Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1002) → Священник Илия Макаров: Что мешает нашей вере и что помогает?

Священник Илия Макаров: Что мешает нашей вере и что помогает?

№9 (1002) / 4 марта ‘19

Беседы с батюшкой

Тему беседы «Что мешает Православной вере и что помогает ей?» можно сформулировать и так: «Что мешает нам прийти к Богу и что помогает нам на пути к Нему?». В жизни каждого человека много препон, мешающих духовной жизни – мы порой даже не можем раз в неделю прийти в церковь, а если и посещаем храм, то часто стоим в рассеянии, мысли наши где-то витают: вспоминается история с Иваном Грозным, когда Василий Блаженный сказал ему: «Почему ты вчера не был в церкви?». – «Как же, Васенька, я же был, я там сидел на царском месте». А тот говорит: «Нет, ты свой дворец на Воробьевых горах строил» – он сказал царю, где были его мысли... Какие препоны мы чаще всего встречаем на нашем пути к Богу?

– Разговор, что нам мешает идти к Богу или, наоборот, помогает, – это две стороны одной медали. Почему? Мы можем в своей жизни заметить: достаточно всего лишь мгновения, чтобы изменить наше отношение к событию или к человеку – буквально минуту назад мы любили человека, он был для нас эталоном добродетели, но что-то в нас екнуло (на что-то мы обиделись, на что-то лукавый дал нам обратить внимание), и в одно мгновение любимый нами минуту назад человек начинает восприниматься полным ничтожеством.

Это касается и событий. Еще 30 лет назад (хотя многое было навеяно идеологией), у нас была стабильность в мировоззрении. А сегодня одна небольшая статья в социальной сети может изменить в одночасье наше отношение к русской истории, к какому-то событию. Автор выдает себя за грамотного историка, а на самом деле создает исторические фейки. Мы же начинаем ему верить. Что такое с нами происходит?

И вот мы задумываемся, что же мешает современному человеку на пути к Богу… Давайте говорить про современного человека: про людей, живших 100 лет назад, мы многое можем прочитать у знаменитых пасторологов – мы читаем митрополита Антония (Храповицкого), читаем праведного Иоанна Кронштадтского и находим размышления на тему, что людям в России 100 лет назад мешало приходить к Богу.

А современному человеку что мешает? Мне кажется, абсолютная зацикленность на самом себе. Ведь мы сегодня все меряем по себе.

Вы сказали о главном критерии для жизни христианина – о Божественном слове. Действительно, воля Бога, выраженная в Евангелии, для человека верующего (да и для неверующего тоже, ведь он находится в христианской культуре) – единственный критерий. А мы все равно все меряем по себе – не по-Божески, а по себе. Мы судим о человеке исходя из нашего личного отношения к нему; это отношение очень редко имеет объективное основание, оно сформировано тем, насколько он нам полезен, интересен, приятен внешне.

Если мы говорим о пути к Богу, то нам мешает зацикленность на себе: то, насколько сегодня нам комфортно пойти в храм и поговорить с Богом, насколько сегодня мы расположены подумать о Божественном, насколько встали с той ноги...

Может быть, я говорю странные вещи, но наше поведение – поведение верующего человека – зависит от настроения. Если мы можем за одну минуту с любимым человеком разругаться, точно так же можем и с нашим Богом за одно мгновение рассориться: нам что-то не понравилось в жизни, что-то кольнуло в боку, настроение поменялось – и поменялось наше отношение к Церкви, к Богу. Естественно, это сказывается на том, встанем мы на путь в храм и к Богу или не встанем.

Вопрос телезрителя: «Как правильно готовиться к Причастию и как правильно вверить себя воле Божией, чтобы с этой секунды и до конца жизни я полностью жил не по своей воле, а по воле Божией?».

– Ваш вопрос мне хотелось бы направить в контекст сегодняшних размышлений. Часто я сталкиваюсь с тем, что человек, приходящий в храм и задающий этот вопрос, получает механический ответ (и, скорее всего, сам ждет такого ответа): мы начинаем рассказывать, как с формальной точки зрения подготовиться к Причастию. А этого не то чтобы недостаточно, – это вообще не о том.

Причастие – встреча с Богом, на встречу с Богом нужно идти, а пока мы идем, совершенно не имеет значения, что мы с собой несем в рюкзаке; значимо, с каким мы идем настроением, что у нас в сердце, – и, как оказывается, наше настроение мы можем сформировать, мы можем его изменить силой мысли или нашего сердечного чувства. И вот когда разум соединяется с сердцем (как в аскетической православной литературе), когда сердце движимо любовью, а ра-зум наполнен желанием познать Бога, когда эти две позиции в нас сочетаются, сердце нас влечет по пути к Богу.

Как предать себя воле Божией? Я думаю, такие вопросы в голове телезрителя возникли неслучайно: с одной стороны, мы хотим подготовиться к встрече со Христом, к Причастию Святых Христовых Таин, а с другой – понимаем, что подготовка от нас требует не столько физических и временных усилий, сколько крайнего напряжения нашей воли. И действительно, если мы себя не предаем воле Бога, если свою собственную волю не сонаправляем с волей Божественной, если вектор наших устремлений не совпадает с вектором Божественного замысла о нас, то все наши приготовления оказываются напрасными.

Это очень хорошо, если мы не чувствуем удовлетворения после механической подготовки к Причастию: я считаю, тогда Господь не касается нашего сердца… Когда после причащения мы не удовлетворение чувствуем, какие мы молодцы, как все здорово сделали, а, наоборот, начинаем испытывать еще большую жажду общения с Богом, у нас начинается процесс сонаправления нашей воли с волей Бога: мы начинаем совершенно по-другому читать и Евангелие, и оно для нас – это не только настольная Книга, а глоток чистого воздуха.

Только напитав наш разум Евангельской истиной, мы вновь стремимся к встрече со Христом в Причастии, и тогда же Святое Причастие начинает нам повествовать не о наших заслугах в подготовительный к нему период, а о том, что нам чего-то не хватает. Я замечал: часто люди после причащения Святых Христовых Таин чувствуют, что им не хватает именно деятельной любви, добрых дел, нормального отношения к другим и что люди после Причастия очень сильно хотят примириться с теми, с кем накануне поссорились.

Хотя мы и говорим, согласно апостольскому преданию, что негоже подходить к Чаше Господней, имея на брата своего какую-то обиду, какой-то духовный долг перед ним, но все-таки (примирившись с ним в сердце своем, покаявшись, что не смогли сохранить любовь и удержать мир) все равно идем причащаться. Если мы начнем искать буквального исполнения слов апостола, наш путь к Чаше может очень сильно затянуться – даже на месяцы; есть ситуации, когда просто невозможно примириться с человеком (его может уже не быть на этом свете, или он далеко, или он не хочет с нами разговаривать). Но когда мы в сердце своем это делаем и причащаемся с сокрушением, Бог дает силы – и наша воля крепнет. И вот тогда находятся и повод, и возможности примириться с человеком: только когда мы этот мир обретем внутри себя, – а мы не можем его обрести без Божественного влияния.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Препятствует ли обида на ближнего принятию Божественной благодати? Как лучше всего избавиться от обиды, чтобы ее вообще не было в душе? Полностью всех простить, даже если есть старые обиды? Как не впадать в это чувство? Подскажите, пожалуйста».

– Очень глубоко мы копаем. Общих рецептов не найти, но есть какие-то наработки житейские и личные. Ведь иногда обида к нам подкрадывается совершенно незаметно. Я считаю, что, например, зависть тоже очень туманная, не конкретная, ее очертания очень-очень размыты. Это может быть просто сожаление: «Ах, у него получилось, а я-то что же оплошал?». Казалось бы, что здесь такого – это стимул, иди дальше, работай над собой, старайся… Но почему-то печаль касается нашего сердца. Зависть часто приводит как раз к обиде на самого себя, на людей, что они успешнее тебя, а потом к обиде на Бога… Как мы должны научиться любить Бога, любить своего ближнего, как самого себя, так и обижаться нам нельзя ни на себя, ни на людей, ни на Бога.

Как преодолеть обиду? Вопрос-то непростой. Я думаю, вера (как уверенность, что Бог руководит нами, Сам стучится в наши двери и всегда присутствует рядом с нами) помогает преодолеть и обиды, и зависть. Обида – это прежде всего пощечина самому себе. «Это смешно, – как можно себя ударить?» А мы это делаем, как мне кажется, регулярно: наши спотыкания на ровном месте в духовной жизни и есть пощечина самим себе. Почему пощечина плоха? Она ведь не убивает, она может даже не оставить синяка, только покраснение на время. Она очень обидна: пощечина – унижение для человека. Ее дает всегда слабый – он не находит в себе сил или промолчать, или стерпеть, или как-то еще дать понять другому, что тот неправ, и вот пощечина самому себе на самом-то деле и есть обида.

Обида унижает прежде всего нас, препятствует проникновению в нас Божественной благодати, замыкает нас в самих себе. Двери нашей души крепко захлопываются и даже закрываются на замок – и мы теряем ключ от этого замка, а дальше уже нужно столько усилий применить, чтобы вновь встретиться с Богом. Уж лучше, наверное, себя удержать от обиды: потом путь возвращения в нормальное состояние слишком долог. Обида – это прежде всего рана самому себе: она нисколько не повлияет на того человека, на кого мы обиделись.

Но есть еще один выход из положения. Если мы дружим с людьми нравственными, которые способны любить и с нами дружат не из корысти, то они способны заметить, когда мы на них обижаемся и способны мгновенно обиду преодолеть тем, что чуть больше начинают оказывать нам внимание, в чем-то помогать. Это очень часто можно заметить в общении двух настоящих друзей, любящих супругов. Они словно ловят моменты, когда вдруг их любимый человек может обидеться, и они эти моменты предупреждают. Вот это и есть совместное духовное делание, общий путь шествования к Богу. И чем больше вокруг нас таких положительных людей, тем меньше поводов у нас обижаться и тем быстрее мы обиду превозмогаем.

Поэтому я бы посоветовал как можно больше доверять Богу и общаться с достойными людьми. Усилием воли самих себя убеждать: Бог все равно все исправит, Он все равно не даст нам упасть, Он хочет нам блага, что бы вокруг ни происходило. Я думаю, это нам поможет преодолеть наши обиды.

Каждый раз, когда мы начинаем верить приметам, часто принимаем это за некую духовную жизнь. И вот вопрос – о разнице между духовной и псевдодуховной жизнью. Когда мы говорим о духовной жизни, то сразу представляем себе монаха I–IV веков, который живет в пустыне или где-нибудь в каменном мешке, и думаем: «там – да, духовная жизнь», а себе отказываем в возможности жить духовной жизнью. Поясните мне, пожалуйста, мое недоумение.

– Действительно, мы очень многие вещи называем духовными, а на самом деле они псевдодуховные или даже антидуховные. И вот эта наша убежденность, что духовность должна быть исключительно строго аскетичной, что нужно от всего отрешиться, заводит нас в неправильное понимание той самой духовной жизни.

Может быть, в гордыню?

– Да, и гордыня нас потом ограждает от общения с людьми. А это неправильно. Почему? Бог нас специально поселил на одной планете, мы просто не можем не общаться: только общаясь и взаимодействуя, мы и движемся по пути к Богу. Мы говорили, что препятствует нам на этом пути, и, конечно же, должны сказать и что помогает.

Я считаю, правильное осознание, какими должны быть наши отношения с людьми (к нему мы приходим молясь, учитывая наш жизненный опыт, стараясь быть все-таки хорошими людьми), нам помогает идти к Богу. Чаще всего я замечаю, что люди к Богу приходят через людей. Хотя личное общение с Богом, очень интимное, сокровенное, тоже нам необходимо, но оно необязательно должно быть с закрыванием себя в комнате на ключ. Ведь как нам Сам Спаситель говорит? Ты же, егда молишися, вниди въ клѣть твою, и затворивъ двери твоя, помолися Отцу твоему, иже въ тайнѣ – нужно углубиться внутрь себя, дойти до самой глубины своего сердца. Вот так нужно уединиться. Но при этом мы можем быть активными.

Я до сих пор не могу понять, как делатели Иисусовой молитвы творят ее непрестанно, но при этом остаются в полном взаимодействии с людьми и с внешним миром. Как им это удается? Но это же удается – есть примеры из житийной литературы, и афонское монашество нам дает примеры делания Иисусовой молитвы при активной жизни, в том числе во взаимодействии братии друг с другом, во время приема паломников. Как это удается? Я думаю, раз это реально, то мы тоже не должны себя исключать из общественной жизни, но при этом просить Бога, чтобы Он сделал нас как можно ближе друг к другу. И тогда у нас получится не удаляться от общества, а, наоборот, быть в этом обществе – и быть открытыми.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я пришла к вере после 50 лет, дети невоцерковленные, внуки тоже, и я испытываю чувство вины, что вот так у меня сложилось. Я смотрела христианские притчи, и там говорится, что испытывать чувство вины – это неправильно (значит, ты себя не любишь). Как-то не совсем я эту тему понимаю».

– Есть такая покаянная практика, об этом мы читаем у отцов-аскетов. Когда мы каемся в грехах, даже очень тяжелых, мы должны быть уверенными, что Бог простил нас, но при этом неприятное чувство нас долго не покидает – это как бы последствие греха. И часто мы задаем себе вопрос: «Что же делать? Каждый раз каяться в этом?». Но получается, что мы не верим, что Бог простил, и в то же время наша душа скорбит об этом.

Мы находим такой ответ у опытных духовников, у отцов-аскетов: если есть внутренняя потребность души вновь осмыслить то, что когда-то сотворил, вновь пережить ужас этого греха, – переживи его. Но при этом пусть не поколеблется твоя вера, что Бог уже тебе этот грех простил в самом начале твоего покаянного пути. Как это в своем сердце соединить? Это уверенность в Божественном прощении, но при этом памятование о своем грехе, чтобы вновь к этому не вернуться, чтобы вновь его не сотворить. Я думаю, тогда вот такого психологического чувства вины не будет, а будет лишь та сильная, глубокая молитва, которая поможет и вашим детям, и вашим внукам все-таки прийти к Богу. И вы дождетесь того момента, когда возблагодарите Бога за это.

Давайте подведем итоги. Получается, что в нашей жизни нам что-то помогает, что-то мешает. Как же нам нужно построить свой путь к Богу?

– Я отвечу кратко, но, может быть, слишком конкретно. Нам люди точно не мешают идти к Богу. И они нам точно помогут прийти к Нему. Наши слабости, наши распри, наши ошибки уж никак нам не мешают идти к Нему – именно преодоление распрей и наших житейских нестроений делает нас еще более уверенными на пути к Богу. И я нам всем желаю как можно больше людей вовлечь в шествование к Богу и не бояться, что с кем-то когда-то мы испытаем какие-то разногласия. Я уверен, наша вера все разногласия поможет преодолеть.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс