Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (996) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Человек может заниматься чем угодно, но не оставлять главного, а главное – это добродетельная душа

Протоиерей Димитрий Смирнов: Человек может заниматься чем угодно, но не оставлять главного, а главное – это добродетельная душа

№3 (996) / 21 января ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Мы рождаемся в этот мир совершенно беспомощными и постепенно развиваемся, всему научаемся. Смерть называют рождением в новую жизнь. А так ли важно, что было в предыдущей? Может душа и там научиться и возрасти?».

– Это дело таинственное и нам не открыто. Тот мир, куда входит душа после жизни на земле, совершенно другой. Будет ли душа дальше развиваться или оставит при себе только те качества, которые приобрела на земле, нам неведомо. Нам достаточно забот, чтобы приобрести чувства, мысли и поступки, что нам заповедал Господь: этого хватит на всю жизнь.

Забота об этом должна вытеснить заботы обо всем остальном?

– Должны быть приоритеты. Человек может заниматься чем угодно, но не оставлять главного, а главное – это добродетельная душа.

Но, к сожалению, забота о вечной жизни остается как-то «за кадром» текущих проблем, забот, суеты.

– Самое мягкое, что можно об этом сказать, – это совершенно неправильно. Именно покаяние, то есть уход от жизни, насыщенной грехом, есть главное, что нам пригодится в жизни будущей.

Если помнить, что жизнь вечна.

– Для начала это нужно знать; большинство людей этого не знают.

А им не сказали или они это просто пропустили мимо ушей?

– Бывает и так, и так. А некоторые просто недовольны. Человек думает, что если он с чем-то не согласен, то это уже его не касается.

Вопрос телезрительницы: «Как разумно вспоминать свои грехи и чем очищается душа от грехов?».

– Исключительно покаянием. Что значит «разумно»? Прилагать свой разум – тогда будет разумно.

К греху нужно относиться как ко злу.

– Да, но это грех-то собственный.

Вот и не хочется его воспринимать как зло.

– Зло-то зло, но это же твоя болезнь. Грех, можно сказать, – это заболевание души.

Но настолько привычное...

– Это неважно. Грипп тоже привычен.

Он мешает. Насморк, кашель… А грех не мешает.

– Мешает, еще как! Вот, например, грех такой: копаться при сборах, вставать с постели в последнюю минуту. Человек опаздывает, люди волнуются, сам он нервничает, может попасть под троллейбус. Или бежит за автобусом, машет руками, хочет, чтобы тот затормозил, чтобы его посадили... Много всяких неприятностей доставляет и себе, и окружающим людям. Нет чтобы встать на 13 минут пораньше (а еще лучше приготовиться с вечера): встал, умылся, зубы почистил, надел носки, ботинки – и побежал.

Все в человеке – привычка.

– Нужно вырабатывать такие привычки, которые, во-первых, не мешают людям, а во-вторых, служат благу.

С телесной болезнью человек изо всех сил борется: ищет врачей, лекарства.

– Нет. Очень многие даже не лечатся: боятся лечиться, им лень, боятся врачей. Не знаю, как ты, а я все время сталкиваюсь с такой дикостью в отношении людей вообще к медицине, к собственному здоровью. Как будто они живут в ХIV веке...

А грех вообще не воспринимается как болезнь – только как некая, может быть, неприятность в жизни.

– Все правильно, но наша с тобой задача – изъяснять. Раз сказать, два сказать...

Три.

– Чтобы идти за Господом, нужно вслушиваться.

А дергать человека за рукав, что-то напоминая ему?

– Смотря кого. Я предпочитаю не дергать. Сказал – свой долг исполнил. А упрашивать?.. Зачем? Господь поможет – скорбями, болезнями, всякими утратами.

Напомнит, что человек слышал.

– Конечно. Ведь спасает-то Господь, а не я, грешный. Зачем мне брать на себя то, что не является моей прерогативой?

Вопрос телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, выражение: «Всяк человек – ложь»».

– Это такое очень красивое выражение. Что оно отражает? Вот сегодня исповедовал, и каждый человек пытается выстроить некий монолог, который он по какой-то странной, может быть, привычке, считает почему-то Исповедью: рассказывает, какой он хороший, как он все правильно делает, вообще какой он просто замечательный...

Это очень частое явление, но это же ложь. И каждый раз, когда человек рассказывает, он обязательно что-то объясняет. Спрашиваешь: «А почему?». Говорит: «Чтобы вы поняли». Он вообще священника за идиота считает: уже давно все понятно – нет, он объясняет. А для чего? А он в этом объяснении оправдывается. Там все время рефреном идет оправдание – это тоже ложь, ведь человек пришел ради покаяния, а не ради оправдания: оправдывает Господь, а уж совсем не наше дело – оправдываться самим. Ну и так далее. Человек все время что-то из себя строит, кем-то представляется. А разве макияж – это не ложь? Ложь.

Вопрос: а зачем нужен макияж? Обычно говорят: чтобы самой себе нравиться.

– Это опять же ложь. Макияж – это для окружающих людей. Причем можно было бы подумать: это чтобы показаться перед противоположным полом. Нет! Женщины одеждой, макияжем и прическами выставляются перед другими женщинами.

Желая подчеркнуть свое превосходство?

– Может, не прямо превосходство, но показать: вот, мол, я.

Но иногда со стороны это выглядит не очень...

– Нужен развитый вкус, а это совсем не для всех – обычно всегда перебор и вульгарщина.

Вопрос: «„Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих погубить; а убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне”. О ком это говорится?».

– Например, это говорится о грехе: грех может победить человека и убить его. Мы знаем, какие грехи убивают человека насмерть – и тело, и душу: каждый смертный грех убивает человека. И если человек не боится Бога, делает что хочет, то Господь от него отступает (это называется «предать сатане во измождение плоти», и сатана быстро доканчивает человека, с попущения Божия): все средства к его спасению исчерпаны.

То есть бывают ситуации, когда человек уже не может быть спасен даже Самим Богом?

– Спасти нельзя насильно.

Это о том, как Вы говорите: скажу человеку, – а дальше уже услышит или не услышит, примет или не примет.

– Ну, чаще всего даже не скажу вообще. Сперва на него погляжу и несколько секунд, не больше трех, подумаю: а стоит ли говорить? Лицо человека все выражает: будет ли он слушать, будет ли он прислушиваться, есть ли шанс, что он это запомнит. Бывает так, что человек сейчас не может воспринять, но это слово, как некий звук, запомнил, а оно потом, спустя месяц, подействует – как-то всплывает в памяти. Тогда можно не считать, что это напрасный труд и бисер перед свиньями.

Но как знать, прорастет ли семя, которое посеешь сегодня?

– А это не наше, а Господне, это Он взращивает.

Вопрос: «Милосердие Божие и гнев Божий как сочетаются?».

– Очень даже хорошо сочетаются. Как в бане – мы используем холодную воду и кипяток для разных процедур, в определенной последовательности. Задача – чтобы человек очистился. Так же и здесь: когда горяченьким, когда холодненьким, когда в сочетании.

Все направлено к спасению души человека?

– Да, к очищению.

Когда Господь, как говорят, гневается?

– Ну, есть такой, можно сказать, поэтический глагол: Бог не имеет гнева – когда к нам Господь применяет кипяток, то это не значит, что Он гневается.

Просто Он избрал такую форму.

– Да, когда ничем другим лишаи с нашей души не отпариваются.

Вопрос телезрительницы из Тамбова: «Раньше в деревне бабушки не получали пенсию. Хотя я была молодая, понимала, что нужно купить хлебушка, дать денежку. Сейчас каждой бабушке платят пенсию… Много очень нерусских стоят и просят и у храмов, и везде. Идешь – душа, конечно, съеживается. Если не дать – считается это грехом или нет?».

– А это по совести. К чему вас совесть обязывает, то и делайте.

У нас (по крайней мере, в Москве) есть такая категория людей – «профессиональные нищие».

– Если человек умеет различать… Я, например, «профессионалам» никогда не подаю. Цыганам не подаю: это их образ жизни. Могу подать лопату. Вот у остановки 25 квадратных метров – готов до асфальта почистить, чтобы люди не скользили, пока залезают в автобус? Я тебе что-нибудь дам – в зависимости от качества. Но они, конечно, не будут это делать; не будут – «извини»; у меня душа спокойна. Надо уметь различать. Дело в том, что у «профессионалов» даже на плакате, где написано «помогите на операцию моему ребенку», чувствуется ложь: они профессионалы-попрошайки, а я – профессионал «давать – не давать». И то, бывает, ошибаюсь (но ошибаться лучше в сторону «давать»).

Вопрос: «Добрые дела ради Христа могут ли покрыть нераскаянный грех?».

– Что значит «нераскаянный грех»? Например, кого-нибудь сгоряча зарезал – и не отсидел: этот грех тяжкий, наказание за него большое. А какое доброе дело? Сколько нужно людей спасти от тюрьмы? В основном насельники тюрем – это дети из неполных семей или сироты: так сказать, жизнь их смывает в мир преступный. Сколько для этого надо? Это довольно трудно. Как почувствовать себя прощенным от Бога?

Но это если грех был совершен единожды. А порой человек в грехе живет.

– Не «порой», а все так живут.

При этом и милостивый, и заботливый, и благородный, но некий грех его изо дня в день побеждает.

– Смотря какой «некий»: если он играет в домино – это одно, а если в карты на деньги – это другое.

Сквернословие, например.

– Пока он не победит сквернословие, в Царство Небесное не может войти: «…ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Куда его? Ну, возьмут его в Царство Небесное, а он там будет материться и для всех угодников Божиих устроит блатной шалман?! И очень он там нужен?

Вопрос телезрительницы: «Написано, что вера без дел мертва, что вера – это первое, дела – второе… И там нас будут спрашивать за добрые дела. Какие же нам добрые дела делать и в каком ракурсе, с каким посылом?».

– В Евангелии об этом написано: нужно делать дела веры – чтобы за нашим делом стояла вера. Например, иду – лежит незнакомый человек: то ли пьяный, то ли мертвый. Не мое дело – и прошел мимо. А можно поступить по Евангелию: поднять, выспросить адрес, может, недалеко живет – проводить. Если не получается – дотащить до лавочки, уложить, вызвать «скорую помощь», отправить его в больницу. Вот это дела веры: без веры никто такой поступок не сделает – этот поступок только христианский. Это о чем говорит? Что душа человека христианская.

Сейчас на все такие цены… Порой человеку говорят об операции, а ему и за год не заработать такую сумму, а другого варианта нет, как только в церковь обратиться за помощью.

– Тоже интересно – человек всю жизнь в церковь не ходил, его в церкви никто не знает. Вот представь себе, я обращусь завтра с амвона: «Мне на операцию». Я делал операцию в этом году и обратился к некоторым нашим прихожанам, они мне собрали деньги на операцию. Я попросил взаймы, половине людей уже отдал то, что у них взял, а другая половина мне простила, говорят: «Нет, ничего, батюшка, во славу Божию». Почему? Они меня знают – я 30 лет на этом приходе. А тот человек ничего не знает, даже какой сегодня праздник, – а как просить, так в церковь. А почему не в мечеть? Или лучше – в синагогу?

Вопрос: «Блаженны чистые сердцем, а что такое «чистота сердца» и как человек ее достигает?».

– Достигает борьбой со страстями.

Чистоту сердца человек может стяжать только тогда, когда в сердце придет благодать Божия?

– Только тогда: очищает сердце только одна благодать.

Можно напомнить людям о путях стяжания благодати Божией – молитва, милостыня и Священное Писание.

– Да. То, что умягчает сердца. Есть четыре источника благодати...

А достаточно ли одного источника, чтобы ее стяжать?

– Иногда бывает достаточно – для какого-то небольшого поступка. А чтобы всю жизнь чему-то следовать, источник благодати должен в сердце все время прямо бурлить.

Частенько люди говорят: «Ну не лежит у меня сердце к добрым делам по отношению к определенным людям», и очень скорбят, что сердце у них к этому не лежит.

– А скорбеть не надо – надо упражняться.

Понуждать себя?

– Конечно. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» – это я, что ли, сказал? А если человек называет человека врагом, можно ли сказать, что к нему лежит душа?

Удержусь от мести – и то хорошо.

– И то слава Богу. Для начала.

Вопрос телезрителя Сергея из Нижегородской области: «Когда большевики пришли к власти, они убрали с кремлевских башен символ Византии – двуглавого орла. И на их место водрузили звезды. Чей это символ, если они были атеисты».

– Пятирогая звезда – сатанинский, масонский символ. Неужели вы такую простую вещь не знаете?

А причина выбора его как символа новой власти?

– Он был родной; они свои масонские причуды экспериментировали на нашем народе, ненавидя его.

Эту ненависть народ ощутил.

– Если, допустим, биологи на крысах делают опыты и при этом убивают их, то ненависти к крыскам не испытывают. А эти еще и ненавидели.

Движущей силой всего террора была ненависть.

– Злоба, ненависть.

Такое испытание Господь целому народу попустил.

– Да, но было за что: предали Христа, предали царя, империю, весь уклад. Те им речи толкали – а эти «ура» кричали… Докричались. Это было похуже, чем крепостное право.

Неужели грех русского народа превысил грех любого другого народа в мире? Что Господь именно на нас это излил...

– Нет. Господь очень хотел, чтобы этот прекрасный, очень трудолюбивый, очень нежадный народ свернул с пагубной дороги. Но так как народ сильный, упрямый, то чтобы его своротить, понадобились большие испытания. Сначала он, народ, все равно не сопротивлялся. Он прямо пошел по этой веревочке. Сначала гражданская война – не помогло. Коллективизация – не помогло. Фашист налетел – не помогло.

Сейчас идет уже война против всего мира. Весь мир (в лице своих правителей) ополчился, все ненавидят. Пишут в газетах, в монографиях, выступают по телевидению – кипит одна только ненависть… А мы упорно не хотим встать на христианский путь развития, чтобы те силы христианские, которые остались в каждом народе, вокруг России объединились. Хотя бы перестали детей своих убивать, перестали бы блудить, бросать своих жен, оставляя их без алиментов для своих собственных детей, перестали бы жульничать, обманывать.

А что такое «обездоленные вкладчики»? Люди дали деньги, а им ничего в ответ. А где государство-то? Почему нельзя этих людей взять и где-нибудь в ГУМе вывесить? Пока не отдашь деньги, так и будешь висеть. Фамилии, все подписи – все известно. Какие-то «обездоленные вкладчики» – это как же можно? Если есть социальное государство, есть Конституция… Вот недавно праздновали праздник. Конституция хорошая – а где дела-то? Кто этим будет заниматься? И так во всем. Это тоже из народа идет: не какие-то приехали иностранцы, которые это все устроили, – это свое, родное.

Весь мир ополчился сейчас против России, – это, на Ваш взгляд, из-за чего? Из-за нашей внешней политики?

– Нет, это повод: какая внешняя политика? Все, кто способен читать какие-нибудь книжки, знает, что Крым есть наша территория, которая в рамках одного государства была переписана как бы под другую республику… Это же очевидно. Нет, из этого делают скандал, начинают провоцировать Третью мировую войну… Россия с ХVI века – как бельмо на глазу.

У всего цивилизованного мира, как те себя называют.

– Не знаю, кто его цивилизовал; во всяком случае, у нас бани раньше возникли...

Батюшка, нам напоминают, что пора заканчивать.

– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры. Любите друг друга, и не надо ссориться из-за пустяков.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс