Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Пост для молодежи – тема очень интересная, важная. Мы поговорим и о молодых военнослужащих – Вы служите именно по этому направлению и очень много общаетесь с ребятами, которым сейчас 18 и чуть больше и они сталкиваются с теми же проблемами, что и молодежь во всем мире: всех волнуют вопросы, связанные с духовной жизнью. И при подготовке к посту у них наверняка возникают эти же вопросы. Отец Леонид, какие проблемы появляются у военнослужащих, которые, может быть, еще и не вошли в лоно Церкви?
– Что касается соблюдения поста молодыми военнослужащими, им это осуществлять тяжелее, чем пребывающим в миру, в социуме. «На гражданке» можно позволить себе любые продукты, а военнослужащим предлагается определенный рацион питания, и они уже должны руководствоваться своим внутренним духовно-нравственным состоянием. Хотя, допустим, в Военной академии связи, где мне приходится нести послушание, предлагаются некоторые блюда на выбор: в тот или иной день (например, в среду, пятницу или в многодневный Великий пост) военнослужащий может по своей воле отказаться, например, от мясного блюда.
Нужно ли военнослужащему соблюдать пост? Мне кажется, руководством для этого становятся слова Александра Васильевича Суворова, который сам соблюдал пост и требовал этого от своих военнослужащих. В его житии написано, что Александр Васильевич Суворов в дни Великого поста пел на клиросе басом и бил многочисленное количество земных поклонов.
На сегодня военнослужащие могут посещать воскресные богослужения, соблюдая определенные формы воинского устава. Что касается крупных воинских подразделений и военных вузов, то практически везде сейчас есть штатные священники: в военных академиях, в больших воинских частях, так что военнослужащий может подойти и взять благословение на пост, посоветоваться со своим духовным наставником, как правильно его соблюдать.
Но мы должны помнить, что время проведения Великого поста не должно сводиться к простой диете: например, распространенные грехи – сквернословие, курение, обида, осуждение ближнего. И для военнослужащего большей частью надо, чтобы Великий пост заключался в словах преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся», чтобы эти дни провести в максимальном единении с другими в своем коллективе и нести любовь окружающим. Не забывать про родителей.
Мы слышали послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. И мы видели, как много внимания президент уделяет именно сфере отношения к людям: есть пенсионеры, есть многодетные семьи, есть неполные семьи, и именно в этом ракурсе он предлагает работать чиновникам, обществу. И в этом прослеживается большой христианский замысел.
Так же и здесь, мне кажется: командиры, офицеры должны проявлять заботу о своих курсантах, о будущих офицерах. В армии служат люди из разных семей, в том числе из многодетных. Я знаю, есть курсанты, которые свою небольшую зарплату отправляют домой: где-то в небольшом городе на периферии живет мама, воспитывает его маленьких сестер, братьев, и он старается ей всячески помочь. А в дни Великого поста мы должны больше руководствоваться исполнением заповедей Божиих о любви и помощи ближним.
Хорошо, если бы в Военной академии связи, где Вы служите, был еще и храм, куда люди могли бы прийти на богослужение, исповедоваться – для очень многих военнослужащих это реальная проблема: служба есть служба и редко бывает возможность всем вместе пойти на богослужение. Хотя, я видел, в Морском Никольском соборе Кронштадта, где Вы тоже служите, собираются военнослужащие, молятся и вместе поют «Отче наш», «Верую». Вопрос нелицеприятный: насколько военнослужащие, приходящие на богослужения, искренне участвуют в них? Может быть, их просто отправляют на богослужение, чтобы они были все вместе? Или в этом есть духовный подвиг этих молодых ребят?
– Спасибо большое за этот вопрос. Что касается Военной академии связи, где я помощник начальника по работе с верующими военнослужащими, то это большой коллектив – 5 000 человек. И большинство военнослужащих, более 80%, – православного вероисповедания. Это очень большой процент. У нас уже сложилась добрая традиция (я 5 лет духовно окормляю эту академию) в дни Великого поста. Например, в первую неделю – Неделю торжества Православия – мы организуем транспорт и выезжаем в Кронштадт; туда едут только те, кто хочет принять участие в церковных таинствах Исповеди и Евхаристии. С офицерами я провожу беседы, рассказываю им о посте, как его соблюдать, о том, что каждая неделя, в отличие от других многодневных постов, в Великом посте имеет свое название. Так вот, в Неделю торжества Православия, Неделю крестопоклонную, в Неделю преподобной Марии Египетской и в ночь на сам праздник Светлого Христова Воскресения военнослужащие нашей академии выезжают, чтобы принять участие в церковных таинствах.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Что Вы советуете читать молодым людям о духовной жизни из святых отцов?».
– Прежде всего каждый человек должен прочитать Евангелие – Священное Писание Нового Завета: это Благая Весть, которую нам оставил Сам Господь наш Иисус Христос через Своих евангелистов и апостолов.
В библиотеке при воинской части, мне кажется, должен быть уникальный Катехизис митрополита Илариона (Алфеева), который на прошлых Рождественских чтениях был презентован в Кремлевском Дворце, дан каждому участнику. Это Катехизис, отвечающий на простые вопросы, появляющиеся в жизни начинающего воцерковление молодого человека.
Есть книги, которые, наверное, больше художественные, они очень популярны – это книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», замечательная книга из кратких рассказов известных людей, их личных примеров – «Непознанный мир веры»: мне кажется, молодой человек подвержен тому, что у него есть какой-то кумир, и они видят, как известный актер или музыкант рассказывает о своем воцерковлении, о небольшом чуде, которое произошло в его жизни и через которое он стал посещать храм, пришел к Богу. Все мы знаем благотворительный фонд Константина Хабенского – да и много известных музыкантов, художников, актеров, пришедших к вере в зрелом возрасте.
Ну а первая настольная книга – это все-таки Евангелие, Священное Писание Нового Завета, которое надо прочитать, и прочитать в толковании. Замечательное толкование на каждую Книгу Евангелия написано митрополитом Иларионом (Алфеевым). Он говорит: «Священное Писание – это та Книга, с которой я разговариваю». Наверное, молодой человек на самом деле должен научиться разговаривать со Священным Писанием.
Очень хорошо, что Вы затронули эту тему: честно говоря, когда мне пришлось в свое время познавать веру, то с литературой были очень серьезные проблемы, и с толкованиями тоже. Прочесть толкование А.П. Лопухина в 4-х томах – это серьезный духовный подвиг, и еще совсем молодой человек не способен все это понять. То же – с Катехизисом Филарета (Дроздова)... Наша молодежь сейчас живет по-другому. Какие вопросы сейчас возникают у молодых ребят к Вам, духовному пастырю?
– Молодежь у нас разная, из разных, повторюсь, семей. Есть сельские ребята, есть городские – опросы у всех разные. Иногда задают вопросы относительно непонятного момента из Священного Писания, особенного из Ветхого Завета: некоторые моменты там все-таки достаточно сложны для понимания. Вопросы возникают относительно сложной обстановки, которая случается в коллективе, особенно когда человек только приехал из дома, из семьи и оказался в мужском воинском коллективе, где молодые люди – представители различных субкультур: одному нравится одно музыкальное направление, другому – другое, третьему интересен спорт. И надо научиться жить в этом воинском коллективе.
Есть и 2-я сторона медали – большинство воспитываются матерями. В свое время протоиерей Димитрий Смирнов затрагивал эту тему: сегодня мальчики преимущественно воспитываются женщинами, будь то дома или в школе...
Продолжим тему, связанную с духовной жизнью нашей молодежи. В приходских храмах много людей, уже имеющих некий жизненный опыт, и понятно, что их беспокоят вопросы, связанные с вечностью. В военном благочинии проблема молодые люди общаются только между собой и еще не имеют опыта веры. Откуда они могут получить этот опыт? Только ли от священников? Или есть люди верующие, которые помогают Вам в Вашем служении и могут помочь и им?
– Молодежь находится в поиске себя в этой жизни, в поиске своего места в социуме. Молодые парни, которым исполнилось 18 лет (и потом, когда они уже становятся курсантами 5-го курса), находятся в поисках своей спутницы, второй половины. Священник, который несет послушание в армии, конечно, должен находить общий язык с военнослужащим.
Привести к вере насильно нельзя, это не всегда можно сделать, просто рассказав о жизни какого-либо святого или на примере воинского подвига. У нас в академии есть очень хороший формат общения – конференция, куда мы приглашаем, кроме священнослужителей, еще людей (например, ветерана, имеющего боевой опыт). Допустим, недавно, 15 февраля, было 30-летие вывода советских войск из Афганистана, в день двунадесятого праздника Сретения Господня. Как раз в этот день матери встречали своих сыновей, жены встречали своих мужей, дети встречали своих отцов. Замечательный и радостный праздник. На конференции были ветераны, участники боевых действий в Афганистане, и как раз я им задавал вопросы, как было в советское время: были ли у них крестики, молились ли они. Практически все ветераны рассказывали, что «прежде чем идти в боевую атаку, сто раз перекрестишься». Для меня очень важным было, чтобы курсанты, кадеты услышали это из уст ветеранов, имеющих много боевых наград, орденов – эти люди жили, когда были небольшие, но все же гонения на веру на территории нашего государства, но на их примере в очередной раз мы видим, что на войне атеистов не бывает. На войне присутствует страх перед военнослужащим другой армии, другой религии, но и внутри тебя есть страх Божий и понимание жизни вечной... На войне задумываешься, что в любую минуту ты можешь предстать перед Престолом Всевышнего, и тогда что ты Ему скажешь? В какой «рубашке» ты перед Ним предстанешь?..
В своем обращении к военнослужащим я всегда говорю, чтобы они в мирное время тоже помнили о Боге, чтобы не жили по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»: вспоминали бы о Боге не только в трудную минуту, когда что-то случается в семье или приходится ехать в командировку в республики, где происходят теракты или какие-то нападения – тогда человек вспоминает, что есть Бог, есть храм, идет к священнику, кается, ставит свечу, молится. Я говорю им, чтобы и в мирное время они находили минуты для молитвы: 15 минут для утренней молитвы и 15 минут для вечерней молитвы – это не так уж и много. Больше времени современный человек проводит, мне кажется, в соцсетях или может часами играть в компьютерную игру. А нужно уделить время своей душе, своему спасению, очень полезно поразмышлять о смысле жизни. Вот это очень важно помнить священнику, несущему послушание в армии, говорить это военнослужащим и приобщать их к церковным таинствам, к своей вере.
К Вам может прийти с вопросами о духовной жизни и 30-летний, и 40-летний, и 18-летний, и вообще впервые пришедший к пониманию, что есть Православная вера. Насколько сложно общаться с людьми разного возраста, разного менталитета? А когда они находятся в одной казарме, в одной роте, – они все время вместе, но у них все-таки возникают и личные вопросы...
– Вопросы очень разные. У молодого человека не может быть таких вопросов, как у взрослого: у него, допустим, еще нет семьи. Это люди разной энергетики. Что касается их воцерковления, то часто бывает, что и 18-летние, и 30-летние, и 50-летние – это представители 1-го класса воскресной школы: они находятся на одной духовной ступени, в одинаковом поиске. Это если люди только начинают воцерковляться. А так... Конечно, очень много вопросов, касающихся семейной жизни. Очень много сейчас разводов, и мы видим эту проблему в целом по России; я слышал цифры на епархиальном годовом собрании, сколько сейчас происходит разводов. И в среде военнослужащих, к сожалению, это тоже очень распространено: у военнослужащего практически нет свободного времени, нет выходных, он с утра до вечера проводит время в выполнении своих воинских обязанностей...
Вопрос телезрителя: «Хочу у батюшки спросить: как не есть сладкое в постные дни? Я очень люблю сладкое».
– Как вести себя в постные дни, как избегать соблазнов? Это касается и молодежи, и военнослужащих, и вообще всех. Начинаются дни подготовки к Великому посту, и нам нужно уже серьезно об этом задуматься. Хотя сладкое – не скоромная пищей...
– Великий пост – самый многодневный, продолжительностью 7 недель. Тем не менее, мне кажется, он самый легкий: мы в него постепенно входим. Допустим, в другие дни многодневных постов, как Рождественский, Петров, не меняется череда богослужений, а в Великий пост появляются такие песнопения, как «Покаяния отверзи ми двери»... Каждая Неделя имеет свое название: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Потом наступает Прощеное воскресенье: по древней традиции монахи в древних монастырях испрашивали друг у друга прощения, затем удалялись в свои скинии, чтобы проводить время Великого поста, и собирались вместе в храме лишь на воскресный день, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.
По этому же образу и подобию, наверное, каждый из нас должен удалиться в свою скинию, внутренний мир своей души, ограждая себя от общества, но оставаясь в обществе. Когда наступит день Прощеного воскресенья, в храме испросив друг у друга прощения, поцеловав крест, мы должны удалиться в свой духовный подвиг, оставаясь здесь, в обществе. Мы продолжаем свою работу, свою деятельность, но должна поменяться наша внутренняя составляющая.
Например, мы не должны задерживаться на каких-то праздничных мероприятиях... Пища, как мне кажется, лишь десятая часть того, что требует от нас время Святой Четыредесятницы. Самое главное, чтобы мы не забыли примириться со своими врагами, научились не просто молиться за врагов, а любить их, чтобы смогли помочь нуждающимся людям. Главное сегодня– иметь социальную заботу о людях, которые в этом действительно нуждаются. Бывает так, что человеку зачастую не хватает простого общения.
Был такой период, когда мы в детские дома привозили подарки, говорили какие-то небольшие речи и уезжали. Спустя какое-то времени мы поняли, что не это главное для детей. Детям, у которых нет родителей, которые лишены отцовской и материнской любви, нужно общение. И мы стали приезжать, например, со спорт-сменом, который проводил с ними тренировку, после этого фотографировался, общался, отвечал на их вопросы. Или для девочек, которые находятся в школе-интернате или детском доме, мы привозили известного специалиста из салона красоты, она учила их делать прически, плести косички. То есть, по сути, мы восполняли то, что могли дать родители своему ребенку.
Но ведь это можем дать и мы тоже, обычные люди.
– Я про это и говорю, что в Великий пост мы должны для этого найти время, максимально посвятить себя не самому себе, а служению, ради которого Иисус Христос пришел на землю. Мы видим, что вся Его жизнь – служение: не было момента, когда Он жалел Себя, все Свое время Он разделял с бедными. Когда фарисеи Его осудили, что Он сидит за столом не с теми людьми, с которыми должен сидеть, Он сказал, что пришел не праведников спасти, а грешников наставить на путь покаяния. И очень важно в дни Великого поста, Святой Четыредесятницы, грешника направить на путь покаяния: посетить тех, кто находится в узах, и вспоминать то, о чем говорил Господь в Неделю Страшного Суда: «Одесную Меня будут стоять праведники, а по левую сторону (ошуюю) грешники». Он не спросит, сколько раз в неделю мы молились, постились, что ели – сладкое, мясное или скоромное, а спросит, кому мы помогли. Очень важно помнить эту притчу о Страшном Суде на протяжении всех дней Святой Четыредесятницы.
Отец Леонид, прошу благословить наших телезрителей.
– Спасибо большое за внимание, за вопросы. Желаю всем зрителям телеканала «Союз» подготовиться к началу Святой Четыредесятницы и в мире, любви, без камня на душе, а с любовью в сердце подойти к прохождению этих замечательных дней, которые приводят нас к Светлому Христову Воскресению, к Пасхе.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с двунадесятым праздником Сретения Господня. Мы вспоминаем дивное событие – принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, Его встречу с Симеоном, которого назвали Богоприимцем именно потому, что он взял на руки свои Богомладенца, и с Анной Пророчицей, теми, кто ожидал этого события в течение долгих и долгих лет. Предание свидетельствует о том, что Симеон был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. В истории переводов эта греческая Библия называется Септуагинтой, «переводом Семидесяти». Среди этих Семидесяти был, по Преданию, и Симеон Богоприимец, который ждал Пришествия в мир Спасителя и смерть которого не наступала именно потому что он усомнился в возможности Рождения Спасителя, Мессии, от Девы. Только став свидетелем этого события и встретив Господа и Его Пречистую Матерь в Иерусалимском храме, Симеон воочию убедился в правоте древнего пророчества, которое вызвало у него сомнения, когда он переводил Писание с еврейского языка на греческий.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.