживи.

Можно выучить эти строчки, и они будут нас руководить к истинному прохождению и подготовительных недель, и самого Великого поста.

Как связаны между собой пост и молитва?

– Когда мы говорим о посте, сразу вспоминаем о неких ограничениях в пище; так сложилось. Но на самом деле пища, которую мы употребляем, имеет отнюдь не первостепенное значение для нашего духовного очищения и духовного воспитания. В прошедшее воскресенье читалось послание апостола Павла, я повторю его слова: «Еда не поставляет нас пред Богом» – она не основная добродетель при прохождении поприща Великого поста: пост должен обязательно сопровождаться покаянием и молитвой – без них любое ограничение в еде не принесет нам никакой пользы. Пост – это не диета, пост всегда должен сопровождаться деланием добрых дел.

Если вспомнить аналогию, о которой так наглядно рассказал отец Мелхиседек, то помимо подзарядки нашего «смартфона» необходимо всегда за него вносить определенную плату. Так вот, если не будешь вносить определенную плату, то при полностью заряженном аккумуляторе и действующей sim-карте не сможешь никому дозвониться: связи не будет. Добрые дела и оказываются этой платой. Хотя Бог не требует от нас никакой платы, но добрые дела обязательно должны сопровождать пост вместе с покаянием и молитвой. А если уже Бог даст силы, то и исполнять предписания по ограничению в пище.

Но молитва без поста как бы ослабевает, пост является катализатором молитвы, можно так сказать.

– Само слово «пост» не синоним ограничений в пище, пост в его богословском, аскетическом понимании в первую очередь предполагает духовные подвиги, а потом уже и телесные труды. Предписания поста очень помогают в восстановлении не только духовного, но и физического здоровья. Например, во время одного великопостного богослужения совершается до тридцати земных поклонов, и они становятся хорошей тренировкой и хорошо взбадривают физически. Я по себе могу сказать: в первую неделю, когда исполняешь все эти поклоны, первые 3–4 дня мышцы побаливают, а потом, когда уже входишь в режим молитвы с поклонами, с ограничениями в пище, чувствуешь легкость и физическую крепость.

Первая седмица поста особенная. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Первая седмица Великого поста особо благодатная – ежедневно читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Это покаянная дисциплина, о которой мы забываем и которая необходима нам. Здесь она во всей своей духовной силе помогает православному христианину прежде всего осознать свою немощь духовную. И в тех ветхозаветных и новозаветных образах, которые нам представляет Великий покаянный канон, мы видим образцы, указатели для возрождения нашей духовной жизни.

Сам покаянный канон начинается с умилительного тропаря: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление». В нем изложена вся глубина духовного призыва, с которым грешный человек обращается к Источнику всякой жизни – Спасителю.

Здесь буквально каждое слово требует духовного комментария. «С чего начну оплакивать окаянное мое житие?». Мы как-то не совсем точно понимаем это: «окаянное житие». Первоначально, в своем основном переводе, слово «окаянный» означает «несчастный»: «С чего начну оплакивать несчастное мое житие?» (грешник, осознавший свое недостоинство, глубоко несчастен). Но в этом же тропаре содержится упование на всесильную помощь Божию в возрождении духовной жизни.

Вопрос телезрителя: «Есть ли разница между мысленной молитвой и молитвой, произнесенной вслух?».

– Любая молитва (об этом говорили и старцы, и подвижники благочестия) имеет особую действенность для человека, если она произносится вслух, даже если вы находитесь один. Это помогает более сосредоточенно возносить молитву. Когда мы молимся мысленно, то частенько уходим в своем сознании в совершенно другие сферы: вроде бы мы глазами следим по молитвослову за словами молитвы, а своими мыслями далеко отстоим от тех молитв, которые читаем.

Когда мы произносим молитву, уже наше соучастие в молитве имеет совершенно другую степень, уже и отвлекаться на посторонние мысли гораздо труднее. Да и практика произнесения молитв вслух помогает запомнить молитвы наизусть. Я бы посоветовал обязательно читать молитвы вслух (конечно, смотря где читается молитва – конечно, не в метро... Кстати, я заметил, что часть людей в метро читают молитвы: случайно глазом посмотришь, что читают в планшете, – а это молитвы. И я этому очень радуюсь).

Имеет ли значение, с какой громкостью произносятся молитвы? Я слышал, что многие люди молятся очень громко, даже соседи слышат, если человек молится дома. Это просто такое личное предпочтение?

– Я бы сказал так: любая экзальтация (и чрезмерно громкое чтение) не полезна для души, тем более в таком диапазоне, когда это слышно соседям. Молитва сама по себе – интимное состояние человеческой личности, его общения с Богом. Господь слышит, даже если мы шепотом произносим молитвы, но динамика и громкость молитвы отнюдь не являются показателем ее качества.

Что Вы могли бы посоветовать нашим телезрителям: как правильно и плодотворно молиться во время Великого поста?

– Надо себя ограничивать в Великий пост в привычках, которые становятся губительными для нашей души: например, длительный просмотр телепередач, фильмов, которые разрушают наше подсознание. На меня произвело очень сильное впечатление, когда один из старцев сказал, что если мы по телевидению видим сцену убийства, то будем судиться как соучастники этого греха: когда мы смотрим сцену насилия, мы духовно принимаем в этом участие или в качестве жертвы, или в качестве насильника. То есть надо избегать и в другие периоды (не только во время Великого поста) просмотр передач, где происходят сцены насилия и другие подобные вещи, и в целом ограничить себя в просмотре даже новостных передач. Потому что мы живем в информационно-агрессивном поле.

Даже в новостных программах мы редко слышим оптимистичные новости. Как правило, новостные передачи перегружают нас довольно удручающими новостями, и это, к сожалению, стало системой нашего телевидения.

Сначала надо ограничить себя в просмотре кинофильмов, шоу, различных развлекательных, новостных передач. Наше счастье в том, что у нас сейчас есть хорошие возможности – например, просмотр телеканалов «Союз» или «Спас» обогащает нас не только духовно, но и интеллектуально. Великий пост – это как раз время, чтобы сосредоточить свое внимание на просмотре именно таких программ.

Далее, надо избавляться от греховных привычек, разрушающих не только наши души, но и наше здоровье. Например, тем, кто пристрастился к курению, на период Великого поста надо ограничить себя в этом, а сэкономленные деньги употребить для подачи милостыни. Можно ограничить себя и в количестве потребляемой пищи: даже постная пища тоже требует от нас соблюдения меры – допустим, вместо трех раз в день принимать пищу дважды в день. Это поможет сохранить и духовное, и физическое здоровье.

И, конечно, все наше времяпрепровождение во время поста должно сопровождаться молитвой. Это не значит, что мы должны установить себе какое-то особое правило без благословения священника, но, допустим, взять благословение у священника прочитывать по одному псалму из Псалтири в день – очень полезно чтение Псалтири. И стараться держать в своем уме такие краткие молитвословия: «Боже, милостив буди мне, грешному». Феофан Затворник предлагал своим корреспондентам, которым писал письма, краткие молитвословия из ектении, например: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим; прощения, оставления грехов и прегрешений наших подай мне, Господи» – краткие молитвословия, которые мы приучимся постоянно иметь в своей душе, помогут нам достойно очистить свою душу и пройти поприще Великого поста.

Вопрос телезрительницы: «Как часто нужно исповедоваться и причащаться в Великий пост?».

– Это очень важная составляющая духовной жизни православного христианина в период Великого поста. Обязательно нужно причаститься на Крестопоклонной Неделе или в субботу первой седмицы Великого поста. После духовных молитвенных подвигов и обязательного посещения храма, молитвы при чтении Великого покаянного канона в конце недели надо подготовиться к Исповеди и причаститься. Это можно сделать в субботу первой недели или в первое воскресенье Великого поста, в Неделю торжества Православия. Затем очень благочестивый обычай – причащаться на Крестопоклонной Неделе; тоже необходимо молитвенно подготовиться к этому – исповедаться и причаститься. Затем есть особая Неделя Марии Египетской, посвященная преподобной. И таким образом мы соблюдем духовный режим Исповеди и Причастия.

В нашем литургическом быту Исповедь всегда связана с Причастием, но я бы мог посоветовать так: исповедоваться можно и чаще, чем причащаться. Например, на Исповедь можно приходить еженедельно, каждое воскресенье Великого поста, а причащаться в те недели Великого поста, о которых я сказал: это Неделя торжества Православия или суббота первой недели Великого поста, Крестопоклонная Неделя и Неделя, посвященная памяти Марии Египетской. Подготовиться к Исповеди и Причастию необходимо уже и по окончании Великого поста, на Страстной неделе; там уже можно причащаться чуть ли не ежедневно – это и в среду, когда служится последняя Литургия Преждеосвященных Даров, и в Великий Четверг (это великая радость – быть соучастниками Тайной Вечери), и в Великую Субботу, и на Святую Пасху за Литургией.

Как с пользой для души провести Великий пост?

– Все наши рассуждения как раз и раскрывали эту тему. Главное – жить в мире с окружающими людьми. Особенно с близкими, особенно в своей семье сохранять мир, сохранять благожелательное отношение. Предотвратить всякие семейные ссоры и разборки во время Великого поста, научиться сдерживать себя, больше молчать, не стараться доказать свое первенство в семье или свое превосходство над другими. Начальствующим вести себя более снисходительно с подчиненными. И пребывать во взаимной любви, взаимном смирении. «Дух же целомудрия, смирения и любве даруй ми, рабу Твоему», – читается в молитве Ефрема Сирина. Смирение, терпение и любовь суть залогом благополучного и достойного проведения Великого поста.

Может быть, еще краткое наставление для наших телезрителей, связанное с подготовкой к Великому посту?

– Я бы хотел закончить нашу передачу просьбой помолиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы, мудрость достойно провести этот Великий пост. Хотел бы попросить прощения, если кого-то я чем-то огорчил в своем служении, в своем личном обращении. В этой молитве друг за друга да благословит Господь нас достойно провести этот действительно великий подвиг поста и достойно встретить праздник Святой Пасхи.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс