Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1000) → Игумен Флавиан (Матвеев): Шейте золотой нитью любви – во имя Господа нашего Иисуса Христа

Игумен Флавиан (Матвеев): Шейте золотой нитью любви – во имя Господа нашего Иисуса Христа

№7 (1000) / 18 февраля ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «В Евангелии есть притча о талантах. Мне интересно, какая ценность подразумевается в этом таланте, за которую была такая расплата – выбросить во тьму внешнюю? Не за деньги же, не за ростовщичество (то есть преумножение денег)? Какая ценность в этом таланте, почему он так дорого стоит?».

– Из Евангельского текста можно понять, что талант – это определенная денежная сумма. В притче о талантах описываются, скажем так, традиционные для грубого древнего времени нравы. Господин повелел своим слугам сделать ему прибыток и дал им определенные суммы денег – как сказано, каждому по его силе. Кто-то отказался выполнять возложенную на него обязанность, просто взял и скрыл талант в земле: эти деньги не были вложены в дело, которое можно «раскрутить» и получить барыш. Деньги лежат в земле. Когда хозяин возвращается, то вдобавок получает еще и «комплимент» от своего служителя: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Естественно, господин на него разгневался и сказал, что он нехороший раб – не исполнил то, чего от него ждали: господин ждал, что его деньги принесут прибыток, а вместо этого получает одни только укоры. Соответственно, этого раба господин счел негодным и отправил его в место, которому тот не обрадовался.

Надо понимать, что эта прит-ча о нас, о наших способностях, которыми мы можем распорядиться разумно или неразумно. От этого и зависит наша дальнейшая судьба, то, как с нами может поступить Господь. Господь иной раз поступает с людьми как Мздовоздаятель, то есть как Господин, Который каждому раздает то, что ему полезно по справедливости. Если бы мы не знали, что Бог есть любовь, мы бы все впали в уныние. А если бы мы не знали, что Бог есть Судья, Учитель, Мздовоздаятель, то мы бы, конечно, предались лени и расслаблению и вели бы жизнь весьма несерьезную.

Вопрос телезрительницы: «Низкий Вам поклон за чтение канонов; до буковки, до запятой все понятно. Вопрос: сейчас много бывает православных ярмарок, у нас в Воронеже тоже. Какое-то поветрие – все кинулись подавать записки на вечный помин, причем не только мертвых, но и живых. Я не знаю, что это такое; как это все понимать?».

– Когда я сталкиваюсь с такими формулировками, как «вечное поминовение», тоже очень удивляюсь. На земле ничего вечного нет, и мы наше земное существование отмеряем неизбежной смертью, которая должна нас направить в блаженную вечность. С другой стороны, мы ждем Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, которое рано или поздно наступит. Поэтому очень странно, когда тот или иной храм или монастырь берет на себя такую ответственность – принимать записки «на вечное поминовение». Называли хотя бы более деликатно: пока существует храм или монастырь, в нем будет поминаться то или иное имя.

Длительными сроками поминовения живых людей не нужно смущаться: как правило, храмы, которые берут на себя обязательство длительного поминовения христиан, берут в том числе и обязательство в случае смерти кого-то из записанных перезаписать это имя из помянника о здравии в помянник об упокоении. Поэтому обычно при записи на длительные сроки поминовения дается специальная табличка, памятка, иногда даже с указанием номера, под которым записано имя, чтобы его можно было легко найти, с датой и адресом, куда нужно направлять свое обращение в случае изменения земного положения того или иного человека: кто, так сказать, с поверхности земли ушел, того можно переписать в другой помянник.

А вообще, не надо забывать: сам факт того, что вы записали родного и близкого человека на длительный срок поминовения, – это не только забота об этом человеке, но и забота о том храме, где вы заказали это поминовение – это и форма пополнения церковной казны храма или монастыря. В этом смысле люди, у которых есть такая возможность, могут и о своих родных позаботиться, и о храме, особенно восстанавливающемся или бедном, как, например, в сельской местности.

В этом году Рождественские чтения были посвящены теме «Молодежь: свобода и ответственность». Если с ответственностью более или менее понятно, то свобода может двояко трактоваться – свобода как вседозволенность (можно делать все, что не запрещено законом) и свобода от греха, зависимости и прочего. Как для себя лично Вы ответили или отвечаете на вопрос, что такое свобода для молодежи?

– Свобода для молодежи, как и для любого другого человека, – это понимание того, кто поистине свободен. Человек признает, что он не самобытен в этом мире, а что у его жизни есть источник, у всех его духовных и душевных дарований, есть источник. Верующий человек понимает, что и у свободы есть свой Источник и своя Причина.

По-настоящему свободен только Бог. Бог почему дает нам заповеди? Он заботится о нас как Творец, как Созидатель, как Замыслитель, задумавший нас по образу Своему и устремивший нас к подобию. И всю жизнь мы должны к этому подобию Божию стремиться.

Но поскольку в полной мере свободен только Сам Господь Бог, то, когда мы к Нему устремляемся как к Источнику свободы, мы так или иначе к свободе можем приобщиться. А когда мы над собой Бога не признаем, чувствуем себя как бы самобытными, то мы лишаемся доступа к Источнику свободы и ведем себя как существа, которые движимы теми или иными мотивами. Одни очень сильно роднят людей – стремление к благополучию своей плоти: вкуснее поесть, получше попить, понаряднее одеться. Это те влечения, на которые человек может очень быстро себя израсходовать, и в стремлении к этим благам, например, только заботиться о своем теле. Человек может быстро умереть от обжорства и пьянства, ведь он свободен, как ему кажется, – в «обезбоженной версии» свободы, и эта «обезбоженная версия» свободы его в краткий срок убьет: человек устремляется к тому, чего он реально хочет. Хотел человек вкусно есть и пить спиртные напитки – это его и убило. И это только земные мерки. Судьба такого человека в вечности незавидна.

Таким образом, вся жизнь верующего человека может быть с толком потрачена на то, что человек всю жизнь рассчитывает свои силы: сколько у меня есть времени, сил, талантов, насколько я могу познать Бога, насколько я могу устремиться к Богу непосредственно, а насколько через посредство других людей: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя – насколько между этими заповедями я буду соблюдать баланс, настолько будет отдача именно в духовной жизни, если я буду заниматься или этим, или этим.

Ведь у нас всегда есть выбор: какие добрые дела делать и как их делать, когда и как молиться и так далее. Этот выбор каждый человек делает буквально каждый день, думая, как еще на маленький шажок стать ближе к Богу... С одной стороны, нас в этом всех вместе держит Церковь, нас объединяют таинства. Но, с другой стороны, мы все очень разные, по-разному мыслим. Мы все, с одной стороны, одинаковы, с другой – у нас очень разные способности, возможности, моменты воспитания, даже детские страхи и так далее. Исходя из всего этого, человек нащупывает свой путь к Богу как к Источнику свободы, и в этом смысле жить – очень интересно: это сложная, но очень интересная задача.

Вопрос телезрительницы: «Я хожу в храм каждое воскресенье, стараюсь исповедоваться; конечно, хочется и причаститься. Но мне 80 лет, я живу одна, общение ограниченное, и когда иду к батюшке, я не знаю, какие грехи за неделю совершила дома. А ведь надо исповедоваться».

– Очень хорошо было бы, если бы вы все время на видном месте держали книжку для подготовки к Исповеди (например, «В помощь кающимся»). Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы прожил хотя бы неделю, да даже один день, и не имел бы каких-то хитрых и лукавых мыслей, кого-то не осудил бы. Эти грехи нас сопровождают на каждом шагу. Конечно, когда тебе много лет, очень сложно без должного навыка удерживать внимание на своем внутреннем мире. Но, по крайней мере, в тех грехах, которые я перечислил, себя виноватым может отметить каждый человек в любом возрасте. Человек живет один, ни с кем не ссорится, то если он признает себя виноватым хотя бы в этих грехах – лени, дурных мыслях, осуждении, то, наверное, неправым не будет.

Вопрос: «Стоит ли ограждать ребенка от общения с невоцерковленными дедушкой и бабушкой, оказывающими на него негативное влияние? Разрешают смотреть телевизор без меры, играть в телефон, есть неполезные продукты, абсолютно игнорируя просьбы родителей».

– Какой сложный вопрос... Здесь любовь к Богу и любовь к ближнему настолько входят в противоречие, что нужно, наверное, вводить разумные ограничения. Если дедушка и бабушка позволяют ему такие вольности, вредные для здоровья его души и тела, не нужно оставлять эту область бесконтрольной. Все-таки какой-то барьер должен быть… Но, конечно, полностью изолировать ребенка от общения с бабушкой и дедушкой неправильно. Движущей силой в этом смысле должна быть любовь.

Бабушка и дедушка не верят в Бога, но какая у них еще утеха в жизни, как не пообщаться со своими внуками? Об этом тоже обязательно нужно подумать и сделать так, чтобы ограничения не слишком их обижали. Если они увидят нас такими людьми, скажут: «Эти верующие такие – им бы дай только отгородиться от всех людей, которые с ними не согласны!». Если дедушка и бабушка увидят вас такими, то у них будет очень мало шансов прийти к Богу… Здесь нужна особая деликатность. Конечно, нужно обращение к Богу – нужно у Бога просить сил и разумения, чтобы разумно распорядиться временем своих детей.

Вопрос телезрительницы: «Вопрос об упокоении усопших. Я молюсь за усопших по Псалтири и при утренних и вечерних молитвах, молюсь за людей, которых лично не знаю, или за знакомых, которых не помню (например, была монахиня – мы заехали в церковь, она нам очень понравилась, мы с ней общались некоторое время, потом она умерла; вот я молюсь за нее). Это люди, которых я, в общем-то, и не знаю, мимолетные встречи, но они почему-то мне так запомнились, что я молюсь за этих людей. Правильно ли я делаю?».

– Так или иначе эти люди знакомы вам, раз уж они оставили отпечаток в вашем сердце. Раз вы взялись за это дело – за них молиться, почему бы вам не продолжать это делать? Гораздо хуже бывает, когда человек заполняет свой помянник, кажущийся ему недостаточно хорошо заполненным, людьми, которых он знает поверхностно и даже просто забывает, кто они такие. Конечно, если у человека заполнены 2–3 странички, такого не происходит, но иногда у людей бывают весьма пухлые помянники… Молитва за людей, которых ты даже вспомнить не можешь, превращается из молитвы как сознательного обращения к Богу в формальность, чего нужно избегать.

Доводилось ли Вам встречать помянники, прочитав которые, уже не помнишь, кто на 5-й – 10-й странице?

– Была пара разговоров. Люди задавали себе этот вопрос – начинала мучить совесть. Говорят: «Помянник заполнила, а теперь половину уже и не помню, – что с ними делать, вычеркивать или не вычеркивать?». Я обычно советую завести новый помянник и записать туда только тех, кого вы помните, знаете. Тогда этот вопрос снимется сам собой. А для того чтобы тех людей не обидеть, всегда в конце молитвы добавляйте: «И всех людей, которых я когда-либо знала и встречала, и всех православных христиан».

Мне передали вопрос от Риты (ей 3 года), которая спросила у папы, почему нельзя стоять между аналоем и амвоном. Вопрос очень актуален: это место, как правило, свободное, дети туда стремятся подойти. Иногда в храмах детей оттуда выдергивают, ругаются, говорят: нельзя, не положено.

– Этот запрет в храмах, где он существует, скорее, имеет эстетический характер: все-таки центральный аналой, на котором лежит икона, – это в современном мире устоявшийся элемент храмового обихода. На нем обычно лежит икона храма или праздника, иногда – святцы. Когда вокруг бегают дети, это не очень красиво – этот предмет, получается, дети не воспринимают как что-то серьезное, – поэтому здесь ограничивают перемещение и взрослых, и детей. У взрослых обычно не возникает желания где-то походить, побегать, а у детей возникает. Раз уж центральный аналой поставлен и стоит в храме постоянно, то лучше, чтобы дети вокруг него не бегали, чтобы отношение к этому было серьезным.

Центральный аналой в большинстве храмов есть, но его может и не быть – в древности его не было, но существует благочестивый обычай, который имеет очень глубокую укорененность: почитать Царские врата (как место, за которым находится святой престол, где приносится Бескровная Жертва – Святая Евхаристия, совершается Литургия) – место, откуда каждый день появляется священник с Чашей в руках, а в Чаше Тело и Кровь Христовы. Тут столько разных высоких смыслов пересекается, что с давних времен существует благочестивый обычай: если ты пересекаешь центральную ось храма, то нужно обязательно положить взор на Царские врата, перекреститься, поклониться, а потом уже переходить на другую сторону – лишний раз, перемещаясь по храму, воздать славу и почитание Богу. Этот обычай нужно соблюдать. Вполне возможно, что именно это имелось в виду, когда ребенка кто-то остановил в непосредственной близости от Царских врат и сказал: здесь ходить нельзя. Ребенок в храме может и побегать, и легкомысленно себя вести – так что, если рассудить, скорее всего, забота церковных служителей, которые остановили ребенка, была именно об этом.

Вопрос телезрительницы: «Есть ли возможность спастись в миру, воспитывая детей? Как? Второй вопрос: мы снимаем квартиру, хотим приобрести свое жилье. Если по копеечке откладывать, но при этом не забывать давать милостыню, сребролюбие ли это, чтобы приобрести жилье для себя, своей семьи?».

– Очень интересные вопросы. Нужно верить в семью как в главную основу жизни. Семья и семейный образ жизни для тех, кто выбрал этот путь, – это путь к спасению, путь, когда рождаются дети: новые люди, новые христиане. Они получают в семье воспитание, любовь, заботу, молитву, которую помимо семьи получить очень трудно. Именно семейный образ жизни – как раз путь, который приводит к Христу, к спасению: в нем золотой нитью все прошито любовью, должно быть прошито любовью – и желательно любовью во имя Господа нашего Иисуса Христа. Нисколько не нужно сомневаться в спасительности семейного образа жизни.

Монахи выбрали себе другой путь, они могут больше времени посвящать молитве, но ведь воспитание детей – это благословенный труд: все семейные взаимоотношения, которые могут быть проникнуты искренней заботой о ближнем своем, молитвой, любовью, это несомненный путь к спасению. Поэтому, пожалуйста, верьте в семью и шейте золотой нитью любви, сшивайте все, что может прохудиться, расползтись. Много в жизни семейных людей скорбей, искушений, но, когда есть желание сшивать, скреплять семью именно золотой нитью любви, семейная жизнь получится.

Конечно, каждая семья заботится, чтобы иметь свое гнездо, свой домашний очаг, жить отдельно от других родственников – и, когда есть возможность накопить на новое жилье, это нужно делать. Это тоже дело любви именно к тем, кто должен быть на первом месте: для жены это муж, для мужа – жена, для них обоих – дети. Так что забота о приобретении жилья и соответствующие сбережения, накопления – это дело любви, этим нужно заниматься.

Спасибо, что пришли сегодня в нашу студию.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс