Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1003) → Протоиерей Димитрий Предеин: Православный взгляд на личность Нострадамуса

Протоиерей Димитрий Предеин: Православный взгляд на личность Нострадамуса

№10 (1003) / 11 марта ‘19

Беседы с батюшкой

Все больше и больше в наше время вызывает интерес личность астролога XVI века Нострадамуса (Мишель де Нострдам). О церковном взгляде на его жизнь и деятельность и пойдет речь сегодня: чем интересна эта личность и какой взгляд должен иметь на нее православный христианин?

– Нострадамус – знаменитый астролог, может быть, даже самый знаменитый в наше время, хотя его отделяет от нас несколько столетий. Его имя постоянно на слуху. Соответственно, православным людям интересно узнать, как Церковь оценивает его деятельность. Я думаю, что мы имеем полное право внимательнее присмотреться к его облику, образу жизни и дать адекватную оценку тому, что он оставил грядущим поколениям. Можно по-разному относиться к его писаниям, но, во всяком случае, это была личность незаурядная, и что он был искренен в своей деятельности, не вызывает сомнений.

Когда он родился и откуда родом, как проходили его юные годы?

– Для правильного понимания его жизни, деятельности, мировоззрения следует отметить, что он был еврей – крещеный еврей, из так называемых испанских сефардов, которые эмигрировали во Францию, спасаясь от гонений. Отец его был нотариусом, а по поводу его предков различные есть версии; там были и врачи, и торговцы. Во всяком случае, в 1502 году вся его родня приняла Крещение в Католической Церкви. Они даже поменяли свои имена, фамилии, чтобы максимально интегрироваться в новую для себя среду. Удалось им это отчасти: многие подозревали, что они это сделали просто под страхом смерти, гонений, что их вера в Иисуса Христа не носит глубокого, прочувствованного характера.

Возможно, кто-то из родственников Нострадамуса этим и грешил, но что касается его лично, то у меня сложилось впечатление, что он верил в Иисуса Христа… Сам он родился в 1503 году и получил то воспитание, образование, которое могли дать ему родители и окружающая среда. А среда была христианской, это была католическая Франция. Будучи мыслящим, умным человеком, он осознал правильность христианской веры и вполне искренне разделял ее основные догматы. Так я думаю.

Какую деятельность избрал для себя юноша, какие были у него увлечения?

– Судя по всему, Мишель был очень одаренным человеком. Он избрал врачебную практику, учился вначале дома. Говорят, что первые сведения по астрологии и врачебному искусству, по математике и древним языкам (иврит, латынь, греческий) он получил от своего прадеда, а потом уже все эти знания он систематизировал, дополнил образованием в университетах – в Авиньонском и Монпелье. Когда он учился в Авиньоне, уже мог бы там получить ученую степень, но началась эпидемия чумы, и учение пришлось прервать. Но в Монпелье он обучение завершил, хотя там были определенные проблемы, связанные с личными отношениями с профессорами: говорят, что Нострадамус был очень резким в своих оценках, у него не было достаточного дипломатического чутья – если ему что-то не нравилось, он мог прямо об этом сказать. Если лекции были неинтересными, взгляды профессора устаревшими, он об этом мог заявить прямо на лекции, публично. Конечно, это все выливалось в скандалы, его чуть не исключили, но потом удалось все уладить, и он получил степени магистра и доктора медицины. Так что у него был диплом, и его врачебная практика была совершенно легитимна.

Какое было первое пророчество Мишеля и когда?

– Какое именно самое первое, мне кажется, сказать довольно трудно: характер его жизни был таков, что он мог даже по какому-то частному случаю высказать свое мнение человеку, и в результате потом оказывалось, что оно было пророческим, что он предсказал совершенно точные факты. Например, известно, что слуга короля потерял породистую собаку. Нострадамус сказал ему, где ее искать, и тот нашел. Но это было чревато серьезнейшими проблемами для него, если бы тот ее не нашел. Или другой, еще более интересный эпизод. Однажды он присутствовал в доме (или даже дворце) знатного человека. Его попросили предсказать судьбу двух поросят – белого и черного, которые были у хозяина этого дома. Нострадамус сказал, что белого съест волк, а черного подадут на обед. Тогда хозяин дворца (очевидно, он специально ему загадал эту загадку с целью его немножечко пристыдить) сказал: «Сейчас на стол подадут как раз белого поросенка». И тут же послал слугу, чтобы этого поросенка закололи. Прошло какое-то время, слуга приносит приготовленного поросенка. Хозяин говорит Нострадамусу: «Ну вот смотри, твое пророчество абсолютно не исполнилось». Тогда Нострадамус спрашивает у слуги: «Скажи, какого цвета был поросенок, которого ты зарезал?» – «Черного». Хозяин: «Как же? Я повелел тебе белого!». – «А белого уже съел волк, поэтому пришлось приготовить черного». Вот такие бывали эпизоды.

Сейчас у нас много людей, которые занимаются астрологией и задним числом говорят: а я вот предсказал то-то и то-то, но почему об этом никто не знал до этого события? Что касается Нострадамуса, были свидетели того, как он говорил, – и именно так потом и происходило.

Откуда исходил этот дар, как Вы думаете?

– Это вопрос непростой. Чтобы проанализировать истоки его предсказательной харизмы, надо учесть несколько факторов. Начать нужно с того, что нам вообще тяжело судить о предсказаниях Нострадамуса: не все факты его биографии достоверно известны. Например, говорят, что он предсказал смерть Генриха II Валуа, короля Франции. Есть косвенные доказательства, что именно так и было. Но, с другой стороны, документов, которые бы подтвердили этот факт, мы не имеем. Здесь приходится ориентироваться именно на стечение обстоятельств, которые были после того, как он это предсказал.

Что касается его языка... Если кто-то из наших зрителей читал его предсказания, то согласится со мной, что многие из них имеют двусмысленный характер, они туманные, размытые, образные. Можно это приложить к одному, а потом и к чему-то другому. Что-то похоже на Наполеона, а что-то и на Ленина...

Это явно не пророк Исаия, да?

– Да, то есть прозрачности, отчетливости, которая была у Исаии, когда он говорил о страданиях Христа, у Нострадамуса все-таки нет. Возможно, он специально это затемнял, это было его авторское право. Мы можем вспомнить Гераклита – философа древности, ему святые отцы Церкви приписывали некоторые пророчества, которые исполнились. Он тоже назывался Темным: специально затемнял смысл своих высказываний. Кроме того, когда мы говорим о Нострадамусе, надо учесть, что до сих пор у нас нет адекватного авторитетного перевода его пророчеств на русский или украинский язык. Он писал на среднефранцузском языке, и этот язык не совпадает с современным французским, так что его не так-то просто переводить. Специалистов по этому языку в мире сравнительно немного, особенно тех, которые могут запастись таким терпением, чтобы буквально все это сверять по разным спискам.

Кроме того, следует сказать, что у Нострадамуса всегда присутствует авторский элемент. Если пророки прямо говорили: «Рече Господь ко мне» (то есть дальнейшая речь – это цитация слов Господа), – то у Нострадамуса нет таких претензий. Он высказывается таким образом, что можно понять: у него было какое-то видение. Он постоянно видел какие-то видения – или во сне, или наяву ему представлялись какие-то поразительные вещи, которые он не мог не записать. Но он сам никогда не претендует на то, что Господь ему прямо это открывает.

Какие пророчества он дает в 50-е годы ХVI века?

– Прежде всего – предсказание о смерти Генриха II Валуа, который совершенно внезапно погиб на турнире. Никто этого не мог предвидеть, но Мишель сумел это предсказать. Это доказывается фактом, что именно после этого он оказался в очень большом почете у Екатерины Медичи. Она пожелала с ним встретиться, общалась с ним, приблизила его к себе и даже дала ему должность придворного лекаря. Если бы это было на пустом месте, никто бы ему не поверил и не дал бы ему такого жалованья и статуса.

Кроме того, надо сказать, что именно в 50-е годы был расцвет его писательской деятельности, с 1550 года начинают выходить его астрологические альманахи. Когда говорят о деятельности Нострадамуса, обычно думают о его центуриях, катренах – это 942 катрена, которые объединяются в центурии, это его самое известное произведение. При этом мало кто знает, что при жизни его центурии было малоизвестны: все читали именно его альманахи, в которых он писал, какие события ожидают разные европейские государства в ближайший год, буквально по месяцам расписывал, что где должно произойти. Как правило, его предсказания носят мрачный характер – землетрясения, наводнения, стихийные бедствия, пожары, эпидемии. Это совпадало с реальностью и происходило именно там, где он и указывал. Возможно, не на 100%, но с большой степенью вероятности это было похоже на правду. Поэтому его очень популярные альманахи были нарасхват.

А что касается центурий, они вышли впервые в 1555 году. При жизни Нострадамуса они не были настолько популярны. Там гораздо более широкий охват истории. Там он пишет об отдаленных событиях, причем отдаленных не только в будущем, но и в прошлом. Очень интересная структура его книги, которая в каком-то смысле запутывает читателя: непонятно, что конкретно имеется в виду. Присмотришься – о да, это же он описывает события, которые были при его жизни. А эти были в прошлом, а эти были еще в античности. Но он это делал намеренно – он придерживался историософской модели мировоззрения: что история циклически повторяется, развивается по спирали, то, что было в прошлом, обязательно должно в будущем повториться (может быть, с некоторыми видоизменениями). Поэтому он описывает прошлые события, понимая, что так или иначе в прошлом было то, что в будущем тоже должно еще раз произойти, а может быть, и не раз. Поэтому у него это чередуется, и непонятно, где он описывает чисто историческую реальность, причем буквально по чужим книгам, источникам, а где описывает собственные видения, которые были именно у него. Он это все так перемешал, что приходится это воспринимать как его авторский текст.

Как относиться к астрологической деятельности Нострадамуса и следует ли вообще ему доверять, как делают многие наши современники?

– Конечно, в той степени, как это делает большинство наших нецерковных современников, делать этого не стоит. Многие святые отцы Церкви и в древности, и в Средние века, и в более поздние периоды писали против астрологии – и Василий Великий, и Иоанн Златоуст, и Максим Грек, а он был как раз современником Нострадамуса. Вряд ли они были знакомы: как раз когда был расцвет деятельности Нострадамуса, Максим Грек был уже в Московском царстве. Тем не менее, отголоски деятельности Нострадамуса могли доходить даже и до Москвы.

В деятельности астрологов в любом случае присутствует один элемент, с которым Церковь никогда не сможет согласиться. Состоит он в том, что якобы звезды непосредственно определяют действия людей, то есть здесь присутствует детерминизм. Если принять эту модель, то, если человек сделал что-то плохое, он всякий раз может сказать «я не виноват, так сошлись звезды, в этот день было несчастное стечение обстоятельств, звезды повлияли»... Нельзя никогда такую отговорку приводить: свободная человеческая воля способна преодолеть любые внешние влияния.

Мы не отрицаем, что какое-то влияние небесные светила на нас оказывают – и Луна, и звезды, это видно даже по приливам и отливам, ясно, что есть какая-то связь всего со всем в космосе. Но говорить, что человек имеет злобный или гневный темперамент, ибо у него преобладает Марс в гороскопе, неправильно. Это легко доказывается одним простым аргументом, над которым мало кто задумывается. Возьмем святых Православной Церкви. Покажите мне среди них представителей каких-либо знаков любого гороскопа – хоть Зодиака, хоть восточного. Мы в них не различаем этих черт: настолько благодать Божия преображает человеческое естество, что все эти «космические явления» полностью преодолеваются – все недостатки, свойственные тем или иным знакам, стираются, уничтожаются Божией благодатью. Но к этому должен стремиться каждый из нас, ведь святые – образец для подражания именно для нас, простых христиан.

Поэтому нам, вместо изучения астрологических влияний, нужно позаботиться стяжать науку святости: как стремиться к обожению, как прорваться к этому полю Божественного света, которое для каждого из нас открыто, но достижимо только через преодоление низменных качеств своей натуры. Это и есть смысл церковной борьбы против астрологии.

В каком-то смысле это касается и Нострадамуса. Ясно же, когда он пытается, отталкиваясь от звезд, проецировать все это на человеческую деятельность, он все-таки явно переходит на чисто человеческую сторону, отнюдь не Божественную. Кроме того, это уже нечто слишком человеческое. В том числе надо сказать, что астрология никогда никем из современных ученых не признавалась настоящей наукой, это квазинаука – в ней есть подобие настоящей научной деятельности, и если бы то, что пишут астрологи, всегда исполнялось, мы бы сказали, что это точная наука. Но поскольку это бывает в лучшем случае через раз (а то и намного реже), ясно, что тут во многом речь идет и об удачном совпадении.

Чем предсказания Нострадамуса отличаются от предсказаний пророков?

– Есть несколько отличий. Прежде всего пророк, по определению, – это учитель нравственности и истинного богопознания, для этого Господь их посылал: их пророчества никогда не были самоцелью, они играли вспомогательную роль. Когда пророк что-то говорил и это сбывалось, это было доказательством его Божественного посланничества, – это была не цель, а средство. У Нострадамуса фактически это превращается в цель, ведь он же ничему особо специально людей не учил, он просто писал книги. Может быть, это меркантильная сторона вопроса, но он зарабатывал на этом деньги – это был честный труд: да, он писал, никого не заставлял это покупать, покупали добровольно, но он с этого имел определенную прибыль. Ясно, что никто из пророков никогда даже не думал зарабатывать на своих предсказаниях.

Кроме того, все-таки дух, я считаю, самое главное – тот дух, которым дышит книга. Мы берем книгу любого святого Божия пророка Ветхого Завета и видим, что сверхчеловеческий, Божественный разум стоит за этими человеческими пророческими словами. Когда мы читаем пророчества Нострадамуса, мы ощущаем, что это что-то особое, какой-то пафос, какое-то вдохновение мистического характера, но я бы сказал так: Нострадамуса нельзя считать шарлатаном. Он был по-настоящему убежден, что пишет то, что ему видится, что это имеет какой-то особый, может быть, даже эсхатологический смысл, может быть, религиозный, он хотел людей о чем-то предупредить. Но вместе с тем это ближе к какой-то очень тонкой, обостренной интуиции, которой отличались многие очень одаренные поэты. Мы можем вспомнить М. Лермонтова и его стихотворение «Пророк», можем вспомнить у А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского пророческие строки: если человек – писатель, поэт, художник слова – по-настоящему причастен к такому дару, очевидно, у него есть какое-то особое чувство грядущих событий. Возможно, это можно отнести и к Нострадамусу. Но здесь примешивается уже такой элемент: главное внимание в творчестве заостряется именно на предсказании будущих событий. Насколько он в этом плане принес пользу или вред, думаю, в этом его будет судить один Господь Бог.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс