Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У нас сегодня особенный гость – духовник Свято-Алексеевского женского ставропигиального монастыря, педагог и член Союза писателей России… Отец Артемий, с праздником Вас!
– И духовников, и педагогов, и писателей сейчас немало. Но если «особенный», то только в том отношении, что в 1988 году в ночь на Рождество я был рукоположен в священный сан. И поэтому для меня этот праздник – самый радостный.
Батюшка, как появилось в Вашей жизни Рождество? Какие были Ваши первые ощущения?
– Я только продолжу ниточку своего повествования: эта Рождественская ночь в Покровском храме Московской духовной академии в 1988 году абсолютно затмила все мои прежние Рождественские впечатления. Когда я был диаконом, мне очень хотелось (хотя я никогда не почитал себя достойным священства): уж если будут рукополагать, то на Пасху. Хотелось быть «Пасхальным батюшкой» – искриться энергией любви. Но месяц, второй, третий, четвертый, пятый служу диаконом – и все без изменений. Как-то уже летом я вижу своего же ученика из семинарии – с крестом на груди, румянец на щеках, льняные кудри, весь просто светится, в подряснике идет как священник: «Вы уже батюшка?», – спрашиваю его. «Да – отец Арсений: поздравьте меня». – «А когда Вас рукоположили?» «На Пасху, как Вы видите». – И прямо от земли поднимается...
Я приехал диаконом за несколько часов до Рождественской службы в академический храм и облачен был в белый стихарь, как это полагается. И вот наконец ректор, Владыка, возлагает на меня, недостойного, руки. Я, коленопреклоненный, стою у престола, снисходит Божественная благодать, которая превращает диакона в священника. Я встаю с колен оглушенный, – и в это время ко мне подходит архимандрит Евлогий (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) и говорит первые слова после этого рождения в иереи: «Отец Артемий, а ведь Рождество – это малая Пасха». Не знаю, как глаза не выскочили из орбит, а уж сердце точно из грудной клетки хотело вырваться; видимо, Сам Господь послал тогда этому мудрому священнослужителю такие значимые для меня слова.
Малая Пасха… Действительно, многие так говорят: ведь не было бы Рождения Христа – не осуществилась бы эта тайна...
– Не было бы и Креста, не было бы и Воскресения. В этом смысле Рождественская ночь светозарна, она, как какой-то источник, вырывается из недр земли и заливает собою всю землю радостью: Бог стал Человеком, Бог воспринял, навечно усвоил Своему Божеству человеческое естество. В Христе Спасителе таинственно соединяются невидимое Божество и безгрешное, всесвятое человечество. И небо, и земля, и животные, и птицы, и растения – вся вселенная Христу Спасителю поет благодарственный гимн, который слышат пастыри: Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение.
Мы все сейчас разговляемся, а как быть в эти дни с Причастием? Можно и нужно ли поститься? Ведь и завтра большой день – попразднство...
– Святки! «Малые дети играют в прятки»... А возрастные мужи наподобие вас и всех, кто трудится на телеканалах «Спас», «Союз», конечно, стараются в эти праздничные дни чаще бывать в храме. Пост ведь – это относительная дисциплина, которая необходима, чтобы уцеломудрить наш дух, устремить наши помыслы к источнику Божественного света. Но ныне, когда Жених Церкви Богомладенец Христос с нами, сыны чертога брачного отлагают в сторону пост. Главное, не объедаться: для чего нам нужна еда? Для получения энергии, необходимой в служении людям и для доброго слова. Соответственно, если мы хотим на святки приобщиться Святых Таин, устав точно тот же, что и для Пасхальной Светлой Седмицы: накануне вечерком побыть на службе, после службы, предполагаю, уже чуть-чуть затянуть поясок. А днем накануне никто и ничто не препятствует нам разговляться, да еще и делиться вкусненьким с окружающими. Я, например, не люблю обедать один, честно вам скажу, и всегда стараюсь кого-то пригласить. По заповеди Христа – это непременно должен быть бедный, неимущий человек...
Часто спрашивают о волхвах: они шли, как мы знаем, за звездой Востока, и волхвы, в нашем понимании, – как колдуны; телезрителей интересует, какова их судьба – вот они принесли дары (золото, ладан и смирну), и что же дальше?
– Если раскрыть месячное (декабрьское) чтение житий святых Димитрия Ростовского, то мы найдем интереснейшие церковные предания, собранные в его повествовании. Посетите Музей изобразительных искусств – вы найдете там памятники религиозной западноевропейской живописи. Как только художники не одевали волхвов вследствие своей затейливой фантазии!
Нам известны их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. Есть одно Предание, что они пришли из разных частей света, хотя в большинстве своем древние комментаторы считают, что они пришли из Персии, Ирана, где, между прочим, находятся мощи пророка Даниила, предсказавшего, что 490 лет должно пройти от восстановления храма Соломонова до крещения Господня. Волхвы, поклонившись Христу, возрадовались радостью весьма великою, получили, как мы читаем у евангелиста Матфея, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою – прошли иной дорогой, обойдя Иерусалим. Впоследствии проповедовали Евангелие среди соплеменников, и есть свидетельство, что они пролили мученическую кровь за Христа.
А тем, кто хотел бы прикоснуться к нетленным мощам святых волхвов, я предлагаю два варианта. Первый – выехать в Кельн. Кельнский собор – это готическое чудесное здание, и в алтаре, который открыт, вы увидите золотой ковчег и мощи святых Валтасара, Мельхиора и Гаспара. Можно и в интернете посмотреть: «Кельн, мощи святых волхвов». Второй вариант (если нет шенгенской визы или другие обстоятельства препятствуют) – в нашем храме Всех Святых Алексеевского монастыря всегда эти мощи появляются на Рождество Христово – и несколько дней, я надеюсь, они будут доступны для поклонения. Конечно, это маленькие частицы, но есть один доброхот, который всегда нам дарует эту радость – возможность прикоснуться к цельбоносным мощам святых волхвов.
Славянское «волхв» все-таки не будем отождествлять с современным словом «колдун». Это ученый, это астроном, это тот, кто изучает течение светил. Поэтому если все-таки кому-то неприятно это наименование, давайте называть так: святые мудрецы с Востока.
Мы развеяли одно из заблуждений. Еще вопрос – о пастухах: они тоже поклонились Христу – какова была их судьба?
– Не слышал, чтобы церковное предание нам сохранило имена этих пастырей... Богу было угодно сокрыть их последующую историю. Ведь и волхвы, и пастыри символизируют собою лучших сынов человечества. Волхвы – это интеллектуалы, ученые… Пусть, слыша о волхвах, никто не произносит таких глупых фраз: «Вера и разум несовместимы», «я не могу вслепую верить, мне должно знать». Святитель Василий Великий, память которого мы празднуем 14 января, говорит, что вера рождается от разума: испытующий разум собирает всю информацию о красоте этого мира, познании Творца – а сердце на крыльях любви и молитвы возносит разум к постижению Святой Троицы.
А что касается пастырей – это простецы: люди с чистыми сердцами, чуждые зависти, лукавства, мнительности, обидчивости, злобы, люди, которые в глубинах своей души, созерцая красоту этого мира, носят естественное познание о Боге. Поэтому Евангельская история убеждает, что все, независимо от склада их души, призваны поклониться Господу Иисусу Христу – все племена, все нации, все люди, от младенцев до стариков.
Праздник Рождества – всемирный универсальный праздник, и Христос как будто из воловьей кормушки, где Он лежит на соломе, благословляет все сотворенные Им народы – не только евреев, которым давно уже пора всем принять Крещение (тем, кто считает себя происходящим от Авраама, Исаака, Иакова). Москва сейчас наполнена симпатичнейшими людьми: туркмены улицы подметают, таджики в «Ашанах» колясочки разводят, дагестанцы следят за порядком на улицах Москвы как милиционеры. Вся Азия в лице Валтасара, Гаспара и Мельхиора должна поклониться Иисусу Христу… И надо сказать, что китайцы уже близки к этому: хотя КПК достаточно бдительно следит за ментальностью народа, в воскресенье-то полтора миллиарда китайцев не работают – в воскресенье они находят счастье в кругу своей семьи и таким образом, сами того не понимая, чтут Христа Богомладенца.
Туда, я думаю, проповедь еще дойдет. И в Северной Корее недавно Владыка Иларион был, служил там.
– Уже дошла, поверьте. И в Сингапуре Владимир Владимирович заложил прекрасный храм.
Батюшка, в Москве самая настоящая рождественская обстановка, но у нас Новый год празднуется раньше, и многие говорят: почему нам не перейти на григорианский календарь, чтобы праздновать Рождество вместе со всеми Церквами 25 декабря (правда, есть те, которые празднуют вместе с нами) и в Новый год войти по-настоящему, без поста?
– Вы упомянули Церкви. Польская Поместная Церковь перешла на правильный солнечно-лунный юлианский календарь, астрономическая погрешность которого гораздо меньше, чем так называемого григорианского календаря. Прочие Поместные Церкви сейчас размышляют, что же они наделали в 1920-х годах, когда на них были очень сильные внешние воздействия со стороны светских властей: посетите все страны Европы, и вы увидите, до чего дошло это модернизированное Рождество. Например, в Англии – единственный человек, которому дозволено произнести раз в год имя Иисуса Христа, это английская королева. В ее рождественской телевизионной передаче она один раз может упомянуть об Иисусе Христе. Но что касается городских мероприятий, декора, то никто не может понять, что такое Рождество? Олени, зайчики, подарки, но о Личности Богочеловека Иисуса Христа, пришедшего в этот мир разогнать троллей, привидений, столь любимых потомками основателей английского народа, – ни слова: это под запретом.
Сейчас Россия – самая свободная в хорошем смысле, демократичная страна: и в светских школах, в учебных заведениях среднего и высшего порядка звучит: «С Рождеством Христовым!». Батюшки появляются как почетные гости…Празднование Рождества с Русской, Грузинской, Иерусалимской, Русской Зарубежной, Сербской Церковью – такие тенденции намечаются.
Но не будем ломать копья. Мне радостно слышать, что где-то в Европе (например, в Германии) вечером 24 декабря собираются семьями. Сейчас настолько разобщены и молодежь, и их родители, и в Германии, которая пожертвовала своим национальным самосознанием ради общеевропейских антиценностей, все-таки эта добрая традиция сегодня в силе: собираются за столом, беседуют – хоть видят друг друга, оторвавшись от компьютеров на малое время, а 25-го утром все по традиции дарят друг другу подарки. И то уже хорошо, что не пропадают в барах, пабах, что сидят дома, как-то налаживаются семейные связи. В странах, где, простите, уже третий пол узаконен и где женщина среднего возраста (я только что вернулся из Лондона) стесняется быть женственной, – уже неплохо, что этот праздник все-таки государственный. Хеллоуин все же весьма агрессивен, и все подобные безобразия в Европе просто наступают на пятки христианской традиции.
Есть такая фраза: «Семья жива, когда она вместе собирается за столом и когда все вместе молятся». Это же самое главное, что есть в нашей жизни?
– Не случайно русская традиция роднит обед и обедню, называя праздничную трапезу продолжением Божественной литургии. И, по счастью, в семьях, которые сложились в эти последние десятилетия, потихонечку возрождается утраченная в советское время чудесная домашняя локальная традиция.
А Вы колядки пели? Как у Вас было?
– Я в детстве никаких колядок не знал, а вот сегодня у меня так и вращается в уме: «Рождество Христово, ангел прилетел… Рождество Христово, песенку нам спел», и колядок множество. Самое главное, что колядовать – это не значит «колдовать», простите. И поделиться от сердца шоколадкой или конфеткой очень приятно для души: что ты спрятал, то пропало, что отдал – то твое.
Не понаслышке это знаю: приходишь колядовать, а тебя не понимают. Просто не понимают, что это такое. Наверное, это связано с тем, что традиция коляды больше с Украины…
– Если честно, то Великая, Малая и Белая Русь – едины. Сейчас в России трудится полтора миллиона честных украинцев-тружеников. Все они с детства прекрасно знают, что такое колядки. Но благодаря современным воскресным школам, благодаря приходам и общительности батюшек сегодня малые наши дети тоже об этом знают… Может быть, тинэйджеры, какие-нибудь 20-летние митрофанушки и парубки не слишком хорошо знакомы с этой темой… Но я много бываю на приходах (в преддверии Рождества меня приглашали в 3–4 подмосковных прихода) и вижу, что дети серьезно готовились к Рождеству.
Это непременно Вифлеемская звезда. И нужно иметь в виду, что это не пентаграмма, а восьмиконечная звезда – октаэдр: 8 лучей Вифлеемской звезды – это молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А замечательная традиция наших вертепов? Попутешествуйте сейчас с дорогим нашим телеканалом «Союз» (который, как пчелка, летает по полям наших приходов, и мы отдаем честь нашему трудолюбивому телеканалу) – и в каждом приходе вы что-то увидите: здесь ледяные фигуры – Иосиф Обручник, ледяной ослик, Матерь Божия Младенца Христа прижимает к Своему лону в путешествии в Египет, здесь – вертеп, сделанный руками самих детей. Очень интересно… Некоторые храмы и обители представляют просто целый мир рождественских забав, детских мероприятий, аттракционов. И в этом смысле фольклорная народная традиция (слава Тебе, Господи!) сейчас оживает.
Еще вопрос: все-таки почему Христос Родился так просто? До сих пор иудеи ждут своего мессию, как они его называют, и ждут его во славе, а мы знаем, что Он родился бедным: не в палатах, всего лишь в бедных яслях – как бедняк. Почему же это произошло?
– Если внимательно читать Ветхий Завет, мы найдем там все, что относится к истинному Мессии, Спасителю мира. И пророк Исаия нам поведает не только о распятии как о завершении подвига Христа... «Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Но в первых главах Книги пророка Исаии мы найдем и свидетельство о Богомладенце Иисусе Христе, о Его светлых очах, о том, что Он не ведает греха, свидетельство о бегстве Спасителя в Египет – у пророка сказано, как Спаситель, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет (легкое Облако – это Богоматерь), когда потряслись и упали все рукотворенные идолы, языческие статуи, заполонявшие эту страну.
Таким образом, Спаситель наш, свидетельствуемый пророками, родился в нищете, в изгнании, не в царских чертогах, но сделал это как смиреннейший и самый кроткий: Он призывает нас научиться от Него кротости и смирению. Спаситель усвоил Себе наши немощи, наши болезни, наши грехи, понес на Себе нашу вину, победив смерть Воскресением, поэтому Христа Спасителя не отвращается никто из малых мира сего, никто из терпящих болезни и страдания.
Но Христос прославляем и царями. По Преданию, восточные мудрецы Валтасар, Гаспар и Мельхиор, о которых мы говорили в начале передачи, были царского достоинства. Так что, сильные мира сего (судьи, прокуроры, премьер-министры, дипломаты и послы, богачи), взирайте на Богомладенца Христа и поймите, что блеск ваших алмазных копей, сребра и злата меркнет пред очами Господа, Который является Сокровищем каждой боголюбивой и разумной души. Никто не против трехэтажного коттеджа «у самого синего моря», но давайте будем и делиться избытками, излишками. Вот нашему телеканалу «Союз» уже 14 лет, он трудится 25 часов в сутки и, конечно, будет рад, дорогие друзья, и от вас принять рождественскую лепту: давно пора обновить наши камеры, нужен геликоптер, чтобы был вид сверху (и чтобы была видна моя лысина, за 31 год священства явившаяся уже сама собою).(Смеется.)
Батюшка, хочу Вас попросить, чтобы Вы особенно поздравили с большим праздником наших телезрителей.
– Я хочу пригласить еще и еще раз в эти Святочные дни каждого из наших телезрителей и их друзей и коллег в Божий храм – любой православный храм: он напоминает собой рождественский вифлеемский вертеп, иконы убраны лапником. Но самое главное не мандарины, которые висят на веточках елей, а Божественная литургия, причащение Святых Христовых Таин после короткой Исповеди: мы принимаем Самого Богомладенца в наше сердце, и оно становится Небом, мы восходим от земли к Божиему Престолу, и Господь, сияя в нас Своею любовью, дарует нам понимание жизни как ослепительного счастья и нескончаемого блаженства.
Записала:
Татьяна Муравьева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.