Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы будем отвечать на вопросы телезрителей, и первый: «Когда я думаю и сожалею о грехах, то впадаю в уныние, понимая, что грехов моих больше, чем я их замечаю на самом деле. Как сочетать раскаяние в грехах с надеждой на милосердие Божие?».
– Мы живем в такое удивительное время, когда святоотеческое предание, назидание, проповедь доступны каждому. Сейчас не атеистические годы, когда люди не имели возможности свободно и спокойно прочитать даже Новый Завет (церковно-духовная литература была недоступна). Поэтому о таких понятиях, как Иисусова молитва, борьба с помыслами, искушения, совмещение христианского подвига с обычной жизнью в миру, знали единицы, наверное: только монахи, духовники, наставники. И они, как могли, пытались этому научить людей, передать им духовные знания, духовный опыт.
Сейчас нам достаточно открыть письма Оптинских старцев, почитать, к примеру, что писал святитель Феофан Затворник о покаянии, о молитве, открыть «Письма духовным чадам» игумена Никона (Воробьева) – замечательные назидания духовного человека, который жил в 20–30-е годы прошлого столетия. И там на все эти вопросы, недоумения есть советы и ответы.
Конечно, можно о многом спросить своего духовника – это самый простой способ, и, возможно, именно с него и следует начать. И он, зная вас лично, исходя из ваших личных особенностей, ответит вам, учитывая вашу индивидуальную ситуацию, черты характера, и, может быть, укажет вам: то, что вы считаете грехом или ставите себе в великую вину, на самом деле не заслуживает того, чтобы из-за этого так уж сильно убиваться и тем более впадать в уныние, которое само по себе смертный грех.
Но если ответить в общем на ваш вопрос, сразу и сейчас, то можно вспомнить наставления замечательного святого – преподобного Силуана Афонского, нашего соотечественника, который подвизался на Святой Горе Афон. Он очень кратко для себя все это сформулировал так: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Он говорил, что христианин должен считать себя уже осужденным грешником, считать, что он за свои грехи находится в аду, но при этом не отчаиваться, зная, что над ним еще не вынесен окончательный приговор и что милосердие Божие неограниченно и неизреченно.
Поэтому, когда мы осознаем свои грехи, не надо делать так, как Иуда Искариотский: он раскаялся, но не покаялся, бросил сребреники и сам себе сказал, что предал кровь неповинную, но пошел не каяться, как апостол Петр, оплакивая свой грех, а пошел и удавился. И вот до такого состояния отчаяния ни в коем случае нельзя себя доводить, нельзя этому поддаваться: нельзя здесь идти на поводу у бесов, которые не дают человеку осознать свой грех (а если человек над этим задумался, то они начинают представлять ему грех настолько ужасным, что уже нашептывают, что человек и спасения не достоин). Это тоже неправильно.
Осознавая свои грехи и благодаря Бога за то, что Он открывает нам глаза на них, дает нам познание своей греховности, тут же надо Бога просить, чтобы Он не позволил, не попустил нам впасть в уныние, отчаяние, депрессию или, напротив, в саможаление, в обвинение во всех своих поступках окружающих, что вот «виноваты те», «если бы не такая ситуация, я бы так не поступил»… Все это неправильно. Правильно – принести Богу покаяние, сказать: «Господи, я согрешил» – так блудный сын в Евангельской притче осознал, что с ним произошло, понял, что дожил до общения со свиньями, и сказал: «Я виноват, пойду к отцу моему». Он не впал в уныние, не повесился – он пошел обратно, вернулся к своему отцу, в отчий дом и получил и прощение, и возвращение сыновнего достоинства. Вот так и мы с вами должны поступать.
Подчеркну то, с чего я начал. Обязательно нужно читать святоотеческую литературу – письма Оптинских старцев, проповеди, воспоминания, жития современных святых, жизнеописания, из которых тоже очень многое можно почерпнуть: как эти люди жили, как они не унывали, осознавая полностью свое человеческое недостоинство, какие-то свои грехи молодости, оплакивая эти грехи, как они ухитрялись не унывать и не терять присутствия духа, например, когда сидели в лагерях за веру во Христа, когда находились в атмосфере отчаяния, среди убийств, сквернословия. Там, где многие люди сходили с ума, многие, наоборот, несли свой подвиг исповедничества веры и молитвы до конца. И многие после того, как выходили из лагерей (мы читаем об этом в их воспоминаниях), говорили: «Там я молился по-настоящему».
Одних людей обстановка ломает, а других, как ни странно, делает крепче и сообщает их вере новые высоты. Поэтому, пользуясь тем, что нам сейчас можно о многом прочитать совершенно свободно и спокойно (раз человек, слава Богу, задумался над чем-то), надо посмотреть, как это должно быть осмыслено с точки зрения наших духовных наставников, с точки зрения Предания, жизни и практики нашей Церкви.
Вопрос телезрительницы: «Я только начинаю воцерковляться, и получается, что я многое только познаю. Пусть меня батюшка поправит, если что-то не так скажу. У Патриарха Кирилла посох как бы обвивают два змея. У нас есть полис обязательного медицинского страхования, где такое же изображение. Я хотела бы узнать, что это значит».
– Знак этот относится к разряду христианской символики. Толковать такие знаки можно по-разному. Например, у нас на храмах под крестом нередко изображено то, что многие люди считают полумесяцем и толкуют как победу христианства над мусульманством (однако такое толкование многих мусульман обижает, даже оскорбляет); на самом деле изображаемый под крестом знак не полумесяц – это стилизованный якорь (крест как якорь, как основа нашего спасения).
Теперь о змеях на архиерейском посохе. Изображение их в церковной символике восходит еще к Моисееву жезлу, когда он поразил змея в пустыне, как мы знаем из слов церковных песнопений (посмотрите эти события в Книге Исход). На архиерейском посохе, с которым архиерей совершает богослужение, змея – символ мудрости, знак, что этому уже не просто монаху, не просто игумену или архимандриту, а архипастырю Господь вместе с его саном дарует ту мудрость, которая помогает ему пасти своих пасомых; это чисто символическое изображение и с медицинскими аллюзиями никак не перекликается – это именно символ той мудрости, которой обладает человек, и окружающие его, старшие собратья, рукополагая во архиерея, сочли его достойным, достаточно мудрым, чтобы править паствой Христовой.
Об Исповеди у нас есть вопрос: человек боится признаться в некоторых грехах на Исповеди – город маленький и страшно ( хотя человек понимает, что есть тайна Исповеди), и перед батюшкой стыдно. В итоге идет причащаться, не сказав всего до конца.
– Если вы доверяете священнику, который в вашем городе несет пастырский труд, пастырский крест (что непросто в маленьком городе), то надо все исповедовать, естественно, без утайки.
Есть свои особенности в служении в деревне, в маленьком городе или в столице. Везде свои трудности, свои нюансы. Любой священник знает, что за разглашение тайны Исповеди (что само по себе огромный грех, даже если об этом никто не узнает), в случае, если такой факт станет известен, его просто лишат сана. То есть он прекращает быть священником, идет в дворники, в таксисты… И любой священник знает (даже если не из совести, не из своего личного благочестия и веры во Христа, а просто из страха потерять сан), что он, конечно, никогда такого не сделает. Так что такие случаи маловероятны – я бы даже сказал, нереальны. Но если вы очень боитесь и у вас нет доверия к батюшке, поезжайте в любой монастырь и вместе с другими богомольцами повинитесь в своем грехе другому священнику. Пусть даже так, но это лучше, чем подходить к Причастию, скрыв какой-то грех. Если совсем коротко, я бы так ответил на ваш вопрос.
Вопрос телезрительницы: «Кто записан в книгу жизни?».
– В книгу жизни записаны те, чьи имена знает Господь Бог. Больше я ничего сейчас сказать не могу: это ведомо одному Господу Богу – так же, как и день кончины мира, о котором Христос сказал Своим ученикам: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Поэтому и имена, записанные в книгу жизни, ведомы только одному Богу. Наша с вами задача – стремиться туда попасть, стремиться оказаться среди стоящих одесную, по правую сторону от Спасителя.
Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, как правильно на Исповеди описать свои грехи?».
– У исповедников (людей, которые стоят в очереди на Исповедь и исповедуются) проблема: как правильно исповедоваться. А у нас (священников, эту Исповедь принимающих) тоже иногда возникают проблемы: как успеть всех исповедовать, особенно в большие праздники (например, перед Пасхальной службой или в день Великого Четверга на Страстной седмице Великого поста)? Как при этом принять у человека его покаяние, чтобы и сам человек осознал, что его выслушали?
С позиции священника я бы просил не говорить ничего лишнего (каких-то незначительных подробностей, не надо иногда даже называть имен). Поймите: все, что нужно, священник спросит сам, если в этом есть необходимость.
То есть вы подходите и говорите: «Батюшка, на предыдущей неделе снова ссорился со своей женой. Гневался. Допустил даже сквернословие, каюсь. Не читал как положено регулярно утренние и вечерние молитвы, каюсь. Ругался за рулем, когда меня подрезали, не сдержался, каюсь» – все, Исповедь состоялась; а если что-то нужно дополнительно священнику спросить, он у вас спросит сам.
Немаловажный момент: если вы чувствуете, что вам нужно у священника спросить какой-то совет и прочее, – подойдите к нему в будни, во время вечерней службы, но не в самый день праздника, не в воскресенье: в эти дни стоит на Исповедь и толпа детей, и толпа причастников, и часто приходят на первую Исповедь (по незнанию), и, конечно, таким людям священник будет уделять больше внимания: ему иногда придется и о чем-то расспросить их, что-то им объяснить. Поэтому, если вы не в первый раз приходите в церковь и уже немного знакомы с расписанием богослужений, с тем, как в вашем храме (или в том, куда вы пришли) совершается Исповедь и в какие часы, если вам нужно больше времени, – постарайтесь подходить к священнику тогда, когда у него меньше исповедников. Это мое пожелание.
Я думаю, что нужно еще не бояться подходить к священнику посоветоваться: многие вопросы возникают из-за того, что стесняются подойти и что-то спросить.
– Нет, стесняться не нужно. У нас сейчас (особенно в больших городах) при каждом храме есть дежурный священник, ответственный, например, за поступающие телефонные звонки. Если позвонят и пригласят к умирающему, священник сразу готов ехать – его не надо вызывать из дома. Поэтому обратитесь в храм, попросите телефон дежурного священника, позвоните сначала по телефону, или подойдите к нему, если он в храме дежурит или стоит молится; подойдите с ним поговорить. Во всех крупных городах это сейчас совершенно не проблема.
Вопрос телезрительницы: «Я из глубинки, у нас 3 храма в округе, во всех совершается Литургия, все причащаются, народу не очень много. Но вечерней службы не бывает. Никто на вечерних службах не бывает, только приходят на Литургию и причащаются. Это соответствует правильной уставной жизни Церкви?».
– К сожалению, это частое явление в нашей глубинке, когда священник и рад бы совершать вечернюю службу, но никто не приходит или приходят 1–2 человека. И в таком случае вечерняя служба (вечерня, утреня, часы) переносится на утро. Поэтому вам нужно подойти к настоятелю храма и уточнить, совершается ли в храме вечернее богослужение с утра. В таком распорядке нет никакого нарушения, никакого греха, особенно если это совершается с ведома благочинного и Правящего епархиального архиерея.
Я думаю, в тех храмах, о которых вы говорите, вечернее богослужение частично или даже полностью, без сокращений, бывает утром, а потом совершается и Литургия. И пока идет часть этого вечернего богослужения, перенесенная на утро (например, начало службы в 7–8 часов), священник исповедует, готовится к совершению Литургии в алтаре, совершает проскомидию – в этом нет ничего страшного, но этот момент нужно уточнить у настоятеля храма.
А что делать прихожанину, если он хочет причаститься в воскресенье, но в субботу не может попасть на всенощную, потому что физически это просто нереально?
– Предупредить об этом батюшку, который у него духовник, взять у него благословение на такое невольное нарушение, объяснить ему, как долго это будет продолжаться... Мы все-таки должны быть в субботу вечером на всенощной, а в воскресенье утром на Литургии, поскольку это 2 части одного богослужения, которое раньше совершалось всю ночь (да и сейчас в монастырях так, это одно целое богослужение).
Но это было бы очень долгое, обременительное богослужение для современных людей (особенно семейных, тех, у кого работа, кому надо прийти домой и приготовить ужин для своих домашних). Поэтому это единое богослужение разделили на две части: на вечернее (всенощное бдение в субботу вечером) и собственно Литургию утром, когда мы причащаемся. Но мы должны стремиться быть и на вечернем богослужении, и утром в воскресенье – это наши святые часы, минуты, которые мы посвящаем Богу хотя бы раз в неделю. Это наша обязанность, если мы как-то хотим Богу послужить, поблагодарить Его, о чем-то попросить... Это наш храм, мы его прихожане.
Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, как часто можно причащать детей? Не станет ли частое причащение для них чем-то обычным?».
– И это – индивидуальный вопрос. Его надо задавать священнику, который ваших детей знает, видит, исповедует (может быть, вы даже дружите семьями): может быть, он одной семье скажет чаще причащать детей, а другой – реже. Но в целом Причащение не станет для ребенка чем-то сильно привычным, если он будет видеть, что люди вокруг него (и в первую очередь его родители или бабушка, дедушка) сами относятся к Причащению с благоговением.
Причащение – это праздник: это не рядовой элемент воскресного дня, а событие, перед которым все молятся, просят друг у друга прощения, стараются прийти в храм в праздничной, нарядной одежде. И когда ребенок спрашивает, почему так, объясняют, что это все ради Причащения: мы идем причащаться, а это величайшее таинство на земле. Со временем ребенок будет понимать, что и как, и я не думаю, что он привыкнет. В любом случае частота Причащения как ребенка, так и взрослого индивидуально решается с вашим духовником, с вашим священником.
Вопрос: «Как правильно расставить приоритеты: работу, учебу, дела по дому, общение с мужем? Должен ли муж помогать в делах по дому? Мой муж приходит поздно с работы, я одна не справляюсь, а у нас даже еще детей нет».
– Я бы вам посоветовал опять же начинать с разговора со священником. Если вы воцерковлены (судя по вашему вопросу на наш телеканал, для вас ответ священника имеет какую-то значимость) и муж не против поговорить со священником, то надо это сделать. Если он не очень хочет идти в храм, то я бы вам посоветовал обратиться в службу психологического консультирования – в этом нет ничего страшного, постыдного (единственное, было бы хорошо, если б психолог-консультант был при этом верующим человеком). Есть службы православной психологической помощи (можно поискать в интернете), православного семейного консультирования. Есть это в вашем городе, обратитесь туда – сначала одна или, может быть, сразу придите вместе с мужем, и там уже вам ответят, как быть, о чем вам стоит просить мужа, а о чем нет. Это все индивидуально.
Но когда вы перечисляли приоритеты, я бы в этот перечень добавил и поставил на первое место слово «молитва». Давайте научимся все делать с молитвой. Понимаете, ведь это очень просто. Встал утром – «Господи, благослови», приучил себя это говорить – уже началась молитва. Одеваешься – «Господи, помоги». Чистишь картошку – читай «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Вот и молитва. Идет человек по улице и молится: хорошая погода – поблагодари Бога за погоду, плохая погода – попроси Бога, чтобы Он не попустил тебе простыть. Вспомнил какого-то человека – помолись о нем: не просто думай о нем или переживай, а помолись.
То есть христианин должен уметь все, что с ним происходит, превращать в молитву, и тогда будет совсем другое настроение, тогда домашние повседневные дела будут восприниматься по-другому: мы прекрасно знаем, что даже суп, сваренный добрым человеком с молитвой, будет иметь совсем другой вкус, чем суп, который жена варила, будучи обиженной на своего мужа или чуть ли не проклиная его, а бесы радовались... Поэтому надо все научиться делать с молитвой. И, возможно, многие ваши проблемы рассосутся сами собой.
Обратитесь, пожалуйста, к нашим телезрителям с заключительным словом сегодняшней беседы...
– Я хотел бы всех вас попросить молиться о событиях, происходящих на Украине, и хотел бы попросить всех вообще молиться. Молитву мы очень часто недооцениваем. Мы не видим ее, когда о нас молятся, не слышим, но на самом деле молитва – это великая сила, великий подарок нашим близким от нас. Что бы мы с вами ни делали, давайте приучать себя молиться: за рулем, за столом, даже лежа в постели, уже отходя ко сну – можно молиться своими словами, читать Иисусову молитву, тропарь, кондак перед любимой иконой Божией Матери, которую особенно почитает сердце, но молиться нужно.
И второе – чтение святоотеческой литературы. Не надо сразу начинать с Симеона Нового Богослова, с его трудов или сразу ставить цель перечесть все тома святителя Иоанна Златоустого. Начнем с простого – с Оптинских старцев, с игумена Никона (Воробьева), с воспоминаний о тех людях, которые жили совсем недавно. Это отец Павел (Груздев), отец Иоанн (Крестьянкин), покойные лаврские старцы – архимандрит Матфей, отец Кирилл, отец Наум и многие другие подвижники: когда мы читаем то, что писал святой человек, – этот святой человек в это время на Небе о нас молится. Читая Оптинских старцев, мы заручаемся тем самым их молитвенной поддержкой. Молитва и чтение – это то, чего хотелось бы пожелать прежде всего самому себе и всем нашим телезрителям.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.