Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (996) → Протоиерей Андрей Алексеев: Евхаристия – это центр жизни

Протоиерей Андрей Алексеев: Евхаристия – это центр жизни

№3 (996) / 21 января ‘19

Беседы с батюшкой

– Дорогие братья и сестры, с новолетием, с Новым годом! Радуюсь возможности вас поздравить с этим событием в состоянии вдохновения после ночной Литургии: когда служишь Литургию в новогоднюю ночь – первый вздох обращен к Богу с благодарностью, признательностью и просьбой на хорошее грядущее новолетие. Состояние удивительное – делюсь им: всегда оно очень возвышает, ощущаешь прилив чувств, готовность трудиться и служить.

Ведь Евхаристия – это благодарение, и вся наша жизнь, как Вы отмечаете, – это благодарность Богу.

– Это центр жизни.

И «как встретишь Новый год, так и проведешь»?

– Именно поэтому и встречаем так, чтобы первый возглас в новом году был обращен к Богу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Новый год – добрый семейный праздник, который важно и нужно наполнить домашним, мирным, хорошим содержанием. Люди по-разному к этому относятся: кто-то отмечает более широко, кто-то менее (продолжается пост, никто его не отменяет), и давайте не будем ломать копья и мечи скрещивать: этот мирный день важно наполнить добрым содержанием.

Я не хочу рассматривать случаи иного характера: христианину в любое время года надлежит трезвиться. Я не хочу даже об этом говорить. Я рассуждаю о том образе Божием в человеке, который предполагает, что завершающийся год – время, когда мы Господа благодарим за ушедшее, а в наступающее лето просим Его благословения на каждый следующий шаг. И как важно, чтобы каждый из нас учился этому искусству встречи и с Богом, и с близкими, в том числе и в эти часы, в эти минуты семейного торжества (возможно, застолья). Это происходит по-разному, в той мере, которая определяется совестью христианина.

Житейский вопрос: Вы говорите, что мы должны объединяться, собираться семьями, Новый год – действительно семейный праздник. Но часто встречаются вопросы (и в интернете, и люди присылают нам) об одиночестве. Наверное, это бич современности: человек чувствует себя одиноким, а бывает такое, что у него действительно никого нет – как ему встречать Новый год?

– Вы подняли очень важную тему. Я поделюсь событием, которое меня в предновогодние дни очень взволновало. К нам в храм пришел человек, которого я знаю не один год, но уже давно не видел – когда-то он помогал нам в организации молодежных мероприятий, приходил, участвовал, старался, а потом как-то пропал. Я его несколько лет уже не видел, причем он где-то мелькнет, в храм заглянет, но не подходил – как-то не получалось пересечься. Раз – и его уже нет, опять на месяцы, а, может быть, и на год. Снова появится – и опять его нет.

И вот он пришел для разговора впервые за долгое время и поделился своим состоянием. Когда мы стали разбирать причину (покопались искренне, честно, перед Крестом и Евангелием), обнаружили, что человек живет для себя: он в себе ищет объект послушания и служения себе самому, который его и привел в это состояние. Это взрослый мужчина. Осознав это, он был потрясен, он это принял, согласился, что это действительно так.

В каждого из нас Господь вложил готовность и умение служить другим. Вспомните Евангельские слова, которые мы читаем в преддверии Великого поста. Как Господь нас будет спрашивать на Суде? «Ты накормил? Ты посетил?» (ср.: Мф. 25, 31–46)… Ты утешил? Ты был человечен? Как ты отнесся к людям, которые имеют нужду в чем-то? Ты послужил им? Ты позаботился о них? И знаете, что интересно? Меня очень порадовала готовность этого человека рассмотреть это в себе, а затем спросить: а где сейчас я могу быть полезен?

Причина одиночества – уход внутрь себя, уход от связи с Богом, которая всегда предполагает готовность служить и отдавать себя. Я встречаю сегодня людей в преклонных годах, которые молоды душой, готовы отдавать себя. У нас есть замечательные старушки, которые служат Богу – идут помогать в наш центр работы с детьми. Они уже в большой немощи пребывают, но как же они служат, насколько готовы к жертвенному подходу, к пониманию, что ты сейчас можешь уподобиться Христу!

Или я встречаю нередко молодых мертвецов, которые зациклены на себе, ушли внутрь своего маленького мира, закрывая за собой двери и не пуская туда ни Бога, ни людей, и здесь, к сожалению, и спесивость, и высокомерие, и гордыня, и одиночество, и уныние как следствие того, что человек пребывает в состоянии страшного греха. Это лесть себе, это служение себе – кумир из самого себя (к сожалению, это беда сегодняшнего времени) и, как следствие, – неблагодарность: нет благодарности ни Богу, ни людям.

Вы подняли хорошую тему. Наверное, для нового года она очень актуальна. Насколько замечательные слова преподобного старца Паисия Святогорца созвучны вашему замечанию об этих людях в одиночестве: вспомните, как он рассуждает о пчелах и мухах. Я, к сожалению, сегодня наблюдаю печальную картину: люди часто замечают больше плохое – постоянно видят плохое во всем: в людях, во власти, в любой ситуации в жизни, в церкви, в священниках, в мирянах – в ком угодно… Где же место для Христа? А день прошел, неделя пролетела, год закончился. Пребывая в этом состоянии, человек чувствует себя всегда плохо. И вот он ищет навоз даже на цветущем поле и дышит парами этого болота. Но ведь важно поискать цветок и собрать нектар оттуда. Найди лучшее! День закончится – поищи хорошее, сделай что-нибудь доброе...

Я вспоминаю своего покойного духовника игумена Виссариона (Остапенко), духовника Троице-Сергиевой лавры. Он мне говорил: «Не смотри, кто как живет, – ты сам посмотри, что ты сделал хорошего, как послужил людям. Иди и старайся, и Бог будет с тобой, Он поможет тебе в этом служении». Что ты сделал хорошего для людей? Иди и делай – и не будет одиноко.

И не жди отдачи.

– Да. От Бога жди. И еще: невозможно быть хорошим для всех. Замечательно об этом писал святитель Феофан Затворник… Твоя позиция веры для кого-то может быть неприемлема. Ну и что, это повод остановиться? Ты за Христом идешь – служи и получи то, что должен получить сегодня ото всех: от тех, кто возле тебя или вдали от тебя, но главное – как Господь будет смотреть на твои дела: чем ты мотивирован, какова внутренняя основа твоих поступков, зачем ты это делаешь сейчас, чем ты движим?

Конечно, ты наблюдаешь в себе несовершенство. Воздыхай об этом, борясь и с тем недобрым, что есть в тебе. К сожалению, это так. Но поставь перед собой другие задачи, – а они есть в Евангелии, они были в прошлом году, они будут и в будущем году. Мы же просим Господа благословить нас на это лето, мы уже вступили в это лето, этот год уже вошел в нашу жизнь – с чем мы его пройдем? Мы будем за Христом идти, мы у Него испрашиваем благословение или погружаемся в глубину состояния мрака, злобности? Давайте замечать в людях лучшее, то лучшее, что в каждом из нас есть, и вот с этим «новым человеком» работать в новом году.

Так вот, желаю, дорогие братья и сестры, искать в новом году в себе нового человека, Христа: в ближнем своем, в каждом окружающем нас человеке, а с ветхим человеком в себе, конечно, вести борьбу. Научиться этому искусству непросто.

У нас говорят: «С Новым годом, с новым счастьем!», а в православном понимании какое это счастье – новое?

– Эти слова транслируют, конечно, вкладывая в них что-то хорошее... Но бывает, что человек нередко принимает только внешнюю сторону того, что считает для себя счастьем. Вот сегодня спрашивают человека: «Как тебе?». – «Мне комфортно». Такое интересное высказывание: «Комфортно». Не то чтобы надо уходить от того, что приятно, что ласковое, нежное, пушистое, просто ты не можешь только к одному этому стремиться – ведь есть еще и другие ценности в жизни: порой нужно, чтобы было трудно, сложно, чтобы были метель, ветер, преграды. Преодолевая их, начинаешь ценить руку Божию в жизни, понимаешь, что без Него ты не преодолеешь это. И ты просишь Его об этом.

Новое счастье предполагает присутствие в нашей жизни Бога, ведь Он – Источник счастья, а полнота счастья – только в Царствии Небесном (недаром высшую степень счастья мы называем блаженством). Желая счастья, я вкладываю в это понятие преодоление трудностей, – конечно, и семейные радости: куда же без них – это наша большая опора и поддержка в земной жизни. Но чтобы и там была жизнь, по слову преподобного Амвросия Оптинского, похожая на колесо телеги: только одной частью оно стоит на земле… Мы опираемся на землю, мы должны на ней стоять, мы люди, у нас душа и тело, но в целом человек должен быть устремлен к Небесному.

Мы не можем подойти к этому сразу, в одночасье, но мы учимся этому. Если сегодня, в первый день нового года, мы об этом счастье – о стремлении к Небу – не будем говорить, тогда какова же цена нашим словам? Мы только земное счастье полагаем для себя главным? И что вкладываем в смысл земного счастья? Только внешние блага?

Мы молимся об изобилии плодов земных. Мы сегодня молились об этом и за Литургией, но ведь мы об этом земном прошении говорим в конце ектеньи – начинаем с того, чтобы быть в мире друг с другом, соединиться во Христе, простить друг друга. Мы просим и об устроении нашего внутреннего человека, но не забываем и о внешнем, так что рассуждение о счастье должно быть с пониманием того, Кто нам его дает и что нам при этом нужно делать, чтобы войти в это счастье.

Мы говорили о прощении, о примирении со всеми – мне кажется, это нужно не только на Новый год. Как это – по-настоящему простить человека? Это тоже одна из проблем нашего общества: прощать мы не умеем – мы можем сказать «прощаю», а осадочек-то остается.

– В Евангелии сказано об условии общения Бога с человеком: если мы не прощаем нашего ближнего, мы не можем вступить в соединение с Богом – нет того, что называется «религией»: нет связи, союза, восстановления, воссоединения, живого диалога...

Да, когда укореняется в человеке злоба и ему трудно простить, он должен начать это делать: «Господи, помоги мне, дай мне силы простить ближнего». Как сказано в Священном Писании? Если ты не простишь, то будешь закрыт от Бога, ты не можешь получить прощение, ты не открываешься для Божией благодати – как к Чаше подойти? Мы же не причастимся тогда – или в суд и осуждение причастимся, если не будем прощать. Мы должны захотеть, понуждать себя и просить Бога о помощи. (Вот пришел ученик в первый класс, он уже ученик школы. Он еще не выпускник школы, но ему нельзя сказать: слушай, пойди и сдай вот этот предмет за 10-й или 11-й класс, – он не сможет этого сделать; но мы его и не ставим в такое положение, он постепенно к чему-то идет). Я хочу простить, я желаю этого, я пытаюсь, я прошу Бога о помощи и использую данные от Бога инструменты, призываю себя к этому...

А Новый год – еще одна возможность поставить перед собой задачу. Ведь если этого не сделать, если об этом себе не напоминать, можно вообще об этом забыть. У каждого из нас в жизни есть недоброжелатели.

Преподобный Иоанн Лествичник (позволю себе небольшое добавление, комментарий к сказанному) на все времена произнес: начинай молиться об этом человеке прежде, чем ты будешь молиться обо всех остальных людях, – и объясняет дальше, как это делать: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (называется имя) и святыми его молитвами помилуй мя, грешнаго». Вы знаете, как помогает, насколько в сердце растворяется злоба: мы начинаем молиться о человеке, мы просим Господа о милости – и, входя в этот год, мы уже желаем быть в мире с Богом и в сердце примириться с человеком (возможно, он не захочет с нами примириться, но тогда это будет уже его боль; мы не желаем ему этой боли, призываем его к миру, но если он не захочет сам примириться, тогда он будет оставаться в состоянии злобы – не дай Бог, конечно, но это уже его вопрос, а мы должны простить).

И еще есть замечательные слова у пророка Иезекииля. Он обращается к нам, и Господь через него говорит: не молчи, человек, говори тому, кто ошибается, чтобы он, услышав тебя (возможно, не сразу), в сердце положил твои слова, подумал на эту тему, пожил с этим... Как можно поздравлять с Новым годом и не пожелать мира и примирения с теми, кто возле нас? Хотя, возможно, они в эти часы и не услышали этого слова или сердечного импульса...

Трудности... Когда они возникают, зачастую есть такие побочные эффекты, как постоянное чувство тревоги (а сейчас это называется как угодно: стрессом, депрессией, и так далее). Как преодолевать трудности в наступающем году и при этом быть в мире хотя бы с самим собой?

– В Евангелии есть замечательное поучение, что ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. То, о чем вы говорите, – это сбой в помыслах человека… Как мы погружаемся в Евангельское слово? Мы начинаем хоть немножко усиливать свою духовную жизнь. Заметьте, эти правила на все времена одни и те же. Войдя в круг обихода церковной жизни, мы получаем от Господа силу, мы Его ставим на главное место: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем» – если этого не происходит, то человек выбивается из ритма, не настраивается на эту волну, не воспринимает то, что Господь готов ему дать.

Какие же это правила? Давайте их повторим в новом году. Воскресная служба: шесть дней трудись, седьмой – Господу Богу твоему. Так Господь все управил в этой жизни, что 6 дней ты трудишься – растрачиваешь, к сожалению, полученное, пополняешь это домашней молитвой, обращением к Богу (в принципе, в диалоге с Ним в течение дня). Но ведь ты должен открывать Священное Писание каждый день! Возможно, мы устали, возможно, у нас много различных обстоятельств, дел, но найти время и открывать Священное Писание надо обязательно каждый день – непременно хоть немножечко открывать и читать святоотеческие поучения. Я подчеркиваю: именно святоотеческие поучения, которые научают нас борьбе со страстями и взращиванию добродетелей. Пусть немножко.

Очень удобно читать «Мысли на каждый день…» святителя Феофана Затворника – они гениальные, потрясающие: настолько емко в небольшом формате!.. Как же удивительно он пишет...

Преподобный Паисий Святогорец, преподобные Оптинские старцы – их письма, святой Иоанн Кронштадтский… Я называю кого-то из этих святых, но это не все. Святитель Игнатий (Брянчанинов) – возможно, не для всех сразу. У него есть хорошее высказывание – он пишет, как важно найти литературу, которая соответствует сейчас твоему образу жизни, чтобы ты не унывал, если что-то не получается. Но ты должен читать: если этого мало в сердце, начинаешь унывать. Либо не ведешь борьбу с помыслами – и тогда входишь в состояние раздрая, не читая Евангелие, пропуская воскресные богослужения, не читая святых отцов, редко участвуя в таинствах. А оно должно быть частым, и необходимо регулярное общение с духовником – нужно находить время, чтобы непременно с ним советоваться, общаться. Если этого не происходит, человек, духовно неправильно что-то преодолевая, входит в состояние уныния, отчаяния, немирности, ему трудно воспринимать Божественные слова: он «не в теме», «не на волне», «не заточен» под это – в его сердце места для Христа мало или совсем нет.

Вот в чем беда. Нужно находить это место, ведь без понуждения себя к поиску оно будет заполняться другим – суетным, пустым, мелочным, и человек истощается: он себя опустошает, ему больно, трудно. Надо прийти к священнику поговорить: выстроить, систематизировать свою духовную жизнь в первую очередь. Поэтому, рассуждая о новолетии, желаю всем нам выстраивать нашу духовную жизнь – непременно искать совета у духовного наставника, искать на это время.

Я вспоминаю, как-то на одном из епархиальных собраний (это было несколько лет назад) Святейший Патриарх Кирилл сказал замечательные слова, обращаясь к пастырям нашего Первопрестольного града (но и ко всем тоже). Слова эти зафиксированы, они существуют, они живут полной жизнью совета. Он сказал: «Искать возможность уделять внимание пастве в вечернее время». Утром Литургия: порой нельзя исповедовать – такие моменты службы, когда нужно остановиться, нужно молиться. Надо искать возможность вечером для общения (для совета в вопросах семейной жизни, перспектив развития какого-то дела, для разрешения сомнений, смущений, для советов по литературе, которую стоит почитать).

Знаю храмы, куда люди спешат на беседу с пастырем. Да, не всегда получается прийти вечером, бывает короткий вдох и в утренние часы, но надо искать время хотя бы раз в месяц прийти к духовнику: посоветоваться с ним, обсудить важнейшие темы. Желаю всем в новом году искать возможности чаще общаться с духовником, со священником и советоваться в решении ваших задач – и внутренних, и внешних.

Огромное Вам спасибо за беседу. Мне кажется, сегодня мы подняли фундаментальные вещи и за это короткое время, думаю, все-таки их раскрыли. Ваши пожелания нашим телезрителям?

– Дорогие друзья, мы вступили в новый год. Желаю всем нам милости Божией и готовности слышать Божественное слово в нашем сердце, торопиться в храм. Призываю на всех вас Божие благословение, и с милостью Господней, которая обращается к нашему внутреннему человеку, постараемся пройти течение этого года с благодарностью к Спасителю и с желанием и готовностью быть полезными Ему, с готовностью служения в Церкви, получая то проникновенное и радостное, что вдохновляет нас на труды. Спаси Господи!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс