Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1002) → Священник Анатолий Куликов: Наверное, радость нашего Православия и в том, что у нас много всего

Священник Анатолий Куликов: Наверное, радость нашего Православия и в том, что у нас много всего

№9 (1002) / 4 марта ‘19

Беседы с батюшкой

Батюшка, поздравляем Вас с возвращением в эфир телеканала «Союз» с программой «Духовная брань». Многие наши зрители ждали, когда же будет продолжение.

– Читать надо самостоятельно. Все, что мы здесь с вами делаем, в том числе совместно, делаем, чтобы у людей пробудить интерес.

Под словом «брань» понимается некая борьба, противостояние. Может быть, начать разговор с того, что очень часто церковная жизнь предстает как укрепление веры в Бога, как любовь к людям, как взращивание добродетелей и борьба с грехом, а духовная брань – это именно борьба с грехом?

– Непосредственно в книге Никодима Святогорца «Невидимая брань» внимание человека заостряется на том, что духовная жизнь – это война с дьяволом и с тем, что он в нас развивает, – со злом, грехом, страстями. Это задача №1 для христианина: если ты эту войну не ведешь, то духовная жизнь невозможна. Соответственно, если не двигаешься в этом направлении, то все остальное превращается в некую мечту и фантазию. Это там объясняется. И снова, и снова повторяется, что человек – существо поломанное и поврежденное, человеку надо меняться. Надо ему исцелиться, вылечиться. Ведь сам термин «спасение», если не ошибаюсь, святитель Игнатий (Брянчанинов) определял так: кроме всего прочего, спасение есть освобождение от дьявола, освобождение человека именно от повреждения злом, которое однажды случилось с нашими предками еще в раю.

Почему эта книга лично Вас в свое время зацепила и что Вы для себя почерпнули? Ведь Вы ее уже прочитали, чтобы в дальнейшем уже анализировать ее по главам. Что в ней привлекло?

– Приводить свой опыт не очень правильно: каждый человек индивидуален, и у каждого это по-своему может произойти. Если я скажу, что у меня было вот так и такие-то результаты, то кто-то может пытаться это все повторить в своей жизни. Но у него, может быть, все не так будет. Одно могу сказать: когда я первый раз эту книгу открыл для себя (только придя в церковь, будучи еще совсем молодым человеком), мне она не понравилась совсем: она мне показалась очень тяжелой, я бы даже сказал – страшной. Очень строгой, очень конкретной, что ли. Но ничего удивительного нет: тогда я многое там не понял. Все мое внутреннее состояние говорило: «Да ладно, не может так быть. Все это не так, я хочу чего-то иного». А почему? Опыта жизни было маловато – тем более что говорить о каких-то христианских проявлениях?

А вот «да ладно, такого не может быть» – это что?

– «Не может быть – для меня! Почему так строго? Почему сказано, что только вот так надо делать? Почему по-другому нельзя?»

Категоричность?

– Да. А в следующий раз я эту книгу открыл только по прошествии, наверное, 10-ти лет. И была уже совершенно другая реакция на то, что я прочитал: она меня увлекла. Для меня в то время это было открытие: надо же, оказывается, как четко и конкретно написано. То, что вначале меня с нехорошей стороны поразило, это и привлекло: нет «воды», не надо куда-то далеко ходить… Собственно, это некий самоучитель.

Хотя уточню: я не сторонник идеи, что есть одна книга – и давайте по ней именно все будем жить, найдем все ответы. Ничего подобного. Наверное, радость (кроме всего прочего) нашего Православия и в том, что у нас много всего. Бог открывает волю Свою в разных книгах разных авторов. Мы с вами можем найти разный опыт жизни. Кто-то находит для себя что-то очень полезное в «Невидимой брани». Другой человек не увидит, но увидит это в чем-то другом. Есть много вещей индивидуальных.

Батюшка, когда Вы первый раз прочитали «Невидимую брань», Вам эта книга показалась очень категоричной, сложной и страшной. А спустя время она открывается совершенно по-другому. В Вас, когда Вы читаете сейчас эту книгу вместе со зрителями, тоже происходит постепенная трансформация?

– Конечно. Человек так устроен: ты живешь, что-то в твоей жизни меняется, появляется что-то новое, какие-то новые переживания, размышления. Все это можно назвать новым опытом. И смотришь на какие-то вещи сквозь это. А потом – мы, христиане (хорошо ли, плохо ли) все равно постоянно живем духовной жизнью – все равно это по-другому не назовешь. Наверное, тут не надо сравнивать это с чем-то таким высоким и равноангельным, но мы все равно молимся, участвуем в таинствах, мы – члены Церкви Христовой; это не может не накладывать отпечаток на наш ум, наши сердца, чувства.

Читая какую-то святоотеческую книгу, видишь все сквозь самого себя, в свете своего сегодняшнего состояния. В этом плане и видится польза – читать снова, перечитывать. И, как вы правильно заметили, общаясь с людьми, обсуждать какие-то моменты. Даже если мы говорим об этой передаче: действительно, ты это проговариваешь – одно дело, когда ты прочитал, другое – когда начинаешь говорить об этом. Часто приходит какой-то новый взгляд на вещи, приходят новые мысли. И это, можно сказать, чудо. Это питает душу, питает сердце, питает ум. Я вижу это очень полезным и нужным.

Вопрос телезрительницы Ирины из Ростова-на-Дону: «Скажите, пожалуйста, правда ли есть такое изречение Господа: “Каждый, кто возьмет какой-нибудь документ, уже как бы отрекся от Господа и попадет в ад”?».

– Господь такого не говорил. И не прав тот, кто Богу такое приписывает: Христос не говорил о документах вообще. Совсем. Более того, помните, в Евангелии? Однажды к Господу подошли два брата и стали Его просить быть судьей между ними в делении наследства – Господь сказал четко: «Кто поставил Меня судить вас?», то есть: «Это – вопросы вашей земной жизни, ваше личное дело; решайте сами. Я учу вас любви, согласию, прощению, чтобы вы ставили Бога на первое место». А все остальное второстепенно, в том числе и документы.

В нашем человеческом мире жизнь так устроена, что иногда это нужно, а иногда и не нужно. Совсем немного времени прошло с тех пор, когда большинство наших соотечественников жили вообще без документов. Например, живет человек в сельской местности, у него нет паспорта; надо ехать в город – он идет к председателю колхоза, ему какую-то бумажку выписывают, чтобы он мог добраться. А так жили без документов – и ничего. Да, сейчас у нас в жизни много документов – пока еще бумажных, а очень скоро бумажные исчезнут, будут электронные.

Время меняется. Но чтобы от этого зависело спасение или гибель человеческой души? Простите, очень мелко так рассуждать: ставить Бога в зависимость от каких-то наших человеческих и сиюминутных с точки зрения истории (тем более – вечности) явлений...

В социальной сети «ВКонтакте» Елена спрашивает: «Прокомментируйте, пожалуйста, такое изречение: „Вымаливать других – это брать их грехи на себя”».

– Простите меня. Я не могу это дело вот так объяснить и представить. Мне кажется, что молиться за другого человека есть дело любви: когда любишь человека, ты желаешь ему пользы, прощения грехов. Но нет в молитве такого, что «я все твое на себя взвалил». Конечно, если желаешь, чтобы так было, – можно Бога об этом просить: «Господи, вот человек согрешил, Ты его прости, а взыщи его грех с меня. Я настолько его люблю, что готов на это, пусть я отвечу за все его дела». Так, наверное, родители могут молиться за своих детей. Видят, что дети по малолетству ошибаются, и мама может говорить: «Господи, исправь моего ребенка. Если он в чем-то ошибся – это моя вина, я его так воспитала». Такое может быть.

Но это не значит, что это происходит механически. Что я помолился, скажем, за вас, Дмитрий, – и все ваши плюсы и минусы теперь на мне, и как с этим дальше жить – знать не знаю. Причем, что самое интересное, я даже не знаю, как это может произойти… Я разве почувствовал какую-то особую тяжесть? Или мне теперь надо самому идти на Исповедь и думать: «А чем же Дмитрий грешил-то? В чем же мне теперь покаяться? Я же помолился, взял на себя его грехи. Что же делать?». Так что, Дмитрий, после передачи прошу у вас подробный отчет о вашей жизни. (Смеется.)

Мне кажется, надо к этому подходить трезво. Если молиться за кого-то страшно, так не молитесь! Проблемы нет. Этот вопрос не новый, и я как священник с этим сталкивался. Люди говорят: «Как я за кого-то помолюсь? Он лютый грешник». С другой стороны, если ты за него молиться не будешь, так он вообще не поменяется, а так хоть какой-то шанс есть: Бог ищет повод, чтобы человека оправдать, простить, помиловать. Он, по Своей какой-то особой деликатности, никогда не вламывается в человеческую жизнь: «Ну-ка, давай кайся» или: «Я сейчас тебе милость Свою дам и благодать Свою пошлю – хочешь ты того или не хочешь». Нет. Господь говорит: «Просите, и дастся вам» – то есть: «Человек, прояви какое-нибудь участие». Но порой человек не понимает, что ему надо обратиться к Богу, не чувствует это.

Помните, в Евангелии есть история – друзья принесли парализованного, и Господь его исцеляет. Парализованный и слова не сказал, он не просил, чтобы его вылечили, – наверное, даже возмущался: «Куда вы меня тащите? Меня, такого больного, на крышу понесли! Урóните еще, что-нибудь сломаю. Оставьте меня». Нет, принесли! И Господь его исцелил по вере тех людей – не прогнал их, не стал говорить: «Что вы делаете?», Он воспользовался моментом, нашел повод помиловать этого человека по вере его друзей.

Так и я, когда молюсь за кого-то, даю повод оказать милость этому человеку, а не то чтобы взвалил на себя что-то: мне своих грехов за глаза, куда мне чужие? И неужели Господь будет взыскивать за то, что мне и не принадлежит? Опять же, грех – это не мешок с песком, это не преступление. Грех – это болезнь человека. Я не могу заболеть вашей болезнью – я болею своими болячками; я могу заразиться от вас через дурной пример, как-то еще, но это опять же станет моей болезнью.

А насколько советы святых отцов (часто еще и монахов-отшельников) применимы к современным людям, живущим в миру? Или они для тех, кто ушел из мира в монастырь: где-то в уединении, в молитве? Мы должны буквально применять то, что там указано, или как бы брать это на вооружение, для размышления...

– Очень хороший, правильный вопрос. Да, нужно думать, рассуждать, с кем-то советоваться, общаться: слепое копирование приведет к какой-нибудь катастрофе. Ведь отцы сами говорили: «Если видишь, что новоначальный взлетает, – схвати его за ногу. Пусть по земле ходит – ему неполезно взлетать». Прежде времени пытаться вкусить какие-то тонкие духовные вещи вредно. Кто-то говорил, что удивляться подвигам святых вообще дело благое – удивляться, прославлять их, прославлять Бога за это, а пытаться слепо подражать их жизни – дело безумное, так делать нельзя. И, читая книги, нужно размышлять над ними, рассуждать. Как правильно заметили – брать что-то на вооружение, смотреть внимательно: что я сейчас могу сделать исходя из того, что узнал?

Вот как получилось у меня: возможно, вначале это показалось очень тяжелым, я не знал, что с этим делать – как это можно сделать, как выполнить? Даже в мыслях попытался представить, что я так буду жить, как там написано, и мое хилое, слабое сердечко закручинилось, заунывало и сказало: «Не могу я так жить, мне нужна пища легкая, кашу мне пока надо есть. Зачем мне кушать такое мясо?». Порой нужно время. Правильно говорят, в той же «Невидимой брани» есть фраза о том, что у Бога на все Свое время и Свой порядок. Он, однажды взяв человека за руку, ведет его сквозь жизнь и открывает все время то, что нужно. И, читая святых отцов, ты что-то понимаешь, что-то не понимаешь, что-то принимаешь, что-то нет.

К чему я это все говорю? Человек, не унывай, когда тебе что-то неясно, когда кажется что-то страшным: ну и что? Переверни страничку и читай дальше. Что-то обязательно найдешь для себя полезное. Нужно читать. Вот бросать книгу, унывая, что ничего не понимаешь, – этого не нужно. Почитай дальше. Если всю до конца пролистал и ничего не понял, отложи ее – и прочитай через год: может быть, найдешь что-то для себя другое.

У нас продолжаются подготовительные недели к Великому посту. Какие-то Ваши советы, размышления на этот счет: на что обратить особое внимание и как это время провести?

– Много говорить не будем, только на одном хотелось бы заострить внимание6 чтобы пост для каждого человека был личным делом. Чтобы человек почувствовал: «Это надо мне!» – даже не потому, что это церковный Устав. Да, несомненно, мы члены Церкви, мы должны жить в таком общем режиме, – но не потому, что так написано или так сказано. Это надо лично мне. Чтобы была заинтересованность. Хотя пусть она у каждого и будет отличаться, каждый подходит к этому по-разному.

Пусть дни поста будут действительно особым временем для каждого человека. Для кого-то – преодолением немощей, для кого-то тренировкой в каких-то духовных вещах, в каких-то добродетелях. Для кого-то это действительно что-то очень интересное: «А дай-ка попробую – никогда не постился, не соблюдал Великий пост, а вот каким он будет, что это будет?». Чтобы интерес к этому был – как у первооткрывателя: ты открываешь для себя что-то новое, даже экзотическое. Пусть будет так. Но пусть это коснется сердца человека. Без этого никак.

Отношения с Богом – это ведь всегда очень индивидуально, я бы сказал – интимно. Это вещи очень трепетные, они происходят внутри человека, их понять может только сам человек – и, понятно, Господь Бог. Если это есть, отношения с Богом сложатся. Ну а если наша христианская жизнь будет только лишь выполнением Закона, это уже будет опасно.

Я у одного автора читал, что есть понятие религиозности, а есть понятие духовности – и это не всегда совпадает. Ведь Христа ненавидели люди очень религиозные – книжники, фарисеи, первосвященники: люди, воспитанные в Законе, привыкшие соблюдать правила. Но почему-то Христа они не поняли – не то что Он угрозу для них представлял: да, под конец уже казалось, что Он может народ за собой повести, будет бунт, вмешаются римские войска. Возможно, они могли думать так, но Он был непонятен им по сути, со Своим взглядом на жизнь: как можно вот так по-простому говорить о Боге? Как-то, что ли, запросто так относиться к Закону? Не поняли. Они так не чувствовали: видимо, давным-давно потеряли что-то живое.

Почему Господь говорит: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему? Почему? Вот человек привык считать, что он «такое дно», привык, что к нему все так относятся, что он такой гад и сволочь, – и тут вдруг его прощают… На этой разнице он понимает, насколько благ Господь, и у него все в жизни переворачивается, он Бога чувствует всем своим сердцем, идет к Нему, готов в этой любви поменять вообще все. Ему прошлое уже не нужно совсем – и действительно, он идет в новую жизнь, в Царство Божие, и уже неважно, какой ты был. Вот этого хочется пожелать самому себе и всем нам с вами.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс